Программа внеурочной деятельности "Час общения"
рабочая программа (7 класс)
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)
- Общеобразовательной программы МОУ Ялгинская СОШ.
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.
Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)
- Общеобразовательной программы МОУ Ялгинская СОШ.
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)
- Общеобразовательной программы МОУ Ялгинская СОШ.
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.
Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.
Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения.
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
8. Развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Основные методы: наблюдение, ролевые игры, групповые дискуссии, беседы, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций, анкетирование, тестирование, этюды и импровизации, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, сочинения на этические темы.
Общая характеристика курса
Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.
- благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
- внимание к партнёру;
- эмоциональное отношение к его воздействиям;
- стремление продемонстрировать себя;
- чувствительность к отношению партнёра;
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. …… Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ……
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Ценностные ориентиры курса.
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление школьниками системы ценностей.
- Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
- Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
- Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
- Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Место предмета
Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику школы.
В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Час общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
- формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
- развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.
Результаты освоения курса «Час общения»
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.
- Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.
- Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».
- Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.
- Ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.
- Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.
- Обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками.
- Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (согласование действий при совместной деятельности).
- Развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции.
- Формирование умения соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении.
- Понимание роли личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве.
- Проявление потребности в использовании приемов самовоспитания самопознания и саморазвития.
- Принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
- Осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими
людьми, обществом, природой, культурой.
Регулятивные результаты:
- Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся.
- Формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу
- Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.
- Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.
- Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.
- Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
- Формирование умений адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Коммуникативные результаты:
- Формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- Формирование умений и навыков формулировать собственное мнение и позицию.
- Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
- Освоение правил и навыков ведения дискуссий.
- Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
- Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.
Ценностные ориентиры программы «Час общения»:
Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие».
Содержание курса «Час общения».
- Общение. Пути решения конфликтов – 6 часов
Роль общения в жизни человека. Общение как необходимое условие существования человека. Правила общения дома, в коллективе, общественных местах. Как научиться управлять собой? Эмоции. Мои эмоции. Стресс и гнев. Как справиться с гневом и стрессом. Каждый человек по-своему прекрасен. Прощение. Конфликты в нашей жизни”
Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.
Самопознание – 8 часов.
Путь к себе. Тепло человеческого общения. Мастерская ценностных ориентаций «Уважение других дает повод к уважению самого себя». Что такое порядочность? Совесть и стыд – мерила нравственности. Я глазами других людей. Милосердие – зеркало души. Жизненные ценности.
Подростки и закон - 7 часов «Я и закон». «Конституция РФ». Документы, определяющие права и свободы человека.
«Мои права и права других людей, мои обязанности» Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Почему важно соблюдать права и выполнять обязанности. "Правонарушения – дорога в пропасть". Понятие правонарушение и меры наказания за него. Хулиганство и его виды. Ответственность несовершеннолетних за несоблюдение закона.
В жизни есть выбор всегда … Сквернословие и пути избавления от него. Вредные привычки, как избавиться от них . Вред курения, наркомании и токсикомании, алкоголизма и психотропных веществ.
Толерантность -3 часа Толерантность. Толерантное отношение поколений.
Понимание. Терпение. Понятие о толерантной личности. Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков. Планета толерантность. Сила России в единстве народа. В человеке всё должно быть прекрасно. Общение и уважение. Общение с разными людьми, общение с природой. Прививка от нацизма. Я в своих глазах и глазах других людей. Эмоции и чувства – краски здоровья.
Азбука мышления – 5 часов
Мышление. Особенности мышления подростков. Учеба – главный умственный труд. Интеллект
Какой у меня интеллект? Как правильно тратить время? Ты и твое время. Искусство успевать. Роль знаний в жизни человека.
Пока я помню - я живу – 4 часа Главные события истории – люди и Время. Свои и чужие. Патриотизм. Истинная сила – в чем она? Святые заступники народа русского. Сохранение в памяти велико подвига народа в Великой Отечественной войне.
Я помню! Я горжусь!
Я и коллектив. – 1 час
Этика отношений в коллективе. Моя роль в коллективе.
Подведем итоги- 1 час.
Дом, который мы построили.
Календарно-тематическое планирование курса «Час общения»
№п./п. | Тема | Количество часов | Форма проведения | Сроки изучения | |
1.Общение. Пути решения конфликтов – 6 часов | |||||
1 | Беседа. Общение в жизни человека. | 1 | Беседа | 1 неделя | |
2 | Можно ли научиться управлять собой? | 1 | Беседа с элементами тренинга | 2 неделя | |
3 | «Мои эмоции. Как справиться с гневом и стрессом» | 1 | Диспут | 3 неделя | |
4 | Увидеть прекрасное в человеке | 1 | Тренинг с элементами диспута. | 4 неделя | |
5 | «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?». | 1 | Деловая игра | 5 неделя | |
6 | Конфликты в нашей жизни. Как их преодолеть? | 1 | Диспут | 6 неделя | |
2. Самопознание – 8 часов. | |||||
7 | Путь к себе. | 1 | Путешествие | 7 неделя | |
8 | Тепло человеческого общения | 1 | Круглый стол | 8 неделя | |
9 | Мастерская ценностных ориентаций «Уважение других дает повод к уважению самого себя» | 1 | Мастерская | 9 неделя | |
10 | Что такое порядочность? | 1 | Диспут | 10 неделя | |
11 | Совесть – мерило нравственности | 1 | Беседа с элементами игры | 11 неделя | |
12 | Я глазами других людей. | 1 | Круглый стол | 12 неделя | |
13 | Милосердие – зеркало души. | 1 | Литературно-музыкальная композиция | 13 неделя | |
14 | Вверх по лестнице жизни, или Мои жизненные ценности. | 1 | Интерактивная беседа | 14 неделя | |
3. Подростки и закон – 7 часов | |||||
15 | «Я и закон». | 1 | Деловая игра | 15 неделя | |
16 | «Мои права и права других людей, мои обязанности» | 1 | Урок-сказка | 16 неделя | |
17 | " Права нужны, а обязанности важны " | 1 | Правовая игра с применением ИКТ. | 17 неделя | |
18 | "Правонарушения – дорога в пропасть" | 1 | Устный журнал | 18 неделя | |
19 | В жизни есть выбор всегда … | 1 | Беседа | 19 неделя | |
20 | «Прививка от сквернословия» | 1 | Веб-квест | 20 неделя | |
21 | Суд над вредными привычками | 1 | Суд | 21 неделя | |
4. Толерантность - 3 часа | |||||
22 | Планета толерантность. | 1 | Путешествие | 22 неделя | |
23 | Сила России в единстве народа | 1 | Литературно-музыкальная композиция | 23 неделя | |
24 | Прививка от нацизма. | 1 | Деловая игра | 24 неделя | |
5. Азбука мышления – 5 часов | |||||
25 | Учеба – умственный труд | 1 | Интерактивная беседа | 25 неделя | |
26 | Какой у меня интеллект? | 1 | Интерактивная беседа | 26 неделя | |
27 | Ты и твое время | 1 | Интерактивная беседа с элементами лекции | 27 неделя | |
28 | Искусство успевать | 1 | Тренинг с элементами игры и тестирования | 28 неделя | |
29 | Знание – сила. | 1 | Интеллектуальное путешествие | 29 неделя | |
6. Пока я помню - я живу – 4 часа | |||||
30 | Свои и чужие | 1 | Устный журнал | 30 неделя | |
31 | Истинная слава – в чем она? | 1 | Диспут | 31 неделя | |
32 | Святые заступники народа русского | 1 | Интерактивная беседа | 32 неделя | |
33 | Я помню! Я горжусь! | 1 | Литературно-музыкальная композиция | 33 неделя | |
| |||||
34 | Моя роль в коллективе | 1 | Игра | 34 неделя | |
| |||||
35 | Дом, который мы построили | 1 | Открытый микрофон. | 35 неделя |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 2007.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 2008.
- Давыдова А.В.. Классные часы: 7 класс.- М.: ВАКО, 2008.
- Савченко Е.В.. Внеклассные мероприятия .: 5- 11 классы. – М.: ВАКО, 2007
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2003.
- Симбирцова Г.Н. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения»
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-х классах. Главное назначение да...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...
Программа внеурочной деятельности «Искусство общения»
Программа внеурочной деятельности «Искусство общения» составлена на основе авторской программы Слободяник Н.П. «Уроки общения для младших подростков». В программе используются также упражнения и игры ...
Программа внеурочной деятельности "Час общения"
Программа внеурочной деятельности по ФГОС для 5 класса....