Нарушения письменной речи учащихся начальных классов
презентация к уроку

В настоящее время вопрос нарушения письма у младших школьников  остается одним из актуальных в логопедии. Это нарушение ведет к серьезным проблемам в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon narusheniya_pismennoy_rechi_mladshih_shkolnikov.ppt361 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения письменной речи учащихся начальных классов Подготовила Перевозникова О.П. учитель – логопед 2015

Слайд 2

Операции письма анализ звукового состава слова перевод фонем в графемы «перешифровка» зрительных схем букв

Слайд 3

Нарушения письменной речи Дисграфия - (от греч. dis – приставка, означающая «расстройство», grapho – «пишу») – это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. (Специфическое т.е. не связанное с применением орфографических правил).

Слайд 4

Причины нарушений письменной речи Органические речевые расстройства Системное нарушение речи, недоразвитие устной речи во всех её звеньях Задержка в формировании определенных функциональных систем, важных для овладения письменной речью Трудности становления процесса латерализации Несформированность произвольной моторики, недостаточность слухомоторных координаций и чувства ритма Наследственная предрасположенность

Слайд 5

Симптоматика дисграфий Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения (словосочетания).

Слайд 6

Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки звукового анализа (искажения состава слова) Ошибки фонематического восприятия (смешения по акустико-артикуляционному сходству ) Ошибки иной природы

Слайд 7

Ошибки звукового анализа Пропуск и Перестановки Вставки Сдвоенное написание букв

Слайд 8

Пропуски Пропуск гласных : санки – « снки» , молоко – « млко» . Пропуск согласных: кричат – « кичат». Пропуск нескольких букв: здоровье — « дорве», брат — « бт», девочка — « девча», колокольчики — « калкочи» . Пропуск на месте встречи одинаковых букв на границе слов: стал лакать – « ста лакать» , живут дружно – « живу дружно» , прилетает только зимой – « прилетае только зимой». Пропуски слогов: настала – « наста» , кузнечики – « кузнечи» , карандаши – « кандаши» , сидит – « сит» , ходили – « ходи».

Слайд 9

Перестановки Без искажений слоговой структуры: чулан — « чунал», плюшевого — « плюшегово», ковром — « корвом» , на лугах — « нагалух» , фрукты – « фрутки». С искажением слоговой структуры в односложных словах: он — « но» , от школы — « то школы» , из берегов — « зи берегов» , В двусложных словах: зима – « зиам» , дети — « дейт» . В словах со стечением согласных: двор – « довр» , кран – « карн» , брат – « барт» .

Слайд 10

Вставки Гласных при стечении согласных: «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар» . Букв, которые уже есть в слове: (гласных) дружно – « дуружно» , на речку – « на речуку» , в куклы – « в укуклы», ярче – « ярече», дверь – « деверь»; ( согласных) гуляем – « гулямем», сахарный – сахахрный» . Механическое закрепление графо-моторных навыков: Ддевочка, Ссанки, Ээхо

Слайд 11

Смешения по акустико-артикуляционному сходству Смешения парных звонких и глухих согласных; Смешения гласных; Смешения сонорных (р-л-й); Смешения свистящие и шипящие (с-з-ц-ш-ж-ч-щ); Смешения ц-с-т-ч-щ между собой Смешения твердых и мягких согласных

Слайд 12

Замены парных согласных по глухости звонкости д - т — « тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «итут домой». з - с — «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула, как в зказке», «звою сумку», «саснуть». б - п — «попеда», «бодарил», «просают», «пельё», «балатка», «польшие». ж -ш — «шдёт», «ужибла», «кружился снешок», «жумно», «жишки», «ложадь», «весело шушшали шуки» . г - к — «долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага», «груглый», «уколок». в - ф — «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли», «фьюга», «ковта».

Слайд 13

Неправильное обозначение мягкости согласных письмо – «писмо» любит – «лубит» лыжи – «лижи» мальчик – «малчик» поют – «поут»

Слайд 14

Замены гласных о - у — «звенит рочей», «по хрупкумульду», «сизый голобь», «дедошка». ё - ю — «клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью».

Слайд 15

Смешения букв к – г – х — «черёмука», «колгоз», «гороговый», «за голмом» «сугой». р – л — «хородный», «смерый», «провеляр», «крюч», «лабота» . й - л ' — «тут бывалети солька» — тут бывает и сойка.

Слайд 16

Замены свистящих и шипящих с - ш — «шиски», «восли», «шушим», «шажали», «пушиштый», «гнёздыско» з - ж — «жажгли», «скажал», «излозение», «привежли», «зелезо», «прузына» с' - щ — «нещёт», «сенок», «сётка»

Слайд 17

Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам ч - щ — «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича», «щасто» ч - ц – «сквореч», «граци», «чапля», «процитал», «цястый», «кузнецик» ч - т ' — «черчит», «утитель», «Жутька», «вместе играч», «девотька» ц - т ' – «пцицы», «цвецет», «Пеця» ц - с – «рельцы», «куриса», «улиса»

Слайд 18

Смешение графически сходных букв о - а (в ударной позиции) — «б о нт», «куп о лся», «ур а ки», «гл о зки», «стр а йка», «л о ндыш», «сенок а с», «тетр о дь», «жур о вль», «на г а рку» б - д - «лю д ит», «ры д оловы», «у б ача», « д ольшой», «ме б ведь», «я д локи», «воро д ей» и - у - «пр y рода», «села м u ха», «на берег и », «кук и шка», «кр и глый», «дед u шка», «мы встал у рано», «зелёный к и ст» (куст)

Слайд 19

Смешение графически сходных букв т - п - «с т асли», «с п анция», «с т ешил», «стисывать», « п емнеет», «вы т ал снежок», «ша т ка», «настал а т рель» х - ж - «поймал е х а», «мо ж натые», «доро х ки», «на ж одка», «ледо ж од», «ве х ливый» л - я - «февра я ь», «к я юч», «весе я о», «из серых ска я » Г - P- Г абота над ошибками, Р олова, Р олод, Г аки, Г астаял, Р олодный

Слайд 20

Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство Оптическое с – е о – с у – д – з л – и м – ш в - д Кинетическое о – а б – д и – у, У – Ч п – т, П – Т л – м, Л – М х – ж ч – ъ, Г – Р н – ю, и – ш л – я, Н – К а - д

Слайд 21

Персеверации (застревание) В пределах слова: «женжина» - женщина , «птиты» - птицы, «училиль» - учились; «молотолок» - молоток, «пожелтелеют» - пожелтеют. В пределах словосочетания: «высоко прыкнул» - высоко прыгныл; « д е д ушку д овут»; В пределах предложения: «Яркий огорь осветил пещеру»; «Девочка ко рм ила петуха и ку рм».

Слайд 22

Антиципация (забегание) В пределах слова: «снон» – слон; «на де в е в ьях», « д о д крышей», «с родмыми местами»; в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки», (Журчат ручейки) «У насть дома есть» (У нас дома есть). Сложные случаи слога: «стутупали» – ступали, «спуспуклись» – спускались; слова: «мелго мелкой рыбы» – много мелкой рыбы.

Слайд 23

Ошибки на уровне слов Раздельное написание частей слова : «и дут», «на чалось», «я сный», « б рат», «д ля», «поп росил», «по дстолом». С литное написание слов : « ветки ели и сосны» , «всталосолнце», « к дому», «всядетвора». Смещение границ слова: « у дедмо Рза» , «врекепе тя» (в реке Петя поймал). Сложные случаи: «каждень», «былето» «блзм» (была зима), «лептбау» (лепят бабу).

Слайд 24

Ошибки на уровне слов Ошибки при словообразовании: лед — «ледик», мед — «медик», рука — «рукища», нога — «ногища». Ошибки при образовании прилагательного от существительного: цветок, растущий в поле – «поленой цветок», хвост медведя — «медведин, медведий хвост », день, когда дует ветер — «ветерный день».

Слайд 25

Ошибки на уровне слов Ошибки при использовании приставок и суффиксов: «Пожарник поливает пожар» - вместо заливает; «Лосиха присторожилась» — вместо насторожилась; «Башня выглянуло гмуро» — вместо выглядела хмуро.

Слайд 26

Ошибки на уроне предложения Отсутствие обозначения границ предложения Неправильная связь слов в предложении или словосочетании

Слайд 27

Аграмматизмы Замен а префиксов, суффиксов : захлестнула – « нахлестнула» , козлята – « козленки». Изменени е падежных окончаний : « много деревов». Нарушени е предложных конструкций: над столом – « на столом» , « вызвал доске» , « зайка жил живом уголке» Изменени е падежа местоимений: около него – « около ним»

Слайд 28

Аграмматизмы Изменени е числа существительных : « дети бежит». Нарушени е согласования : « большая белая пятно». Нарушени е управлени я: « на ветки деревьях». нарушени е синтаксического оформления речи

Слайд 29

Памятка для учителя I . Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия : Пропуски букв и слогов, Перестановки букв и слогов Недописывание букв и слогов Наращивание слов лишними буквами и слогами Искажение слова Слитное написание слов и их произвольное деление Неумение определить границы предложения Замены букв Нарушение смягчения согласных

Слайд 30

Памятка для учителя II Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи 1. Аграмматизмы 2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок

Слайд 31

Образец нарушений письма И дет вена солначика светит ярече. сенег потемл. Кругом лусы полишие лужи. На лугу золна тава Журучат быстре ричиь И дет вена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.

Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....

перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах

Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корре...

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

В книге собран богатый практический материал по коррекции нарушений письменной речи....

Развитие связной письменной речи учащихся начальных классов с ОВЗ на основе коммуникативного подхода.

Коммуникативная компетенция в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного.  Степень сформированности речевых и коммуникативных умений определяет успешност...