о месте предмета ОБЖ в системе школьного образования
статья по обж на тему
выступление на учительском семинаре о месте предмета ОБЖ в системе школьного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_predmeta_obzh.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой предмет в системе школьного образования
Мой небольшой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что на сегодня, пожалуй, нет такого до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования каким является курс ОБЖ. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому ОБЖ можно считать главным предметом в школе. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Содержанием дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания, через развитие творческих способностей школьника. Цель предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем. (слайд №2)
На уроках ОБЖ также рассматриваются вопросы современной политики,. Современные требования к воспитательному процессу изменились с изменением экономической и политической системы в нашей стране. Стало ясно, что государство не может гарантировать безопасность отдельных граждан. Каждого россиянина надо учить выживать в условиях криминального беспредела, локальных военных конфликтов, безработицы, поэтому каждый школьник должен знать свои права и обязанности, соблюдать правовые отношения и законодательные акты, чтобы избежать опасных ситуаций в свой жизни. (слайд №3) Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем - в обществе и на производстве, через общее образование на уроках "Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) .Как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Так же этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.
Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.
Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов. Важное место в преподавании ОБЖ занимает интеграция с такими предметами как: география, биология, физика ,математики, история, химия. Ролевая игра «Ориентирование на местности» (ОБЖ и географии) наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека, тем самым закрепляет знания полученные на уроках географии. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дает такой учебный предмет как химия. Например ,при изучении раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения» , а именно последствий этих аварий прибегают к помощи учителя химии, который приводит примеры взаимодействия различных веществ и последствия результатов этих реакций на организм человека. При использовании проектной технологии на уроках ОБЖ прослеживается интеграция с информатикой, часто использую на уроках компьютер и задания, которые в основном носят творческий характер и способствуют повышению мотивации. В результате этой интеграции я наблюдаю следующие результаты_ обучающиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах; растет уровень обученности, возрос рейтинг предмета. Наметилась положительная динамика участия детей в олимпиаде по ОБЖ и мы имеем неплохие результаты. В 2012 году –первое место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников и участие в региональном этапе, в 2013 – 2 призера на региональном этапе
Целью уроков по основам безопасности жизнедеятельности является - заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. Задача учителя состоит в том, чтобы вложить в ученика знания и умения, которые он в последующем смог бы применить на практике уже без помощи учителя.
Какие задачи, должен решать курс ОБЖ? Слайд 6Это:
- формирование высокодуховного культурного человека, с патриотическим и гуманистическим настроем, с духовно-нравственным мировоззрением, с жизнеутверждающей философией, стремящимся к гармоничным взаимоотношениям с обществом и с окружающей средой;
- привитие здорового образа жизни, укрепление, коррекция, улучшение физического состояния учащихся;
- обучение всем навыкам и приемам по сохранению своей жизни и здоровья учащегося в экстремальных ситуациях и в быту. слайд 7
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности включает 3 основных блока:
1. Обеспечение безопасности и защиты детей и взрослых в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Основы медицины и здоровья.
3. Основы по обороне государства. Воинская обязанность российских граждан.
Исходя из вышеизложенного понятно, что ОБЖ – это многогранный интересный предмет, который необходимо знать каждому гражданину, независимо от возраста и уровня жизни. Только знание основ безопасности жизнедеятельности сможет по настоящему сделать вашу жизнь безопасной, спокойной и уверенной в завтрашнем дне.
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».
Принципиальное отличие современного урока от традиционного. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, построенного на компетентностном подходе (слайд 5)
Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. Поэтому темой по самообразованию я выбрала:
«Развитие обучающихся на уроках ОБЖ через применение инновационных технологий». Я считаю, что на современном этапе образования она является наиболее актуальной и значимой. В процессе внедрения инновационных технологий повышается учебная мотивация ,уровень самостоятельности, мастерство учащихся, усиливается стремление к творческой активности, способствует достижению положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий: Технология ситуативного обучения, Технология проектного обучения, Технология проблемно-поисковой направленности, игровые технологии.
-Интерактивные технологии (слайд № 7 )– я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: «Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда». (слайд №8) Формула интерактивной технологии Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группе, где каждый обучающийся субъект познания нового. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
Широко использую на занятиях по ОБЖ метод проектов. (слайд № 9) Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, формируют навык четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её и представлять новые идеи. Проектная деятельность осуществляется наиболее эффективно в процессе изучения таких тем из курса ОБЖ, как «Первая помощь в автодорожном происшествии», «Действия в экстремальной ситуации в природной среде», «Действия в криминогенной ситуации». Владея обобщенным умением проектировать предстоящую деятельность, ученик может использовать его в дальнейшем при решении широкого круга задач.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес. ( слайд про игру)
Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
Во всех классах уроки проводятся с применением мультимедийных и интерактивных средств обучения, позволяющие в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход.
Свои методические наработки я делюсь с коллегами по школе ,рацоне и т. д.?!?!
Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня в 2012 году прошла курсы по проблеме «Обеспечение качества педагогической деятельности современного учителя ОБЖ в условиях ФГОС»,в 2013 году-курсы по ГО), в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства, изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, имею свой персональный сайт в социальных сетях.В соответствии с современными требованиями принимаю активное участие в различных профессиональных конкурсах. Так например приняла участие в Международном дистанционном конкурсе «Самообразование- ступень профессионального роста»,(ЦПТ им.К.Д.Ушинского «Новое образование»),получила диплом участника Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества «Педагогические идеи и технологии» г.Санкт-Петербург, диплом за участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Сценарий медиаурока с компьютером» (центр дистанционного образования «Прояви себя» )
ОБЖ — дисциплина, максимально приближенная к нашей повседневной жизни. (слайд № 10) И тем не менее отношение к ней, как к дисциплине второстепенной. Почему? Да потому, что мы, взрослые, сами поставили такой важный предмет как ОБЖ в положение падчерицы. Судите сами: преподавателей ОБЖ в вузах не готовят, материально-техническое обеспечение на грани нищенского, а количество часов вообще недопустимо мало.
В заключение замечу, что мы живем, не всегда задумываясь, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. Разве не должен каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому? Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависят не только здоровье, но зачастую и жизнь попавшего в беду человека. Вот почему этому необходимо учиться на уроках основ безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, о чем сообщается на уроках ОБЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"
Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...
"Мой предмет в системе школьного образования"
Данная презентация была предоставлена на конкурс "Учитель года 2013"...
Самопрезентация на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"
Данная презентация пропагандирует здоровый образ жизни среди обучающихся, воспитанников нашей школы. В работу включены фотографии из различных школьных внеклассных мероприятий, а так же картинки из ин...
место географии в системе школьного образования
о любимом предмете и его значении...
Мой предмет в системе школьного образования.
Традиционно основными предметами в школьном образовании считаются математика и русский язык. Только по этим двум дисциплинам сдаются обязательные экзамены. Не менее важными предметами в школе учащиеся...
«Роль и место русского языка в системе школьных предметов»
Важнейшее и даже главенствующее место этого учебного предмета в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания...
Место внеурочной деятельности в системе школьного образования
Заинтересованность современной школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные резул...