План самообразования:
методическая разработка (7 класс)
План самообразования:
«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе» классного руководителя 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temasoobrazovaniya.docx | 174.92 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования:
«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
классного руководителя 7 класса
Авдеенко Ирины Сергеевны
с. Пудовка
Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь.
Перефразированный Плутарх
1.Общие сведения
Ф.И.О.: Авдеенко
Дата рождения: 25.04.1992г.
Образование: студентка ИФМИЭО НГПУ,2017г.
Квалификация: биологии и химии
Стаж работы:5лет
Квалификационная категория: нет
2.Самобразование классного руководителя
Тема самообразования: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
Личный перспективный план по самообразованию на 2017-2022 гг.
Цель | Гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание личности, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. |
Направления деятельности | Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, здоровьесберегающее, культурное, эстетическое, гуманистическое |
«Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».
Личный перспективный план по самообразованию на 2017-2022 г.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа «Вместе весело шагать» предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие ими нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном
в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Проектирование мною программы «Вместе весело шагать» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела в систему разрозненные мероприятия по духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 5 по 9 класс. Программа ДНВ- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.
Цель:
- Создание условий для развития личности, для вхождения её
в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
- Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
- Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
- Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
· Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
- Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы :
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Обучающиеся должны иметь представления :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение, тестирование;
- выполнение творческих, проектных заданий
- анкетирование родителей и детей.
Формы подведения итогов воспитательной программы:
- открытые мероприятия;
- выставки творческих работ воспитанников;
-участие в конкурсах;
- создание фотоальбомов и фотогазет;
- создание презентаций и видеофильмов;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- инсценировки;
- итоговые концерты для родителей.
Вся работа построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы, семьи и включает в себя 3 направления:
· «Я и мое Отечество»
· « Я и окружающий мир»
· « Я и мое здоровье»
Я и мое Отечество
№ | Название мероприятия | Сроки | Формы работы | Участники образовательного процесса |
1 | Будем знакомы! Формирование классного коллектива родителей и детей.
| сентябрь, октябрь | Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, педагогические наблюдения, беседы. Создание страницы класса в сети «Дневник. ру». Создание актива родителей и детей | дети, учителя, родители, психолог, |
2 | Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» ( с 5-9 кл.): «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны». Школьная и классная символика | В течение года | Классный час | Классный руководитель, музейные специалисты, библиотекарь |
3 | Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» ( с 5-9 классы) | В течение года | Классный час | Классный руководитель, библиотекарь |
4 | Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» | В течение года | Классный час | Классный руководитель, библиотекарь |
5 | Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» | В течение года | Встречи, беседы, выставки и т.д. фотоотчёт
| Классный руководитель, библиотекарь, родители |
6 | Экскурсии в музеи | В течение года | экскурсии | Классный руководитель, |
7
| День учителя «Золотое сердце учителя» «Моя любимая учительница» «Мой учитель лучше всех»
| октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа, конкурс рисунков, конкурс творческих проектов (индивид.), выставка сочинений «Мой любимый педагог» | Классный руководитель, |
8
| «Мой дом, мой город. Мой любимый уголок»
| ноябрь | Фотовыставка Конкурс рисунков | Классный руководитель, |
9 | День народного единства
| ноябрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Классный руководитель, |
11 | Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»», | ноябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков конкурс стихов и сочинений | кл.руководитель |
12 | Акции «Подарок ветерану своими руками»,»Дети-детям» | Сентябрь,октябрь | концертная программа
| Классный руководитель, |
13
| « Аты–баты, шли солдаты» | февраль | Конкурс стихов о Родине,России | Классный руководитель, |
14 | День космонавтики «Россия в освоении космоса» классы): «Человек поднялся в небо»
| 12 апреля | Комплекс мероприятий:
кл. часы, презентации проектов выставка рисунков | Классный руководитель, |
15
| День Победы «День Победы – праздник всей страны»
«Память, которой не будет конца» «Страницы великой Победы» | май | Комплекс мероприятий:
конкурс детского рисунка на асфальте конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) фотовыставка книжная выставка экскурсия в краеведческий музей | Классный руководитель, музейные специалисты, библиотекарь
|
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Я и мое здоровье
1
| Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
2
| Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д. | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
3
| Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» | в течение года | беседы, викторины, игры | классные руководители, психолог школы |
4
| Цикл классных часов по ПДД «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д. | в течение года | 20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ | классные руководители, сотрудники ГАИ |
5
| Анкетирование учащихся: «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ» | в течение года | анкетирование | психолог, классные руководители |
6
| Осенний школьный мини-марафон Общешкольный поход | ежегодно в сентябре
| кросс
экскурсия в осенний лес | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
7 | «Мама, папа, я – спортивная семья» | октябрь | спортивные соревнования | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
8
| Профилактические акции
«Внимание, дети!»
Встречи с мед.работниками Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле – здоровый дух». |
сентябрь
Октябрь Ноябрь Январь Февраль январь | Комплекс мероприятий: встречи с сотрудниками ГАИ, выставка рисунков, КТД -изготовление книжек-малышек для групп детского сада Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и плакатов беседы
газета, стенд индивидуальные и групповые творческие проекты фотоотчёт | Учитель, Сотрудники ГАИ, учитель ИЗО классные руководители, мед. работник
классный руководитель |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.
Я и окружающий мир
1 | «Законы коллектива», распределение поручений в классе | сентябрь | классный час | кл. руководитель |
2
| Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»: «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д. | в течение года | классный час | Кл. руководитель ,инспектор по охране прав детства, социальный педагог, |
3 | Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д. | в течение года | классный час | Кл. руководитель ,приглашение родителей |
4
| Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты»: «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться - лучше помириться», «Чужой беды не бывает» и т.д. | в течение года | классный час | кл.руководитель |
5 | Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром» | в течение года | классный час | Кл. руководитель социальный педагог, представители религиозных структур |
6
| День пожилого человека),встреча с пожилыми людьми «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д. | Октябрь
В течение года | концертная программа
проекты | Администрация Кл. руководитель, учитель музыки, |
7
| День Конституции и День права: Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д. Встречи с работниками УВД и прокуратуры | декабрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | кл.руководитель,учитель музыки, |
8
| «Рождество Христово» | январь | Конкурс детского рисунка | кл.руководитель Учитель ИЗО, воспитатели |
9
| Праздник «Масленица « | февраль-март | концертно-развлекательная программа | кл.руководитель, учитель музыки |
10
| Святая Пасха конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы | апрель | комплекс мероприятий : конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы | кл.руководитель, учитель музыки, учитель ИЗО |
11
| Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2раза в год) | в течение года | анкетирование, диагностика | кл. руководитель |
Предполагаемый результат:
· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· уважительное отношение к традиционным религиям;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция средней школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности , является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1.Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.
2. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.
3. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. -Минск: Нац. ин-т образования, 2009. -- 120 с.
4. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997г.
5.. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
6.Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
План работы учебного кабинета и план самообразования
В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...
Үзүсеш планы - план самообразования
Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...
Перспективный план и план самообразования учителя физики
Перспективный план и план самообразования учителя физики...