Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
Задачи урока:
- привлечь детей к народному творчеству;
- создать на уроке атмосферу интереса к фольклору,
- восхищения ее прекрасной природой через сказки и музыку;
- вызвать активную эмоциональную реакцию;
- познакомить с клавишными и струнными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 24.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мухаметзянова Альбина Закиулловна-учитель русского языка и литературы
Интегрированный урок – игра «Русские сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
Цели:
Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения;
Формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших;
Знакомство с особенностями клавишных и струнных инструментов;
Развитие навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки.
Задачи:
привлечь детей к народному творчеству;
создать на уроке атмосферу интереса к фольклору,
восхищения ее прекрасной природой через сказки и музыку;
вызвать активную эмоциональную реакцию;
познакомить с клавишными и струнными инструментами.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, иллюстрации сказок
Ход урока
I. Вступительная часть
Построение
Вход под музыку
Музыкальное приветствие
Задача: развивать слуховую дифференциацию на несловесном материале; формировать умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков.
1.Объявление темы
2.Сообщение цели урока:
Сегодня мы научимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что-то не удовлетворяет в его поведении, вежливо отказывать в просьбе. Если не хотим или не можем ее воплотить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета.
3. Словарная работа
Этикет – это установленный порядок поведения форм обхождения (запись на доске и в тетрадях)
В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по слогам.
Итак, самая главная задача нашего необычного, праздничного урока – научиться по - доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:
Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай!
Среди невезенья иного,
Среди невеселого дня
Скажи мне доброе слово,
И слово утешит меня.
4.Звучит 1 куплет песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать…»
5.Урок проходит в форме соревнования между разновозрастных команд, в каждой из которых поровну первоклассников и пятиклассников.
Представляем участникам капитанов (5кл) и юнг (1 кл)
Конкурс I: «Давайте говорить друг другу комплименты»
(Выясняем значение и написание слова комплимент)
Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв
- Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев
(Представление членов жюри в масках Кощея, Бабы-Яги, Золушки).
Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему или ей приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 - для Кощея; 2 – для Бабы Яги; 3 – для Золушки
Знак «минус» используйте, если комплимент не подходит никому.
(Читаются все комплименты, а дети сигнализируют карточками)
1.Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь (2)
2.Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая (3)
3.Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться (-)
4.Ты так долго живешь на свете, и ты, наверняка, много видел (1)
- Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, и делайте это как можно чаще!
Конкурс II «Вежливая критика»
- Наверное, вам не раз приходилось высказывать свое мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки «Лиса и Журавль» пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому – второе.
(Юнги каждой команды дадут ответ карточками с изображением героев сказки).
1.Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде (Журавль)
2.Уже не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса)
- Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики:
1.Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.
2.Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
3.Ну, ребята, вы оба не правы, и мучить я вас не буду( - )
- Надеюсь, что вы поняли, что критика тоже может и должна доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка «Лиса и Журавль»? К какому типу народных сказок она относится? (Сказки о животных)
Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?
Конкурс III «Утешители»
- Представляете, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку.
(Запись или песня Колобка в исполнении ученика)
Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер.
1.Горе не беда – с кем не была.
2.Нет худа без добра.
3.Наши лепешки тоже поели кошки.
- Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы – эти маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить применять в жизни.
Конкурс IV: «Конкурс юнг»
- Дорогие юнги – салажата, к вам попала записка для ослика Иа – Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать её. Для этого напишите на доске через запятую номера предложений утешительной записки:
1.Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!
2.Полно печалиться, дело поправится.
3.Стоит ли переживать из-за таких пустяков!
4.Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдем твою потерю.
5.Нечего искать иголку в стоге сена.
Правильный ответ – 1,2,4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему.
Ответами 3,5 ты не только не утешишь Иа-Иа, но и обидишь его.
Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написать цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов!
А из какой сказки ослик Иа-Иа? Кто её автор?
Конкурс V: «Конкурс капитанов»
- Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных морских волков, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы, конечно, помните былину «Садко». Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство и Царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Запишите номер на доске и объясните, почему вы предпочли такой отказ?
1.Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
2.О, подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.
3.Благодарю тебя, о, великий Царь, прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, т.к. ждут меня на земле друзья и невеста.
/комментарии к ответам детей:
1.Царь рассердится на тебя и бросит в темницу, подумай, как ответить ему в следующий раз.
2.Ты не убедил Царя, он не понял, почему ты не можешь остаться.
3.Ты убедил Царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье/
Звучит «Полька Карабас»
- Только что прошла музыкальная пауза, теперь настало время поговорить о музыке и музыкальных инструментах.
Ответьте на вопросы:
1.Какие музыкальные инструменты звучали сегодня на уроке? (ГИТАРА, ПИАНИНО)
2.К какому виду инструментов относится пианино (КЛАВИШНЫЕ), гитара (СТРУННЫЕ)
3.Какие еще струнные инструменты вы знаете? А клавишные?
4.Какой старинный струнный инструмент упоминался сегодня в заданиях? (ГУСЛИ)
5.Как называли людей, игравших на гуслях? (ГУСЛЯРЫ)
6.Как называли людей, исполняющих музыкальные произведения на пианино? Гитаре?
(Запись на доске, повторение хором: пианист, гитарист)
7.Как образовались эти слова? (при помощи суффикса – ИСТ-) Приведите примеры слов, называющих лиц по профессии, с таким суффиксом –ИСТ- (БАЯНИСТ,ТРАКТОРИСТ)
8.Какие еще виды инструментов, кроме струнных и клавишных, вы знаете? (ДУХОВЫЕ, УДАРНЫЕ)
9.Что получится, если объединить вместе музыкальные инструменты разных видов? (ОРКЕСТР, АНСАМБЛЬ).
Сейчас послушаем песню про Буратино. По мотивам какой известной сказки она написана?
Конкурс VI «Музыкальный»
- Послушаем музыкальные вступления к песенкам сказочных героев и по характеру музыки попытаемся определить, чью песенку мы сейчас услышим.
Конкурс VII «Поздравления»
- Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик». Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться:
1.Достопочтенная……..!Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой, щедрой. Как и 300 лет назад. Вы по-прежнему обаятельны. Так держать!
Ваш преданный друг Карло.
2.Изобретательная……!Поздравляю Вас с женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезет с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион.
Поклонник Ваших талантов Карло.
3.Милая………! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а еще – сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино, и Пьеро.
Целую тебя. Папа Карло.
(1 – Тортила, 2 – Лиса Алиса, 3 – Мальвина)
- В поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком.
- А теперь последнее, внеконкурсное, задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идете к ней в гости, напевая весёлую песенку.
Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку. (Раздаем индивидуальные задания, ребята должны выделить предложения, которые с их точки зрения, больше всего подходят для поздравления. Кроме того, нужно вставить пропущенные в словах буквы и пояснить орфограммы. Тем временем первоклассники рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились бабушке Красной Шапочки).
Подведение итогов
Зачитывание нескольких лучших поздравлений, рассмотрим открытки малышей.
- Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев,. Научились вежливо общаться друг с другом, познакомились с жанром музыкальной сказки, вспомнили орфограммы ( ведь грамотно писать поздравления просто НЕОБХОДИМО!), узнали значение и правописание слов (хором по слогам): ЭТИКЕТ, КОМПЛИМЕНТ, ПИАНИСТ, ГИТАРИСТ, ГУСЛЯР.
- Что такое комплимент? Этикет?
А еще нарисовали прекрасные открытки для бабушки Красной Шапочки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а все это просто необходимо, чтобы стать настоящим другом.
- Давайте на прощание прослушаем добрую и задорную песенку из любимого мультфильма «Приключения кота Леопольда», которая учит нас добру и умению дружить.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)
Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...
Интегрированный урок русской, казахской литературы и музыки. "Времена года". 6 класс
Данный урок способствует творческому развитию учеников, знакомит со стихами лучших поэтов России и Казахстана....
Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"
Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...
Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"
Урок посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин" и одному из лучших исполнителей партии Ленского С.Я. Лемешеву...
Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки
Урок на основе рассказа К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы"...