Этикет поведения. Урок-игра.
план-конспект урока (5 класс)

Этикет поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-игра.59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Этикет поведения. Урок-игра.

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение и систематизация знаний по теме «Этикет поведения».

ЗАДАЧИ:

1.Коммуникативная: развивать коммуникативно-речевые умения, овладеть нормами правописания и литературным произношением;                            

2. Культуроведческая: работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учащихся.

ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.

ВИД УРОКА: урок-игра

ТЕХНОЛОГИЯ: на игровой и диалоговой основах.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:  

1.карточки с заданиями, эмблемы,

2 игрушки с сигналами,

3.призы для награждения.

Ход урока

  1. Оргмомент
  1. Постановка цели урока                                                                                                                            

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

 

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

                                                                                                                                                                                       

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

 

Распустятся фиалки,

Зимой придёт весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

 

Пусть грубость исчезнет навеки.

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке    

Лекарство

для грубых детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Мы продолжаем с вами работу по культуре поведения.

 Но урок у нас сегодня необычный.  Мы  с вами проведем брейн-ринг.

На уроке присутствуют две команды: «Умники» и «Всезнайки».

Команды есть, а какая команда как называется, мы не знаем.

  1. Речевая разминка

1 этап.

А вот мы это с вами и выясним на первом этапе соревнования.

Победители будут называться командой «Всезнайки», вторая команда – «Умники».

Мы проведем с вами речевую разминку в виде соревнования.

У нас присутствует жюри, которое и будет судить нашу игру.

Прослушивание музыки «Все вместе»

Действительно, только все вместе вы можете победить в этой игре.

Начинаем соревнование

Конкурс 1.

1.Произнести как можно больше скороговорок.

2.Поставить ударение в словах.

3.Прочитать текст из скороговорок

4. Прочитать выразительно стихотворение.

4. Конкретизировать фразу:

                      -«На подоконнике стоял цветок»;

                      -« По улице бежала собака».

5. Тезис «Школьная форма нужна»:

                      -записать аргументы в поддержку этого тезиса,

                     -против тезиса.

6. Попробуйте заново рассказать сказку «Красная Шапочка», но при этом в сказке должен присутствовать новый персонаж – светофор.

7.Сочините историю про:

                       -собаку, которая жила в холодильнике;

                        -ворону, которая любила кататься на велосипеде.

8.Придумайте новый конец к сказке:

                     «Колобок»;

                    «Репка».

9. На тот случай, когда человек не знает, как нужно что-либо сделать, составляются специальные документы – инструкции. В них подробно и обстоятельно разъясняется, в какой последовательности, что выполнять. Сочините и вы для всех нуждающихся инструкцию:

                       1).как доить корову;

                        2).как правильно поймать в комнате муху.

(Конкурсы 7-9  - домашние заготовки)

10. Составить как можно больше слов из слова вежливость

На первом этапе победили….(подведение итогов конкурсов)

  1. Работа по теме урока

2 этап.

А теперь начинается брейн-ринг.

Правила игры: на обсуждение дается одна минута

 Право ответить представляется команде первой подавшей звуковой сигнал в течение этой минут

1. Откуда пошел обычай снимать перчатки?

 (С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!) 

2.Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?

(Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!")

3.Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? 

(Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.)

 Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? 

(Увидев знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном.)

5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег? 

(Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее "Здравствуйте!")

 6.   Как следует принимать подарки?

(Развернуть, порадоваться и поблагодарить.)

  7.  Как должна поступить девушка, после того, как придя к ней на день рождения, юноша подарил ей цветы?

     (Поблагодарить и тут же поставить цветы в воду.)

 8.   Нужно ли дарить дарственную надпись на книге?

(Лучше надписать дарственную открытку и вложить её в книгу.)

 9.Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

(Допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд, или на последний автобус.)

10.  Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

(Лицом к сидящим.)

11.  Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

(Юноше – обязательно, девушке, если у нее высокая или большая шляпа.)

 12. Назвать несколько правил поведения

На улице:

  1. Перед тем, как выйти на улицу, посмотри в зеркало, всё ли в порядке в твоём костюме.
  2. Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. И не обижайся, если кто-нибудь не ответит по рассеянности на твоё приветствие.
  3. Здороваясь со старшими или девочкой, первым руки не протягивай. Подожди, пока это сделают они.
  4. Здороваясь, сними шапку и не надевай, пока не пожмёшь руку.
  5. Подавая руку, сними перчатку.
  6. Если навстречу идёт старший или девочка - посторонись и дай дорогу.
  7. Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его. Если он упадёт – помоги подняться.
  8. Садясь в трамвай, троллейбус или автобус, пропусти сначала в двери своего спутника или спутницу. Если подойдёт старушка или женщина с ребёнком, дай им пройти вперёд.
  9. Пробираясь к выходу из салона, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это и вернее, и вежливее.
  10. Желая обратить на что– нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем. Сумей сделать это взглядом, поворотом головы.

В гостях:

  1. Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице.
  2. Не входи в комнату, не постучавшись (не позвонив).
  3. Если пришёл не один, не проходи в дверь первым, а предложи пройти раньше твоему спутнику.
  4. Если пришёл с девочкой, открой дверь и отступи, дав ей пройти первой.
  5. Войдя в многолюдную комнату, не стремись обязательно поздороваться с каждым в отдельности. На это уйдёт немало времени. Лучше подай руку хозяину и хозяйке, а остальным скажи: « здравствуйте».
  6. Не садись, пока не сядут старшие.
  7. Если в комнату вошла девочка, встань, уступи ей своё место, а себе принеси другой стул.
  8. Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах - это и некрасиво и невежливо.
  9. Если в комнату вошёл старший, встань и не садись, пока он не сядет.
  10. Постарайся привыкнуть держать руки свободно - не подбоченивайся, не складывай их на груди. Видя, как ты принимаешь неестественные позы, каждый подумает: «Вот бедняга! Не знает, куда руки деть!»
  11. Если взрослый что-нибудь уронит, подними и подай.

За столом:

  1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
  2. Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти пищу, а потом ответь.
  3. Во время еды не прихлёбывай громко, не дуй на горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Ешь беззвучно.
  4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: тарелка будет выглядеть неряшливо, еда быстро остынет.
  5. Жареную или варёную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно, можно взять косточку пальцами и обглодать.
  6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать не только вилкой, но и пальцами, придерживая корочкой хлеба. Пальцы при этом вытирают салфеткой.
  7. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
  8. Не ешь с ножа - это некрасиво.
  9. Мягкие блюда ножом резать не надо. Их легко разломить вилкой.
  10. Нож держи в правой руке, вилку - в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь всё блюдо.
  11. Косточки от компота не выплёвывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту и положи косточку на блюдце.
  12. Если тебе что-нибудь нужно взять с блюдца или вазы, не тянись через весь стол, а тихо попроси соседа передать.
  13. Из общего блюда бери крайний тебе кусок, не выбирай. Ведь иначе ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
  14. Не допивай прямо с блюдца сок от компота.
  15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади, а положи их на свою тарелку.
  16. Не ставь, не спросив разрешения, свою грязную тарелку на грязную тарелку соседа.
  17. Когда пьёшь чай, не оставляй ложку в стакане: он может опрокинуться.
  18. Не сиди боком к столу - это некрасиво и невежливо.

За едой не читай: это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

                                                  В транспорте:
1. Захожу в транспорт не спеша, придерживаясь очереди, не опережая всех.
2. Компостирую проездной талон.
3. В транспорте не толкаюсь, стараюсь не наступать людям на ноги, не облокачиваться на человека, которая стоит рядом, не толкать ее в спину.
4. Уступаю место старшим и девочкам, употребляя «волшебные» слова.
5. В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговариваю громко, не высовываюсь из окна, не мешаю пассажирам при выходе и на входе.
6. Выхожу в передние двери.
7. Показываю закомпостированный талон кондуктору.
8. Талон выкидываю всегда в урну.

13 . Игра «На одну букву»

       1. Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “С”:  (скромность, совестливость, сострадание, и т. д.) 

    2.  Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “Д”:   (достоинство, деликатность, доброта, дружба, доверие, душевность,  доброжелательность)

14. Составить как можно больше слов из слова вежливость

4.  Итог урока.

Подведение итога игры. Победила команда…

Молодцы, ребята.

Музыка «Дорогою добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса

Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса

Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах....

Методическая разработка раздела "Этикет поведения в общественных местах"

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, а так же может быть использована учителями начальных классов, среднего звена, классными руководителями...

Родительский всеобуч "Этикет поведения ребёнка"

Беседа для родителей о воспитание культуры плведения...

Конспект занятия на тему: «Этикет поведения»

Цель: формирование представлений воспитанников об этикете и нравственных нормах.Задачи: - обучающая: знакомство воспитанников с понятием этикет, правилами старорусского и современного этикета, с русск...

Конспект занятия на тему: «Этикет поведения»

Цель: формирование представлений воспитанников об этикете и нравственных нормах.Задачи: - обучающая: знакомство воспитанников с понятием этикет, правилами старорусского и современного этикета, с русск...