Орфоэпические нормы и их нарушение в речи учащихся и жителей села Петропавловка
учебно-методический материал (10 класс)
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования Джидинского района
МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
Орфоэпические нормы и их нарушение
в речи учащихся и жителей села Петропавловка
Исполнитель:
Шагжиева Татьяна,
учащаяся 10 класса
МАОУ «Петропавловская
районная гимназия»
Научный руководитель:
Баинова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Петропавловская
районная гимназия»
2017 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Нормы ударения в русском языке
1.1. Языковые нормы
1.2. Особенности ударения в русском языке
1.3. Причины отклонений от норм ударения
Глава 2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм в речи учащихся и жителей села Петропавловка
2.1. Сбор материала.
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Пути решения проблемы.
2.4. . Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2010- 2016 годы по нормам ударения среди выпускников ПРГ.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Важно сохранить все ценное, что есть в языке,
что отражает доброе , вечное, созидательное.
И возможность у нас есть, если мы будем вести
грамотную государственную политику
по отношению к культуре и к языку. Троицкий В.Ю.
В настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. И мы решили рассмотреть актуальную проблему правильного соблюдения норм ударения в речи жителей села Петропавловка. Почему нас заинтересовала данная проблема? Скоро нам сдавать ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Есть задание, касающееся норм ударения. Как подготовиться по этому вопросу? Ведь известно, что особых правил, касающихся ударения нет.
Приступая к работе, мы выдвинули следующую гипотезу: если учащиеся и жители нашего села допускают орфоэпические ошибки в речи, то нужно найти пути для повышения их культуры речи.
Цель: Исследовать выполнение орфоэпических норм речи учащимися ПРГ и жителями села Петропавловка.
Задачи:
1. Изучить особенности ударения в русском языке.
2. Выяснить причины нарушения норм ударения. Изучить научную литературу по данной теме.
3. Провести исследование о состоянии норм ударения в речи учащихся ПРГ и жителями села Петропавловка.
. 4.Проанализировать результаты ЕГЭ по русскому языку за 2010 – 2016 годы по нормам ударения выпускников МАОУ «Петропавловской районной гимназии».
5. Выяснить причины нарушения норм ударения среди учеников нашей гимназии.
6. Наметить пути решения проблемы (нарушения норм ударения)..
Объект исследования: устная речь жителей села Петропавловка..
Предмет исследования: нормы ударения и произношения, а также причины нарушения орфоэпических норм.
Методика исследования: опрос и анкетирование учеников, родителей, учителей, жителей села, систематизация собранного материала, составление сравнительных графиков, диаграмм, таблиц для выявления причин нарушения норм ударения, выступление перед общественностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проделанной работы позволяют наметить пути повышения культуры речи учащихся. Поэтому результаты исследования можно использовать на уроках русского языка.
Глава 1. Нормы ударения в русском языке
- Языковые нормы
Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. С.И. Ожегов, известный русский лингвист, составитель "Словаря русского языка", общий тираж которого свыше 7 миллионов экземпляров, писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».
Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:
соответствие структуре языка;
массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;
общественное одобрение и признание.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
произведения писателей-классиков;
произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
публикации средств массовой информации;
общепринятое современное употребление;
данные лингвистических исследований.
Характерными чертами языковых норм являются:
относительная устойчивость;
распространенность;
общеупотребительность;
общеобязательность;
соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.
Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.
Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу.
1.2. Особенности ударения в русском языке
В своём исследовании мы остановимся на акцентологической норме, так как устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.
Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.
Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется следующими его особенностями:
- Разноместность — ударение может падать на любую часть слова
рЕзать — вЫрезать — вырезАть — вырезнОй.
- Подвижность — может перемещаться при изменении слова:
водА — водЫ — вОды — нА воду. - Вариантность (вариативность) — есть слова с разными вариантами ударения:
твОрог — творОг, одноврЕменно — одновремЕнно,
бОдры — бодрЫ, кАмбала — камбалА, пЕтля — петлЯ. - Стилистическая значимость — зависимость ударения от речевой ситуации и отношения слова к литературной/разговорной норме, общему/специальному употреблению:
фенОмен (лит.) — феномЕн (разг.), прикУс (общ.) — прИкус (медиц.),
шЁлковый (общ.) — шелкОвый (нар.-поэт.). - Семантическая значимость — служит для различения смыслов в омографах:
зАмок — замОк, Орган — оргАн,
мУка — мукА, пАрить — парИть, прОклятый — проклЯтый.
1.3. Причины отклонений от норм ударения
Каковы же причины нарушения нормы? Изучая литературу по данному вопросу, мы выявили следующие причины:
- Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный)
- Из-за плохого знания орфографии (бронЯ у танка, брОня – право на что-либо)
- Незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый)
- Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный, жёлчный)
Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся. В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты:
- Равноправные (бАржа – баржА, Искристый – искрИстый).
- Варианты нормы, одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.
- Допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй –запАсный) – нормативно-хронологические.
- Cемантические варианты – разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).
Источники изменения литературных норм различны: живая, разговорная речь; местные говоры; просторечие; профессиональные жаргоны; другие языки.
Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.
Например, в «Словаре современного русского литературного языка» как равноправные фиксируются акцентные варианты таких слов, как нормировать и нормировать, маркировать и маркировать, мышление и мышление. Некоторые варианты слов даются с соответствующими пометами: творог и (разг.) творог, договор и (прост.) договор.
Глава 2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм в речи учащихся ПРГ и жителей села Петропавловка
2.1. Сбор материала
Мы собрали слова, которые представлены в КИМах (контрольные измерительные материалы) за последние 3 года. Получился довольно солидный список. Из этого списка для проверки состояния норм ударения был составлен опросный лист из 50 слов, в которых на занятиях по русскому языку сами допускали ошибки.
Нашими респондентами стали учащиеся старшего звена Петропавловской районной гимназии, жители села Петропавловка: родители, учителя, сотрудники разных учреждений. Всего же для исследования состояния норм ударения было опрошено 79 человек. Приняли участие в анкетировании 38 учащихся старшего звена.
2.2. Анализ результатов исследования
Исследование состояния норм ударения в речи учащихся старшего звена, а также среди жителей нашего села дало следующие результаты:
Слова без нарушения норм ударения
Ученики9 класса | Ученики 10 класса | Ученики 11 класса | Жители села (взрослые). | |
Количество слов (%) | 45% | 70% | 61% | 47% |
Результаты опроса показывают, что лучше всех знают орфоэпические нормы ученики 10 и 11 классов. И это неудивительно – им сдавать экзамен по русскому языку, они к нему осознанно готовятся. А самый низкий уровень норм ударения оказался у учеников 9 класса, хотя они готовятся к сдаче ОГЭ, где тоже есть задания по орфоэпии. Также заставляет задуматься результат взрослых..
Наиболее частые нарушения норм ударения в речи наблюдается в словах Августовский, ломОта, ломОть,гофрирОванный, гастронОмия, гЕнезис, факсИмиле, завИдно и тд.
Характеристика некоторых нарушений норм ударения в речи жителей села.
Факсимиле - Значение данного слова «точное воспроизведение рукописи, документа, подписи» большая часть респондентов не знает.
Ге́незис— происхождение, возникновение, рождение, зарождение. Происходит от названия ветхозаветной Книги Бытия.
Чтобы узнать отношение респондентов к соблюдению норм ударения в своей речи, была составлена анкета из 9 вопросов. Приняли участие в анкетировании 38 учащихся старшего звена.
С помощью первых четырех вопросов мы выявляли отношение подростков к проблеме правильности постановки ударения в своей речи. Ответы учащихся показали:
1. 87% учащихся думают, что в настоящее время подростки часто допускают ошибки в постановке ударения в устной речи;
2. 84% учащихся задумываются, как правильно поставить ударение в том или ином слове, 16% учащихся не всегда задумываются;
3. 89% учащихся замечают ошибки в постановке ударения в речи окружающих, а 11% учащихся даже не думают об этом;
4. 89% учащихся хотели бы научиться говорить без ошибок.
5. На вопрос, где вы соблюдаете правила постановки ударения, 18% учащихся ответило, что соблюдают в школе, на улице, среди сверстников – 8%, дома – 3% учащихся, везде -58%учащихся, не обращают внимания на своё произношение 13 % ребят;
6. У всех ребят примером для постановки ударения являются педагоги и родители, справочники и словари;
7. 89% учеников считают, что общая культура речи начинается с каждого из нас, 11% считают, что с педагога;
- 89% учащихся считают, что им пригодится в жизни умение говорить правильно, без ошибок.
- Смотрели бы программу «Говори правильно» по TV 76% учащихся, а 24% учеников не смотрели бы вообще;
Результаты анкетирования показывают, что ошибки в ударении у окружающих почти все учащиеся замечают. В своих акцентологических ошибках признаются больше половины учащихся. Думают о правильном выборе ударения при произношении слов также больше половины учащихся. Радует тот факт, что все учащиеся признают необходимость соблюдения норм русского языка в дальнейшей жизни.
2.3. Пути решения проблемы
Ответы на вопрос анкеты «С чего начинается общая культура речи» дают несколько путей решения проблемы.
Начни с самого себя - самый популярный ответ. Это значит, что человек сам должен самосовершенствоваться, сам должен захотеть говорить правильно, с учётом всех норм русского языка.
Но учащиеся находятся только в начале своего пути, им нужна помощь со стороны школы, педагогов. Это второй путь решения проблемы. И здесь, конечно, помогут уголки «Говори правильно» в классных кабинетах.
Раздача односельчанам листовки «Говори правильно», размещение листовок на остановках– это ещё один путь решения проблемы. Но здесь нужна помощь и со стороны администрации села. Хотелось бы, чтобы на улицах появились рекламные баннеры с нормами русского языка.
Ещё один путь – создание рубрики «Говори правильно» в газетах «Джидинская правда» и «ТВ –Дубль». Ответы респондентов на вопрос анкеты: Если бы на местном телевидении была передача «Говори правильно!», смотрели бы вы её? – показали, что учащихся эта идея заинтересовала.
Также для повышения культуры речи учащихся можно в школьных газетах, на сайте школ создать рубрику «Проверь себя», где помещать заметки о нормах русского языка, проводить конкурсы «Грамотеи» или «Знатоки русского языка».
2.4 Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2010 – 2016 годы по нормам ударения выпускников МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
№ | Учебный год | Качество знаний | Ошибки в % |
1 | 2010-2011 | 92% | 8% |
2 | 2011-2012 | 71% | 29% |
3 | 2012-2013 | 87% | 13% |
4 | 2013 -2014 | 67% | 33% |
5 | 2014-2015 | 65% | 35% |
6 | 2015-2016 | 79% | 21% |
Мы провели анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2010 – 2016 учебные годы и сделали вывод, что уровень ошибок по нормам ударения и произношения весьма невысок: от 8% до 35.%, но нестабилен. Это говорит о том, что проблема остается актуальной, и только учителя русского языка на уроках не в состоянии справиться с данной проблемой, довести результат до 100%.
Заключение
Теоретический анализ работ по проблеме норм ударения в речи и проведенное нами исследование по состоянию нарушения орфоэпических норм в устной речи учащихся и жителей села Петропавловка дают основание на следующие выводы:
Норма ударения помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Но поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.
Таким образом, проведённая нами исследовательская работа по теме «Орфоэпические нормы и их нарушение в речи учащихся и жителей села Петропавловка» показала:
- состояние норм ударения у учащихся и жителей села Петропавловка находится на удовлетворительном уровне
- проблема правильного выбора ударения в словах в большинстве случаев волнует учащихся
- многие учащиеся признают важность соблюдения орфоэпических норм для будущего
- культура речи начинается прежде всего с работы над собой
- эффективный путь повышения культуры речи – помощь со стороны педагогов
Закончить работу хочется словами Президента России Владимира Владимировича Путина: "Забота о русском языке … - это важнейший социальный и политический вопрос… Отсутствие собственной культурной ориентации… неизбежно ведет к потере нацией своего лица".
Список использованной литературы.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с
Интернет-источники:
http://lik-bez.com/publ/slovar/o/osobennosti_russkogo_udarenija/45-1-0-440
http://www.classes.ru/grammar/127.Rosental-pravopisanie/74.htm
http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html
http://festival.1september.ru/articles/560596/
http://www.ahmerov.com/book_485_chapter_13_NORMATIVNYJJ_ASPEKT_KULTURY_RECHI.html
http://xreferat.ru/31/2897-1-normy-russkogo-yazyka-i-ih-izmenenie-v-sovremennom-obshestve.html
http://www.faito.ru/archnews/1177612086,1189490097
Приложение
Уважаемые респонденты!
Просим вас оставить данные о себе:
класс | возраст | образование | Профессия |
Поставьте ударение в данных словах:
Августовский, баловать, вероисповедание, водопровод, гастрономия, гофрированный, , генезис, дозвонишься, диспансер, договор, еретик; жалюзи, завидно, занял, знахарка; искра, исчерпать, каталог, квартал, красивее, колосс, клала, ломота, ломоть, мастерски, мозаичный, новорожденный, некролог, ногтя, обеспечение, облегчить, прибыла, приданое, пиала, простыня, ржаветь, , сливовый, столяр, свекла, танцовщица,, торты, , украинский, углубит, форзац, факсимиле, хвоя, ходатайство, черпать, шарфы, щавель, экспертный.
Анкета
- Допускаете ли вы ошибки в произношении?
- Задумываетесь ли вы, как ставить ударение в словах?
- Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения у окружающих?
- Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?
- Где вы соблюдаете правила постановки ударения?
а) в школе;
б) на улице, среди сверстников;
в) дома;
г) везде;
д) не обращаю на это внимание;
- Кто для вас образец для постановки ударения в словах?
а) друзья;
б) родители;
в) педагоги;
г) теле- и радиоведущие;
д) никто;
е) справочники, словари;
- Если бы на TV была передача «Говори правильно», смотрели бы вы её?
- Пригодится ли вам в дальнейшей жизни умение правильно, без ошибок говорить?
- С кого начинается общая культура речи?
а) с государства;
б) с педагога;
в) с каждого из нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура речи:орфоэпические нормы
Материал содержит анализ основных тенденций в постановке ударений имён существительных....
Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"
Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....
Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.
Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....
Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов
Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...
Нарушения письменной речи учащихся начальных классов
В настоящее время вопрос нарушения письма у младших школьников остается одним из актуальных в логопедии. Это нарушение ведет к серьезным проблемам в овладении учениками грамотой на начальных эта...
Нейропсихологический подход к нарушению письменной речи учащихся
Нейропсихологический подход позволяет разработать специфические, индивидуальныекоррекционные программы, в которых «отставшие» функции формируются в деятельности не изолированно, а во взаим...
Нормы постановки ударения в словах, их нарушение в речи жителей Кемского района
Соблюдение норм постановки ударения при произношении слов – важная часть культуры речи. Президент РФ назвал русский язык «духовным каркасом». А мы, к сожалению, ста...