Этикет поведения. Урок-игра.
план-конспект урока (5 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Этикет поведения. Урок-игра.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение и систематизация знаний по теме «Этикет поведения».
ЗАДАЧИ:
1.Коммуникативная: развивать коммуникативно-речевые умения, овладеть нормами правописания и литературным произношением;
2. Культуроведческая: работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учащихся.
ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.
ВИД УРОКА: урок-игра
ТЕХНОЛОГИЯ: на игровой и диалоговой основах.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
1.карточки с заданиями, эмблемы,
2 игрушки с сигналами,
3.призы для награждения.
Ход урока
- Оргмомент
- Постановка цели урока
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату люди в калошах
Не будут входить никогда.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Распустятся фиалки,
Зимой придёт весна,
И в школьной раздевалке
Настанет тишина.
Пусть грубость исчезнет навеки.
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство
для грубых детей.
Мы продолжаем с вами работу по культуре поведения.
Но урок у нас сегодня необычный. Мы с вами проведем брейн-ринг.
На уроке присутствуют две команды: «Умники» и «Всезнайки».
Команды есть, а какая команда как называется, мы не знаем.
- Речевая разминка
1 этап.
А вот мы это с вами и выясним на первом этапе соревнования.
Победители будут называться командой «Всезнайки», вторая команда – «Умники».
Мы проведем с вами речевую разминку в виде соревнования.
У нас присутствует жюри, которое и будет судить нашу игру.
Прослушивание музыки «Все вместе»
Действительно, только все вместе вы можете победить в этой игре.
Начинаем соревнование
Конкурс 1.
1.Произнести как можно больше скороговорок.
2.Поставить ударение в словах.
3.Прочитать текст из скороговорок
4. Прочитать выразительно стихотворение.
4. Конкретизировать фразу:
-«На подоконнике стоял цветок»;
-« По улице бежала собака».
5. Тезис «Школьная форма нужна»:
-записать аргументы в поддержку этого тезиса,
-против тезиса.
6. Попробуйте заново рассказать сказку «Красная Шапочка», но при этом в сказке должен присутствовать новый персонаж – светофор.
7.Сочините историю про:
-собаку, которая жила в холодильнике;
-ворону, которая любила кататься на велосипеде.
8.Придумайте новый конец к сказке:
«Колобок»;
«Репка».
9. На тот случай, когда человек не знает, как нужно что-либо сделать, составляются специальные документы – инструкции. В них подробно и обстоятельно разъясняется, в какой последовательности, что выполнять. Сочините и вы для всех нуждающихся инструкцию:
1).как доить корову;
2).как правильно поймать в комнате муху.
(Конкурсы 7-9 - домашние заготовки)
10. Составить как можно больше слов из слова вежливость
На первом этапе победили….(подведение итогов конкурсов)
- Работа по теме урока
2 этап.
А теперь начинается брейн-ринг.
Правила игры: на обсуждение дается одна минута
Право ответить представляется команде первой подавшей звуковой сигнал в течение этой минут
1. Откуда пошел обычай снимать перчатки?
(С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!)
2.Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?
(Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!")
3.Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
(Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
(Увидев знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном.)
5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег?
(Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее "Здравствуйте!")
6. Как следует принимать подарки?
(Развернуть, порадоваться и поблагодарить.)
7. Как должна поступить девушка, после того, как придя к ней на день рождения, юноша подарил ей цветы?
(Поблагодарить и тут же поставить цветы в воду.)
8. Нужно ли дарить дарственную надпись на книге?
(Лучше надписать дарственную открытку и вложить её в книгу.)
9.Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?
(Допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд, или на последний автобус.)
10. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
(Лицом к сидящим.)
11. Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
(Юноше – обязательно, девушке, если у нее высокая или большая шляпа.)
12. Назвать несколько правил поведения
На улице:
- Перед тем, как выйти на улицу, посмотри в зеркало, всё ли в порядке в твоём костюме.
- Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. И не обижайся, если кто-нибудь не ответит по рассеянности на твоё приветствие.
- Здороваясь со старшими или девочкой, первым руки не протягивай. Подожди, пока это сделают они.
- Здороваясь, сними шапку и не надевай, пока не пожмёшь руку.
- Подавая руку, сними перчатку.
- Если навстречу идёт старший или девочка - посторонись и дай дорогу.
- Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его. Если он упадёт – помоги подняться.
- Садясь в трамвай, троллейбус или автобус, пропусти сначала в двери своего спутника или спутницу. Если подойдёт старушка или женщина с ребёнком, дай им пройти вперёд.
- Пробираясь к выходу из салона, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это и вернее, и вежливее.
- Желая обратить на что– нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем. Сумей сделать это взглядом, поворотом головы.
В гостях:
- Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице.
- Не входи в комнату, не постучавшись (не позвонив).
- Если пришёл не один, не проходи в дверь первым, а предложи пройти раньше твоему спутнику.
- Если пришёл с девочкой, открой дверь и отступи, дав ей пройти первой.
- Войдя в многолюдную комнату, не стремись обязательно поздороваться с каждым в отдельности. На это уйдёт немало времени. Лучше подай руку хозяину и хозяйке, а остальным скажи: « здравствуйте».
- Не садись, пока не сядут старшие.
- Если в комнату вошла девочка, встань, уступи ей своё место, а себе принеси другой стул.
- Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах - это и некрасиво и невежливо.
- Если в комнату вошёл старший, встань и не садись, пока он не сядет.
- Постарайся привыкнуть держать руки свободно - не подбоченивайся, не складывай их на груди. Видя, как ты принимаешь неестественные позы, каждый подумает: «Вот бедняга! Не знает, куда руки деть!»
- Если взрослый что-нибудь уронит, подними и подай.
За столом:
- Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
- Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти пищу, а потом ответь.
- Во время еды не прихлёбывай громко, не дуй на горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Ешь беззвучно.
- Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: тарелка будет выглядеть неряшливо, еда быстро остынет.
- Жареную или варёную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно, можно взять косточку пальцами и обглодать.
- Косточки из рыбы тоже можно вынимать не только вилкой, но и пальцами, придерживая корочкой хлеба. Пальцы при этом вытирают салфеткой.
- Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
- Не ешь с ножа - это некрасиво.
- Мягкие блюда ножом резать не надо. Их легко разломить вилкой.
- Нож держи в правой руке, вилку - в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь всё блюдо.
- Косточки от компота не выплёвывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту и положи косточку на блюдце.
- Если тебе что-нибудь нужно взять с блюдца или вазы, не тянись через весь стол, а тихо попроси соседа передать.
- Из общего блюда бери крайний тебе кусок, не выбирай. Ведь иначе ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
- Не допивай прямо с блюдца сок от компота.
- Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади, а положи их на свою тарелку.
- Не ставь, не спросив разрешения, свою грязную тарелку на грязную тарелку соседа.
- Когда пьёшь чай, не оставляй ложку в стакане: он может опрокинуться.
- Не сиди боком к столу - это некрасиво и невежливо.
За едой не читай: это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.
В транспорте:
1. Захожу в транспорт не спеша, придерживаясь очереди, не опережая всех.
2. Компостирую проездной талон.
3. В транспорте не толкаюсь, стараюсь не наступать людям на ноги, не облокачиваться на человека, которая стоит рядом, не толкать ее в спину.
4. Уступаю место старшим и девочкам, употребляя «волшебные» слова.
5. В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговариваю громко, не высовываюсь из окна, не мешаю пассажирам при выходе и на входе.
6. Выхожу в передние двери.
7. Показываю закомпостированный талон кондуктору.
8. Талон выкидываю всегда в урну.
13 . Игра «На одну букву»
1. Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “С”: (скромность, совестливость, сострадание, и т. д.)
2. Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “Д”: (достоинство, деликатность, доброта, дружба, доверие, душевность, доброжелательность)
14. Составить как можно больше слов из слова вежливость
4. Итог урока.
Подведение итога игры. Победила команда…
Молодцы, ребята.
Музыка «Дорогою добра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи урока:привлечь детей к народному творчест...
Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса
Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....
Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса
Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах....
Методическая разработка раздела "Этикет поведения в общественных местах"
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, а так же может быть использована учителями начальных классов, среднего звена, классными руководителями...
Родительский всеобуч "Этикет поведения ребёнка"
Беседа для родителей о воспитание культуры плведения...
Конспект занятия на тему: «Этикет поведения»
Цель: формирование представлений воспитанников об этикете и нравственных нормах.Задачи: - обучающая: знакомство воспитанников с понятием этикет, правилами старорусского и современного этикета, с русск...
Конспект занятия на тему: «Этикет поведения»
Цель: формирование представлений воспитанников об этикете и нравственных нормах.Задачи: - обучающая: знакомство воспитанников с понятием этикет, правилами старорусского и современного этикета, с русск...