Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса
классный час на тему

Тимофеева Наталия Викторовна

Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_etiket_povedeniya_dlya_2_klassa.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор школы

___________ Л.А. Бобкова

«____» ____________ 2013г.

ПРОГРАММА  КРУЖКА

«ЭТИКЕТ  ПОВЕДЕНИЯ  И  ОБЩЕНИЯ»

НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ  ГОД

(для учащихся 2 –  класса)

Руководитель кружка

Тимофеева Н.В.

Этикет поведения и общения

Основной целью обучения учащихся культуре обращения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.

        Коммуникативное поведение – это совокупность норм и традиций общения.

        Адекватное коммуникативное поведение – это поведение соответствующее принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным.

        Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? Как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? Как эффективнее?).

        Основные задачи:

- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

- обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного поведения в различных ситуациях.

Пояснительная записка

        Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.

        Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение гругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

        Система работы предусматривает использование ролевых игр,  дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдается игре, т.к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

(содержание)

Дата проведения

2 - класс

1

- Беседа по вопросам:

  • Чему мы учились в 1 классе?
  • Какие основные правила нам помогли в общении? (доброта, честность, дружба)
  • Что привлекает во всех этих правилах?

- Чтение и обсуждение произведения Сухомлинского "Красивые слова и красивые дела", "Он возненавидел красоту"

  • Какой из мальчиков вам нравится больше?
  • Чей поступок можно назвать прекрасней?

2

- Обсуждение С. Баруздин "Бревно":

  • Что можно сказать о каждом из людей?
  • Какое отношение к себе вызывает каждый?
  • Что самое главное можно сказать о третьем человеке?

- Обобщение по вопросам:

  • Какой поступок можем назвать прекрасным?
  • Какой безобразным?

3

- Решение ситуативных задач и различных разделов 1 класса (на усмотрение учителя):

  • Поведение в общественном транспорте.
  • Отношение в семье.
  • Отношения со сверстниками.

4

- Чтение и обсуждение произведений Сухомлинского "Жестокость", "Мальчики развлекаются"

  • Подскажите, что сделано не так?
  • Что может произойти дальше?

- Осеева "Хорошее", "Потерянный день".

- Г. Остер "Зарядка для хвоста", решение ситуативных задач на основе этого отрывка.

5

- Беседа:

  • Что такое дружба?
  • Что такое друг?
  • Каким должен быть друг?
  • Кто такой товарищ?

- Чтение и обсуждение произведений с целью найти сходство и различие между другом товарищем А. Барто "По дороге в класс", Б Гримм "Соломинка, уголь, боб", Пермян "Бумажный змей", Сумолинский "Мальчик с больным сердцем"

6

- Работа в группах "Расшифруй пословицу"

- Работа в тетрадях:

  • Что я могу предложить другу?
  • Что я жду от друга?

- Анализ и обобщение.

- Чтение сочинений-миниатюр "Мой друг".

7

- Игра "Расколдуй мальчика" на основе чтения и обсуждения произведения В. Сухомлинского "Человек с каменным сердцем".

- Чтение и обсуждение Н. Чубаевский "Одинаковые", А. Барто "Требуется друг", Беганская "Дежурная".

8

- Игра "Что я скажет мне друг, если…", "Что скажу я другу, если…" (Дети предлагают ситуации для обсуждения ______ забыл ручку, упал, обидел кого-либо, и т.д.).

- Беседа:

  • Что такое скромность?
  • Нужна ли скромность человеку?

- Чтение и обсуждение произведений Р. Зеленая С. Иванов "Опасная парочка", сказка "Заяц-хваста".

9

- Работа с определением понятия "Скромность".

- Обсуждение стихотворения А. Барто "Жадный Егор", Гаршин "лягушка-путешественница".

- Расшифруй изречение.

- Чтение и обсуждение произведений Сухомлинский "Почему голуби прилетели к Олегу", А. Гайдар "Совесть".

- Работа с понятием "поступок".

10

- Игра "Оцени поступок".

- Беседа по вопросам:

  • Что такое дисциплина?
  • В каких ситуациях важна дисциплина и исполнительность? (приведите примеры)
  • Можно ли сказать, что дисциплина помогает в самоорганизации.

11

- Работа в группах (дети составляют таблицу: делят тетради на две части и записывают в одну часть к чему приводит недисциплинированность, в другую – чему помогает дисциплинированность).

- Обобщаем работу в группах.

- Работа по вопросам:

  • Важно ли выполнять данное слов, обещание?
  • Возможна ли такая ситуация когда можно слово не сдержать?
  • Как быть, если обещал, но не смог выполнить?

- Обсуждение рассказа В. Сухомлинского "Бросили слово на ветер".

12

- Индивидуальная работа в тетради. Дети анализируют свои дела и поступки и составляют программу "Что я могу изменить".

- Беседа по вопросам:

  • Что такое дружба?
  • Хорошо или плохо, если человек не имеет друга?
  • Какие правила дружбы мы знаем?
  • Могут ли эти правила пригодится при общении среди членов семьи?

13

- Чтение и обсуждение произведений В. Сухомлинский "А сердце тебе ничего не приказало?", нанайская сказка "Айога", татарская сказка "Три сестры", Осеева "Сыновья"

14

- Составление правил взаимоотношения в семье.

- Сопоставление правил дружбы с правилами поведения в семье.

- Рисуем портрет семьи.

15

- Беседа по вопросам:

  • С кем в семье можно дружить?
  • Как вы относитесь к членам своей семьи?
  • Как относятся к вам?
  • Все ли устраивает вас в поведении, интересах?
  • Как сделать так, чтобы всем было удобно?

- Игра "Расшифруй пословицу и объясни".

- Игра "Расскажи или покажи чем любят заниматься члены вашей семьи".

16

- Беседа по вопросам:

  • Какое место в вашей семье занимают бабушка и дедушка?
  • Считать ли бабушку и дедушку членами своей семьи, если они живут отдельно?

- Чтение произведений Сухомлинского "Бабушка отдыхает", "Дедушка и Андрейка".

- Обсуждение этих произведений: выделение положительного и отрицательного.

- Дети приводят примеры из собственной жизни.

- Сочинение-миниатюра "Мои бабушка и дедушка".

17

- Беседа по вопросам:

  • Что такое визит?
  • Какие бывают визиты (делим визит по их значению).

- Посещение больного. Обсуждение произведений "Шар в окошке", "Товарищи", Осеева "Навестила", Н. Купина "Выздоравливайте поскорее"

- Дружеские и деловые "В гостях" по А. Митту.

18

- Инсценирование:

  • "Посещение больного".
  • "К другу для игры"
  • "К другу для общего дела".

- Выводим общие требования к деловым и дружеским визитам.

- Игра "проверь себя".

19

- Обсуждение стихотворения Д. Хареса, Н. Гарнета "Допиши стихотворение", "Сходили в гости"

- Работа с пословицей.

- Игры:

  • Пригласи на день рождения (вариант прилагается).
  • Поздравь (вариант поздравления).
  • Организация развлечений во время дня рождения.

20

- Составление программы праздника.

21

- Беседа по вопросам:

  • Что вы знаете о сервировке?
  • Какая бывает сервировке?

- Работа в тетрадях: схематичное изображение расположения различных предметов сервировки.

- Работа в группах (сервировка стола к чаю).

22

- Историческая справка о первых тарелках и салфетках.

- Рассказ учителя о разновидностях салфеток.

- Работа с салфетками.

23

- Беседа по вопросам:

  • Что такое подарок?
  • Зачем нужен подарок?
  • Когда уместно дарить подарок?

- Обобщающее слово учителя о подарках.

- Чтение и обсуждение рассказа по Прокофьевой "Что надо дарить".

- Обсуждение инструкции "Как не надо дарить подарки".

- Каким должен быть подарок.

- Составление правил:

  • Приема подарков.
  • Вручения подарков.

- Игра "Подарите мне подарок":

  • Оформление подарка.
  • Вручение подарка.
  • Прием подарка.

24

- Беседа по вопросам:

  • Что такое речь?
  • Для чего человеку речь?
  • Что такое этикет?
  • Что такое речевой этикет?
  • Где необходимо применять речевой этикет?

- Выявляем основные отличительные черты устной речи.

- Знакомство и анализ стихотворения А. Барто "Увлекательная речь":

  • Что посоветовал Боря его сестре?
  • Какие "выражения" он использовал в своем докладе.

25

- Представьте себя на месте Бори и попробуйте убедить ребят в том. что нужно привлечь скворцов в школьный сад. (работа в группах или парах)

- Беседа по вопросам:

  • Приходилось ли вам бывать в ситуации, когда вы находитесь в группе людей и не все вам знакомы?
  • Как вы выходите из такой ситуации?

- Чтение текста и обсуждение Н. Купина "Знакомьтесь, пожалуйста".

- Беседа после чтения:

  • Какие слова говорят при знакомстве?
  • Какие слова при знакомстве говорят дети?
  • Хорошо ли вел себя Федя?

26

- Работа в группах (инсценирование различных ситуаций):

  • Представление в кругу друзей нового гостя.
  • Представление вреди старших и младших.
  • Представление своего друга родителям.
  • Представление среди девочек и мальчиков.
  • Знакомство в новом классе, компании и т.д.

27

- Беседа по вопросам:

  • Что такое речевой этикет?
  • Зачем нужен речевой этикет?
  • Какая еще бывает речь, кроме устной?
  • Всякая ли записанная фраза является письменной?
  • Что такое письменный речевой этикет?

- Знакомство со стилями речи.

- Назначение различных стилей речи.

- Игра "Угадай стиль" (учитель читает небольшие отрывки, дети должны угадать к какому из стилей они относятся).

28

- Беседа по вопросам:

  • Случалось ли вам быть приглашенным и приглашать?
  • Как это происходило?
  • Каким может быть приглашение? (устное и письменное)

- Составление различных вариантов успешного приглашения (учитываем содержания и тон).

- Решение ситуативной задачи.

- Произносить свои варианты приглашения.

- Составляем различные варианты письменного приглашения и его составных частях (обращения текст приглашения подпись).

- Обсуждаем варианты обращения приглашения.

  • Оформить открытку (на листке) и составить текст приглашения.

29

- Беседа по вопросам:

  • Какие правила нам пригодятся, если попадем в незнакомое место и к незнакомым людям.

- Рассказ учителя о стране "Забвения", где люди забыли обо всех правилах, потому что их заколдовала злая волшебница. Волшебница сделала так, что никто посторонний не может туда попасть, но чары рассеются, если каким-то образом туда попадут все те понятия, качества, которые характеризуют воспитанного человека. (можно предложить отправить эти понятия на воздушном змее, на снежинках, корабликах и т.д.)

- Дети составляют обобщение правила

  • Когда рядом с тобой люди, не забывай помнить о других.
  • Старайся не привлекать к себе внимание небрежным видом или шумным поведением.
  • Будь предупредителен, внимателен.
  • Уважительно относись к окружающим.

30

- Беседа по вопросам:

  • Что такое общественное место?
  • Необходимо ли в общественных местах соблюдать какие-либо правила?
  • Какие правила мы вывели на предыдущем уроке? (Будь вежлив, будь внимателен, будь предупредителен, будь добр).

- О каких общественных местах мы говорили с вами в группах.

- Работа в группах (каждая группа получает задания написать правила поведения в одном из общественных мест, изученных в 1 классе).

- Беседа по вопросам:

  • Бывали ли вы в музее?
  • Что такое музей?
  • Какие бывают музеи?

- Рассказ учителя о первых музеях.

31

- Ситуации для обсуждения (решение этих ситуаций предлагает выведение правил):

  • Куда деть одежду и сумку?
  • Нужна ли сменная обувь?
  • Когда можно спрашивать?
  • Можно ли брать в руки экспонаты, если их хочется получше рассмотреть?
  • Нужно ли благодарить экскурсовода и когда?

- Игра "В музее" (работа в группах; каждая группа выбирает музей и обыгрывает поведение в музее).

32

- Беседа по вопросам:

  • Случалось ли вам бывать в магазинах?
  • Что такое магазин?
  • Какие бывают магазины?
  • Какие правила поведения вы используете при посещении магазина?
  • Есть ли разница в поведении в различных магазинах, например, самообслуживание? (дети должны прийти к выводу, что есть общие правила, а есть и различия)

- Ситуации для обсуждения:

  • Правила при входе и выходе из магазина.
  • Поведение в очереди.
  • Как попросить показать какой-либо товар?
  • Нужно ли этот товар покупать?
  • Нужно ли благодарить продавца за обслуживание?

- Игра "Найди ошибку".

- Игра "В магазине" (продовольственный – сделай покупку различных продуктов, промышленный – обратись за помощью в выборе товара, самообслуживание – выбери нужный тебе товар).

33

- Беседа по вопросам:

  • Есть ли у вас дома животные и растения?
  • Какие правила обращения с животными и растениями вы помните и используете?

- Чтение и обсуждение произведений М. Пришвина "Беречь и охранять природу", А. Барто "Весення прогулка", Сухомлинский "Стыдно перед Соловушкой".

- Составляем правила поведения на природе.

- Сообщение учителя о загрязнении природы.

- Знакомство с Красной книгой.

- Игра "Проверь себя".

34

- Беседа по вопросам:

  • Что такое ПДД?
  • Как они могут пригодится культурному человеку?

- Чтение и обсуждение отрывка из книги Л. Лихачева "Уроки этикета"

- Найди ошибки, которые допустили ребята.

- Игра "Проверь себя".

 - Чтение и обсуждение стихотворения О. Бедарева "Азбука безопасности".

- Игра "Выбери правильный ответ".

- Работа с правилами поведения на улице.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа аддиктивного поведения учащихся

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...

Правила и порядок поведения персонала и учащихся при угрозе и осуществлении террористического акта

Правила и порядок поведения персонала и учащихся при угрозе и осуществлении террористического  акта адресованы классным руководителям и иным заинтересованным лицам для проведения инструктажа, а т...

Дневники наблюдения за поведением и успеваемостью учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Вашему вниманию  предложены 2 дневника педагогических наблюден.  Первый дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью ученика, второй расчитан на весь класс. К ним ...

Рабочая программа "Коррекция поведения" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Коррекция поведения" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)...

Рекомендации классным руководителям в рамках Программы школы по формированию у учащихся законопослушного поведения

                    В Рекомендациях предложен  алгоритм действий педагогов:                  ...