Методическая разработка раздела "Этикет поведения в общественных местах"
методическая разработка (5 класс) по теме
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, а так же может быть использована учителями начальных классов, среднего звена, классными руководителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_avtosokhranennyy_2.docx | 58.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Перевозский детско-юношеский центр»
Методическая разработка раздела программы
« Этикет поведения в общественных местах»
Составитель :
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Вавилина Наталья Михайловна
Перевоз
2014
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи раздела.
- Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
- Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
- Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
- Система знаний и система деятельности.
- Учебно-тематическое планирование по разделу.
- Разработка занятия.
- Список литературы.
- Пояснительная записка.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Скольким поколениям нашей огромной страны предстоит преодолевать последствия «эпохи бескультурья и хаоса», если нравственное воспитание не вернет утраченные в последние годы позиции!
О важности нравственного воспитания, приобщения ребенка к культуре своего народа написано много научных и исследовательских работ. Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности, сформулирована в трудах известных учёных-педагогов Я.А.Коменского, П.П.Блонского, Н.Ф.Бунакова, Н.К.Крупской, Л.И.Божович, Л.С. Выготского, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Ш.А.Амонашвили, Н.И.Монахова, П.И.Пидкасистого, И.Л Подласого и др.
Результативность воспитания нравственных начал тем выше, чем раньше начинается систематическая работа по формированию этих качеств у человека.
Воспитывать нравственные качества личности необходимо через обращение к жизни и опыту своего народа.
По поведению человека в обществе судят об уровне его воспитания и культуры. Это словно визитная карточка личности. Поэтому успешность человека, его моральный облик зависит от знаний правил поведения в общественных местах и умений их применять. Правила поведения меняются вместе с течением времени, техническим прогрессом и нормами жизни. Однако всегда они подчиняются одному непреложному принципу - уважению окружающих. Вежливость, воспитанность и толерантность по отношению к другим - краеугольные камни правил поведения в общественных местах.
Во всех правилах есть один общий принцип: всем должно быть комфортно и удобно, никто никому не должен мешать.
2. Цели и задачи
Цель: Овладение обучающимися понятий этикета поведения в общественных местах
Задачи:
- Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.
-воспитание культуры общения в общественных местах;
- умение анализировать ситуации и находить выход из них в соответствии с общепринятыми правилами и нормами поведения.
3.Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
1.Данная методическая разработка предназначена для детей среднего звена (5-6 класс). Поэтому учебный материал построен с учетом возрастных особенностей данной категории детей, где ведущей деятельностью являются межличностные отношения, общение со сверстниками.
В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как к взрослым.
Начинается подражание своим «кумирам». Поэтому педагогу важно стать их кумиром, любимым педагогом и личным примером воспитывать детей. С 12–13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.). Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Зная такую особенность этого возраста, в учебном процессе надо избегать прямых оценок, говорить с подростками, используя «Я-высказывание», т. е. высказывание о себе, своих чувствах. Подростков следует принимать такими, какие они есть (безусловное принятие), давать им возможность высказаться до конца, когда это необходимо. Важно поддерживать их инициативу, даже если это кажется не совсем актуальным и нужным.
В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности. Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав. Взрослым следует разговаривать с ними на равных, но не допускать панибратства. У подростков велика потребность в общении и дружбе.
Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности. Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. Появляется склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Если у ребенка заниженная самооценка, то он не хочет оказаться «белой вороной»; это может выражаться в боязни высказывать свое мнение. Некоторые подростки, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения, оказываются «ведомыми» и совершают какие-то поступки, часто противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически. Также у подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно.
Несмотря на то ,что они активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Поэтому взрослым нужно стараться общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые нуждаются в помощи и поддержке.
На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.
Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми. Овладение нравственными нормами – это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. Поэтому раздел «Этикет поведения в общественных местах» рассматривается в данной программе для учащихся среднего звена, а педагог применяет те формы, методы и приемы работы, которые активизируют работу подростков.
4. Ожидаемые результаты.
-овладение знаниями правил поведения в общественных местах;
-применение на практике полученных знаний;
-анализ ситуаций, способность к самоконтролю, самопознанию и самореализации.
5.Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Результативность методической разработки раздела программы обеспечивается использованием педагогических технологий:
-технология личностно-ориентированного подхода;
- деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом, в условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало, взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация;
-информационно-коммуникативные технологии ( технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским ) и инструментам совместной деятельности, направленных на получение конкретного результата);
-технология педагогики сотрудничества (переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания).
Реализация методической разработки раздела программы предполагает использование следующих методов:
Информационные, электронные, дистанционные;
Объяснительно-иллюстративные;
Словесные (интерактивная беседа, рассказ на этическую тему, диалог, диспут, чтение научной и художественной литературы, ответы на вопросы педагога, детей, сообщения дополнительного материала);
Наглядные (показ видеороликов о правилах поведения в общественных местах, мультимедиапрезентаций)
Практические (сюжетно-ролевые игры, упражнения, инсценирование , театрализация, анализ ситуаций, решение этических задач, посещение театра, кинотеатра, библиотеки, стадиона, совместные праздники с родителями….)
Проблемные (поисковые, прием «Лови ошибку», проектные методы, круглый стол, мозговой штурм)
Икт-технологии (использование мультимедиа презентации , интернет –ресурсов)
Формы организации образовательной деятельности при реализации разработки могут быть разнообразными: занятия-практикумы (занятие на улицах города, в театре, музее, на стадионе и др.) коллективные, индивидуальные, самостоятельные, групповые.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на занятиях и вне их осуществляется с применением активных форм обучения, таких как индивидуальная, парная, групповая работа, исследовательские проекты, творческие работы. Система активных форм обучения предполагает организацию и развитие на уроках диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, значимых для каждого задач. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать проблемные ситуации на основе анализа ситуации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, эффективно общаться. Активные формы обучения обеспечивают развитие системы духовно-нравственных ценностей личности ребенка, развивают коммуникативные и управленческие умения и навыки, помогают установлению эмоциального контакта между учениками, обеспечивают решение воспитательных задач, приучают работать в группе, прислушиваться к мнению.
6. Система знаний и система деятельности.
Через четкую организацию занятий, разработки темы, подбора разнообразных упражнений, форм и методов работы обучающиеся добиваются прочных знаний в области этикета. Учитывая способности обучающегося, его активность на занятиях, применения полученных знаний на практике, можно определить и дать оценку его знаниям, пониманию творческого процесса. Обсуждение определенных ситуаций, анализ, решение этических задач, знакомство с правилами поведения в общественных местах, побуждение детей к умению говорить, слушать, правильно применять свои знания на практике , уметь анализировать, обобщать всё это определяет познавательную деятельность обучающихся. Ребятам рекомендуется специальная литература, видеоматериалы, различные интернет- ресурсы. На занятиях используются метод проектов, способы поиска новый путей решения проблем. Ученики должны уметь организовывать своё учебное место, правильно сидеть, правильно отвечать. На занятиях учащиеся приобретают навыки общения через диалог, дискуссии, умение слушать, задавать вопросы и отвечать на них, работать в группе, оценивать друг друга. разрешать конфликтные ситуации спокойно, применяя полученные знания на практике. Также обучающиеся учатся самостоятельно ставить цели, планировать, навыкам самоанализа, самоконтроля, самоооценки.
7. Учебно - тематическое планирование по разделу.
Календарно-тематическое планирование по разделу
«Этикет поведения в общественных местах»
8. Содержание
Первое занятие является вводным. На данном занятии педагог сначала проводит работу по актуализации знаний детей по данной теме, затем исходя из знаний учащихся, строит работу по планированию и целеполаганию занятий в данной группе. На изучение данного раздела в программе отведено 72 часа: из них 32-теоретических, 32 практических, 8 индивидуальных. Каждая тема изучается как на теоретическом, так и на практическом занятии. Практические занятия предусматривают как аудиторные , так и внеаудиторные . На теоретических занятиях обучающиеся изучают основы правил поведения в различных общественных местах, а на практических применяют свои знания на практике. Местом проведения практических занятий должны быть общественные места ( например в театре, кино, музее, библиотеке и т. д…), согласно тематике .На таких занятиях виден обучающий результат, а также недостатки, пробелы в изучении темы, у детей формируется мотивация поступков. Если провести занятие в общественных местах нет возможности, занятия проводятся в аудитории, с применением ролевых игр и театрализацией.Педагог одобряет правильное поведение детей, стимулирует правильные поступки, создает нестандартные , проблемные ситуации. По мере необходимости проводятся индивидуальные занятия, для коррекции поведения учащихся, а также для удовлетворения индивидуальных потребностей по запросам учащихся и педагогов. На занятиях данного раздела учащиеся знакомятся с такими понятиями как вежливость и тактичность, галантность, предупредительность и доброжелательность, деликатность и внимательность. Учащиеся рассматривают правила ежедневного поведения в общественных местах, таких как в кино, театре, на концерте, в библиотеке, на стадионе, в гостях и т. д., узнают особенности поведения в том или ином месте, решают этические задачи .
Методические рекомендации
Для занятий предусматривается следующая структура занятий:
- Ритуал начала занятия. Этический заряд.
- Создание проблемной ситуации по теме занятия .
- Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где педагог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, т.е. к решению проблемы.
- Игры и упражнения, направленные на развитие общения, самовосприятия , самоощущений, самопознания.
- Итог занятия. Домашнее задание.
- Этический заряд. Ритуал прощания.
Ритуал начала и окончания занятия,
этический заряд - это организация доброжелательного климата взаимоотношений детей через психологическую установку на эмоциональное тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения, что никто не будет обижен и обделен вниманием, это очень важный момент способствующий сплочению участников, созданию атмосферы доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы . Ритуалы могут быть придуманы группой в процессе обсуждения или предложены педагогом . Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим. Вот наиболее удачные из них:
Ритуалы начала занятия.
Игра «Доброе утро»
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, Наталья Михайловна!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
Игра "Поздоровайся радостно"
Игра «Здороваемся необычно»
Педагог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
Игра «Привет»
Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди.
Игра «Моё имя»
Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал “автор”. Далее дети говорят друг другу фразу приветствия: “Роман, приятно с тобой увидеться”
Игра «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Игра «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Ритуалы окончания занятия
Игра «Тепло рук и сердец»
Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.
Игра "Комплименты"
Дети в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу сказать несколько добрых слов, за что-то поблагодарить (либо за то, что произошло на занятии сегодня: (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.). Понимающий комплимент кивает головой и благодарит: "Спасибо, мне очень приятно!" - затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по парам.
Игра «Прощание»
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
«Игра « Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Игра « Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Для оценки эффективности обучения предлагается использовать следующие методики:
«Волшебный магазин»-детям предлагается ситуация, когда они могут купить любую волшебную вещь( волшебную палочку, скатерть-самобранку, сапоги-скороходы, шапку-невидимку) взамен на подробное объяснение зачем им эта вещь нужна. При этом особенно нужно поощрять ответы, в которых волшебной вещью ребенок хотел воспользоваться не в собственных интересах, а в интересах других.
«Золотая рыбка» - если бы ребенок встретил золотую рыбку, какие три желания он бы попросил ее выполнить (обратить внимание, для кого эти желания: для ребенка, для других людей)
«Цветик-семицветик» - на исполнение каких семи желаний потратили бы дети лепестки волшебного цветка (играет вся группа, обсуждаются все желания, желания направлены на других людей, личные желания не исполняются)
«Я превращаюсь…»- что могло бы случиться если бы каждый из вас мог вдруг превратиться в кого-то (что-то) (бабочку, муравья, кота и др…)
Что бы ты стал делать, каким бы ты был?
«Волшебные дома»-упражнения на самооценку
В волшебной стране живет замечательный маг и чародей - Старый волшебник. У него есть три замечательных дома: Дом Доброты, Дом ума и Дом силы (показывается домик из 5 этажей). Представьте, что это Дом Доброты. На верхнем этаже живут самые добрые люди, на нижнем - те, у которых доброты меньше всех. Расселением в этом доме ведает старый волшебник.. Подумайте, на какой этаж он поселит тебя? А твоих друзей?
А теперь нарисуейте в других частях листа еще два таких же дома. Это будут Дом Ума и Дом Силы. Куда бы вас поселил вас Старый волшебник? В этих домах? И Почему? Нарисуйте свой знак на нужном этаже. А куда бы поселил ваших друзей? Нарисуйте нужные знаки.
Хороший результат в образовательной деятельности также дает
прием «Лови ошибку». Учащиеся заранее предупреждаются об этом. Информация с ошибками появляется на экране. В младших классах целесообразно слегка «подсказывать» ученикам изменением интонации или жестом. Вообще, при всей привлекательности этого приема, в начальной школе рекомендуется использовать его осторожно, в тех случаях, когда у учеников сформировались устойчивые базовые знания.
Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если педагог «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учащихся – найти контраргументы. Конечно, здесь не обойтись без импровизации, элементов артистизма .
Возможна раздача ученикам незаполненной таблицы. В одной колонке: «Ошибки». В другой: «Правильный вариант». Указывается количество ошибок. И еще одно важное условие использования данного приема.
После ответов учащихся обязательно на экране должна появиться информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учащихся изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д.
Разработка занятия.
Тема: Правила поведения в театре
(группа 2 года обучения , возраст 9-11 лет)
Цель :познакомить детей с правилами поведения в театре
Задачи:
- дать первоначальные сведения о назначении театральных помещений;
- воспитывать любовь к искусству, к прекрасному;
- формировать навыки культурного поведения и общения;
План проведения занятия
1.Оргмомент.Этический заряд.
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Вступительное слово педагога.
4.Работа по новой теме
Показ видеоролика «Правила поведения в театре» .
Анализ видеоролика. Мультимедийная презентация .
5.Закрепление материала.
Интерактивный опрос. Выполнение практических упражнений.
Анализ стихотворения. Кроссворд.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
У:- Здравствуйте, ребята! Я снова очень рада видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу и подарим друг другу кусочек солнца, тепла и здоровья, ведь говоря здравствуйте и улыбаясь друг другу мы желаем друг другу здоровья и хорошего настроения! Садитесь.
2.Сообщение темы и цели занятия.
П:-Давайте-ка вспомним еще раз, что же такое этикет?
Д:Этикет- в переводе с французского , правила поведения.
П:Вот сегодня, мы с вами познакомимся с правилами поведения в театре и попробуем их применить на практике.
3.Вступительное слово педагога. Интерактивная беседа.
П:Театр-это культурно-просветительское учреждение.
Какие еще культурно-просветительские учреждения вы знаете?
В каком из них вы были? Вы знаете, как нужно вести себя в театре?
(ответы детей)
4.Работа над новой темой
Показ видеоролика «Правила поведения в театре» Бибигон.
А теперь скажите мне , какие ошибки вы заметили в поведении учащихся.
Как нужно себя вести в театре? (Анализ)
(мультимедиапрезентация)
Существует несколько правил поведения в театре о которых нужно непременно знать:
1.При сборе в театр помни, нужно одеться особенно опрятно, аккуратно, нарядно.
2.В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя.
3.Нельзя опаздывать к началу программы.
4.В зале надо занять свои места.
5.По ряду нужно идти лицом к сидящему; извиниться, если нечаянно заденешь кого-нибудь.
6.Неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать стульями, свистеть и топать.
7.Не есть во время действия.
8.Не делись громко своими впечатлениями, не мешай другим зрителям.
9.В зрительном зале нельзя сорить, совершенно недопустимо грызть семечки.
11.Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это не прилично.
5. Закрепление материала.
Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили?
Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:
Как нужно одеваться в театр?
а) повседневно;
б) празднично;
в) как на спортивное мероприятие.
2. За сколько времени нужно приходить в театр?
а) за полчаса;
б) за 5 минут;
в) когда начнётся спектакль.
3. Как правильно пройти на своё место?
а) лицом к сидящему;
б) спиной к сидящему.
4. Как вести себя во время спектакля?
а) кричать;
б) топать;
в) свистеть;
г) разговаривать.
5. На какое место надо садиться в зале?
а) на любое;
б) указанное на билете;
в) где будет свободно.
6. Что можно взять с собой в театр?
а) поп-корн;
б) конфеты;
в) ничего;
г) семечки.
- Молодцы, ребята! Теорию вы запомнили хорошо. А теперь давайте попробуем применить эти правила на практике.
- Есть желающие? (сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр»)
(5 человек подходят к кассе, берут билеты и садятся по своим местам, указанных на билетах; 6-ой человек приходит позже всех и проходит по рядам на своё место). Хорошо, у нас с вами будет практическое занятие-поездка в театр, вот там мы и проверим еще раз ваши знания на практике.
Анализ стихотворения.
- Теперь послушайте историю о девочке, которая очень любила ходить в театр.
А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, двигать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея крутится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени –
Номерка не нахожу.
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то …
Я в девятый раз ползу.
Удивляются ребята.
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхает –
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала,
- Мне очень нравится балет,-
Ребятам я сказала.
- Ребята, увидела ли девочка спектакль?
- Правильно ли она поступила?
- Как вы считаете, как надо было вести себя в данной ситуации?
Кроссворд.
Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд на те же правила, которые сегодня повторили.
Вопросы по горизонтали:
1.Что показывают в театре? (спектакль)
2.Что такое «Лебединое озеро»? (балет)
3.Место, куда зрители сдают свою одежду? (гардероб)
4.Человек, который смотрит спектакль? (зритель)
Вопросы по вертикали:
1.Человек, исполняющий роль? (актёр)
2.Помещение, где продают билеты? (касса
3.Пропуск в театр? (билет)
4.Что выдают в раздевалке при сдаче одежды? (номерок)
5.Возвышенное место в зрительном зале, где проходит спектакль? (сцена)
6. Подведение итогов.
-Что нового вы сегодня узнали?
- Какие правила поведения в театре вы запомнили?
- Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах? Для чего их нужно соблюдать?
Всем спасибо за работу. Наше занятие закончено.
Рефлексия
Формы контроля и оценки результатов:
- Опрос
- наблюдение
- практические упражнения
- одобрение
Информационные ресурсы
1.Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М: Просвещение, 1980.
2.Данкел Ж. «Деловой этикет», Ростов, «Феникс», 1997.
3.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.
4. Кузнецов И.Н. «Современный этикет», Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.http://festival.1september.ru/articles/594923/
5. Сухарев В. «Этика и психология», Москва, Агентство «Фаир»,
6.1997.http://festival.1september.ru/articles/520717/
7.http://festival.1september.ru/articles/585746/
8.http://festival.1september.ru/articles/314698/
9.Интернет www.Etiket.dljavseh.ru. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону».
Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону» проводится для закрепления правил культуры общения, воспитания культуры общения в общественных местах....
Тема: Культура поведения в общественных местах
Задачи: 1. Формировать у учащихся знания о правилах поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях.2. Формировать умение соблюдать правила, правильно оценивать соблюдать правила, ...
Беседа "Культура поведения в общественных местах"
Культура поведения в общественных местах - неотъемлемая часть светской жизни....
Классный час "О поведении в общественных местах"
Классный час " О поведении в общественных местах" ...
беседа "Правила поведения в общественных местах"
Знание правил поведения играет огромную роль при общении, при соблюдении этикета в различных общественных местах: театре, кафе, магазинах, учебных заведениях, транспорте и т.д....
Правила поведения в общественных местах
Правила поведения в общественных местах...
Методическая разработка занятия "Правила поведения в общественных местах"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....