Место внеурочной деятельности в системе школьного образования
статья
Заинтересованность современной школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.
В данной статье изучается понятие внеурочной деятельности, анализируются её особенности и отличия от дополнительного образования,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_vneurochnoy_deyatelnosti_v_sisteme_shkolnogo_obrazovaniya.docx | 134.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Место внеурочной деятельности в системе школьного образования.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки[1] определяет деятельность специфическим для человека типом преобразования действительности, одной из центральных категорий философии. В отличие от поведения деятельность не определяется биологически или социально заданными программами. Для неё характерно наличие целевой детерминации, направленной не просто на преобразование, а на развитие форм культуры. В этом смысле деятельность является такой формой активности, которая по самой своей природе способна к неограниченному пересмотру и совершенствованию лежащих в её основе программ
В общей психологии деятельность определяется как особенная форма социальной активности человека, возникшая у него в исторический период существования и обеспечивающая его нормальное существование и развитие как современного, культурного, цивилизованного человека. Деятельность человека вне общества не существует, как нет ее у младенца, у любого ребенка, не достигшего определенного уровня психологического развития. Деятельность не является и не может быть врожденной формой активности, она приобретается людьми в филогенезе и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его индивидуального развития в обществе, среди людей. Как форма социальной активности человека деятельность в ее строго научном, узком определении отличается следующими признаками:
1. Она является внутренне мотивированной формой активности, то есть возникает на основе внутренних, психологических процессов человека. Этим деятельность как вид активности отличается от поведения и реакции, которые могут быть следствием воздействия внешних причин на человека.
2. Деятельность человека продуктивна. В результате выполнения ее человеком, где он выступает как деятель, рождается некоторый материальный или идеальный продукт, который представляет собой достояние культуры и является результатом творческой, созидательной активности человека. Формы активности, имеющие исключительно потребительский характер, деятельностью не являются.
3. Деятельность человека исходит из собственно человеческих, высших, социальных потребностей. Разнообразные формы активности, порождаемые органическими потребностями, также не являются видами деятельности.
4. Деятельность человека воплощается в ее продуктах, такое воплощение или отражение деятельности несет в себе и отпечаток человеческих знаний и умений. Соответствующий процесс носит название «опредмечивание деятельности». Когда ребенок или взрослый осваивает новую для себя деятельность, включая в нее предметы культуры, созданные людьми, то есть предметы, в которые ранее деятельность этих людей была опредмечена, то они — ребенок или взрослый человек — совершают противоположный акт — «распредмечивание деятельности», что приводит к ее освоению вместе с соответствующими знаниями и умениями.[2]
Вопросы получения новых знаний и умений в процессе деятельности и механизмы научения активно исследуются и разрабатываются в настоящее время учёными - нейрофизиологами и психологами. В фундаментальных работах и прикладных исследованиях, посвящённых этой теме, делается чрезвычайно важное для педагогики образования заключение о том, что любой элемент опыта нужен для достижения определённого результата и получения знания. По их твёрдому убеждению: «… не бывает знания, кроме того, которое возникает в результате делания. Все эксперименты с регистрацией активности клеток мозга чётко это подтверждают».[3] Таким образом, деятельности в процессе обучения отводится центральная роль.
В полной мере эти выводы относятся и к внеурочной деятельности, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития детей.
Об этом идет речь в документах Стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности, отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
- учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- внеурочная деятельность».[4]
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается: «Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».[5]
Понятие «внеурочная деятельность» не является новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.
Однако научный смысл и содержание этого термина менялись в разные периоды развития общества. В советское время в теории и практике отечественного образования преобладали термины « внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.[6]
В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа». Она рассматривалась как: « … составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых».[7]
В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной», а чаще всего отождествляемый с ней: «Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей».[8]
В «Российской педагогической энциклопедии», изданной в 1993 г. под редакцией В.Г. Панова, основными задачами внеурочной деятельности считаются: «создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости…Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении»[9].
В 80-х - 90-х годах появилась тенденция к изменению содержания внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не только к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС начального и основного общего образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого направления деятельности образовательного учреждения.
Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности».
Таким образом, традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков, как обязательной его части, и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6), образовательный стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.[10]
В соответствии с требованиями ФГОС, в Базисном учебном плане планируется до 10 часов ежегодно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. При этом общеобразовательное учреждение (ОУ) вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности и увеличивать количество часов на определённый вид деятельности, но не более чем 10 часов. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В Базисном учебном плане (проект) для начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности (приложение 2):
• Спортивно – оздоровительная деятельность.
• Художественно – эстетическая деятельность.
• Научно – познавательная деятельность.
• Военно – патриотическая деятельность.
• Общественно – полезная деятельность.
• Проектная деятельность.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения внеурочной деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: • Спортивно-оздоровительное
• Духовно-нравственное
• Социальное
• Общеинтеллектуальное
• Общекультурное
по видам:
∙ игровая,
∙ познавательная,
∙ досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение),
∙ проблемно-ценностное общение,
∙ художественное творчество,
∙ социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность),
∙ техническое творчество,
∙ трудовая (производственная) деятельность,
∙ спортивно-оздоровительная деятельность;
∙ туристско-краеведческая деятельность;
в формах:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Таким образом, внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Преимущества в использовании внеурочной деятельности заключаются также и в закреплении и практическом использовании отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям базисного учебного плана образовательные программы внеурочной деятельности.
Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, при этом аудиторных занятий не должно быть более 50%.
Перечень направлений и количество часов на каждое направление внеурочной деятельности являются примерными. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы распределения часов по годам обучения, формированию и наполняемости групп. Важно, чтобы сумма недельных часов по внеурочной деятельности не превышала 10 часов в неделю (на класс).
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального, общего среднего и основного среднего образования.
2. Снизить учебную нагрузку обучающихся
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе
4. Улучшить условия для развития ребенка
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Организационные модели внеурочной деятельности.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации могут быть рассмотрены следующие организационные модели.[11]
1. Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения
2. Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов
общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей (интеграция) расширяется выбор вариантов
(избыточное количество часов внеурочной деятельности)
3. Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов
нескольких учреждений общего и дополнительного образования
(сетевое взаимодействие) в большей степени расширяется
выбор вариантов (еще более избыточное количество часов
внеурочной деятельности).
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
∙ учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
∙ дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
∙ образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
∙ организацию деятельности групп продленного дня;
∙ классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
∙ деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
∙ инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности». [12]
Таким образом, авторы «Методического конструктора» выделяют несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель.
Помимо этого модели внеурочной деятельности классифицироваться по времени реализации:
Модели реализации внеурочной деятельности.
1. Линейная (распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года)
2. Модульная (концентрация видов и программ внеурочной деятельности в определенном периоде времени)
3. Смешанная (элементы линейной и модульной моделей)
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.
Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждение должно предусмотреть время, как на учебные курсы и их увеличение, так и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
Отмечается также, что реализация основной образовательной программы начального общего и основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта как в учебное время, так и в период каникул для организации отдыха детей и их оздоровления.
[1] Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009
[2] Немов Р. С. Общая психология - М.: ЮРАЙТ, 2011.
[3] Александров Ю.И. Научение и память: системная перспектива /Вторые симоновские чтения/Под ред. Шевлева И.А. и др. - М.: Изд. РАН, 2004. C. 3-51
[4] Евладова Е. Б. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. http://socialnauki.ru/?p=900
[5] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/
[6] Педагогическая энциклопедия: В 3 т. / Под ред. А.Г.Калашникова; При участии М.С.Эпштейна. - М.: Работник просвещения, 1927-1930.
Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Под ред. И.А. Каирова. - М.: Сов. энцикл., 1964-1968.
[7] Педагогическая энциклопедия. / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. – М., 1964. – т.1
[8] Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., “Университет”, 1990 г.
[9] Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. /Под ред. В.Г. Панова. - М. Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993
[10]Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958
[11] Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение ,2010.
[12] Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение ,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место внеурочной деятельности в условиях сельской школы при введении ФГОС на начальной ступени образования на примере работы кружка дополнительного образования «Мой первый английский».
В работе содержится материал по обмену опытом....
место географии в системе школьного образования
о любимом предмете и его значении...
Педагогическая статья "«Беседа о музыке как форма внеурочной деятельности в системе школьного образования»
Данная статья описывает актуальность бесед о музыке, их значимости во внеурочной деятельности педагога....
Аттестационная работа "Значение и место внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии"
Эта работа будет интересна учителям русского языка при выборе форм внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС в основной школе. Здесь приводится в пример технологическая карта внеурочного занятия в 1...
о месте предмета ОБЖ в системе школьного образования
выступление на учительском семинаре о месте предмета ОБЖ в системе школьного образования...
«Проектная деятельность обучающихся основного уровня образования. Из опыта работы с учащимися 7-8 классов по внеурочной деятельности. Проект «Создание школьной газеты». Видение и перспективы».
выступление на педсовете...
Внеурочная деятельность в системе школьного образования.
В данном материале рассматриваются принципы, направления, формы и виды внеурочной деятельности. Представлен интересный методический конструктор внеурочной деятельности, который разработали...