Программа внеурочной деятельности «Искусство общения»
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Искусство общения» составлена на основе авторской программы Слободяник Н.П. «Уроки общения для младших подростков». В программе используются также упражнения и игры из программ: «Я - подросток» А.В. Микляевой; «Психологический тренинг с подростками Л.Ф. Анн; «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками» под ред. С.В. Кривцовой, авторские разработки.
Программа соответствует требованиям:
· Закона РФ «Об образовании».
· Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).
· Приказа № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 51.34 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО ПОС. ВИДЯЕВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»
(МБОУ СОШ ЗАТО ВИДЯЕВО)
Программа внеурочной деятельности
«Искусство общения»
5 класс
(срок реализации 1 год)
Количество часов по программе: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Автор программы:
Слободяник Н.А., педагог-психолог
школы № 1129 г. Москвы
Модифицирована
Лазеевой А.М, педагогом-психологом
п. Видяево
2015
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Искусство общения» составлена на основе авторской программы Слободяник Н.П. «Уроки общения для младших подростков». В программе используются также упражнения и игры из программ: «Я - подросток» А.В. Микляевой; «Психологический тренинг с подростками Л.Ф. Анн; «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками» под ред. С.В. Кривцовой, авторские разработки.
Программа соответствует требованиям:
- Закона РФ «Об образовании».
- Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).
- Приказа № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013).
Актуальность
Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками предпочтение отдается групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у учеников существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье отсутствует благоприятное общение.
Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.
В соответствии с этим, целью данной программы является формирование у учащихся положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции, освоение ими норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе посредством развития эмоционально-личностной сферы детей.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- формировать у учащихся навыки адекватного общения в окружающем социуме;
- обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- развивать у учащихся умение слушать других людей;
- обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессии;
- обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
- формировать позитивную моральную концепцию.
Срок реализации программы: 1 год
Адресат программы: учащиеся 5-х классов.
Условия реализации программы
Занятия по программе проводятся на базе ОО в кабинете, имеющем две зоны: учебную и игровую, в групповой форме 1 раз в неделю (по 45 минут) с группой из 15 человек и напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Программа занятий делится на четыре этапа:
I этап – развитие самопознания и рефлексии;
II этап – обучение навыкам позитивного общения;
III этап – разрешение проблем общения;
IV этап – обучение навыкам культуры поведения.
Формы и методы организации работы
Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции, поэтому в основе обучения лежат ролевой и игровой принципы обучения, соответствующие возрастным особенностям ребенка. Формы занятий: тренинги (коммуникативные, поведенческие), групповые и ролевые игры (сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные), проблемно-ценностные дискуссии, этические беседы, тематические диспуты.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: проигрывание и анализ жизненных ситуаций, техники и приемы саморегуляции, упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.), элементы сказкотерапии, групповое тестирование, коммуникативные игры, когнитивные и дискуссионные методы.
Планируемые результаты освоения данной программы
Личностными результатами работы по программе курса являются следующие умения и качества, приобретаемые учениками:
- овладение навыками эффективного общения;
- овладение навыками саморефлексии и самоанализа;
- гармонизация отношений с окружающими;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- потребность в самовыражении через слово.
Метапредметными результатами работы по программе являются следующие универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно находить текстовую информацию, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы учета и оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, анкетирование учащихся.
Тематический план занятий
Тема занятия | Цели и задачи | Формы работы |
Вводное | - познакомить ребят между собой; - решить организационные вопросы. | Беседа, упражнение «Броуновское движение», работа в группах. |
Самопознание | ||
1. Общаться - это так легко… | - познакомить с целью курса занятий; - дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека. | Беседа, правила, работа в малых группах, тест «Какой я в общении?», тест-игра «С тобой приятно общаться», упражнение «Найди свою пару», записки, памятки. |
2. Что я знаю о себе? | - создать у учеников мотивацию на познание самих себя; - формировать представление о себе; - способствовать самопознанию и рефлексии учащихся. | Упражнения: «Приветствие», «Кто я?», «Дизайн», «Коллективный счет», «Путаница», притча, тест «Геометрические фигуры». |
3. Я глазами других | - формировать способность к самоанализу; - способствовать желанию самосовершенствоваться; - развивать способности принимать друг друга. | Беседа, работа в круге, ассоциации, упражнение «Постройся по…». |
4. Самооценка | - дать понятие о самоценности человеческого «Я»; - продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки; - закрепить навыки групповой работы. | Методика «8 кружков», дискуссия, «Моя вселенная», упражнение «Пять черт характера». |
5. Чувства «полезные» и «вредные» | - познакомить с эмоциями; - определять эмоциональные состояния других людей; - тренировать умения владения своими эмоциями; - создавать условия для осознания амбивалентности эмоций. | Беседа, упражнения: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Балл эмоций», «Польза и вред эмоций». |
6. Мои достоинства и недостатки | - закреплять навыки самоанализа; - преодолевать барьеры на пути самокритики; - развивать уверенность в себе. | Беседа, упражнения: «Мои достоинства и недостатки», «Соринка в чужом глазу», «Что обо мне сказали», «Обратная связь», «Скажи о себе что-нибудь хорошее». |
7. Как превратить недостатки в достоинства | - преодолевать барьеры на пути самокритики; - способствовать «нормализации» отношения с собственными переживаниями и недостатками. | Обсуждение, упражнения: «Сказка по кругу», «Карикатура», «Превращение», «Вверх по радуге». |
8. Ищу друга | - способствовать преодолению барьеров в общении; - совершенствовать навыки общения; - помогать учащимся в самораскрытии. | Беседа, незаконченные предложения, упражнение «Ищу друга». |
Позитивное общение | ||
9. Почему люди ссорятся? | - познакомить с понятием «конфликт»; - определять особенности поведения в конфликтной ситуации; - обучить способам выхода из конфликтной ситуации. | Упражнения: «Ассоциации», «Снежинки», «Встреча на узком мостике», «Разожми кулак», «Да и нет», беседа. |
10 и 11. Барьеры общения | - дать учащимся представлеие о вербальных барьерах общения; - информировать об альтернативных вариантах поведения; - обучить анализу различных состояний. | Беседа, стратегии, упражнения: «В классе», «Горы. 5 стратегий решения конфликта», «Девиз», «Барьеры», притча, беседа. |
12 и 13. Предотвращение конфликтов | - отработать ситуации предотвращения конфликтов; - диагностировать конфликтности; - закреплять навыки поведения в проблемной ситуации. | Ситуации, диспут, игра «Петухи», упражнения: «Перетягивание каната», «Признаки конфликтного и миротворческого поведения», тест. |
14. Умею ли я слушать? | - показать значимость собственного «Я»; - подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. | Беседа, тест, упражнения: «Испорченный телефон», «Пойми меня», «Хороший слушатель». |
15. Уверенное и неуверенное поведение | - познакомить с понятием сильной личности; - вырабатывать уверенное поведения; - сформировать отношение к агрессии. | Упражнения: «Зубы и мясо», обсуждение, тест, диспут, игра «Поводырь». |
16. Тренируем уверенность в себе | - тренировать уверенное поведение на модели игровой деятельности; - формулировать правила уверенного поведения и тренировать навыки их соблюдения. | Беседа, игра «Лошадь», упражнение «Геометрия уверенности». |
17 и 18. Нужна ли агрессия | - формировать собственное представление и отношение к проблеме агрессивного поведения; - вырабатывать приемлемый способ разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций. | Притча, обучение способам снятия агрессии, «Лист гнева», упражнение «Выставка», релаксация. |
Проблемы общения | ||
19. Пойми меня. | - формировать умения понимать друг друга и принимать обратные связи; - стимулировать поведенческие изменения. | Беседа, пословицы, упражнение «Пойми меня», тест, упражнения: «Лицом к лицу», «Фотография», «Кто сказал мяу?». |
20. Мои проблемы | - познакомить с термином «проблема»; - способствовать осознанию проблем и их обсуждению; - отработывать навыки решения проблем. | Беседа, упражнения: «Диалог со своим мозгом», «Шарик», «Крокодил». |
21 и 22. Обиды | - дать определение понятию обиды и ее последствию для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту; - осознать психологическую природу обиды и возможности ее разрядки. | Беседа, упражнения: «Геометрия обиды», «Письмо обидчику», рисуем обиду, упражнения: «Копилка обид», «Обиженный человек», притча. |
23. Критика | - познакомить с понятием «критика»; - отработать навыки правильного реагирования на критику. | Работа в кругу, обсуждение, упражнения: «Формулировка», «Я-сообщение». |
24. Комплименты или лесть | - учить видеть в других людях положительные качества и находить нужные слова для общения; - формировать понятие «комплимент». | Чтение рассказа, обсуждение, упражнение «Скажи комплимент», работа в малых группах. |
25. Груз привычек | - совершенствовать навыки самоанализа; - организовать поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек. | Беседа, самораскрытие, релаксация. |
26. Азбука перемен | - закрепить полученные знания; - проанализировать свои изменения; - помочь участникам поверить в свои силы. | Упражнения: «Азбука перемен», «Нарисуем жизнь», игра «Я бросаю тебе мяч». |
Культура поведения | ||
27. Вежливость | - определить понятие «вежливость»; - проанализировать свое отношение к окружающим. | Кодекс вежливости, упражнение «Добрые слова для каждого». |
28. Зачем нужен этикет | - сформировать положительную установку к этикету и общепринятым нормам поведения. | Игра «День рождения», обсуждение. |
29. Приветствия | - познакомить с правилами приветствия; - обучить навыкам культуры приветствия. | Беседа, обмен приветствиями, упражнение «Поздоровайся, если…». |
30. Умение вести беседу | - познакомить с правилами ведения беседы; - формировать соответствующие навыки. | Игра «Поговорим…», обсуждение, притча. |
31. Телефонный разговор | - познакомить с правилами ведения разговора по телефону; - формировать соответствующие навыки. | Игра «Поговорим…», обсуждение, тест. |
32. В театре | - познакомить с правилами посещения театра; - формировать соответствующие навыки. | Беседа, игра «Идем в театр», обсуждение. |
33. Принимаем гостей | - познакомить с правилами приема гостей; - формировать соответствующие навыки. | Беседа, игра «Очень рады Вас видеть», обсуждение. |
34. Багаж в дорогу | - закрепить положительное эмоциональное состояние; - анкетирование по итогам занятий. | «Чемодан». Анкетирование. |
Список использованных источников
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПБ: Питер, 2004.
- Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5 – 6 клас)/под ред. С.В. Кривцовой.
- Игры для интенсивного обучения /под ред. В.В.Петрусинского.- М.: Прометей, 1991.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия, 2001.
- Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПБ.:Речь, 2006.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.- М.: Айрис пресс, 2003.
- Слободяник Н.П. Уроки общения для младших подростков. (http://psy.1september.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....
Программа внеурочной деятельности "Час общения"
Программа внеурочной деятельности по ФГОС для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура общения" 5 класс.
Внеурочная деятельность....
Программа внеурочной деятельности "Уроки общения"
Программа составлена для учащихся 5 класса. Занятия по данной программе помогают учащимся адаптироваться к обучению в среднем звене, наладить межличностные отношения в коллективе....
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» для обучающихся 5-7 классов
ПРОГРАММА внеурочной деятельности ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Искусство общения"
Программа внеурочной деятельности "Искусство общения" общекультурной направленности...