Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
методическая разработка по теме
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ldp.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №8 г. САЯНОГОРСКА
_____________________________________________________________________________
655600 Республика Хакасия г.Саяногорск, Интернациональный м/район, дом 20
Тел. 8(39042)2-36-33
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Директор МОУ коррекционной на педагогическом совете
школы-интерната №8 «11» мая 2011г.
_________________Р.С. Михайлова Протокол № 7
«11» мая 2011г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«лагерь с дневным пребыванием детей»
«ЛУЧИК»
Спортивно-оздоровительное направление
(Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста)
Автор-составитель программы: начальник лагеря Долгополова Елена Сергеевна
Саяногорск – 2011г.
Летний чудо – отдых
«Приходит лето
И покой мы потеряли
Потому что в это лето
В школьный лагерь нам пора»
Пояснительная записка
Отдых и оздоровление детей являются одной из приоритетных социальных проблем. В последние годы уровень заболеваемости школьников повысился. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе. Это порождается множеством факторов, характеризующих современную школу, - чрезмерные учебные нагрузки, новые предметы при сокращенной учебной неделе, увеличение учебной информации, резкое сокращение двигательной активности.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребёнка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.
Актуальность данной программы предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием:
— повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
— обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
— модернизацией старых форм работы и введением новых.
Адресаты программы
Программа рассчитана на учащихся МОУ коррекционной школы-интернат№8, в возрасте от 7 до 15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 12-14 человек.
Новизна данной программа состоит в том, что программа сочетает в себе различные виды деятельности, включает в себя принципы рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов воспитания. Объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании.
В основе концепции программы, следующие
нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
3. Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
4. Положение о структурном подразделении образовательного учреждения
«лагерь с дневным пребыванием детей».
5. Режим дня оздоровительного учреждения ЛДП.
6. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
7. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
8. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
9. Приказы Управления образованием.
10. Должностные инструкции работников.
11. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
12. Заявления от родителей.
13. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
14. Акт приёмки лагеря.
15. Планы работы.
Лагерь создается на постоянной основе и функционирует в период школьных каникул, не является юридическим лицом. Лагерь организуется в целях создания условий для укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры.
Цель программы:
- Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период,
- Укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей,
- Развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей.
- Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
- Формирование положительного отношения родителей к работе педагогического коллектива пришкольного лагеря и привлечение их к участию в этой деятельности.
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:
1.Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4.Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
- Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- Активное участие детей во всех видах деятельности.
5.Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Основные формы реализации программы
Летний оздоровительный ЛДП детей и подростков – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Участники программы
Участниками программы летнего ЛДП являются учащиеся школы, дети микрорайона, педагогические и медицинские работники.
- Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 7-15 лет.
Преимущество при зачислении в летний оздоровительный лагерь с дневным пребывание детей и подростков имеют дети с нарушениями психического и физического здоровья, из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишившиеся попечения родителей.
- Зачисление детей в ЛДП производится в соответствии с заявлением родителей или лиц, их заменяющих, необходимых документов, согласно требованиям УСПН МО РХ и наличии медицинской справки.
- Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
- Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностями.
Условия реализации программы
Материально-технические условия предусматривают:
а) финансирование за счет УСПН МО РХ, средств местного бюджета, спонсорская помощь;
б) игровые с набором настольных игр, спортивного инвентаря, столовая, помещение, приспособленное для актового зала, спортивный зал, стадион, библиотека, игровая площадка, комната отдыха.
2. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря – организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря; обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря; оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря; руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
- Воспитатель – обеспечивает реализацию плана работы; обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий; несёт материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
- Организатор культурно-массовых мероприятий – отвечает за художественное оформление в структурном подразделении образовательного учреждения
«лагерь с дневным пребыванием детей», а также за оформление мероприятий, проводимых в лагере; составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы; составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.д.; организует праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.
- Инструктор по физическому воспитанию - проводит оздоровительную утреннюю зарядку; организовывает и проводит спортивно – массовые мероприятия: спартакиада, личные первенства, весёлые старты.
-Проводит отбор лучших спортсменов на городские спортивные мероприятия.
-Организовывает и проводит кружковую работу.
- Педагог информатики - организовывает и проводит кружковую работу.
- Педагог изобразительного искусства – организовывает выставки, проводит кружковую работу, обеспечивает оформительным материалом к праздничным мероприятиям.
- Повара - организуют питание детей.
- Медицинский работник – обеспечивают охрану здоровья детей.
3.Педагогические условия.
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
- Отбор педагогических приемов и средств с учётом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
5. Территория, помещения
При работе оздоровительного лагеря используется территория МОУ коррекционной школы – интернат №8, спортивная площадка, а также:
- актовый, спортивный зал — 1;
- отрядные комнаты — 5;
- кабинет медработника — 1;
- раздевалка—1;
- туалетные комнаты — 1;
оборудование
Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь:
- мячи резиновые и волейбольные;
- бадминтон;
- обручи, скакалки;
- пазлы;
- игры настольные;
- оборудование компьютерного класса;
- магнитофон;
- микрофон.
Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (апрель-май) Подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
-Проведение совещаний при директоре;
-Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
-Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-Разработка программы деятельности пришкольного оздоровительного ЛДП детей и подростков;
-Подготовка методического материала для работников лагеря;
-Подбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном ЛДП детей и подростков;
-Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Организационный этап (2 дня)
Основной деятельностью этого этапа является:
- Формирование отрядов и проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей.
- Оформление уголков отрядов.
-Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами.
-Запуск программы.
Основной этап
-Реализация основной идеи смены.
-Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.
- Методическая работа с воспитателями.
Заключительный этап (20й-21й день)
- Закрытие смены.
- Подведение итогов смены.
- Обобщение итогов деятельности.
- Сбор отчётного материала.
- Выпуск фотодневника лагеря.
Содержание программы
Организационно – педагогическая деятельность:
- Комплектование штата лагеря кадрами.
- Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных ГорОО г.Саяногорска.
- Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся.
- Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей.
- Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль над состоянием здоровья детей;
- Утренняя гимнастика;
- Посещение плавательного бассейна;
- Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
- Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- Организация пешеходных экскурсий;
- Организация здорового питания детей;
- Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;
- Городские культурно – массовые и спортивные мероприятия.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- КТД «Давайте познакомимся!»;
- Коммуникативные игры на знакомство;
- Игры на сплочение коллектива.
Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела:
- Открытие пришкольного лагеря «Лучик», «Здравствуй, лето красное!», с представлением отрядов в развлекательной форме;
- Оформление отрядных уголков и стенных газет;
- Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!», посвящённый «Дню защиты детей»;
- КВН «Жизнь без улыбки - просто ошибка»;
- Творческая встреча с поэтами общества «Стрежень»;
- Игра-викторина «Кто правильно ест – тот здоровым растёт»;
- Просмотр фильмов в кинотеатре;
- Игра – викторина «О, Россия, как я люблю тебя!»;
- Экологическая игра «Тропа испытаний»;
- Выставка рисунков и поделок;
- Городские культурно – массовые мероприятия.
Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей;
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по игровым комнатам.
- Организация общественно - полезной работы с детьми (помощь детским садам по уборке территорий; игры с детьми детского сада на прогулке)
Работа по этнически – патриотическому воспитанию детей
- Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т.д.);
- Экскурсия в музей им. Ярыгина;
- Библиотечный час. Беседа «Природа моего края»;
- Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Хакасию?»;
- Экскурсия в музей. Тема: «Память сердца»;
- Игра по станциям «Наши права и обязанности»;
- День памяти «Вспомним всех поимённо» (к 22 июня)– устный журнал.
Профилактические мероприятия
и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
- «Правила пожарной безопасности».
- «Правила поведения детей при прогулках и походах».
- «Правила при поездках в автотранспорте».
- «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
- «Правила дорожного движения».
- «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
Беседы, проводимые медицинским работником:
- «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
- «Мой рост, мой вес».
- «Как беречь глаза?».
- «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя».
Беседы, мероприятия, проводимые организатором:
- Профилактика противопожарной безопасности: экскурсия в пожарную часть города;
- Профилактика ПДД. Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение».
Аналитическая деятельность по работе программы
Анализ выполнения программы в заключительный день работы ЛДП.
Ожидаемые результаты
выполнения программы деятельности лагеря
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
- занятости детей в летний период.
- Улучшение отношений в среде подростков, устранение негативных
- проявлений, искоренение вредных привычек.
- Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия.
- Укрепление здоровья.
- Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
- Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка.
- Привитие навыков самообслуживания.
- Воспитание чувства патриотизма.
- Воспитание уважения к природе и родному краю.
№ п/п | Тема | Количество часов | Содержание | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Оздоровительная работа | 21ч | 3ч | 18ч | Утренняя гимнастика, бассейн, подвижные игры, соревнования, Спартакиада, «Весёлые старты», экскурсии. |
2 | Работа по сплочению коллектива воспитанников | 21ч | 5ч | 16ч | Викторины, игры, рассказы и беседы воспитателя. |
3 | Работа по развитию творческих способностей детей | 15ч + Кружки-15ч | 15ч | 15ч | Концерты, конкурсы, культурно-массовые мероприятия, музыкальные игры, выставки, развлекательно-познавательные программы. |
4 | Работа по привитию навыков самоуправления | 21ч | 15ч | 6ч | Игровая деятельность, диспуты, общественно-полезная работа. |
5 | Работа по этнически – патриотическому воспитанию детей | 4ч | 2ч | 2ч | Игры, конкурсы, просмотры фильмов, беседы воспитателя. |
6 | Профилактические мероприятия | 3ч | 2ч | 1ч | Инструктажи, беседы мед.работников. |
Всего: | 100ч | 42ч | 58ч |
Тематический план
Экспериментальный план воспитательной работы в структурном подразделении образовательного учреждения
«лагерь с дневным пребыванием детей» «Лучик»
Блоки | Задачи блока | Направление | Ответственные |
Профилактический | Формирований знаний по профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период | Рассказы педагогов, организатора досуга, викторины, игры | Воспитатель, организатор, психолог, инструктор физического воспитания. |
Физкультурно-оздоровительный | Формирование ЗОЖ, укрепление духовного, физического и психологического здоровья. | Утренняя гимнастика,бассейн, подвижные игры, соревнования, Спартакиада. | Воспитатель, инструктор физического воспитания. |
Художественно-эстетический | Приобщение детей к духовной культуре, развитие мотивации | Музыка, литература, история, ИЗО, чтение книг. | Воспитатель, библиотекарь, организатор досуга, педагог информатики, педагог ИЗО. |
Литература
1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере, М. 1998
2. Беляков Е. 365 развивающих игр. — М.: Айрис Пресс Рольф,1999
3. Баранник М.М., Борисова Т.С. и др. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей.- М.: ЦГЛ, 2003
4. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ./ Бюллетень программно- методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2001, 2
5. В часы досуга / Сост. И.Н. Крайнева. — СПб.: Кристалл, 1996.
Должиков И.И. Физкультурно – оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере. – М.: Айрис- пресс, 2005.- 176 с.
6. Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006
7. Летний лагерь на базе школы/ Авт.-сосст. Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева – М.: ВАКО, 2007. – 336с
8. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001
9. Шмаков С. Л. Каникулы: Прикладная «энциклопедия» для учителей, воспитателей, вожатых. — М.: Новая школа, 1994.
10. Школьный лагерь. Разработки занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере:/ Сост. Горбунова Н.А. ._ Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. -128с.
11. Газета для учителей начальной школы «Педсовет» № 4, 2006.
12. Учебно-методическая работа в детском оздоровительном лагере / Сост. В.А. Ковалевич, И.Н. Наумова, Т.Н. Фомичева). - Ростов н/Д: ОЦДОД, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля 02 "ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ"
Рабочая программа профессионального модуля 02 "ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ" для специальности 200105 "Авиационные приборы и комплексы"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 05. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 260103 ТЕХНОЛОГИЯ ХЛЕБА, КОНДИТЕРСКИХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Рабочая программа профессионального модуля на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 260103 Технология хле...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03. Организация работы структурного подразделения Специальность 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151031 Монтаж и техническая эксп...
Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»
Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...
Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»
Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...
Образовательная программа профильной смены «Дружу с финансами» лагеря с дневным пребыванием детей.
Педагогический коллектив МАОУ «СОШ № 16» находится в постоянном поиске новых эффективных путей организации лагерей с дневным пребыванием детей в дни школьных каникул. Делается это для того...
Программа воспитательной работы в ЛОЛ с дневным пребыванием «Бригантина»
МБОУ «СШ им. Д.И. Коротчаева» имеет большой опыт организации летнего оздоровительного отдыха детей. В настоящее время оздоровление – это приоритетное направление в организации ...