«СЕМЬ-Я» ПРОГРАММА летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Радуга» для воспитанников детского дома
рабочая программа по теме
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЗМЕИНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
«СЕМЬ-Я»
ПРОГРАММА
летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Радуга» для воспитанников
детского дома
(срок реализации программы 1июня 2011г. – 29 августа 2011г.)
возраст детей от 4-х до 15 лет
.
г. Змеиногорск
2011 г.
Утверждена на заседании
педагогического совета
« 22 » мая 2011г.
(протокол № 4 )
Автор: Королева Н.Н.
социальный педагог
Содержание
1. Введение с. 3
2. Цель и задачи воспитательной деятельности. с. 5
3. Содержание программы с. 6
4. Механизм реализации программы с. 12
5. Механизм определения результативности
Программы с. 13
6. Условия успешной реализации программы с. 14
7. Приложения с. 17
- ВВЕДЕНИЕ
Огромную роль в воспитательной системе любого образовательного учреждения играет каникулярное время. Каникулы – неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение детьми жизни самым непосредственным, естественным образом.
Система организованного отдыха воспитанников детского дома благоприятна тем, что в ней взаимодействуют педагогические, медицинские, социальные и индивидуальные связи. Период каникул дает возможность и педагогам войти в самыйнепосредственный контакт с миром ребенка и, если не сформировать, то заложить в нем основы здоровой нравственности.
Оздоровительно-образовательный лагерь на базе детского дома при разнообразии направлений деятельности, уровня психолого-педагогической поддержки детей, имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих в полной мере использовать их позитивный потенциал:
- близость досуговых центров (музей, библиотеки, Дом культуры, художественный салон и т.д.), возможности рекреативной среды позволяютпедагогам целенаправленнее строить досуг воспитанников, помогают разнообразить формы культурно-массовой работы;
- наличие медицинских учреждений, высокопрофессиональных кадров, которыми они располагают, объективно способствует скорейшему и эффективному решению возникающих медицинских проблем, профилактической работе с детьми;
- наличие учреждений дополнительного образования детей ( МО УДОД ЦДТ, ДЮСШ, ДХШ ) способствует организации разнообразных по форме и содержанию массовых мероприятий (сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, фестивали, спартакиады, соревнования, выставки и т.д.) с воспитанниками детского дома.
У системы организации каникулярного времени воспитанников детского дома большой потенциал, достаточное материальное и кадровое обеспечение, методическое сопровождение.
В связи с большими переменами в государственном устройстве, новой социально-экономической обстановкой в стране с начала 90-х годов прошлого столетия, были нарушены ранее действовавшие системы каникулярного отдыха и оздоровления детей (особенно летом), создававшие возможности занятий по интересам и пропагандировавшие здоровый образ жизни.
Программа «Семь - Я» летнего оздоровительно-образовательного лагеря, является составной частью воспитательной работы детского дома, так как проблемы поддержки здоровья, интересов, стремлений и желаний детей во время летних каникул, занимают особое место в системе работы педагогического коллектива.
В каникулярное время охват детей, с которыми организована работа по программе «Семь - Я», составляет 22 человека, т.е. 100% от общего количества воспитанников детского дома.
Среди множества проблем и забот в летний период необходимо выделить наиболее важную: как сделать, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему – то новому. Система организованного и неформального досуга во время летних каникул позволяет решить важнейшую социально-педагогическую задачу: заполнить свободное время ребёнка культурно-ценностным содержанием, приобщить к культуре, помочь в самосознании личной самооценки, каждого в отношении к миру и между людьми.
С учётом сегодняшнего характера развития нашего общества, ведущие задачи воспитания направлены на формирование у детей умения ориентироваться в достаточно сложной ситуации, развития самостоятельности мышления, творчества, инициативы, ответственности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
- массовость и общедоступность занятий по интересам;
- развитие творчества, самостоятельности;
- социально-значимая направленность деятельности;
- учёт половых и индивидуальных особенностей детей;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;
- единство обучения, оздоровления, воспитания и развития – соответствуют главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребёнка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нём личность, достойную уважения.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ
Каникулы для воспитанников детского дома – это возможность отдохнуть от напряженной учебной деятельности, восстановить здоровье, развивать творческий потенциал, совершенствовать личностные возможности, приобщаться к культурным и образовательным ценностям и системе новых социальных связей.
В процессе взаимодействия детей и взрослых в каникулярное время воплощаются в жизнь следующие идеи:
Идея гуманизации
Гуманизация – стержень нового педагогического мышления, основной установкой которого является восхождение к личности, к человеку как высшей ценности.
Принятие идеи гуманизации как собственного ориентира деятельности неминуемо предполагает целенаправленную работу педагога над самим собой, над своим отношением к тем детям, внешний вид и внутренний облик которых не вызывает симпатии в силу тех или иных причин.
Идея креативности.
Креативность – творчество, в прямом смысле, есть созидание нового (или относительно нового). Креативность не может возникнуть в результате принуждения или угрозы, для неё необходимы свобода и раскрепощенность. Творческим людям свойственны определенные личностные черты: смелость, уверенность в себе, способность рисковать, мобилизовываться, признание самого себя, эстетическая ориентация.
Деятельность педагога заключается в том, чтобы, стимулируя, поощряя к творчеству, не давать конкретных решений, расширять пространство воображения ребенка, учить его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.
Идея рефлексивности
Развитие рефлексивной культуры личности является одной из ведущих идей современного образования. Такая культура характеризуется готовностью и способностью человека творчески осмыслить и преодолеть проблемно-конфликтные ситуации; умениями обретать новые смыслы и ценности; умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений; умениями ставить и решать неординарные практические задачи.
Идея интегративности.
Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала воспитанников является интегративность педагогического процесса. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной деятельности направлено на формирование всесторонне развитой личности, решение жизненно-важных для ребенка проблем через удовлетворение потребности в познании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Приветствуются коллективный поиск, исследование, решение проблемных ситуаций, сотрудничество, ответственность за другого, помощь и взаимовыручка.
Жизнедеятельность участников образовательно-воспитательного процесса в каникулярное время строится на основе:
- уважительного отношения к личности ребенка и педагогов;
- простора в выборе видов деятельности, коллектива друзей, как условия для развития творческой самостоятельности ребенка, его склонностей, интересов, физических возможностей;
- многообразия форм и методов, применяемых как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности детей и сотрудников;
- учета детских интересов с обязательным изучением природных задатков, половозрастных и индивидуальных особенностей и максимального сближения и развития жизни детей с жизнью природы;
- игры и романтики, обеспечивающих необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности ребенка, моделирования различных жизненных ситуаций, закрепления свойств, качеств, умений, необходимых для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ:
Создать необходимые условия и благоприятный психологический климат для укрепления здоровья, творческой и профессионально-трудовой самореализации воспитанников, отдыха и рационального использования каникулярного времени, формировать общую культуру навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
- формирование эмоционального благополучия ребенка, ощущения защищенности, доверия, любви.
- расширение и углубление диапазона знаний и практических умений, опираясь на интересы детей, потребности повседневной жизни.
- совершенствование психологических качеств, составляющих основу личностного развития воспитанников (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
- нейтрализация влияния на ребенка негативных социальных и природных факторов, восполнение недостающих ему для личностного роста и развития связей и опыта, восстановление уверенности в себе.
- получение ребенком опыта самоорганизации жизнедеятельности, общения и взаимоотношений на основе общепринятых норм, приобретение новых впечатлений
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа строится преимущественно на основе потребностей детей, учитывая при этом функции, задачи и возможности учреждения и представляет собой, модель организации воспитания, оздоровления и развития детей. Программа организации каникулярного времени воспитанников включает в себя разноплановую деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и дополнительного образования детей.
Организация летнего каникулярного отдыха, сложившаяся в учреждении, призвана разбудить у детей живой интерес ко всему окружающему, желание побольше узнать, научиться мыслить, самостоятельно принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией.
Основная особенность организации работы с воспитанниками в
период каникул – неформальный характер общения и деятельности детей и взрослых, приоритет здоровьетворящих технологий, частая смена ролевых позиций, способствующая развитию многообразия отношений в семьях.
Этого можно достичь при реализации следующих функций учреждения:
- рекреационно-оздоровительной,
- образовательно-развивающей,
- психотерапевтической,
- коммуникативной,
- культурно–досуговой,
- социальной защиты и социальной адаптации,
- методической.
Благодаря совместным усилиям всех сотрудников детского дома, наше учреждение - это микросоциум, жизнь в котором идет на основе принятых ценностных ориентиров, норм и правил человеческого общежития, форм социального общения. В педагогической практике воплощаются в жизнь активные формы разнообразной деятельности, предполагающие совместную творческую работу детей и взрослых.
Основными формами организации летнего каникулярного времени детей
разного возраста, с помощью которых предполагается реализовать поставленные цели и задачи, являются:
- оздоровительно- образовательный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга»
- детские объединения по интересам
- познавательно – развлекательные досуговые программы
- конкурсные игровые программы
- сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия
- интеллектуальные игры, турниры, состязания
- праздники
- тематические дни
- экскурсии, однодневные походы
- спортивные турниры, эстафеты, соревнования
- трудовые десанты, акции, операции
- коллективные творческие дела
- игротека и т.д.
Совместные дела детей и взрослых в условиях детского дома позволяют обучать воспитанников нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагают к раскрытию их способностей, проявлению инициативы, способствуют приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.
При этом наиболее эффективны следующие методы и приемы:
- методы организации и осуществления оздоровительной и образовательной деятельности ( беседа, дискуссия, обмен мнениями, рассказ – эстафета, создание и решение проблемных ситуаций, упражнения, тренинги, самостоятельная работа, изучение материалов периодических изданий),
- методы воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, элементы арттерапии),
- методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, тестирование, анкетирование, опрос),
- методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (конструирование ситуаций, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).
Повышению результативности деятельности по организации труда, отдыха и
занятости воспитанников способствует активное апробирование и внедрение в педагогическую практику следующих передовых педагогических технологий:
- педагогики сотрудничества
- методики коллективных творческих дел
- личностно - ориентированного образования
Ведущими видами творческой деятельности детей и взрослых, позволяющими
помочь ребенку полноценно жить в обществе, общаться и взаимодействовать с другими людьми, поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения, станут:
§ познавательная,
творческая,
- культурно – досуговая,
- спортивно – оздоровительная,
- информационно – методическая.
Предлагаемое содержание деятельности строится в соответствии с моделью социального самоопределения личности в досуговой деятельности, обеспечивается развитие детей и активизация их социальных интересов в свободное от учебы время.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
§ Познавательная деятельность
Цель: создать максимально благоприятные условия для расширения кругозора и повышения эрудиции детей с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, личностных склонностей.
Содержание деятельности:
- изучение интересов и потребностей воспитанников.
( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)
- функционирование оздоровительно-образовательного лагеря «Радуга»
(летний период, ответственные – администрация, педагоги
дополнительного образования)
Организация детских объединений по интересам:
- Чудеса из лоскутков
- Палитра
- Вязание
- Мягкая игрушка
- Умельцы
- Рогозное кружево
- Оригами
- Вокальное пение
- Досуг
(летний период, ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного
образования)
- формирование положительной мотивации успешной работы воспитанников в избранном виде деятельности, поддерживание высокого уровня интереса к занятиям.
(летний период; ответственные – воспитатели, педагоги
дополнительного образования)
- создание эмоционально-благоприятного психологического климата на занятиях, при проведении массовых мероприятий.
(летний период; ответственные – воспитатели, педагоги
дополнительного образования)
- проведение разнообразных по форме организации, используемым методам и приемам познавательно-развлекательных программ:
- «Этикет на каждый день»
- «Ваше здоровье – в ваших руках»
- «Музыка вокруг нас»
- «Весёлый домашний праздник»
(летний период, ответственные – воспитатели,
педагоги дополнительного образования)
- повышение качества и эффективности воспитательного процесса и проведения досуговых программ с опорой на имеющийся жизненный опыт детей, на решение жизненно важных для воспитанников проблем через удовлетворение потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.
(летний период, ответственные – участники оздоровительно-
образовательного процесса)
формирование у детей навыков здорового образа жизни, обучение рациональным приемам организации досуга.
(летний период, ответственные – участники оздоровительно-
образовательного процесса)
Творческая деятельность
Цель: создание оптимальных условий для творческой, социально-значимой деятельности воспитанников, наполненной разнообразными делами
Содержание деятельности:
- обеспечение в воспитании приоритета творческой деятельности (активный процесс постоянного приобретения новых знаний, практических умений и способов их получения, перенос ранее усвоенных знаний и навыков в новую ситуацию, потребность и готовность решать без посторонней помощи новые задачи).
( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного
образования)
- развитие и совершенствование психологических качеств, составляющих основу личностного развития ребенка (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
( ответственные – педагог-психолог, воспитатели, педагоги
дополнительного образования)
- развитие у воспитанников общих умений, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни: умения учиться, работать в команде, принимать решения и нести ответственность за них, планировать и организовывать свою работу и работу других, общаться со сверстниками и взрослыми, выступать перед аудиторией.
( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)
- осуществление дифференцированного подхода к каждому ребенку, учитывающего его интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационно-потребностную, духовную сферы.
( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)
- активное формирование основ мировоззрения детей, их духовно-нравственных идеалов, устойчивого правосознания, воспитание патриотов России, родного города и края.
( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного
образования, социальный педагог)
- гуманизация межличностных отношений всех участников оздоровительно-образовательного процесса, воспитание взаимного уважения, добросердечия, милосердия.
(ответственные – участники оздоровительно-образовательного процесса)
- проведение межсемейного фестиваля детского творчества «Летняя палитра»
( ответственный – заместитель директора по учебно-воспитательной работе)
- проведение конкурса сценариев досуговых мероприятий по организации каникул
( ответственные – заместитель директора по учебно-воспитательной
работе, музыкальный руководитель)
- оформление выставки творческих работ педагогов и воспитанников
«Добрых дел мастера»
( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного
образования)
- Культурно – досуговая деятельность
Цель: формирование культуры досуга, выработка у воспитанников навыков самостоятельной организации своего свободного времени.
Содержание деятельности:
- оперативное удовлетворение меняющихся запросов (интересов) детей в разнообразных видах образовательной, оздоровительной, досуговой деятельности разных возрастных категорий воспитанников в каникулярное время
(ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного
образования)
- самоопределение воспитанников, выявление индивидуальных способностей и талантов, выработка у них воли и терпения для получения желаемых результатов в избранном виде деятельности
(ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного
образования, педагог- психолог)
- формирование партнерских отношений, основанных на взаимных интересах единомышленников, используя элементы педагогики сотрудничества
(ответственные – педагоги дополнительного
образования, педагог- психолог)
- Спортивно – оздоровительная деятельность
Цель: всемерное укрепление физического, психического и нравственно – духовного здоровья детей, их социальная защита.
Содержание деятельности:
- валеологизация сознания и деятельности педагогов и воспитанников, формирование здорового человека, социально – педагогическая реабилитация ребенка через систему воспитания, обучения, творческого развития личности.
(ответственные – участники образовательно-
воспитательного процесса)
- формирование потребности в здоровом образе жизни, стремление к физическому и духовному самосовершенствованию, выработка навыков безопасности жизнедеятельности
(ответственные – участники образовательно-
воспитательного процесса)
- организация спецкурсов по пропаганде здорового образа жизни:
- «Помоги себе сам» (ответственный - инструктор по физической культуре)
- «Мудрость повседневных контактов» (ответственный - педагог - психолог.)
- формирование негативного отношения к вредным привычкам, профилактика социальных болезней, создание атмосферы взаимопонимания, доброжелательности и доверия педагогов и воспитанников
(ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)
- обучение воспитанников, педагогов приемам релаксации, точечного массажа, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнениям по снятию напряжения отдельных частей тела
(по мере необходимости, ответственные – педагог – психолог,
инструктор по физической культуре)
- проведение массовых спортивных мероприятий для воспитанников:
- спортивная игровая программа «От старта до финиша»,
- спортивные эстафеты «На дорогах Спортландии»,
- спортивный семейный праздник «Русские забавы»
(летний период, ответственный - инструктор по физической
культуре.)
- Информационно - методическая деятельность
Цель: информационно – методическое обновление образовательной практики для совершенствования организации каникулярного времени воспитанников в детском доме
Содержание деятельности:
- повышение качества профессиональной культуры педагогов детского дома, формирование у них потребности в непрерывном совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства в вопросах организации каникулярного отдыха детей
( ответственные – администрация, )
- изучение и активное использование в педагогической практике интерактивных информационных технологий, передового педагогического опыта коллег из учреждений общественного воспитания города, края, страны.
( ответственные – воспитатели, педагоги дополнительного образования)
- разработка методических рекомендаций по организации каникулярного времени воспитанников в помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования:
- «Здоровьесберегающие технологии в педагогической практике
оздоровительного лагеря »
( ответственный – заместитель директора по учебно-воспитательной
работе)
- «Интерактивные формы работы с детьми и подростками на каникулах»
(ответственный – социальный педагог)
- «Нестандартные приемы общения с детьми в оздоровительном лагере»
( ответственный – педагог-психолог)
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
|
Детский дом
|
ОСНОВНОЙ ЭТАП
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
|
5. МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты:
- представлена целостная картина изучения интересов и потребностей детей;
-- улучшилось психо-эмоциональное состояние детей,
- снизилась до минимума возможность возникновения конфликтов в семьях;
- создана ситуации успеха каждому ребенку;
- педагоги имеют желание и возможность к непрерывному профессиональному
саморазвитию, включению в новые для себя виды деятельности.
- организован полезный досуг воспитанников,
- созданы комфортные условия для самоопределения, самореализации детей, их
оздоровления, сохранения жизни и здоровья, полезного времяпровождения;
- стимулируется творческое развитие воспитанников, укрепляется их уверенность в
своих силах и возможностях;
- созданы условия социально-психологического комфорта и защищенности всех
участников образовательно-воспитательного процесса, обеспечена педагогическая
поддержка каждому ребенку на общечеловеческом и профессиональном уровне;
- восстановлены и стабилизированы психо-эмоциональные реакции воспитанников;
- сформирована потребность и выработаны умения самостоятельных занятий
физкультурой с целью тренировок, отдыха, повышения работоспособности и
укрепления здоровья, закаливание организма;
- оздоровительно – образовательный процесс стал здоровье сберегающим, дарящим
радость сотрудничества и сотворчества.
- усовершенствованы навыки сбора и обработки информации, повышен уровень
анализа и прогнозирования деятельности;
- выявлены личные затруднения педагогов, оказана оперативная методическая
помощь;
Формы отслеживания и фиксирования результативности деятельности:
- демонстрация продуктов творческой деятельности (фотовыставки, выставки декоративно-прикладного и художественного творчества, концерты, мини-спектакли, творческие сочинения, турниры, спортивные соревнования и т.п.)
- сценарии проведения творческих дел по замыслу воспитанников (оформление, реквизит, фотоотчеты)
- портфолио основных достижений детей (грамоты, дипломы, благодарствен-ные письма, фотоотчеты о проведенных мероприятиях, образцы творческой продукции)
- результаты индивидуальных и семейных достижений в конкурсных и познавательно-развлекательных программах (сводные таблицы, экраны результатов, красочные листки-молнии и т.п.).
• индивидуальные книжки «Мои достижения летом 2009г.»
• фотолетопись семей
• сценарии и методические материалы проводимых мероприятий (оформление,
реквизит, фонограммы, аудио- и видеокассеты и т.п.)
- результаты индивидуальных и командных достижений в конкурсных и игровых спортивных программах, праздниках (сводные таблицы, экраны результатов, красочные листки-молнии и т.п.).
- методические рекомендации, буклеты, информационные бюллетени, и т. п.
• Аналитические записки.
• творческие работы педагогов (мини-проекты, рефераты, сообщения и т.п.)
6. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 . НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативной базой для разработки комплексной программы Семья стали:
- Конституция Российской Федерации,
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.),
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы,
- Конвенция о правах ребенка,
- Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»
- Устав КГОУ « Змеиногорский детский дом»
2. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В детском доме имеются необходимые условия, информационно-методические материалы, специальная, справочная и информационная литература, материалы периодических изданий, аудио- и видеокассеты для разработки и реализации:
- воспитательных планов, направленных на укрепление здоровья, развитие творческих способностей воспитанников;
- социальных проектов, направленных на совершенствование системы каникулярного отдыха;
- сценариев досуговых программ;
- методического сопровождения образовательно-оздоровительного процесса (образцов изделий, наглядных пособий, дидактических и иллюстративных материалов, художественного и музыкального оформления);
- нормативно-правовых документов по организации каникулярного времени (должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, охране труда и т.д.)
3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учреждение располагает штатом высококвалифицированных специалистов (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, воспитатели, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, вспомогательный и обслуживающий персонал), способных на должном уровне организовать плодотворную деятельность воспитанников в период каникул.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КГОУ «ЗМЕИНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» (на 31.05.2009г.)
№ п/п |
Показатели |
Количество |
1 |
Количество педагогических работников, в т.ч. женщин мужчин |
14 13 1
|
2 |
Образование: - высшее - незаконченное высшее - среднее специальное - начальное профессиональное
|
7 1 5 1 |
3 |
Аттестовано всего в т.ч. имеют: - высшую категорию - первую категорию - вторую категорию
|
83%
18% 65% 0% |
Повышению степени компетентности педагогического коллектива по вопросам организации каникулярного отдыха и оздоровления детей способствовали:
- педагогические советы, совещания
- методическая учеба
- педагогический консилиум
- выставки творческих достижений
- взаимопосещения открытых занятий, досуговых мероприятий
- самообразование, работа со специальной и методической литературой
4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В детском доме созданы и поддерживаются необходимые условия, отвечающие нормам требуемого санитарно-гигиенического режима, правилам противопожарной безопасности, охраны труда.
Детский дом расположен в отдельно стоящем двухэтажном здании. Для нормального функционирования летнего оздоровительного лагеря имеются:
- волейбольная площадка
- уличные площадки с игровым оборудованием
- уличная крытая веранда
- спортзал с тренажёрным оборудованием
- библиотечно-музыкальный зал
- мастерская
- методический кабинет
- пищеблок
- складские и подсобные помещения
- автобус, легковой автомобиль
Учреждение располагает необходимым оборудованием, техническими
средствами обучения, теле-, видео-, радиоаппаратурой, мебелью, музыкальными инструментами, игрушками, костюмами, расходными материалами для организации работы воспитанников по интересам, проведения познавательно-развлекательных программ, спортивных соревнований.
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Афанасьев С.П., Весёлые каникулы: Настольная книга воспитателя.- М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004
2 Афанасьев С.П., Коморин С., 300 творческих конкурсов. – М., Методический центр «Вариант», 1997
3 Григоренко Ю.Н., Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М., Педагогическое общество России, 2002
4 Иванов И.П., Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., Педагогика, 1989
5 Калинкин Л.А., Леванова Е.А., Усохова Н.Г., Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы: методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, вожатых. – М., 1998
6 Михайлова М.А., Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. – Ярославль, «Академия развития»,1997
7 Петрова В.Н., Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить, М., Издательская фирма «Сентябрь», 1999
8 Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В., Тесты для подростков. Практическая психология. – М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
9 Столяренко Л.Д., Основы психологии. Практикум., - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001
10 Сысоева М.Е., Организация летнего отдыха детей. Учебно-методическое пособие. – М., Гуманитарное издательство «Владос», 1999
11 Шептенко П.А., Воронина Г.А., Ситуация успеха. Личностно-ориентированное взаимодействие. Методические рекомендации. – Барнаул,1997
12 Шмаков С.А., Уроки детского досуга. В помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю. – М., «Новая школа», 1992
Приложения
Режим
дня летнего оздоровительного лагеря «Радуга»
с 01.06.2011 по 29.08.2011г.
- Подъем, уборка спален 8.00 – 8.15
- «На зарядку становись!» 8.15 – 8.30
- Завтрак 8.30 – 9.15
- Трудовой Десант (огород, участок,
клумба) 9.15 – 10.15
- «Наш досуг» (прогулки,
экскурсии, развлечения) 10.15 – 12.15
- Групповые дела. Подготовка к КТД 12.15 – 13.00
- Обед 13.00 – 14.00
- Сон дневной (младшая группа детей)
Спокойные игры 14.00 – 16.00
- Полдник 16.00 – 16.30
- Занятия в объединениях и секциях 16.30 – 17.30
- «Твори! Придумывай! Пробуй!»
(КТД) 17.30 – 18.20
- Трудовой десант «Уют» 18.20 – 19.00
- Прогулка 19.00 – 20.00
- Ужин 20.00 – 21.00
- Свободное время, вечерний туалет,
уход за одеждой и обувью 21.00 – 21.30
19. Подготовка ко сну 21.30 – 22.00
20. Сон 22.00 – 8.00
ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ГРУППЫ
«ЗДОРОВЯЧОК»
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «РАДУГА»
(лето-2011)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Проблема поддержки здоровья, интересов, стремлений и желаний детей во время летних каникул, занимает особое место в воспитательной работе детского дома. Здоровье является интегральным состоянием, и его планомерное развитие в условиях лагеря необходимо проводить согласованно в трёх ключевых направлениях: педагогическом, физиологическом, психологическом.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 4-х до 15 лет.
ЦЕЛЬ: создание условий для укрепления здоровья детей, их физического
совершенствования, для формирования здорового образа жизни
ЗАДАЧИ: - укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию;
- совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах
движений (особенно в плавании);
- привитие интереса и привычки к занятиям физической культурой и
спортом;
- содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских
навыков по физической культуре;
- привитие воспитанникам культуры общения между собой в игре, в
командных состязаниях, с окружающими.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ИЮНЬ
№ п/п |
Мероприятия |
Кол-во часов |
1 |
Подвижные игры |
7 |
2 |
Игровые виды спорта (волейбол, пионербол, футбол) |
7 |
3 |
Семейный физкультурный час |
6 |
4 |
Походы за город с играми на местности |
6 |
5 |
Лёгкая атлетика (бег, метание, прыжки) |
7 |
6 |
Выезд на Гилёвское водохранилище |
10 |
7 |
Купание |
10 |
8 |
Туристическая подготовка |
7 |
ИЮЛЬ
№ п/п |
Мероприятия |
Кол-во часов |
1 |
Весёлые старты |
3 |
2 |
Теоретические занятия по правилам игровых видов спорта |
3 |
3 |
Купание |
10 |
4 |
Соревнования по футболу |
5 |
5 |
Выезд на Колыванское озеро |
12 |
6 |
Соревнования по настольному теннису |
7 |
7 |
Встреча с известными спортсменами города |
2 |
8 |
Выезд с ночёвкой на Воронежскую плотину |
18 |
АВГУСТ
№ п/п |
Мероприятия |
Кол-во часов |
1 |
Игровые виды спорта (волейбол, пионербол, футбол) |
7 |
2 |
Соревнования по настольному теннису |
7 |
3 |
Походы за город с играми на местности |
6 |
4 |
Соревнования по футболу |
5 |
5 |
Выезд на Колыванское озеро |
12 |
6 |
Семейный физкультурный час |
6 |
7 |
Подвижные игры |
7 |
8 |
Лёгкая атлетика (бег, метание, прыжки) |
7 |
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: волейбольные, футбольные, резиновые мячи;
туристические палатки; скакалки, круги для плавания, оборудование для игры в
настольный теннис, бадминтон, городки, проведения эстафет, соревнований.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-созданы комфортные условия для оздоровления, сохранения жизни и здоровья детей их
полезного времяпровождения;
-сформирована потребность и выработаны умения самостоятельных занятий
физкультурой с целью тренировок, отдыха, укрепления здоровья, закаливание организма.
ЛИТЕРАТУРА:
- Фридман М.Г., Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. – М., «Просвещение», 1991 г.
- Вавилова Е.Н., Укрепляйте здоровье детей. – М. «Просвещение», 1991 г.
- Луури Ю.Ф., Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., «Просвещение». 1991 г.
- Шлемин А.М., Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М. «Просвещение», 1988 г.
ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ВОКАЛЬНЫХ ГРУПП « СОЛНЫШКО», «ИСКОРКИ», «АЛТАЙСКИЙ ХОРОВОД»
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «РАДУГА»
(лето-2011)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Система организованного и неформального досуга во
время летних каникул позволяет решить важнейшую социально-педагогическую задачу: заполнить свободное время ребенка культурно-ценностным содержанием, приобщить к культуре, помочь в самосознании личной самооценки.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 4-х до 15 лет.
ЦЕЛЬ: побуждать детей в движении, пении выражать чувства вызванные музыкой,
прививать детям любовь к песенному наследию, формировать эстетический вкус
.
ЗАДАЧИ: - воспитание эстетической культуры, художественного вкуса на примерах
лучших образцов песенного, хореографического, театрального искусств;
- выявление и развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к духовным ценностям, стимулирование творческого
роста вокальных групп;
- формирование в сознании и в душах детей чувства любви к родной природе,
к Родине и гордости за неё
ГРУППА « СОЛНЫШКО» от 4-х до 8 лет
№п/п |
ТЕМА ЗАНЯТИЙ |
1 |
Выработка напевного лёгкого звучания |
2 |
Работа над выразительностью пения |
3 |
Разучивание музыкальных произведений |
4 |
Выработка напевности при подвижном темпе |
ГРУППА «ИСКОРКИ» от 9 до 12 лет
№п/п |
ТЕМА ЗАНЯТИЙ |
1 |
Разучивание музыкальных произведений |
2 |
Игра на музыкальных инструментах (металлофоны, ксилофоны, бубны) |
3 |
Выработка напевности при подвижном темпе |
4 |
Умение петь в унисон, чисто, слитно, ритмично, выразительно |
ГРУППА «АЛТАЙСКИЙ ХОРОВОД» от 13 до 15 лет
№п/п |
ТЕМА ЗАНЯТИЙ |
1 |
Музыка «серьёзная» и «лёгкая» |
2 |
Авторская песня. Знакомство с вокальной группой «Кино». Творчество В. Цоя. Разучивание песни «Звезда по имени Солнце» |
3 |
Распевание. Продолжение работы над песней «Звезда по имени Солнце». Конкурс «Угадай мелодию» |
4 |
Творчество Э. Грига. Слушание музыкальных произведений: ноктюрн «Летний вечер», «В пещере Горного короля». |
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: фортепиано, музыкальный центр, баян, ксилофоны, металлофоны, бубны, аудиокассеты.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- организован полезный досуг воспитанников,
- стимулируется творческое развитие воспитанников, укрепляется их уверенность в своих силах и возможностях.
ЛИТЕРАТУРА:
- Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. – М., ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2000 г.
- Исаенко В.П. Праздники в нашем доме. – М., Легпромбыт издат, 1992 г.
- Побединская Л.А.Праздник для друзей. – М., Творческий центр, 2000 г.
- Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. – Кострома, Методический центр «Вариант», 2000 г.
План работы педагога-психолога на период летних каникул.
Цель– гармонизация психологического климата, создание условий для эмоциональной стабильности и комфорта детей и взрослых.
Задачи:
- профилактика и предупреждение эмоциональных перегрузок,
- повышение адаптивных возможностей детей (навыки самопомощи в напряженных ситуациях),
- создание условий для позитивного и творческого самовыражения детей, поощрение социально приемлемых форм активности, развитие произвольности,
- формирование необходимых коммуникативных умений у детей разных возрастов и обучение конструктивным стратегиям межличностного общения,
- развитие творческого воображения, мышления, речи у младших детей,
- повышение психологической компетентности педагогического состава.
категория сопровождения |
содержание и формы работы |
планирование |
Все воспитанники и сотрудники |
Организация мероприятия, посвященного Дню защиты детей – праздник «Билет в детство» (совместно с муз. руководителем) |
1.06.2011. |
Старшие воспитанники - выпускники |
Формирование навыков мобилизации и конструктивных форм поведения в сложных ситуациях – сдача экзаменов, 1-2 групповых беседы, индивидуальная работа по запросу; «Покидая детский дом» - цикл групповых занятий по навыкам адаптации в новой среде, подготовке к самостоятельной жизни, формированию положительного образа будущего и т.д. |
конец мая – начало июня
июль – 1 раз в 2 недели |
Старшие воспитанники и средний школьный возраст |
Групповые игровые занятия на оптимизацию взаимоотношений, усиление сплоченности, снятие эмоционального напряжения, отреагирование актуальных состояний (подвижные игры на свежем воздухе, развлекательно-познавательная викторина ); Групповые тренинговые занятия, психологический практикум на развитие навыков общения, положительных коммуникативных качеств («Контакты», «Как общаться правильно», «Язык без слов», «Слушать и слышать»). |
вторая половина июня – июль – 1раз в 2-3 недели
1 раз в 2 недели |
Младшие школьники |
Групповые занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы, снятию эмоционального и мышечного напряжения, коррекции негативных личностных качеств, оптимизацию внутригрупповых отношений: «Настроение в красках» (с использованием арт-терапии, развитие творческого воображения), «С детства дружбой дорожить» (конструктивные формы взаимодействия, навыки общения), подвижные игры с музыкальным сопровождением на снятие напряжения, позитивный эмоциональный настрой
|
1 раз в неделю
последняя неделя июня 2 неделя июля
2,3 недели июня – 1, 4 недели июля |
Дошкольники |
групповые занятия на развитие мелкой моторики, общей осведомленности, мышления, речи и т. п. (работа с тетрадью Е. Соколовой, О. Земцовой из серии «Умные книжки», подвижные развивающие игры) |
1 раз в неделю |
Педагоги |
групповые беседы, психологический практикум: «Банк способов саморегуляции», «Особые дети: взаимодействие с агрессивными детьми» |
1 раз в месяц, по запросу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего спортивно- оздоровительного лагеря
Летний лагерь дневного пребывания при средней общеобразовательной школе...
Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря «Страна Спортландия»
Данная программа по своей направленности является профильной спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в усл...
программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря "Радуга"
В каникулярный период появляется возможность для выявления и развития разносторонних интересов и способностей каждого участника. Сами ребята связывают со школьными каникулами надежды заняться любимым ...
программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря "Радуга"
В каникулярный период появляется возможность для выявления и развития разносторонних интересов и способностей каждого участника. Сами ребята связывают со школьными каникулами надежды заняться любимым ...
Программа детского оздоровительно-образовательного лагеря краеведческо- производственного профиля « Истоки»
Работа трудовой бригады- ребята 10класса в 2011 г...
Авторская программа "Организация оздоровительно образовательных мероприятий в период летних каникул" УЛУСНЫЙ ЛАГЕРЬ «САЙДЫС» (ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ)
Наше государство осознало необходимость целей, ориентированных на личность и ее саморазвитие. Одной из основных задач социально-культурного становления детей и подростков в современном обществе являет...
Программа детского пришкольного профильного лагеря "Радуга"
Реализация программы летнего профильного лагеря позволяет сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению, создать коллектив единомышленников, сплочённый совместной интеллектуальной и творчес...