Внеурочная деятельность "Кубановедение" 3 класс
рабочая программа
Внеурочная деятельность "Кубановедение" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность "Кубановедение" 3 класс | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 59 г. Краснодара
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Кубановедение»
Уровень - адаптированный
Класс-3
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час
Учитель: Пономаренко Юлия Александровна
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы школы, утвержденной на педагогическом совете школы № 1 от 30.08.2019 г.
Содержание программы:
1. Перечень нормативных документов
2. Пояснительная записка
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5. Содержание учебного предмета
6. Система оценки достижения планируемых результатов
7. Содержание обучения
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Перечень нормативных документов
- Федеральный государственный образовательный стандарт образование обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениям! приказ №1599 от 19.12.14.;
- Адаптированная основная образовательная программа школы
-СанПиН
2. Пояснительная записка
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 4 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным. Рабочая программа по кубановедению разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы
Цели курса:
Основная цель курса «Кубановедение» заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
1) на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;
2) развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;
3) воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;
4) на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.
«Кубановедение» - предмет особый. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Кубановедение» входит в часть коррекционно-развивающей области адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Курс «Кубановедение» изучается в 3 классе по 1 часу в неделю. При этом курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
Предмет | Часов в неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Кубановедение | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
2) способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
3) навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Предметные результаты знать:
1) связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
2) природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае
3) формы земной поверхности Краснодарского края
4) разновидности водоемов Краснодарского края
5) особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных
6) названия и отличительные признаки наиболее распространенных в Краснодарском крае растений и животных
7) основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)
8) герб, флаг, гимн Краснодарского края. а также символы своего родного города(станицы),района
9) фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта
Уметь 1) узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
2) различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
3) ориентироваться по карте Краснодарского края
4) давать описание истории возникновения своего населенного пункта, его достопримечательности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
- выполнения правил сбора грибов в своей местности
- правильного поведения у водоема в разное время года
- бережного отношения к растениям и животным.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2) Проговаривать последовательность действий на уроке.
3) Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4) Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
1) Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
4) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
5) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
1) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2) Слушать и понимать речь других.
3) Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
5. Содержание учебного предмета
Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно – научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.
Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.
6. Система оценки достижения планируемых результатов
7. Содержание обучения
№ п/п | Изучаемый раздел | Кол-во часов |
1 | Нет в мире краше родины нашей | 12 |
2 | Без прошлого нет настоящего | 10 |
3 | Казачьему роду – нет переводу | 12 |
Общее количество за год | 34 |
Нет в мире краше родины нашей - 12 часов: Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Лето на Кубани
Водоемы Краснодарского края (естественные). Дары лета Водоемы Краснодарского края (искусственные). Почва, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного мира в прошлом и настоящем. Разнообразие животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань – здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная деятельность). Защита проектной работы «Нет в мире краше Родины нашей».
Без прошлого нет настоящего - 10 часов: «Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание станиц. Основание городов. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная деятельность). Защита проектной работы «Без прошлого нет настоящего».
Казачьему роду – нет переводу - 12 часов: Твоя родословная. Ты и твое имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке – тепло, при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы (писатели). Кубанские умельцы (художники). Кубанские умельцы (композиторы). Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная деятельность). Защита проектной работы «Казачьему роду нет переводу».
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1) Методические пособия (рекомендации к проведению уроков кубановедения).
2) Учебно-методические комплекты к программе по кубановедению, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства. Учебники по кубановедению.
Учебно-наглядные пособия
Справочные пособия
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные средства обучения
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...