Нормы постановки ударения в словах, их нарушение в речи жителей Кемского района
проект (9 класс)
Соблюдение норм постановки ударения при произношении слов – важная часть культуры речи. Президент РФ назвал русский язык «духовным каркасом». А мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что этот каркас непрочен. Мы решили, что врага нужно знать в лицо. Нам было важно понять, какие слова чаще остальных мы произносим неправильно. Мы решили, что врага нужно знать в лицо. Нам было важно понять, какие слова чаще остальных мы произносим неправильно. В работе проанализировано отношение жителей Кемского района к орфоэпическим нормам, рассмотрены ошибки, допускаемые людьми разного возраста и профессий. Цель работы изучение правильности постановки ударения в словах жителями Кемского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_raboty.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Соблюдение норм постановки ударения при произношении слов – важная часть культуры речи.
Президент РФ назвал русский язык «духовным каркасом». А мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что этот каркас непрочен.
Мы решили, что врага нужно знать в лицо. Нам было важно понять, какие слова чаще остальных мы произносим неправильно.
Новизна исследования В работе проанализировано отношение жителей Кемского района к орфоэпическим нормам, рассмотрены ошибки, допускаемые людьми разного возраста и профессий.
Цель работы изучение правильности постановки ударения в словах жителями Кемского района.
Задачи Составить список норм, рекомендованных для запоминания норм ударения; Выяснить постановку ударения в этих словах в повседневном общении; Провести сравнительный анализ в постановке ударения в этих словах разными людьми; Сформулировать рекомендации для запоминания орфоэпических норм
Объект исследования Учащиеся и учителя МБОУ Рабочеостровской СОШ Население Кемского района разных профессий и возрастов Методы исследования Словарный диктант Анкетирование Анализ сравнения и обобщения
Практическая значимость Результаты помогут выявить пробелы в знаниях о правильной постановке ударения в наиболее употребляемых словах.
Ударение –выделение слога силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. Словесное ударение в русском языке характеризуется разноместностью (может стоять на любом слоге и в любой части слова) и подвижностью (в разных грамматических формах слова может переходить с одного слога на другой). Таким образом, при склонении слова мы можем наблюдать перемещение ударения. Например, взЯть – взялА . Это вызывает трудности при постановке ударения, запоминании орфоэпическх норм. Что такое ударение?
Анкета
85 человек разного возраста и профессий Участники исследования
Важно ли ставить ударение правильно? Подавляющее число опрошенных (99%) считают, что нормы ударения соблюдать необходимо, так как это показатель культуры и образованности человека.И лишь 1% ответили, что неважно, как произносить слова.
Следите ли вы за тем, как произносите слова?
Работники центра помощи детям: Примерно 68% всех опрошенных следят за тем, как они произносят слова, 12% - нет, и 20% - не всегда, причем 8% из 12% опрошенных, которые не следят за своей речью – школьники.
Если Вы узнаете, что долгое время произносили какое-то слово неверно, исправляете ли Вы ошибки в дальнейшем?
Из данных исследований видно, что люди старшего поколения имеют желание и стремление говорить правильно в отличие от школьников, которые в основном затрудняются ответить на данный вопрос, ссылаясь на невнимательность.
Исправляете ли Вы близких, знакомых, если они поставили ударение неверно? Почему?
62%, ответивших «да», ответили так, потому что считают, что люди должны любить свой родной язык, что правильность постановки ударения отражает уровень культуры и образования человека, а неправильное произношение режет слух. 16%, ответивших «нет», считают, что исправлять других – это некорректно, многим это не нравится и они реагируют негативно.22% ответили «иногда» и пояснили, что исправляют только родных и близких.
Слова из словарного диктанта
Итоги исследования Работники детского сада « Елочка» - 100 %. Работники центра помощи детям – 88%. Учителя РСОШ – 74 %. Чиновники – 67% Госслужащие – 56 %. Учащиеся 7-х, 10-х классов показали невысокий результат.
Рекомендации Следите за своей речью Слушайте правильную литературу (желательно классическую) из проверенных источников Говорите медленно, думая над словами Общайтесь с грамотными людьми Обращайтесь к орфоэпическим словарям Записывайте неправильно произнесенные слова
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Нормы ударения и их нарушение в речи подростков"
Работа ученицы 11 класса "Нормы ударения и причины их нарушения в речи подростков" -исследование, проведенное на базе учащихся старшей школы с целью привлечь внимание к правильной речи....
Конспект урока "Диалектные слова в речи жителей Седельниковского района"
Урок - исследование. Учащиеся в течение месяца исследовали язык жителей Седельниковского района. На уроке ребята представляют собранный материал....
задание № 4 Орфоэпические нормы (постановка ударений)
Помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку...
Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» (11 класс)
Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» – систематизация и обобщение знаний учащихся о русском ударении.Урок по авторской образовательной программе факульта...
Тренажёр "Постановка ударения в словах"
Тренажёр "Постановка ударения в словах" создана для подготовки обучающихся к выполнению задания № 4 ЕГЭ....
Орфоэпические нормы и их нарушение в речи учащихся и жителей села Петропавловка
Исследовательская работа...
Презентация Орфоэпические нормы(постановка ударения)
Мактериал готовит к 4 заданию ЕГЭ...