Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения»
рабочая программа (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Школа общения»
в 5в классе
подготовила классный руководитель
Чаплыгина Ж.В.
г. Железногорск
2015 - 2016 уч.г.
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-х классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся на средней ступени образования, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с 5-тиклассникаси я отдаю предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на 33 занятия в год. Проводятся они в группе 16 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 35 минут.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
- Беседы
- Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
- Рассказ ы педагога и детей
- Чтение художественных произведений
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
- Сочинение историй
- Наблюдения
- Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
- Дискуссии
- Исследования
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки
- Тренинги общения
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Тематическое планирование 5 класс
Раздел программы | № | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Диагностика | 1 | ||
Учимся дружить | 2 | «Мы-пятиклассники» | 1 | |
3 | «Ты и твои друзья» | 1 | ||
4 | «Ищу друга» | 1 | ||
Я- владелец своих эмоций | 5 | «Я и мое настроение» | 1 | |
6 | «Я могу управлять своим настроением» | 1 | ||
7 | «Как выразить свои эмоции» | 1 | ||
8 | «Эмоции. Общение. Поведение» | 1 | ||
Встречи с самим собой | 9 | «Что я знаю о себе?» | 1 | |
10 | «Что знают обо мне окружающие?» | 1 | ||
11 | «Мой портрет в лучах солнца» | 1 | ||
12 | «Мои друзья» | 2 | ||
13 | «Наш класс» | 2 | ||
Я среди других людей | 14 | «Наши права и обязанности» | 1 | |
15 | «Застенчивость и неуверенность в себе» | 1 | ||
16 | «О чем говорят наши жесты» | 1 | ||
17 | «Доверие в общении» | 1 | ||
18 | «Умею ли я слушать?» | 1 | ||
19 | «Чем уверенность отличается от самоуверенности» | 1 | ||
Вежливая речь | 20 | «Правила хорошего тона» | 1 | |
21 | «Употребление вежливых слов в общении» | 1 | ||
22 | «Этикетные диалоги, речевые привычки» | 1 | ||
23 | «Искусство делать комплименты» | 1 | ||
24. | «Вежливый отказ» | 1 | ||
25 | «Портрет культурного человека» | 1 | ||
Правила и законы общения | 26 | «Стили общения» | 1 | |
27 | «Что такое конфликт?» | 1 | ||
28 | «Конфликтные эмоции» | 1 | ||
29 | «Стили поведения в конфликте» | 1 | ||
30 | «Звездная карта жизни» | 1 | ||
33 | Диагностика | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
- Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
- Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818139-1474349127.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-223682-1617552975.jpg)
Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»
Программа внеурочной деятельностиспортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 классов, для обучаю...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-223682-1617552975.jpg)
Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»
Программа внеурочной деятельностиспортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-819691-1475650732.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно - оздоровительного направления « Школа безопасности»для учащихся 5-7 классов
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-503649-1603270636.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Школа здоровья» для обучающихся с умственной отсталостью
1. Пояснительная запискаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Школа выживания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Школа выживания»...