Педагогическая статья "«Беседа о музыке как форма внеурочной деятельности в системе школьного образования»
методическая разработка по музыке по теме

Данная статья описывает актуальность бесед о музыке, их значимости во внеурочной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._statya.doc101.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая статья

на тему:

 

«Беседа о музыке

как форма внеурочной деятельности в

системе школьного образования»

                 Выполнила:

                                                учитель музыки                                                                                  МБОУ «СОШ №32 г. Энгельса                                                                 Саратовский области»

                                                Русанова Юлия Анатольевна

г. Энгельс

2014 г.


Оглавление

Наименование

Содержание

Страница

Введение

Роль музыки в формировании личности

школьника

2,3

Г лава 1

Роль музыкальных бесед в структуре

4

Глава 2

Музыкальная беседа: методика ее проведения и разнообразие форм

5

Выводы

Приложение 1

Музыкальная беседа «Высокий святой образ девы Марии»

Приложение 2

Список используемой литературы

12

        

 


Введение

Роль музыки в формировании личности школьника

Ни один вид искусства не способен так глубоко затронуть самые сокровенные тайники человеческой души, как музыка. Музыка - это отражение, прежде всего, определенной душевной настроенности, выражение богатейшего мира человеческих чувств, переживаний, музыка обладает способностью заставить испытать радость, огромный подъем светлых чувств и тяжкую скованность горе. Чтобы понять боль, страсти, душевные волнения, воплощенные в музыкальном произведении, нужно и самому уметь чувствовать, быть эмоционально отзывчивым.

Постоянное общение с музыкой развивает у человека способность к сочувствию и сопереживанию, учит мыслить, думать, богаче воспринимать окружающий мир. Мы, слушая музыку, отождествляем себя с героем, его переживаниями, сопоставляем их с реальными жизненными ситуациями. Прочувствовав что-либо, человек открывает подобное в себе, и это определенным образом ориентирует его чувства и переживания, его сознание и отношение к миру.

Музыкальное произведение может оказать воздействие на поведение человека. Музыка активизирует духовный потенциал человека, обогащает знаниями и помогает лучше понимать других и себя. Сталкивая слушателя с глубокими жизненными потрясениями, она побуждает по- новому пережить и осмыслить свою жизнь, сделать определенные выводы.

«Музыка выпрямляет душу», - считал В.А. Сухомлинский, а И.О. Дунаевский заявлял: «Ничто так не обогащает душу как музыка». Актуальность этих мыслей и советов, обращенных к молодежи, в настоящее время не только не утрачена, а, напротив, возросла.

Музыка - это отражение действительности. Лучшие произведения современных композиторов воплощают в себе дух нашего времени, реализм, народность и высокое профессиональное мастерство. Духовный мир русского человека, его мировоззрение, история - все это как нельзя лучше отражает русская народная песня. Серьезно содержательная музыка благотворно влияет на воспитание художественного вкуса, обогащает духовный мир и нравственный облик человека. Нет необходимости доказывать огромную воспитательную роль таких произведений, как опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» А.П. Бородина «Князь Игорь» М.П. Мусоргского «Борис Годунов», С. С. Прокофьева «Война и мир» и других.

Связь любого вида искусства с действительностью прежде всего проявляется в содержании. Музыка либо своими средствами, либо в союзе со словом и жестом - может многое изобразить и еще больше выразить. Окружающая нас жизнь отражается в музыке прежде всего через интонации, воспроизводящие речь героев произведений. Социальной определенностью проникнуты психологические характеристики музыки Даргомыжского, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и других мастеров «интонационных портретов».

Совершенно конкретные ассоциации вызывают у слушателей использованные в музыке народные танцы, напевы, бытовые марши. Изображая жизнь, художник всегда выражает и свое отношение к ней. В этом и заключается идея произведения искусства, которое имеет социальный характер. Поэтому любой художник, в частности и композитор, всегда выступает в роли провозглашения идей. Это проявляется в произведениях на исторические или современные темы, связанных с большими общественными событиями.

Борьба человека, стремящегося к счастью наперекор роковым обстоятельствам, воплощена во многих произведениях Чайковского. Мужественная, строгая, возвышенная лирика характеризует героя музыки Бетховена - борцов за свободу человечества. А выраженное в этой музыке преклонение перед природой, чувство слияния с нею связано с мыслями о гармоничной человеческой личности.

Но есть в наше время некоторые современные направления музыкальной культуры, работающие под лозунгом «Никакой связи с жизнью!» Все их творчество сводится к математическим расчетам и техническим приемам. Разве можно назвать творчеством то, что делает американский «композитор» Кейдж? Он разбрызгивает на белом листе бумаги чернильные пятна, накладывает на этот узор нотные линейки - и готово «сочинение».

Для того, чтобы отличить плохое от хорошего очень важно научиться анализировать, сравнивать и воспитывать свой вкус. Именно в воспитании - главное назначение музыки. Музыка воспитывает и моральные качества, и эстетические вкусы. Но отнюдь не каждый человек способен ощутить какой-то отклик в своей душе при слушании музыки, или при рассматривании картины, или даже при чтении книги. Как правило, большому числу людей необходимо для этого специальная подготовка. Для того, чтобы понимать, надо знать; воспринимается лучше то, что понятно, о чем имеются какие-либо знания. Это относится к таким видам искусства, как живопись, скульптура и музыка. Приобретать соответствующие знания, надо начинать как можно раньше: в раннем детстве, в том числе и в первые школьные годы ребенок открыт для всего прекрасного, эмоции его проявляются непосредственно. Очень важно, чтобы он воспринимая прекрасное с чувством радостного удивления, восторженного открытия. И в последующие годы, когда школьники становятся рациональнее и сдержаннее, надо приучать их без стеснения выражать свои положительные эмоции, не стыдится глубокой взволнованности, чувства сопереживания. Это трудная задача, но без этого не может произойти эстетического развития, развития мира чувств и эмоций.


Глава 1

Роль музыкальных бесед в структуре

Услышать музыку в себе, понять ее волшебный язык - готовы ли мы сегодня к такому откровению? Музыка - огромный пласт нашей духовной культуры. Фундамент этой культуры закладывается на школьных уроках музыки. На уроках мы не только слушаем музыку, разучиваем и исполняем песни, но и творим: рисуем музыку, окрашиваем ее в цвета, играем на музыкальных инструментах, которые придумали и смастерили дети, сочиняем музыку, «разговариваем» музыкой, составляем музыкальные кроссворды, загадки, сопоставляем музыку с разными видами искусства и т.д.

Естественным продолжением такой работы являются внеклассные мероприятия. Форма музыкальных бесед во внеклассных мероприятиях во многих общеобразовательных школах забыта. И очень жаль. Ведь увлекательная беседа живое слово о музыке зажигает у ребят познавательный и эстетический интерес, увлекает их. Внеклассная работа имеет много преимуществ по сравнению с уроком. Содержание ее не строго регламентировано, добровольный характер работы дает возможность учителю отчетливо видеть и изучать направленность, глубину и устойчивость интересов и целенаправленно развивать их.

На музыкальных беседах ребята очень вдумчиво и внимательно слушают музыку. При этом эстетическое воздействие оказывается значительно сильнее, если звучит «живая» музыка. Когда учитель или ребенок сам исполняет музыку Баха, Бетховена, Чайковского и т.д. то слушатели с какой-то восторженностью, удивлением и неподдельным интересом воспринимают и эти произведения и беседы. А сами исполнители оказываются в роли артистов. Они очень уверенны не только на сцене, но и это уверенность переносят в жизнь. Кстати, классическую музыку дети играют не только на пианино, но и флейте, виолончели, саксофоне, аккордеоне, гитаре, скрипке. Есть надежда, что в этом году у нас в школе будет звучать настоящий оркестр, где музыку будут исполнять дети.

Нужно возрождать беседы о музыке во внеклассных мероприятиях, потому что они развивают ребенка духовно, обогащают его культуру, воспитывают гармоничную личность. Актуальность такой формы работы как беседа о музыке обусловлено, прежде всего, стремлением к духовности наших детей, к восстановлению традиций. Да, именно стремление к культуре после продолжительной паузы - это процесс, который заканчивает двадцатый век и начинает двадцать первый.

Так готовы ли мы сегодня возродить нашу духовную культуру? Давайте начнем возрождение с самых себя, уважаемые учителя музыки и восстановим мир музыкальных бесед на школьных вечерах и праздниках, на классных часах и концертах, организуем кружки «Юные музыковед», «Я и музыка». И мы увидим, что какая- то частица этой работы останется в душе у детей надолго, а может быть, и на всю жизнь.

Глава 2

Музыкальная беседа: методика её проведения и разнообразие форм

Специфика муз. искусства, воздействуя на эмоциональную сферу, захватывает чувства человека, влияет на его внутренний мир. Особое место в массовом музыкальном воспитании детей принадлежит лекциям - концертам и беседам. В разработке их содержания и методики проведения большое участие принимала В.Н. Шацкая и Д.Б. Кабалевский. В педагогической литературе беседа определяется как форма теоретического и практического условия учебного материала, словесный метод организации и осуществления учебно- познавательной деятельности. Музыкально - эстетическая беседа как метод обучения представляет собой диалог учащихся и учителя, развёртывающийся на основе анализа конкретных музыкальных примеров с целью поэтапного раскрытия сущности музыкального понятия. Главное требование этого метода - тщательно продуманная система вопросов учителя, которые должны в процессе все беседы подвести учеников к усвоению нового понятия или закономерности. Вопросы, которые используются в беседе, должны быть достаточно ёмкими для целостного восприятия и в то же время определенными, чтобы ученики всегда понимали, о чём спрашивает учитель. Вот некоторые вопросы из беседы «Я и И.С. Бах»:

  1. Представьте, что ваш слух обрёл зрение; попробуйте увидеть музыку Баха глазами художника, в красках.
  2. Попробуйте увидеть музыку Баха глазами зодчего, архитектора. Возможно ли сопоставление услышанной музыки с архитектурной? Какое здание выстраивает ваше воображение? Попытайтесь выстроить движение музыки в некоей геометрической форме: что это будет плоскость, горизонталь, вертикаль?
  3. Попытайтесь в музыке увидеть человека: какой он?

Каков его внутренний мир?

После прослушивания ребятам не терпится поделиться своими цветовыми ощущениями. Они говорят о многообразии настроений чувств, характеров, которые услышали в музыке токкаты и фуге ре минор. Ей присуще самые различные цвета: яркие, сочные, светлые, тёмные. Затем я спрашиваю ребят: с чем много сравнить такое многообразие цвета и его оттенков. Если мы выбираем такой огромный спектр красок, можем ли мы говорить о мироощущениях человека, т.е. его отношение к миру, к самой жизни. Трудно определить логику рассуждений ребят, в ходе дискуссий могут быть и противоречивые мнения. Но я подвожу ребят, к тому, что музыка Баха не только величественная, строгая, исполняющаяся в церкви, его музыка - это философия, в центре которой стоит человек с его мыслями, переживаниями, с его жизнью. Музыка И. С. Баха - это музыка будущего и она бессмертна.

Очень важны в беседах ответы учащихся, которые показывают, насколько правильно или неправильно они воспринимают, понимают и анализируют предлагаемый им материал. При этом учащиеся опираются не только на знания, ранее усвоенные, но и на умение пользоваться различными логическими операциями: анализом, сравнением, обобщением и т.д. К умственной активности учитель побуждает тем, что он дает на каждом этапе беседы новый конкретный материал на данную тему, содержащий в себе познавательную проблемную ситуацию. В ходе беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и других), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы формулировать вопросы так, чтобы они требовали точного ответа:

Как бы вы назвали это произведение?

Нравиться оно вам или нет?

Попробуйте мысленно составить рассказ об этой музыке, чтобы поделиться им с человеком, который ее не слышал.

Какие чувства, настроения вызывает у вас музыка?

Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой музыкой, чем поделиться со слушателем?

Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

При формулировке вопроса необходимо учитывать все заключенные в нем компоненты: о чем рассказывается? Что спрашивается? Для чего спрашивается? Нельзя рассчитывать, что на все вопросы дети ответят без затруднения. Могут прозвучать самые неожиданные ответы. Но учитель должен воспитывать в себе умение делать даже неверный ответ поводом для нахождения истины, а не только давать ему негативную оценку.

Итак, педагогическая ценность музыкально- эстетической беседы состоит в том, что она активизирует умственную деятельность учащихся и развивает их умственные способности путем самостоятельного поиска тех истин, которые должны быть ими усвоены. Успех беседы зависит от ряда факторов:

  • Учитель должен хорошо знать уровень развития учащихся, уровень музыкальной подготовки;
  • Владеть конкретным материалом (например, для проведения беседы «Высокий святой образ Девы Марии») учитель должен не только подобрать духовную музыку, репродукции, но хорошо знать и понимать библию; а проводя беседу «Музыка огненных лет» учитель должен знать историю ВОВ и уметь показать, какую роль играла музыка в годы войны, как музыка помогала людям перенести тяжелейшие годы лишений);
  • Уметь вести диалог и делать обобщающие выводы.

Только при соблюдении этих условий учитель может, не теряя нить беседы, направить обсуждение в нужное русло. И примеры содержащие познавательную ценность или проблемные ситуации, и система основных и дополнительных вопросов к ним и вопросы требующие обобщения - все это усиливает педагогический эффект беседы. Кроме того, необходимо опираться на наблюдения и размышления самых учащихся использовать жизненный материал.

Изучая музыку ребята, уже с первого класса должны почувствовать и понять, что они изучают жизнь, что музыка - это сама жизнь. Например, в беседе «Родом из детства» мы слушаем «Детский альбом» П.И. Чайковского. Я говорю о том, что в этих двадцати четырех пьесах, которые композитор посвятил вам, дети, запечатлена вся жизнь ребенка 19 века: его мысли, чувства, настроения, игры, сказки ,мечты. По музыкальным пьесам можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в памяти! Значит музыка Чайковского в «Детском альбоме» это удивительный мир его детства, может быть, композитор, вспоминая свое детство, решил оставить память о нем на все времена!

Мы рассматриваем беседу как форму внеклассной работы с детьми. И музыкальной практике и музыкально – педагогической  литературе есть достаточное количество примеров такой формы музыкально работы. Они содержат два различных подхода. Первый чаще всего представляет собой лекцию – беседу, в которой знания о музыке представлены в музыковедческом изложении. Второй носит характер непринужденной беседы, диалога. В своей книге «Как рассказывать детям о музыке?» Д.Б. Кабалевский подробно рассматривает оба этих подхода и излагает свою точку зрения, обобщая многолетнюю практику в данной области. Д.Б. Кабалевский в своих беседах со школьниками стремится показать, что музыка - некая сила, способная воздействовать на окружающий мир через человека. Он направляет мысль учителя на поиски новых убедительных примеров, подтверждающих ее. При подготовке бесед не следует забывать о принципиальном различии двух форм предназначении слова: слова написанного для чтения, и слова, произнесенного для слушания.

С.С. Юдин «Размышления хирурга» говорит, что чтение лекций или докладов по писанному тексту лишает изложение по крайней мере половины достоинств живого слова «На бумаге слова теряют большую часть своих выразительных средств и тем самым содержание. Они просто пропадают без мимики, жеста, но главное - без интонаций» (И. Андроников). Да рассказывать детям о музыке нужно также как и взрослым, только лучше. Вот до этого самого «лучше» очень часто не удается дотянуться даже тем, кто со взрослыми умеет разговаривать хорошо и даже отлично. Именно «дотянуться», подняться надо до детей, а не «пригнуться» к ним, «опуститься» до их уровня», как это часто думают взрослые люди. Надо верить, что в каждом живет потребность в большом содержательном искусстве, что каждому доступно сама» серьезная, даже очень сложна» музыка, если только суметь их заинтересовать. Это - задача - минимум. Задача максимум - вызвать у детей любовь к музыке. Для этого мы должны быть сами влюблены в то, о чем говорим, - это дети очень чувствуют. В.А. Сухомлинский говорил: «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу... Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Слово должно настроить чуткие Струны сердца объяснения музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало слово к музыке».

Помимо традиционной формы проведения музыкальных бесед я провожу и нетрадиционные: беседа-концерт, беседа-соната, беседа-рондо, беседа-исследование, беседа-творческая мастерская, беседа-музыкальная гостиная и другие. Например, беседа-соната построена в сонатной форме и состоит из трех частей (соната имеет три части реже четыре). Я выбираю троих детей (мальчик, девочка, мальчик или наоборот). Они главная тема, которые взаимодействуют, влияют друг на друга на протяжении всей беседы (у ребят определенный сценарий) как темы в сонате, где композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Первая часть сонаты - это как бы завязка драмы, и первая часть беседы это тоже своего рода «завязка»; это рассказ о истории создания сонаты, о великих композиторах, сочинивших их: Скарлатти, Гайдни, Моцарте, Бетховене, Шуберте, Шопене, Шумане. И здесь же в первой части беседы мы слушаем фрагменты сонат этих композиторов. Вторая часть сонаты это разработка, и во второй части беседы тоже, как и сонате, идет развитие: дети анализируют и играют сонаты, потом мы обязательно разбираем репродукцию М.К. Чюрлениса «Соната моря». Третья часть сонаты это реприза,  т.е. повторение первых двух частей, и в третьей части беседы идет обобщение, выводы. Или другой пример «беседа музыкальная гостиная» проходит только на классных вечерах при зажженных свечах. Темы таких бесед самые различные: «Тайна романса», «Серенада во все времена», «Великий святой образ девы Марии».

В музыкально - эстетической беседе - диалоги осуществляются следующие задачи:

  • развивается у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира;
  • воспитывается эстетический вкус;
  • воспитывается эстетическое отношение учащихся к действительности;
  • ребята учатся применять музыкальные знания к конкретному случаю.

Содержание бесед о музыки может быть различна:

  1. это может быть беседа на какую - либо тему
  2. беседа о музыкальном произведении
  3. о певческом голосе, хоре, музыкальных инструментах
  4. об определенном виде или жанре музыки
  5. о музыкальном стиле        
  6. о композиторе и его творчестве
  7. разговор с исполнителем
  8. встреча с композитором
  9. музыкальная викторина
  10. музыкальное соревнование

В наше время многие дети не имеют возможности посещать театры, концерты, филармонию. И мы, учителя музыки, являемся единственным источником несущим музыкальную информацию и культуру. Мы несём огромную ответственность за духовную культуру наших детей. И пусть музыкальные беседы во внеклассных мероприятиях станут хотя бы маленькой частицей этой духовной культуры

                Я с музыкой встречаюсь с детства,

                Соединилась с ней судьба.

                И в школе музыки уроки

                Околдовали так меня.

                Она врывалась прямо в душу

                И заставляла всё забыть,

                Всё перепутать: море, сушу...

                И лишь за ней, за звуком «плыть».


Заключение

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Форма дидактической беседы о музыки является более свободной и разнообразной по сравнению с концертом где лишь короткое вводное слово имеет информационный характер. Беседа позволяет детям глубже сосредоточиться, а в дальнейшем проявить максимальную активность.

Специальные беседы о музыке отличаются содержанием, структурой, формой от уроков музыки в школе. Проводящий беседу не вызывает и не спрашивает учеников. Он рассказывает сам, используя в беседе не только музыку, но и поэтическое слово, отрывки из музыкальной и художественной литературы, иллюстрации, а по возможности и танцевально - музыкальный показ. Строить беседу надо как «увлекательную-сказку». Так как, по словам Д.Б. Кабалевского, даже умудренный опытом академик с большим удовольствием выслушает такую «сказку», чем лекцию о строении и форме какой - нибудь симфонии.

При составлении сценариев бесед необходимо учитывать не только задачи музыкального образования и воспитания, но и более широкие задачи, взаимосвязь эстетического морального и мировоззренческого воспитания. Вот некоторые рекомендации Д.Б. Кабалевского о правильно построенной беседе:

  1. Самое главное, что надо сделать в первую очередь при подготовке беседы — это осознать идею, основную мысль, которую хочешь внушить слушателям, во имя чего ты решил повести разговор. Идея придаёт беседе тот смысл и целеустремлённость, которые помогут даже неискушённым слушателям ухватить своим сознанием музыку, которая будет звучать в беседе.
  2. После того как выяснена и осознана ведущая идея, тщательно продумывается план и драматургия выступления (вступление, свободная импровизация, распределение привлекательных факторов).
  3. Далее следует тщательный отбор цифр, фактов, имён, цитат, терминологии. Для этого перечитывается много литературы по теме выступления.

Главное же, о чём убедительно советует помнить Д.Б. Кабалевский это о том что «при каких бы обстоятельствах мы ни беседовали с детьми о музыки... мы не на секунду должны забывать о главной своей задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить своей любовью к музыке».


Приложение 1.

Музыкальная беседа для 5-6 классов

«Высокий образ святой Девы Марии»

Цель: Познакомить ребят с Библией, с одним из самых известных  образов девы Марии, библейских образов — образом Девы Марии, повысить интерес ребят к духовной классической музыке. Постараться соединить «небесное» и земное: жизнь, музыку и живопись.

        Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о самом дорогом, что есть в жизни у каждого человека. Кто нас любит больше всего на свете? Кто утешает, поддерживает в трудные минуты ласковым словом, советов, своей безграничной любовью? Конечно — мама! У каждого из нас есть своя единственная и неповторимая мама, но знаете ли вы, ребята, что есть на свете ещё одна женщина, которая является матерью для всего человечества. В трудное для нас время мы ищем у неё помощи и заступничества. мы верим, что она поможет в дни испытании и лишений. Что же это за женщина?

Её называют по-разному у разных народов. В западных странах имя ей — Мадонна, у нас её называют Богоматерь. А настоящее имя её — Пресвятая Дева Мария. (Моцарт «Лакримоза» из Реквиема) Но почему именно к ней обращаемся мы в горестные минуты, почему чтим её? Да потому, оно она отдала нам самое дорогое, что у неё было в жизни — своего ребёнка. Дева Мария отдала его на страдания и смерть для того, чтобы все люди на земле были живы и счастливы. Было это очень давно, 2 тысячи лет тому назад. Но к тому времени люди сделали уже много зла, совершили много грехов. И Бог должен был всех жестоко показать за эти прегрешения. Люди ждали спасителя мира, который взял бы все грехи людей на себя и своими страданиями и мученической смертью искупил бы все прегрешения людей и спас их от вечного ада. Таким спасителем стал Иисус Христос, сын бога. А матерью его стала пресвятая Дева Мария, так как она была самая скромная, трудолюбивая и преданная (Ребята слушают прелюдию до-мажор И. С. Баха 1ч. ХТК).

Я хочу вам сейчас рассказать о двух днях жизни этой женщины. Но эти дни стали ключевыми в её жизни. Один, самый счастливый, рождение её сына - Иисуса Христа. А было это так: зимним вечером в пещере, в ненастную погоду пресвятой Девы Матери родился сын Божий. Она спеленала божественного младенца и положила в ясли, куда кладут корм для скота. В ту ночь засияла звезда - новая, необычайная звезда, которая возвестила людям, что у пречистой Девы Марии родился сын. И люди, пастухи волхвы, пришли поклониться сыну божьему и его матери (Прелюдия соль-минор И.С. Баха). Образ молодой матери с младенцем привлекал художников таких как: Перуджио, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Васнецова (показываю картины). На этих прекрасных картинах Дева Мария изображена в её самые счастливые дни, когда её маленький сын ещё полностью ей принадлежит. Он окружен теплом, заботой, лаской. Но среди многочисленных изображений, особенно выделяется два её образа.

Ребята! Перед вами знаменитая икона, написанная византийским мастером, Владимирская Богоматерь. Свершиться то, что должно. Грядущее неотвратимо. Дитя вырастит к примет мученический конец - пострадает за людей. Мать это знает. В испытующем взоре есть и какая-то тайна, смутная и невыразимая словами боль, и влекущая сила. Сын прижался округлым личиком к материнской щеке, и его детские глаза устремлены к Марии. Глаза, в которых сосредоточенна вся жизнь, устремлены вдаль. Мария поддерживает левой рукой младенца, словно пытаясь его защитить от уготовленной ему судьбе. Сколько жизненных драм прошло перед ней. сколько слез было пролито перед её очами. Но, увы, уста её плотно сомкнуты и глаза полны печали (органная прелюдия Баха фа-минер).

Одной из вершин образа Богоматери является знаменитая «Сикетинская Мадонна» Рафаэля. Посмотрите па неё повнимательнее. Простая юная мадонна спустилась с небес к людям. Тысячные толпы ждут её появления. Это зрелище людей страждущих, ищущих её взгляда, протягивающих к ней руки остановило на миг Марию. Она потрясена. Boт земля и люди, которые неминуемо должны убить ее дитя. Она крепко прижимает сына, мадонна чувствует его судьбу и потому так широко открыты её печальные прекрасные глаза (звучит Аве Мария Шуберта).

 И вот это странный день наступил. Что должна испытывать мать, видя каким мучениям и страданиям подвергается её сын, за то, что он учил людей добру, миру, любви друг к другу. Тело Христа распнули и прибили к деревянному кресту. Его мучила жажда, но стражники смеялись над ним и давали вместо воды губку, смоченную уксусом. Мухи и слепни совершенно облепили его так, что его исчезло под черной шевелящейся массой. Один из палачей провел копьём по телу Иисуса Христа. Мать увидела его распухшее от укусов неузнаваемое лицо. Сын тоже увидел мать, стоящую у подножья креста. Он сказал ей: - Мать, смотри, это сын твой. И мать смотрела не отходя. Три дня продолжались его муки. Копьём пробили тело, и только тогда сняли креста и положили в гроб. Мать оплакивала сына своего. Своим плачем, она как бы вобрала скорбь всех матерей, оплакивающих своих погибшей детей. Это был самый страшный день в её жизни.

Ребята! Вот теперь вы понимаете, почему мы так чтим пресвятую Богоматерь, читаем её своей заступницей. Мы обращаемся к ней с верой, надеждой, любовью. И в день рождения Христова - в самый счастливый день её жизни - 7 января, мы зажигаем свечу и ставим её на окно, чтобы Дева Мария могла увидеть этот свет и осенить пас своей вечной добротой («Реквием» Моцарта).

« Богородица Дева радуйся

Благодатная Мария господь с тобою

Благословенна ты в женах

И благословен плод чрева твоего

Яко спасителя родила

Еси душ наших

Пресвятая Богородица Спаси и Сохрани нас»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьный интеллектуальный клуб - как форма внеурочной деятельности

Материал очень старый. Это не руководство к действию, а скорее информация к размышлению. Кстати, клуб, пусть и в несколько модифиицрованном виде существует и по сей день. В 2021 году ему исполнилось 2...

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)

Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....