Устный журнал для учащихся 9 класса «Императорскому Царскосельскому Лицею 200 лет»
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Устный журнал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.doc926.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе. Устный журнал для учащихся 9 класса

«Императорскому Царскосельскому Лицею 200 лет»

Цель мероприятия: знакомство с историей Царскосельского Лицея,

                                 чтение стихотворений А.С.Пушкина.

Оборудование:  компьютер, мультимедийная установка. Высказывание Н.В.Гоголя «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть. Явится через двести лет»

                             

Ход мероприятия:

      Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.

     Лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию, скоро отпразднует своё двухсотлетие. Царскосельский Лицей был торжественно открыт 19 октября 1811 года. Это было высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы.

     Идея создания Лицея принадлежала российскому государственному деятелю и инициатору реформ Александра I Михаилу Михайловичу Сперанскому, считавшему, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями.

     Целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников. Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет – как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.

Процесс обучения лицеистов

     В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно-юридическую направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.

Ежедневное расписание лицеистов выглядело так: 

6.00 – подъем, сборы, молитва;
7.00 – 9.00 – уроки;
9.00 – 10.00 – чай, прогулка;
10.00 – 12.00 – уроки;
12.00 – 13.00 – прогулка;
13.00 – обед;
14.00 – 15.00 – чистописание или рисование;
15.00 – 17.00 – уроки;
17.00 – чай;
до 18.00 – прогулка;
18.00 – 20.30 – повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам – танцы или фехтование);
каждую субботу – баня;
20.30 – ужин;
до 22.00 – рекреация;
22.00 – молитва и сон.    

     В отличие от большинства учебных заведений того времени, в Царскосельском Лицее был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

     Пушкин попал в Лицей «по блату». Набор был невелик (30 человек), но у Пушкина был дядя – весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским, основателем Лицея.                            В Лицее Пушкин серьезно занимался поэзией, особенно французской, за что его и прозвали Французом.

      Одна из самых известных традиций в Лицее – после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом. Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

       Первым директором Лицея был назначен известный ученый и педагог Василий Федорович Малиновский. Совместно со Сперанским он был автором первого лицейского устава, а его выражение «Общее дело для общей пользы» стало девизом Лицея. Несмотря на свое недолгое пребывание в должности директора, он во многом определил мировоззрение лицеистов.

        В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании.  Выпускники лицея могли получить гражданский чин от 14-го до 9-го класса, а для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

      Лицей в своё время также закончили следующие выдающиеся выпускники: министр юстиции России (1862–1867) Дмитрий Николаевич Замятнин, известный архивист и начальник архива департамента таможенных сборов Николай Иванович Кайданов, а также известный русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

       В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин, поэт-декабрист Кюхельбекер, поэт Дельвиг, мореплаватель Матюшкин, канцлер России князь Горчаков.  

     В лирике Пушкина мотив братства проходит через все творчество:                            

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,                                                              

При мирных ли брегах родимого ручья,                                                                                

Святому братству верен я.                 («Разлука» 1817)    

                   

Опять я ваш, о юные друзья!                                                                    

Туманные сокрылись дни разлуки:                                                                              

И брату вновь простерлись ваши руки,                                                                    

Ваш резвый круг увидел снова я.           («Элегия» 1817)

Промчались годы заточенья;                                                                                

Недолго, мирные друзья,                                                                                            

Нам видеть кров уединения                                                                                        

И царскосельские поля.                                                                                          

Разлука ждет нас у порогу,                                                                                      

Зовет нас дальний света шум,                                                                                

И каждый смотрит на дорогу                                                                                      

С волненьем гордых, юных дум.          («Товарищам» 1817)    

       Многие стихотворения, написанные, как правило в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям –  лицеистам.

      Антон Антонович Дельвиг (барон, русский поэт, издатель) был ближайшим лицейским другом Александра Сергеевича Пушкина.                                          

Любовью, дружеством и ленью                                                                          

Укрытый от забот и бед,                                                                                      

Живи под их надежной сенью;                                                                                  

В уединении ты счастлив: ты поэт.    («Дельвигу» 1817)

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,                                                                    

Твоей я прозой был утешен,                                                                                

Но признаюсь, барон, я грешен:                                                                            

Стихам я больше был бы рад.       («Дельвигу» 1821)                                                                                                                                                                                                                              

      Александр Михайлович Горчаков (русский дипломат, государственный канцлер, одноклассник Пушкина) более четверти века руководил внешней политикой России и пережил всех своих однокашников по Царскосельскому Лицею.

Встречаюсь я с осьмнадцатой весной.                                                                  

В последний раз, быть может, я с тобой,                                                            

Задумчиво внимая шум дубравный,                                                                    

 Над озером иду рука с рукой.                                                                                  

 Где вы, лета беспечности недавной?                                                                        

С надеждами во цвете юных лет,                                                                              

Мой милый друг, мы входим в новый свет;                                                          

 Но там удел назначен нам не равный,                                                                    

И розно наш оставим в жизни след.                                                                      

Тебе рукой Фортуны своенравной                                                                        

Указан путь и счастливый и славный, –                                                                  

Моя стезя печальна и темна, …                                                                            

Ужель лишь мне не ведать ясных дней?                                                                

 Нет! и в слезах сокрыто наслажденье,                                                                  

И в жизни сей мне будет утешенье                                                                        

Мой скромный дар и счастие друзей.  («Князю А.М. Горчакову» 1817)

   

       «Первому другу» И.И. Пущину                                                                        

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,                                                        

Исписанный когда-то мною,                                                                                  

На время улети в лицейский уголок                                                                          

Всесильной, сладостной мечтою.                                                                            

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,                                                          

Неволю мирную, шесть лет соединенья,                                                    

Печали, радости, мечты души твоей,                                                                  

Размолвки дружества и сладость примиренья,…  («В альбом Пущину» 1817)  

                     

Мой первый друг, мой друг бесценный!                                                                

И я судьбу благословил,                                                                                      

Когда мой двор уединенный,                                                                              

Печальным снегом занесенный,                                                                              

Твой колокольчик огласил.                                                                                    

Молю святое провиденье:                                                                                        

Да голос мой душе твоей                                                                                      

Дарует то же утешенье,                                                                                          

Да озарит он заточенье                                                                                          

Лучом лицейских ясных дней!     («И.И. Пущину» 1826)  

     

Друзья мои, прекрасен наш союз!                                                                            

Он как душа неразделим и вечен –                                                                          

Неколебим, свободен и беспечен                                                                                

Срастался он под сенью дружных муз.                                                            

 Куда бы нас ни бросила судьбина                                                                                

И счастие куда б ни повело,                                                                                  

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;                                                                  

Отечество нам Царское Село.                  («19 октября» 1825)                                                                                                                                      

История здания Царскосельского Лицея

      Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью. Строительство велось в 1789–1792 годах по проекту архитектора И. Неелова.  В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения. На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.

     На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4-й этаж занимали дортуары – комнаты воспитанников. Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину. Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска. В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.

В 1899 году в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан Р. Бахом в 1899 году, частично на средства жителей Царского Села.
Во время Великой Отечественной войны
здание Царскосельского Лицея было разрушено. В 1969 – 1975 гг. его удалось восстановить: реставрационные работы проводились по проекту архитектора А. Кедринского.


Библиографический список

  1. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. Издательство Академии наук СССР, М.: 1962
  2. Большая Советская Энциклопедия. – Москва. Издательство «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». – 1978. – Том 28 С. - 439 – 440.
  3. Селезнёв И., Исторический  очерк императорского бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его 50-летие. С 1811 по 1861 г., СПБ, 1861.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал для учащихся 5-6 классов «Сказки, фокусы, логогрифы и другие»

Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, так как, по-видимому, не нашлось сочинителя, который бы сум...

"Наркомания: социальная болезнь" устный журнал для учащихся 9-11 классов

Цель: расширить знания учащихся о пагубности вредных привычек,            выработать у детей негативное отношение к табаку, алкоголю,...

"Большое и маленькое счастье" - устный журнал для учащихся 3-4 классов

«Большое и маленькое счастье» - устный журнал для учащихся 3-4 классов.    Цель данного мероприятия – расширить знания детей о жизни и содержании домашних питомцев, в...

Устный журнал для учащихся 10-х классов Кубань! Люблю тебя светло... ( по произведениям Виктора Ивановича Лихоносова)

К познанию России и нашей малой Родины Кубани зовет нас добрый, чистый и нежный талант Виктора Ивановича Лихоносова.«Я вот так останусь иногда один, вспомнится это лето, поле, три дороги – и счастлив ...

Классный час по профориентации. (В форме проведения устного журнала для учащихся 10-х классов II вида школы-интерната)

Классный час  по профориентации "Человек и профессия" в форме устного журнала с презентацией,способствующий профессиональному самооопределению учащихся старших классов спроблемами слухами....

Устный журнал для учащихся 8-9 классов "Моя Саратовская область"

Устный журналдля учащихся 5-11 классов "Моя Саратовская область"...

Устный журнал для учащихся 8-11 классов «Свет моей звезды» (К юбилею В. Закруткина).

Данная разработка будет полезна как учителям, так и учащимся 8-11 классов...