Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса
классный час на тему
Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_etiket_povedeniya_dlya_2_klassa.docx | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы
___________ Л.А. Бобкова
«____» ____________ 2013г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ»
НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
(для учащихся 2 – класса)
Руководитель кружка
Тимофеева Н.В.
Этикет поведения и общения
Основной целью обучения учащихся культуре обращения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.
Коммуникативное поведение – это совокупность норм и традиций общения.
Адекватное коммуникативное поведение – это поведение соответствующее принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным.
Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? Как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? Как эффективнее?).
Основные задачи:
- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
- обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного поведения в различных ситуациях.
Пояснительная записка
Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение гругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдается игре, т.к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия (содержание) | Дата проведения 2 - класс |
1 | - Беседа по вопросам:
| |
- Чтение и обсуждение произведения Сухомлинского "Красивые слова и красивые дела", "Он возненавидел красоту"
| ||
2 | - Обсуждение С. Баруздин "Бревно":
- Обобщение по вопросам:
| |
3 | - Решение ситуативных задач и различных разделов 1 класса (на усмотрение учителя):
| |
4 | - Чтение и обсуждение произведений Сухомлинского "Жестокость", "Мальчики развлекаются"
- Осеева "Хорошее", "Потерянный день". | |
- Г. Остер "Зарядка для хвоста", решение ситуативных задач на основе этого отрывка. | ||
5 | - Беседа:
| |
- Чтение и обсуждение произведений с целью найти сходство и различие между другом товарищем А. Барто "По дороге в класс", Б Гримм "Соломинка, уголь, боб", Пермян "Бумажный змей", Сумолинский "Мальчик с больным сердцем" | ||
6 | - Работа в группах "Расшифруй пословицу" | |
- Работа в тетрадях:
- Анализ и обобщение. | ||
- Чтение сочинений-миниатюр "Мой друг". | ||
7 | - Игра "Расколдуй мальчика" на основе чтения и обсуждения произведения В. Сухомлинского "Человек с каменным сердцем". | |
- Чтение и обсуждение Н. Чубаевский "Одинаковые", А. Барто "Требуется друг", Беганская "Дежурная". | ||
8 | - Игра "Что я скажет мне друг, если…", "Что скажу я другу, если…" (Дети предлагают ситуации для обсуждения ______ забыл ручку, упал, обидел кого-либо, и т.д.). | |
- Беседа:
- Чтение и обсуждение произведений Р. Зеленая С. Иванов "Опасная парочка", сказка "Заяц-хваста". | ||
9 | - Работа с определением понятия "Скромность". - Обсуждение стихотворения А. Барто "Жадный Егор", Гаршин "лягушка-путешественница". | |
- Расшифруй изречение. | ||
- Чтение и обсуждение произведений Сухомлинский "Почему голуби прилетели к Олегу", А. Гайдар "Совесть". - Работа с понятием "поступок". | ||
10 | - Игра "Оцени поступок". | |
- Беседа по вопросам:
| ||
11 | - Работа в группах (дети составляют таблицу: делят тетради на две части и записывают в одну часть к чему приводит недисциплинированность, в другую – чему помогает дисциплинированность). - Обобщаем работу в группах. - Работа по вопросам:
- Обсуждение рассказа В. Сухомлинского "Бросили слово на ветер". | |
12 | - Индивидуальная работа в тетради. Дети анализируют свои дела и поступки и составляют программу "Что я могу изменить". | |
- Беседа по вопросам:
| ||
13 | - Чтение и обсуждение произведений В. Сухомлинский "А сердце тебе ничего не приказало?", нанайская сказка "Айога", татарская сказка "Три сестры", Осеева "Сыновья" | |
14 | - Составление правил взаимоотношения в семье. - Сопоставление правил дружбы с правилами поведения в семье. | |
- Рисуем портрет семьи. | ||
15 | - Беседа по вопросам:
- Игра "Расшифруй пословицу и объясни". | |
- Игра "Расскажи или покажи чем любят заниматься члены вашей семьи". | ||
16 | - Беседа по вопросам:
- Чтение произведений Сухомлинского "Бабушка отдыхает", "Дедушка и Андрейка". - Обсуждение этих произведений: выделение положительного и отрицательного. | |
- Дети приводят примеры из собственной жизни. | ||
- Сочинение-миниатюра "Мои бабушка и дедушка". | ||
17 | - Беседа по вопросам:
| |
- Посещение больного. Обсуждение произведений "Шар в окошке", "Товарищи", Осеева "Навестила", Н. Купина "Выздоравливайте поскорее" - Дружеские и деловые "В гостях" по А. Митту. | ||
18 | - Инсценирование:
| |
- Выводим общие требования к деловым и дружеским визитам. - Игра "проверь себя". | ||
19 | - Обсуждение стихотворения Д. Хареса, Н. Гарнета "Допиши стихотворение", "Сходили в гости" | |
- Работа с пословицей. - Игры:
| ||
20 | - Составление программы праздника. | |
21 | - Беседа по вопросам:
- Работа в тетрадях: схематичное изображение расположения различных предметов сервировки. | |
- Работа в группах (сервировка стола к чаю). | ||
22 | - Историческая справка о первых тарелках и салфетках. - Рассказ учителя о разновидностях салфеток. | |
- Работа с салфетками. | ||
23 | - Беседа по вопросам:
- Обобщающее слово учителя о подарках. - Чтение и обсуждение рассказа по Прокофьевой "Что надо дарить". | |
- Обсуждение инструкции "Как не надо дарить подарки". - Каким должен быть подарок. - Составление правил:
| ||
- Игра "Подарите мне подарок":
| ||
24 | - Беседа по вопросам:
| |
- Выявляем основные отличительные черты устной речи. - Знакомство и анализ стихотворения А. Барто "Увлекательная речь":
| ||
25 | - Представьте себя на месте Бори и попробуйте убедить ребят в том. что нужно привлечь скворцов в школьный сад. (работа в группах или парах) | |
- Беседа по вопросам:
- Чтение текста и обсуждение Н. Купина "Знакомьтесь, пожалуйста". - Беседа после чтения:
| ||
26 | - Работа в группах (инсценирование различных ситуаций):
| |
27 | - Беседа по вопросам:
- Знакомство со стилями речи. - Назначение различных стилей речи. | |
- Игра "Угадай стиль" (учитель читает небольшие отрывки, дети должны угадать к какому из стилей они относятся). | ||
28 | - Беседа по вопросам:
| |
- Составление различных вариантов успешного приглашения (учитываем содержания и тон). - Решение ситуативной задачи. - Произносить свои варианты приглашения. - Составляем различные варианты письменного приглашения и его составных частях (обращения текст приглашения подпись). - Обсуждаем варианты обращения приглашения. | ||
| ||
29 | - Беседа по вопросам:
- Рассказ учителя о стране "Забвения", где люди забыли обо всех правилах, потому что их заколдовала злая волшебница. Волшебница сделала так, что никто посторонний не может туда попасть, но чары рассеются, если каким-то образом туда попадут все те понятия, качества, которые характеризуют воспитанного человека. (можно предложить отправить эти понятия на воздушном змее, на снежинках, корабликах и т.д.) | |
- Дети составляют обобщение правила
| ||
30 | - Беседа по вопросам:
| |
- О каких общественных местах мы говорили с вами в группах. - Работа в группах (каждая группа получает задания написать правила поведения в одном из общественных мест, изученных в 1 классе). | ||
- Беседа по вопросам:
- Рассказ учителя о первых музеях. | ||
31 | - Ситуации для обсуждения (решение этих ситуаций предлагает выведение правил):
| |
- Игра "В музее" (работа в группах; каждая группа выбирает музей и обыгрывает поведение в музее). | ||
32 | - Беседа по вопросам:
| |
- Ситуации для обсуждения:
| ||
- Игра "Найди ошибку". - Игра "В магазине" (продовольственный – сделай покупку различных продуктов, промышленный – обратись за помощью в выборе товара, самообслуживание – выбери нужный тебе товар). | ||
33 | - Беседа по вопросам:
- Чтение и обсуждение произведений М. Пришвина "Беречь и охранять природу", А. Барто "Весення прогулка", Сухомлинский "Стыдно перед Соловушкой". | |
- Составляем правила поведения на природе. - Сообщение учителя о загрязнении природы. - Знакомство с Красной книгой. | ||
- Игра "Проверь себя". | ||
34 | - Беседа по вопросам:
| |
- Чтение и обсуждение отрывка из книги Л. Лихачева "Уроки этикета" - Найди ошибки, которые допустили ребята. - Игра "Проверь себя". - Чтение и обсуждение стихотворения О. Бедарева "Азбука безопасности". | ||
- Игра "Выбери правильный ответ". - Работа с правилами поведения на улице. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа аддиктивного поведения учащихся
За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...
Правила и порядок поведения персонала и учащихся при угрозе и осуществлении террористического акта
Правила и порядок поведения персонала и учащихся при угрозе и осуществлении террористического акта адресованы классным руководителям и иным заинтересованным лицам для проведения инструктажа, а т...
Дневники наблюдения за поведением и успеваемостью учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Вашему вниманию предложены 2 дневника педагогических наблюден. Первый дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью ученика, второй расчитан на весь класс. К ним ...
Рабочая программа "Коррекция поведения" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Коррекция поведения" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)...
Рекомендации классным руководителям в рамках Программы школы по формированию у учащихся законопослушного поведения
В Рекомендациях предложен алгоритм действий педагогов: ...