Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
материал по русскому языку (5 класс) по теме

 

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Задачи  урока:

  • привлечь детей к народному творчеству;
  • создать на уроке атмосферу интереса к фольклору,
  • восхищения ее прекрасной природой через  сказки и  музыку;
  • вызвать активную эмоциональную реакцию;
  • познакомить с клавишными и струнными инструментами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx24.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мухаметзянова Альбина Закиулловна-учитель русского языка и литературы

Интегрированный урок – игра «Русские сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Цели:

Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения;

Формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших;

Знакомство с особенностями клавишных и струнных инструментов;

Развитие навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки.

Задачи:

привлечь детей к народному творчеству;

создать на уроке атмосферу интереса к фольклору,

восхищения ее прекрасной природой через  сказки и  музыку;

вызвать активную эмоциональную реакцию;

познакомить с клавишными и струнными инструментами.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, иллюстрации сказок

Ход урока 

I. Вступительная часть

Построение

Вход под музыку

Музыкальное приветствие

Задача: развивать слуховую дифференциацию на несловесном материале; формировать умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков.

1.Объявление темы

2.Сообщение цели урока:

Сегодня мы научимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что-то не удовлетворяет в его поведении, вежливо отказывать в просьбе. Если не хотим или не можем ее воплотить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять  друг друга с праздником. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета.

3. Словарная работа

Этикет – это установленный порядок поведения форм обхождения (запись на доске и в тетрадях)

В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по слогам.

Итак, самая главная задача нашего необычного, праздничного урока – научиться по  - доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:

Если кто-то загрустит,

Ты его не оставляй,

Добрым словом, добрым делом

Утешай и помогай!

Среди невезенья иного,

Среди невеселого дня

Скажи мне доброе слово,

И слово утешит меня.

4.Звучит 1 куплет песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать…»

5.Урок проходит в форме соревнования между  разновозрастных команд, в каждой из которых поровну первоклассников и пятиклассников.

Представляем участникам капитанов (5кл) и юнг (1 кл)

Конкурс I: «Давайте говорить друг другу комплименты»

(Выясняем значение и написание слова комплимент) 

Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы,  выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв

- Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова?  Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев

(Представление членов жюри в масках Кощея, Бабы-Яги, Золушки).

Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему или ей приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 -  для Кощея; 2 – для Бабы Яги; 3 – для Золушки

Знак  «минус» используйте, если комплимент не подходит никому.

(Читаются все комплименты, а дети сигнализируют карточками)

1.Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь (2)

2.Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая (3)

3.Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться (-)

4.Ты так долго живешь на свете, и ты, наверняка, много видел (1)

- Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, и делайте это как можно чаще!

Конкурс II «Вежливая критика»

- Наверное, вам не раз приходилось высказывать свое мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки «Лиса и Журавль» пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому – второе.

(Юнги каждой команды дадут ответ карточками с изображением героев сказки).

1.Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде (Журавль)

2.Уже не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж  не просите, не приду. (Лиса)

- Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики:

1.Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

2.Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.

3.Ну, ребята, вы оба не правы, и мучить я вас не буду( - )

- Надеюсь, что вы поняли, что критика тоже может и должна доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка «Лиса и Журавль»? К какому типу народных сказок она относится? (Сказки о животных)

Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?

Конкурс III «Утешители»

- Представляете, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку.

(Запись или песня Колобка в исполнении   ученика)

Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер.

1.Горе не беда – с кем не была.

2.Нет худа без добра.

3.Наши лепешки тоже поели кошки.

- Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы – эти маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить  применять в жизни.

Конкурс IV: «Конкурс юнг»

- Дорогие юнги – салажата, к вам попала записка для ослика Иа – Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать её. Для этого напишите на доске через запятую номера предложений утешительной записки:

1.Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!

2.Полно печалиться, дело поправится.

3.Стоит ли переживать из-за таких пустяков!

4.Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдем твою потерю.

5.Нечего искать иголку в стоге сена.

 Правильный ответ – 1,2,4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему.

Ответами 3,5 ты не только не утешишь Иа-Иа, но и обидишь его.

Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написать цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов!

А из какой сказки ослик Иа-Иа? Кто её автор?

Конкурс V: «Конкурс капитанов»

- Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных морских волков, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы, конечно, помните былину «Садко». Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство и Царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы  не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Запишите номер на доске и объясните, почему вы предпочли такой отказ?

1.Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!

2.О, подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.

3.Благодарю тебя, о, великий Царь, прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, т.к. ждут меня на земле друзья и невеста.

/комментарии к ответам детей:

1.Царь рассердится на тебя и бросит в темницу, подумай, как ответить ему в следующий раз.

2.Ты не убедил Царя, он не понял, почему ты не можешь остаться.

3.Ты убедил Царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье/

Звучит «Полька Карабас»

- Только что прошла музыкальная пауза, теперь настало время поговорить о музыке и музыкальных инструментах.

Ответьте на вопросы:

1.Какие музыкальные инструменты звучали сегодня на уроке? (ГИТАРА, ПИАНИНО)

2.К какому виду инструментов относится пианино (КЛАВИШНЫЕ), гитара (СТРУННЫЕ)

3.Какие еще струнные инструменты вы знаете? А клавишные?

4.Какой старинный струнный инструмент упоминался сегодня в заданиях? (ГУСЛИ)

5.Как называли людей, игравших на гуслях? (ГУСЛЯРЫ)

6.Как называли людей, исполняющих музыкальные произведения на пианино? Гитаре?

(Запись на доске, повторение хором: пианист, гитарист)

7.Как образовались эти слова? (при помощи суффикса – ИСТ-) Приведите примеры слов, называющих лиц по профессии, с таким суффиксом –ИСТ- (БАЯНИСТ,ТРАКТОРИСТ)

8.Какие еще виды инструментов, кроме струнных и клавишных, вы знаете? (ДУХОВЫЕ, УДАРНЫЕ)

9.Что получится, если объединить вместе музыкальные инструменты разных видов? (ОРКЕСТР, АНСАМБЛЬ).

Сейчас послушаем песню про Буратино. По мотивам какой известной сказки она написана?

Конкурс VI «Музыкальный»

- Послушаем музыкальные вступления к песенкам сказочных героев и по характеру музыки попытаемся определить, чью песенку мы сейчас услышим.

Конкурс VII «Поздравления»

- Папа Карло решил написать поздравительные письма  к женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик». Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться:

1.Достопочтенная……..!Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой, щедрой. Как и 300 лет назад. Вы по-прежнему обаятельны. Так держать!

Ваш преданный друг Карло.

2.Изобретательная……!Поздравляю Вас с женским днём! Желаю  Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезет с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион.

Поклонник Ваших талантов Карло.

3.Милая………! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин!  Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а еще – сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино, и Пьеро.

Целую тебя. Папа Карло.

(1 – Тортила, 2 – Лиса Алиса, 3 – Мальвина)

- В поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком.

 - А теперь последнее, внеконкурсное,  задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идете к ней в гости, напевая весёлую песенку.

Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку. (Раздаем индивидуальные задания, ребята должны выделить предложения, которые с их точки зрения, больше всего подходят для поздравления. Кроме того, нужно вставить пропущенные в словах буквы и пояснить орфограммы. Тем временем первоклассники рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились бабушке Красной Шапочки).

Подведение итогов

Зачитывание нескольких лучших поздравлений, рассмотрим открытки малышей.

- Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев,. Научились вежливо общаться друг с другом, познакомились с жанром музыкальной сказки, вспомнили орфограммы ( ведь грамотно писать поздравления просто НЕОБХОДИМО!), узнали значение и правописание слов (хором по слогам): ЭТИКЕТ, КОМПЛИМЕНТ, ПИАНИСТ, ГИТАРИСТ, ГУСЛЯР.

- Что такое комплимент? Этикет?

А еще нарисовали прекрасные открытки для бабушки Красной Шапочки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а все это просто необходимо, чтобы стать настоящим другом.

 - Давайте на прощание прослушаем добрую и задорную песенку из любимого мультфильма «Приключения кота Леопольда», которая учит нас добру и умению дружить.

 - Спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Интегрированный урок русской, казахской литературы и музыки. "Времена года". 6 класс

Данный урок способствует творческому развитию учеников, знакомит со стихами лучших поэтов России и Казахстана....

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин" и одному из лучших исполнителей партии Ленского С.Я. Лемешеву...

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки

Урок на основе рассказа К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы"...