Образовательный проект "Летний волонтерско-туристический лагерь"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением музыкальных предметов
имени А. П. Иванова»
г. Бежецк, Тверская область
Социально-значимый проект
«Летний
волонтерско-туристический лагерь»
Автор: Рудакова Наталья Юрьевна,
заместитель директора по воспитательной работе
2016 год
Пояснительная записка
Основной задачей современной школы наряду с обучением является и воспитание учащихся, формирование личности, способной к постоянному саморазвитию и успешной самореализации в жизни. В президентской инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведев отмечает: «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».
Каникулярный отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования, освоения мира, его познания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время полезным, интересным, незабываемым. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Но, к сожалению, в современных экономических условиях далеко не каждый родитель может обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить здоровье, снять напряжение, развить способности.
Проект летнего лагеря предоставляет возможность родителям организовать отдых ребенка при школе, т.е. данный проект является малозатратным, но вместе с тем предоставляющий ребенку широкий спектр возможностей самореализации, свободного проявления инициативы.
На основе анализа опыта работы нашей школы и с учетом основных направлений воспитания был разработан проект «Летний волонтерско-туристический лагерь».
Данный проект позволяет обеспечить занятость детей разного возраста, а именно школьников с 5 по 11 класс, а также детей находящихся в социально-опасном положении.
Лагерь как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний и умений.
Данная модель волонтерско-туристического лагеря является логическим продолжением той работы, которая велась в Средней общеобразовательной школе №3 многие годы, а именно:
- школа более 10 лет использует летние палаточные лагеря как основную форму летней занятости обучающихся;
- волонтерская работа стала традиционной формой воспитания школьников;
- в нашей школе воспитание православной культуры изначально было выделено в одно из приоритетных направлений работы. Совместно с БежецкойЕпахией в школе проводятся различные мероприятия, в том числе Детские божественные литургии, которые проходят в одном из зданий школы – бывшем Храме Иоанна Богослова;
- программа школы с углубленным изучением музыкальных предметов позволяет создать самые благоприятные условия не только для образования, но и творческого развития обучающихся.
С учетом всех этих особенностей школы и был разработан данный проект, позволяющий охватить большое количество направлений образовательной и воспитательной деятельности современной школы.
Волонтерская работа является одной из современных образовательных технологий, и в рамках работы летнего лагеря у учеников есть отличная возможность попробовать себя в этом благородном и нужном деле. А о влиянии волонтерской деятельности на духовно-нравственное развитие личности говорить не приходится. Кроме того, участники проекта могут оказать большую помощь в благоустройстве территории монастыря и на огородном участке, которая окажется достаточно полезной. Ведь в монастыре осталось совсем немного послушниц и работников, но имеется большое подсобное хозяйство, которое требует ухода.
Туристическое направление – вторая неотъемлемая часть проекта. Туризм обеспечивает решение многих задач:
- укрепляется здоровье учащихся благодаря значительным, но равномерно распределенным во времени физическим нагрузкам;
- вырабатываются сознательная дисциплина и настойчивость, умение преодолеть трудности – качества столь необходимые каждому в жизни;
- формируются в тесном взаимодействии детей и взрослых опыт коллективной деятельности, сотрудничество и сотворчество, взаимопомощь и взаимовыручка;
- закладываются основы жизнедеятельности человека: любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное;
- приобретаются практические умения и навыки.
Совмещая активный отдых с творческой деятельностью, волонтерской работой, туристическими мероприятиями подростки получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал, приобретут уверенность в своих способностях, станут активными участниками общественно-полезной деятельности. А также смогут применить ранее полученные знания в новых жизненных условиях.
Кроме того, в лагере реализуется и еще одно направление образовательной деятельности – краеведческое, когда обучающиеся знакомятся с одним из уголков Тверской земли, который имеет свои особенности и свою историю. Это может помочь им в будущей активной проектной деятельности, участии в конкурсах различных уровней, в представлении своего жизненного опыта.
Актуальность проекта заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области волонтерской работы, краеведения, туризма, а также возможности их практического применения.
Предлагаемая проектная модель позволяет обеспечить разумное сочетание отдыха, труда, физического и духовно-нравственного воспитания, познавательной деятельности, психологических аспектов, что будет способствовать формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
Цель: организация активного отдыха и волонтерской работы обучающихся школы в летний период.
Задачи:
- оказание благотворительной помощи Николо-Теребенскому женскому монастырю;
- оздоровление участников проекта благодаря пребыванию их на природе;
- формирование навыков жизни в природных условиях;
- изучение истории монастыря и православной культуры;
- духовно-нравственное, патриотическое, трудовое воспитание и развитие творческой активности обучающихся;
- развитие самостоятельности, самоуправления и групповое сплочение ученического и педагогического коллективов.
Сроки реализации проекта: июнь-декабрь 2016 года.
Форма реализации: палаточный лагерь.
Место реализации: Тверская область, Максатихинский район, поселок Труженик.
Этапы реализации:
I этап – подготовительный (июнь – 25 июля 2016 года). На данном этапе решаются следующие задачи:
- создание нормативной базы;
- подготовка документов для финансирования работы лагеря;
- согласование работы лагеря с Управлением Роспотребнадзора, ОГИБДД МО МВД России, Управлением МЧС;
- подготовка туристического снаряжения и хозяйственного инвентаря для лагеря;
- закупка продуктов питания.
II этап – организационный (25 – 26 июля 2016 года). Этот этап предполагает:
- организацию стоянки лагеря;
- подвоз детей;
- проведение инструктажей с педагогами и обучающимися;
- распределение обязанностей в лагере.
III этап – основной (26 – 30 июля 2016 года). На этом этапе происходит:
- функционирование лагеря;
- реализация плана работы лагеря;
- выполнение режима дня.
IV этап – заключительный (август – декабрь 2016). Основными задачами этого этапа являются:
- подведение итогов работы лагеря;
- анализ эффективности проекта;
- выработка перспектив развития проекта;
- представление опыта реализации проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате реализации проекта будут достигнуты следующие эффекты:
на уровне образовательного учреждения
1. Разработка и реализация программ по работе волонтерско-туристического лагеря.
2. Организация на базе лагеря образовательного пространства, совмещающего образовательную, трудовую и творческую деятельность учащихся и их отдых.
3. Положительная динамика показателей воспитанности и развития навыков туризма участников образовательного процесса.
4. Повышение профессиональной компетентности, активности педагогических работников образовательного учреждения и их участие в инновационной деятельности.
5. Развитие у педагогов ОУ готовности к совершенствованию волонтерско-туристического образования.
6. Привлечение внимания общественности к опыту работы образовательного учреждения по волонтерско-туристическому направлению.
7. Повышение рейтинга образовательного учреждения в социуме.
на уровне педагогов
1. Повышение профессиональной компетентности в организации волонтерско-туристического воспитания и обучения детей.
2. Приобретение умений выявлять и минимизировать факторы риска в организации учебной и воспитательной работы с учащимися.
3. Расширение диапазона воспитательных мероприятий по развитию у обучающихся туристических навыков и развитию волонтерской работы.
на уровне учащихся
1. Формирование осознанного отношения к природе и своему здоровью.
2. Приобретение знаний в области краеведения и туризма.
3. Развитие навыков и норм поведения, способствующих развитию познавательной деятельности, формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
«СЕМЬ-Я» ПРОГРАММА летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Радуга» для воспитанников детского дома
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЗМЕИНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» ...
Образовательная программа духовно-нравственного воспитания детского лагеря отдыха "Цветочный город"
Образовательная программа духовно-нравственного воспитания пришкольного детского лагеря отдыха с дневным пребыванием «Цветочный город»...
"ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ" программа оздоровительно-образовательного лагеря отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков
Цель: Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование формированию эмоционально – ценностного отноше...
Образовательный проект "Летний волонтерско-туристический лагерь"
Защита проекта...