Внеурочная деятельность в системе школьного образования.
статья
В данном материале рассматриваются принципы, направления, формы и виды внеурочной деятельности. Представлен интересный методический конструктор внеурочной деятельности, который разработали Д.В. Григорьев и П.В.Степанов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_v_sisteme_shkolnogo_obrazovaniya.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в системе школьного образования.
Основными принципами интеграции основного образования и внеурочной деятельности являются:
- Принцип развития личности (преемственность между внеурочной деятельностью и базовыми компонентами учебного плана).
- Принцип преемственности в расширении знаний.
- Принцип взаимосвязи системы дополнительного образования и базового компонента.
Данная работа имеет два направления – спецкурсы (углубление знаний, полученных на уроке) и научные общества обучающихся.
Определим задачи внеурочной деятельности:
- обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
- снижение учебной нагрузки обучающихся;
- улучшение условий для развития обучающегося;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Предлагается использовать следующие методы:
- креативный;
- эвристический;
- проблемно-поисковый;
- репродуктивный;
- иллюстративный.
Диагностика может выполняться в форме анкетирования в организационный период и в конце, наблюдения.
Каковы же результаты интеграции? В первую очередь наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний, уменьшается количество «трудных детей», количество победителей различных конкурсов увеличивается, улучшается здоровье, налаживается взаимосвязь не только со сверстниками, но и с педагогами.
Разнообразны формы работы обучающихся:
- коллективная, групповая, индивидуальная;
- игра-моделирование;
- взаимодействие замыслов;
- занятия кружка.
Для получения результата используются следующие виды деятельности обучающихся:
- репродуктивный;
- поисковый;
- исследовательский;
- творческий.
Существует множество форм проведения внеклассной работы – викторины, конкурсы, экскурсии, предметные турниры, олимпиады и т.д.
Интересный методический конструктор внеурочной деятельности разработали Д.В. Григорьев и П.В.Степанов. Данный конструктор представлен в таблице.
Вид внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
1. Игровая | Ролевая, деловая, социально-моделирующая игра | 1. Приобретение социальных знаний | Ролевая игра |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Деловая игра | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального опыта | Социально-моделирующая игра | ||
2. Познавательная | Викторины, познавательные игры, проекты, олимпиады, интеллектуальные марафоны | 1. Приобретение социальных знаний | Викторины, познавательные игры и беседы |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Дидактический театр, общественный смотр знаний | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Проекты, внешкольные акции познавательной направленности | ||
3. Проблемно-ценностное общение | Этическая беседа, тематический диспут, дискуссия | 1. Приобретение социальных знаний | Этическая беседа |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Дебаты, тематический диспут | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов | ||
4. Досугово-развлекательная деятельность | Культпоходы, концерты, выставки | 1. Приобретение социальных знаний | Культпоходы |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Праздники на уровне класса и школы | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Школьные благотворительные концерты, выставки | ||
5. Художественное творчество | Кружки художественного творчества,проекты, фестивали | 1. Приобретение социальных знаний | Кружки художественного творчества |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Художественные выставки,фестивали искусств, спектакли в классе, школе | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Социальные проекты на основе художественной деятельности | ||
6. Социальное творчество (волонтерство) | КТД, социальная акция, организованная взрослым | 1. Приобретение социальных знаний | Социальная проба |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | КТД | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Социальный проект | ||
7. Трудовая деятельность | Лего-конструирование, кружки | 1. Приобретение социальных знаний | Кружки технического творчества, ремесел |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Трудовой десант, сюжетно-ролевые игры | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Субботник,детская производственная бригада | ||
8. Спортивно-оздоровительная деятельность | Занятия спортивных секций, школьные турниры | 1. Приобретение социальных знаний | Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Школьные спортивные турниры | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Социально-значимые спортивные акции и проекты | ||
9. Туристско-краеведческая деятельность | Образовательная экскурсия, поход, экспедиция | 1. Приобретение социальных знаний | Образовательная экскурсия |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Туристический поход | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Краеведческая экспедиция |
Предметный кружок один из наиболее эффективных форм внеурочной деятельности. Основа кружковой работы – принцип добровольности. Занятия в кружке создают условия для раскрытия потенциала, способностей обучающихся, удовлетворения познавательных потребностей, повышают успеваемость и интерес к обучению.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления: музыкальные и спортивные кружки, секции, театральная, танцевальная студия). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая статья "«Беседа о музыке как форма внеурочной деятельности в системе школьного образования»
Данная статья описывает актуальность бесед о музыке, их значимости во внеурочной деятельности педагога....
Проектирование внеурочной деятельности в процессе школьного филологического образования
Актуальность данной работы определяется необходимостью просвещения коллег и родителей по вопросам организации внеурочной деятельности обучающихся, формирования их мотивац...
«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»
Внеурочная деятельность в системе ФГОС: как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....
«Проектная деятельность обучающихся основного уровня образования. Из опыта работы с учащимися 7-8 классов по внеурочной деятельности. Проект «Создание школьной газеты». Видение и перспективы».
выступление на педсовете...
Место внеурочной деятельности в системе школьного образования
Заинтересованность современной школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные резул...
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...