Программа внеурочной деятельности "Час общения"
учебно-методическое пособие (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по ФГОС для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_lucher_v.yu_._5a_klass.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №38 г. Орска
имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»
Принято УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совет Директор
Протокол № 1 от 29.08.2016г. ____________Холодова Г.А.
Приказ № 63/7 от 29.08.2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Час общения»
для обучающихся 5 класса «А»
Лучер Виктории Юрьевны
2016-2017 ученый год
Пояснительная записка
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении вне учебной деятельности.
………………………..
. Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.
- благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
- внимание к партнёру;
- эмоциональное отношение к его воздействиям;
- стремление продемонстрировать себя;
- чувствительность к отношению партнёра;
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. …………………………………………………………………………………..
. Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ………………………………………………………………………………………………..
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.
Задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. ………………………………………………………………………………………………………….
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ………………………………………..
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Формы и методы работы:
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Тестирование.
8. Этюды и импровизации.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
10. Сочинения на этические темы.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю.
Режим занятий – пятница 15.00
Результаты освоения курса «Час общения»:
Личностными результатами выступают:
- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
- развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметными результатами выступают:
- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
- использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.
Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа:
1 этап – развитие самопознания и рефлексии;
2 этап – обучение навыкам позитивного общения;
3 этап – разрешение проблем общения;
4 этап – обучение навыкам культуры поведения.
Содержание курса:
- Самопознание
- Позитивное общение
- Проблемы общения
- Культура поведения
Календарно-тематическое планирование курса для 5 класса
№ п/п | Тема | Форма проведения | Дата (по плану) | Дата (фактическая) |
Самопознание | ||||
1 | Общение в жизни человека. | Беседа | 02.09 | |
2 | Зачем нужно знать себя? | Диспут | 09.09 | |
3 | Я глазами других. | Беседа | 16.09 | |
4 | Самооценка. | Анкетирование, тренинг | 23.09 | |
5 | Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. | Беседа | 30.09 | |
6 | Ярмарка достоинств. | Беседа, игра, защита проекта | 07.10 | |
7 | Ищу друга. | Беседа, игра | 14.10 | |
8 | Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. | Беседа | 21.10 | |
Позитивное общение | 28.10 | |||
9 | Почему люди ссорятся? | Диспут | 11.11 | |
10 | Барьеры общения. | Беседа | 18.11 | |
11 | Предотвращение конфликтов. | Тренинг | 25.11 | |
12 | Учимся слушать друг друга. | Беседа, игра | 02.12 | |
13 | Выражение собственной точки зрения. Согласие с мнением собеседника. | Беседа, игра, диспут | 09.12 | |
14 | Уверенное и неуверенное поведение | Беседа | 16.12 | |
15 | Нужна ли агрессия? | Дискуссия | 23.12 | |
16 | Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. | Беседа, игра | 13.01 | |
17 | Пойми меня. | тренинг | 20.01 | |
Проблемы общения | 27.01 | |||
18 | Мои проблемы. | Беседа, игра, защита проекта | 03.02 | |
18 | Обиды. | Беседа | 10.02 | |
20 | Критика. | Дискуссия | 17.02 | |
21 | Комплименты или лесть? | Диспут | 24.02 | |
22 | Груз привычек. | Беседа | 03.03 | |
23 | Азбука перемен. | Беседа | 10.03 | |
24 | Вежливость. | Беседа | 17.03 | |
Культура поведения | 24.03 | |||
25 | Зачем нужен этикет? | Беседа | 07.04 | |
26 | Азбука вежливости или этикет на каждый день | Беседа, игра | 14.04 | |
27 | Приветствия. | Беседа, игра | 16.04 | |
28 | Умение вести беседу. | круглый стол, анкетирование | 21.04 | |
29 | Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. | Беседа, игра | 25.04 | |
30 | Телефонный разговор. | Беседа, игра | 28.04 | |
31 | Принимаем гостей. | Беседа, игра | 02.05 | |
32 | Поведение на школьном празднике и на отдыхе. | 06.05 | ||
33 | Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине. | Беседа, игра | 12.05 | |
34 | Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка. | Беседа, игра | 19.05 | |
35 | Итоговое занятие. | беседа, анкетирование | 26.05 |
Список использованной литературы.
- Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.
- Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.
- Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.
- Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.
- Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения»
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-х классах. Главное назначение да...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...
Программа внеурочной деятельности «Искусство общения»
Программа внеурочной деятельности «Искусство общения» составлена на основе авторской программы Слободяник Н.П. «Уроки общения для младших подростков». В программе используются также упражнения и игры ...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Культура общения"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на развитие коммуникативной компетентности ...