место географии в системе школьного образования
статья по географии по теме

Празднова Людмила Анатольевна

о любимом предмете и его значении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_geografii_v_sisteme_shkolnogo_obrazovaniya.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Место географии в системе школьного образования.

 Учитель, раз и навсегда связавший свою жизнь с образованием, выбравший свой любимый предмет, считает его самым важным, самым значимым и нужным в школе.

         О своей любимой «географии» могу сказать то же самое. Мой предмет - уникальный.

География как наука появилась в 3 веке до н. э., благодаря Эратосфену, начала развиваться еще в эпоху Возрождения, когда начались Великие географические открытия, когда знаменитые путешественники открывали новые земли, моря и океаны, осваивали нашу замечательную планету «Земля».

 Федеральный государственный стандарт определяет географию как единственный школьный предмет, охватывающий естественные и гуманитарно-общественные знания.

Следует добавить, что география – это предмет, который формирует у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей.

 Изучение географии направлено на достижение совершенно определенных целей:

- познание географического пространства от локального до глобального;

-познание характера, сущности и динамики важнейших процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира.

Неподдельный интерес вызывает  у школьников изучение природно-климатических условий, растительного и животного мира, населения разных материков.

 Именно уроки географии формируют географический образ Родины: показывают ее необъятные просторы, ее природные богатства, ее красоту. Изучение регионального компонента способствует развитию интереса к родному краю, воспитанию любви и заботы о нем, пробуждает чувство гордости за свою малую родину.

Постигая географические знания, школьники осознают себя хозяевами земли, знатоками природы. Овладевая определенными ценностями, идейно-нравственными, культурными и этическими принципами и нормами поведения, они становятся частью общества и природы не только в масштабах своего края, родной страны, но и всей планеты Земля.

 Наша планета, наша Земля огромна, и в тоже время такая маленькая, такая  беззащитная во Вселенной. Только человек,  живущий на  Земле, может определить ее дальнейшую судьбу: либо сохранить, либо уничтожить!

География – это наука, которая может воспитать патриотов Земли, людей осознающих значимость и общность глобальных проблем.  Это еще раз доказывает уникальность географии, ее принадлежность одновременно к общественному и естественному циклу дисциплин, ее мировоззренческое значение.

 Особое место отводится географии в формировании экологической культуры обучающихся через углубление теоретических знаний в области экологии и охраны природы, развитие экологического мышления, поиск путей решения экологических проблем, воспитание экологически оправданного поведения в природе.

 Леса топорщатся, и степь клубится.

Жара изводит и снега блестят.

Богаты мы, но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Над запахом таежной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?! (Р.Рождественский)

 Урок географии дает широкие возможности для использования элементов различных технологий, и прежде всего информационных. Знаменитый географ Н.Н. Баранский писал: «Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география, и в тоже время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география».

 Развитию творчества способствует и внеклассная работа по предмету: КВНы, викторины, географические конкурсы и вечера помогают сплотить коллектив учащихся, формируют навыки совместной работы, повышают познавательный интерес, активизируют творческий потенциал учащихся.

География позволяет широко использовать межпредметные связи, и в этом превосходит большинство других учебных предметов в школе. Изучая природные и общественные явления, география опирается на знания математики и физики, химии и биологии, истории и обществознания. А как можно обойтись без литературы, описывая красоту и уникальность природы нашей планеты!

Конечно, хорошему предмету нужен хороший учитель.  Учитель, который передаст свою любовь к предмету своим ученикам, который постоянно занимается самообразованием: следит за методическими новинками, внедряет современные технологии обучения, использует Интернет.

 У меня один из самых лучших предметов в школе. Именно география помогает увидеть связь природы и общества, связь науки с жизнью.  Это так здорово учить предмету, который ты любишь.  И каждый урок географии как неоконченная повесть, которую хочется писать и писать и невозможно поставить точку.

Когда я на уроки в класс вхожу.                

Я обо всем на свете забываю.                    

Я в этот час лишь им принадлежу,

Я с ними познаю и удивляюсь.                  

География  занимает  важное место в  системе школьных дисциплин. Ведь без географии вы нигде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования

Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по  законам общественного развития  идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

«Проблемы  эколого-географического воспитания в системе школьного образования»          В   век   научно  - техническог...

Роль и место фольклора в системе музыкального образования Санкт-Петербурга

В статье рассматривается вопрос о возможности использования в обучении аутенчиного материала; о стилизации; о взаимосвязи фольклора с календарными праздниками; связь фольклора с русской классикой....

о месте предмета ОБЖ в системе школьного образования

выступление на учительском семинаре о месте предмета ОБЖ в системе школьного образования...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования на уроках географии и биологии

Здоровье – важный фактор  работоспособности и развития детского организма.Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому не...

Место внеурочной деятельности в системе школьного образования

Заинтересованность современной школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым   взглядом на образовательные резул...

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...