Устный журнал (с элементами мастер – класса) «Я – кадет!»
план-конспект занятия (5 класс)

Иванова Елена Владимировна

Цель: формирование позитивного отношения к кадетству, кадетским классам.

 

Задачи:

 

·        способствовать утверждению патриотических ценностей;

·        продолжить формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к своему

         Отечеству, гражданственность, чувство долга;

·        способствовать осознанию собственных возможностей в выборе будущей профессии, связанной с

         Вооружёнными силами России.

                     воспитывать коммуникативную культуру.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_kadet.docx35.18 КБ
Office presentation icon ya_-_kadet.ppt967 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования «Город Архангельск»

«Ломоносовский Дом детского творчества»

Устный журнал

(с элементами мастер – класса)

«Я – кадет!»

                                        разработала педагог дополнительного образования

                                                МБУ ДО «ЛДДТ»

Е. В. Иванова

г. Архангельск

2016 г.

Цель: формирование позитивного отношения к кадетству, кадетским классам.

Задачи:

  • способствовать утверждению патриотических ценностей;
  • продолжить формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, гражданственность, чувство долга;
  • способствовать осознанию собственных возможностей в выборе будущей профессии, связанной с Вооружёнными силами России.
  • воспитывать коммуникативную культуру.  

Место проведения: МБОУ СШ №35

Форма проведения: устный журнал с элементами мастер - класса.

Участники: учащиеся 4В и 9К классов.

Оформление:

- мультимедийная презентация, видеоролик кадет 9К класса.

Инвентарь:

- автомат, бинт, салфетки, жетоны.

Эпиграф:

Честь - это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам,
свершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого 
вознаграждения, кроме одобрения своей совести. 
П.А. Румянцев

Этап занятия

Содержание

Слайд

I. Организационный.

Здравствуйте ребята!

       В нашей школе  в 2012 году был открыт первый, и пока единственный   кадетский  класс.

II. Постановка цели и задач. Мотивация деятельности учащихся.

Наверняка многие из вас задают себе вопрос:  - А  кто такой кадет и для чего это ребятам нужно?

      Я надеюсь,  что сегодняшняя наша встреча поможет вам найти ответы на эти вопросы.

А помогать мне будут кадеты  9К класcа МБОУ СШ №35.

III. Актуализация знаний.

  • Ребята, а кто же такие кадеты?

Давайте заглянем в историю и выясним этот вопрос.

Историческая справка.

Кого же мы называем кадетами? «cadet» - французское слово, означает «младший», «несовершеннолетний» . Так еще в 18 веке называли учеников специальных «закрытых школ», которые стали называться кадетскими школами или корпусами, в них дворянские дети готовились к военной и государственной службе.

  • Как вы понимаете слова « закрытые школы» ? 

    - Это школы, в которых учащиеся находились постоянно и домой отправлялись один раз в год на каникулы или же вообще годами не покидали стен школы. Так вот «КАДЕТСТВО» - это детство, проведенное в таких школах. Почти 300 лет назад в 1732 году в России был открыт Сухопутный шляхетный кадетский корпус, который потом переименовали в Первый кадетский корпус; он располагался в роскошном дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге. Всего до революции в России было создано 49 кадетских корпусов.

  • Какие современные кадетские школы вам

            известны?

            (Нахимовское училище, суворовские училища,

              кадетские гимназии, кадетские классы)


В кадетских корпусах учились многие известные люди России: 
- фельдмаршал Кутузов;
- генерал Брусилов;
- адмиралы Ушаков и Нахимов;
- декабристы Пестель и Рылеев;
- военный министр Аракчеев;
- писатели Даль, Куприн, Лесков;
- поэт Тютчев;
- композиторы: Римский – Корсаков, Рахманинов, Скрябин;
- художник Верещагин;
- ученый биолог Сеченов;
- мореплаватели: Крузенштерн, Беллинсгаузен и многие др.

Как вы видите, многие выпускники кадетских корпусов посвятили себя самым разным профессиям, далеко не все стали военными.

  • Как же происходило обучение в кадетских корпусах?

  • Учеба в кадетском корпусе была для первых кадетов настоящей школой выживания.
  • Будущих воинов родители отдавали в корпус с 6, а то и с 4 лет. Тут на казарменном положении дети находились, пока им не исполнится 21 год. При этом родители оставляли подписку, что они добровольно отдают детей не менее чем на 15 лет и «даже во временные отпуски их брать не будут».

    Воспитание и обучение кадетов строилось так, чтобы подготовить их к трудностям военной жизни. «Надо взрастить младенца, - сказано в приложении к уставу, - здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость».

  • Распорядок дня в кадетском корпусе был казарменный, дети поднимались в 4-5 часов утра. На классные занятия отводилось 6 часов в день, на строевые упражнения 4 часа. Температура в классных помещениях не выше 150 . 

    В распорядке дня отводилось время и для молитвы и для посещения библиотеки, драмкружка, музея, танцевального класса. Треть всего учебного времени отводилось на изучение языков.

  • Телесные наказания кадетов не приветствовались, но выбор наказаний был богатым: 

    - выговоры при собрании своих товарищей;
    - штрафной стол (т.е. питание отдельно от товарищей);
    - сажание под арест и на осла (посадить дворянина на осла было бесчестием);
    - лишение постели и подушек;
    - одевание в специальный штрафной китель черного цвета;
    - прислуживание кадетам во время обеда;
    - ограничение в питание ( хлеб и вода);
    - лишение на время мундира;
    - заключение в кандалы.

  • Легко ли жилось кадетам?

  • А что же заставляло детей да еще самых маленьких терпеть все эти суровые условия кадетской жизни?

Все это : форма, символы, знаки отличия, традиции – все это и объединяло в одно единое кадетское братстводетей.

  • Что такое традиции?

    Традиции – это правила, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время.

Кадетские традиции, которые так привлекательны и для современной молодежи, складывались еще в первых Российских корпусах. 

Традиции кадетов:

  • Служение Отечеству, верность воинскому долгу, патриотизм.
  • Глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция.
  • Преданность кадетскому братству, порядочность и честь.

  • Как вы думаете, какая из этих традиций самая главная? 
  • Бывают ли в вашей школьной жизни случаи, когда требуется проявить свою порядочность? Защитить свою честь? Если тебя толкнули, а ты в ответ полез в драку – это защита чести? (нет, это нарушение порядка и отсутствие порядочности)

А какие качества воспитываются  у сегодняшних кадет?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, нам нужно разобраться, чем же современный кадет отличается от обычного школьника.

Для этого давайте познакомимся поближе с жизнью нашего кадетского класса.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Кадетский мастер – класс.

Кадеты, как и все школьники, первую половину дня находятся на учебных занятиях. А после уроков мы осваиваем такие дисциплины, как строевая подготовка.

  1. Строевая подготовка. (Элементы перестроения).

Чтобы справляться со всеми нагрузками кадет занимается спортом. Ну, а уж без утренней зарядки мы никуда! Вы долго сидели за партами и мы вам предлагаем встать и немного подвигаться.

  1. Физическая подготовка.

 (Физкультминутка).

Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)

Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)

Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)

Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)

Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)

Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)

Каждый из нас более детально изучает историю нашего Отечества. Ведь без прошлого нет будущего.

  1. История Отечества. (Символы государства).

Быть туристом – серьезное дело! Порой от правильно завязанного узла (или нет!), зависит жизнь и здоровье твоего товарища.

  1. Туризм (узлы).

Наши кадеты готовы хоть завтра служить своей Родине. И если будет нужно – с оружием в руках!

  1. Разборка и сборка автомата.

Уверена, что все вы любите музыку. А кадеты еще и поют! Поддержите нас, ребята!

  1. Хоровое пение. (Исполнение песни «Катюша»).

Если ваш товарищ попал в беду – каждый из нас готов ему оказать первую медицинскую помощь!

  1. Основы медицины. (Наложение повязки).

Кадеты не только сильны в военном деле, но и с успехом могут блистать на балах.

  1. Хореография.

Этикет – это правила, которые нужно соблюдать в обществе. Изучая эту дисциплину, мы научились многому. И даже красиво сервировать праздничный стол.

  1. Этикет. (Как красиво свернуть салфетку для праздничного стола).

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Своя игра.

V. Рефлексия.

  • Итак, о чем же мы с вами сегодня говорили?
  • Что нового вы узнали?
  • Было ли интересно?
  • Что вам запомнилось?
  • Какое у вас настроение? 

VI. Заключение.

Ребята, я надеюсь, что все вы поняли, что нельзя перечеркнуть прошлое России, что нужно брать из него все лучшее и переносить в нашу современную жизнь.  

Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям говорят о том, что мы вновь обретаем свою историю.

А кадетские корпуса и кадетские классы – это именно те образования, которые дают лучшее и образование и воспитание сегодняшним мальчишкам и девчонкам. Всем вам.

Мы вам дарим на память о нашем мероприятии Кодекс чести кадета, где  закреплены правила поведения, правила жизни кадетов 9К класса МБОУ СШ №35.

Нам очень хочется, чтобы традиции кадетов и этот Кодекс чести стали традициями и в вашем классе. Чтобы вы хорошо учились, стали образованными, порядочными людьми. И, может быть, в следующем учебном году, в 5 классе, и вы станете кадетами и достойными продолжателями кадетских традиций!

Всего вам хорошего. До свидания.

Приложение 1

Литература.


  1. Крылов В. М.. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб, 1998

  2. Лесков Н.И. Кадетский монастырь

  3. Классные часы: 9 класс/ Авт-сост .А .В .Давыдова.- М.:ВАКО,2008.- 272с.- (учебный год)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Cadet – французское слово, означает «младший», «несовершеннолетний»

Слайд 3

В 1732 г. открыт Сухопутный шляхетный кадетский корпус. В его стенах учились генерал Петр Александрович Румянцев, многие герои русско-турецких войн, победители Наполеона.

Слайд 4

Выдающиеся выпускники кадетских корпусов России Полководцы : Румянцев П. А., Кутузов М. И. Адмиралы : Ушаков Ф. Ф., Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Поэты и писатели : Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Рылеев К. Ф. Композиторы : Римский-Корсаков Н. А., Скрябин А. Н. Мореплаватели : Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф. Живописцы : Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А

Слайд 5

6.00 - 7.00 подъем, умывание, одевание, чистка обуви и одежды, молебен, завтрак; 7.00 - 8.00 приготовление уроков 8.00 - 11.00 два урока, между которыми прогулка 1,5 часа на чистом воздухе (несмотря ни на какую погоду, до 10 градусов мороза - без шинелей) 11.00 - 12.00 строевая подготовка 12.00 - 13.00 гимнастика, фехтование, танцы, пение 13.00 - 13.30 прогулка на свежем воздухе 13.30 - 14.00 обед (из трех блюд) 14.00 - 15.00 отдых 15.00 - 18.00 два урока, между которыми прогулка 18.00 - 18.30 отдых 18.30 - 20.00 приготовление уроков 20.30 - 21.00 ужин, потом повестка и молитва 21.00 - 21.30 зоря, умывание, отбой Распорядок дня кадетских корпусов 19 века

Слайд 6

Традиции – это правила, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Традиции кадетов:  Служение Отечеству, верность воинскому долгу, патриотизм.\  Глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция.  Преданность кадетскому братству, порядочность и честь. Девиз кадетов: «ДОЛГ - ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ - НИКОМУ!»

Слайд 8

Своя игра

Слайд 9

Что означает слово «кадет»? «cadet» - французское слово, означает «младший», «несовершеннолетний»

Слайд 10

Как назывались специальные школы , где дворянские дети готовились к военной и государственной службе? Закрытые школы, кадетские корпуса

Слайд 11

В каком году и в каком городе в России был открыт Сухопутный шляхетный кадетский корпус? В 1732 году в Санкт-Петербурге.

Слайд 12

В каком возрасте родители отдавали своих детей в кадетский корпус? С 4 – 6 лет.

Слайд 13

Правила, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время –это … Традиции

Слайд 14

Назовите государственные символы России Флаг, герб, гимн

Слайд 15

Какие туристические узлы вы учились вязать сегодня? «Восьмёрка», «Стремя»

Слайд 16

Самая популярная песня Великой Отечественной войны? «Катюша»

Слайд 17

Какой танец кадеты исполняют на балах? Вальс

Слайд 18

Что является основным перевязочным материалом? Бинт

Слайд 19

Что нам помогает быть сильными, быстрыми, ловкими? Спорт

Слайд 20

Какой девиз у кадет? «ДОЛГ - ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ - НИКОМУ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал для учащихся 9 класса «Императорскому Царскосельскому Лицею 200 лет»

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Устный журнал....

«Мы выбираем жизнь" устный журнал с элементами инсценирования

Открытое мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизнию Цель мероприятия:- вовлекать учащихся в пропаганду здорового образа жизни;- формировать негативное отношение к употреблению пси...

Устный журнал для 4-5 классов "Без ёлки Новый год-не новый год"

Ещё один способ отметить наступление Нового года. Мероприятие требует предварительной подготовки, позволяя развивать у детей навыки библиотечного пользователя....

"Лес полон чудес" устный журнал для воспитанников 4 класса

Мероприятие "Лес полон чудес" прошло в форме устного журнала. Дети  постепенно с открытием каждой последующей страницей узнавали новый материал. С желанием включались в предлагаемые задания, разг...

Доклад с элементами мастер-класса на тему "Этап включения в систему новых знаний и рефлексия"

Работа предназначена для выступления на педсоветах, заседаниях РМО, ШМО. Включает описание 2  этапов урока по ФГОС, и практические приемы их реализации....

2018 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО. "Подготовка учащихся к ГИА"

В данном выступлении описаны используемые мною стратегии обучения учащихся 9, 11 класов аудированию и говорению формата ОГЭ, ЕГЭ...

2019 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО по теме самообразования "Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся"

Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся необходимо, так как каждый учащийся индивидуален, имеет свой способ восприятия и воспроизведения языковой и речевой информа...