"Лес полон чудес" устный журнал для воспитанников 4 класса
классный час по теме

Григорьевых Марина Геннадьевна

Мероприятие "Лес полон чудес" прошло в форме устного журнала. Дети  постепенно с открытием каждой последующей страницей узнавали новый материал. С желанием включались в предлагаемые задания, разгадывали загадки и кроссворды. В конце меропрития повторили правила поведения в лесу, разбирая ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_polon_chudes.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

“ Лес полон чудес”

устный журнал

Цель:     Подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это - богатство нашей Родины;

  1. Учить детей видеть красоту леса и радоваться ею;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе леса и стремление принять активное участие в его охране.
  3. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
  4.  Развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление (посредством разгадывания загадок, ответов на проблемные вопросы, анализа ситуаций)

Оборудование: презентация  Красная книга, слайды с правилами, с лекарственными растениями, картины природы, кроссворд, кассета с музыкой природы.

Ход занятия: Воспитатель: (видео – лес, на фоне птичьих голосов).

Я люблю побродить по зелёной стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ.

И за то, что отдаст, ничего не берёт.
В той стране – благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать, в чём тут главный секрет.
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь,
И с зелёной страной навсегда подружись.

 Ученик: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Ребята, о чем сейчас шла речь? Правильно, о лесе. Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в лесное царство. Итак, отправляемся в путь. А девизом нашего мероприятия будут слова:

«Наблюдай и восхищайся!   Изучай и береги!».  

Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Без дерева жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.  Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и  необходимости его для здоровья человека.

 Воспитатель: Давайте все вместе подумаем и ответим на вопрос: «Какое значение имеет лес для человека?»

  1. Лес - наше богатство.
  2. Лес - это зелёный наряд нашей земли.
  3. Там, где лес - всегда чистый воздух.
  4. Лес - это дом для зверей и птиц.
  5. Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
  6. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода;
  7. Лес очищает атмосферу от загрязнения;
  8. Лес – поставщик древесины;
  9. В лесу растут лекарственные травы, грибы, ягоды;
  10. Лес – это местообитание животных;
  11. Лес – это место отдыха людей.

 Ученик. 

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг -
Это наш зелёный друг!

   Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает, а называется оно  “ Лес полон чудес” и пройдет  оно в форме устного  журнала.

Ученик: Лес наш добрый, лес могучий,
Зелёный - друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дать тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод -
Всем сластёнам хватит на год.
В зной пошлёшь, ты полю тучи,
Лес зелёный - друг наш лучший.

Воспитатель: Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.  

Итак, я  открываю первую  страницу устного журнала. Она называется:                   «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт»

Конкурс 1. « Загадочный»

(загадки о деревьях, кустарниках, травах.)

1. Белые овечки

Бегают по свечке (верба)

2.Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?  (ель)

3.  С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты (одуванчик )

4.  Ни кто не пугает,

А вся дрожит (осина)

5.  Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки (берёза )

6.   Самое сладкое дерево наших лесов (липа )

        (картинки растений на слайдах)

Конкурс 2. Какой лес бывает?

Воспитатель:

А теперь мы поиграем все
В словесную игру «Подскажи словечко»
Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!

Любит подберезовик
Лес, какой? (Березовый)

Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.

 Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (Дубрава)

Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.

 Любит подосиновик
Лес, какой? (Осиновый)

Осина цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет

 Ели словно на подбор,
C красной шапкой мухомор,
Спрятался бездельник,
В вечнозеленый (Ельник) 

 Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.

Ель растет 150-200 лет.

Сосны вышли на бугор,
Лес такой – сосновый (Бор) 

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

Ребята, вы правильно назвали деревья и леса, послушайте внимательно и ответьте на вопросы: какую пользу человеку приносит лес:

– Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

– Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)

– Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)

– У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)

– Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

– Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

– Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

                       Конкурс 3. «Кто в лесу  живёт».

Он любит забавы,  любит мёд. (Медведь.)

 Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму.   (Белка.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.   (Волк).

Лесной доктор.   (Дятел).

Лесной санитар.   (Муравей.)

 Это, ребята, мы с вами назвали самых знакомых обитателей леса, а на самом деле в лесах живет большое количество зверей, птиц, насекомых, о которых мы будем говорить в старших классах.

                              Открывается вторая страница нашего журнала

« Дары леса».

 Воспитатель:    Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы.

Какие бывают грибы? А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?! Почему расскажите.

Сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем, чем еще  нас радует лес?

Задание 1 «Дары леса». Кроссворд.

По горизонтали:

2.Невысок и коренаст

Поглядеть решил на нас,

Приподняв с утра под ёлками

Лист с прилипшими  иголками. (Гриб)

4. Растут на ветках группками,

Покрытые  скорлупками. (Орехи)

5. Не балует дуб детей,

Одевает без затей: Все в его семейке

Носят тюбетейки. (Жёлуди)

6.Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые.(Шишки)

По вертикали:

1.Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)

3.Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет, душистая,

Попадает в кружки.  (Земляника)

 Перелистываем следующую страницу 3 , а называется она 

« Лесная аптека».

Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на данной странице.

   Да, в лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней.

   - Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )

Викторина

Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

Из каких деревьев получают лекарство? (Берёза, сосна, ель, липа).

Какое  ядовитое растение получило название «мяун-трава». (Валериана)

4 страница – « Красная книга».

- Проблемная ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?
(Ответы учащихся).
Учитель:
-А наша березка вот что говорит.
Ученица изображает дерево-березку и говорит:
- Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.

- Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?

Пройду мимо.
Закрою ранку глиной или пластилином.
Попью соку и пойду дальше.

Сценка «На лесной полянке». Е.Бондаренко

1 ученик.

По лесочку мы пошли

И полянку тут нашли.

2 ученик.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки

И, как будто всем назло,

Даже битое стекло.

3 ученик.

Знать злодеи здесь гуляли –

Все кусты пообломали.

Склянок, банок набросали.

4 ученик.

Мусор весь мы соберем

И полянку уберем

1 ученица. Ой, Катя, я кажется руку порезала.

2 ученик. Потерпи немного. Сейчас поищу где-нибудь подорожник. Приложим его к ране. Садись на пенек, отдохни.

3 ученик.

Много трав растет полезных

На земле страны родной,

Помогают от болезней

Подорожник, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

4 ученик.

Мы растенья эти знаем

Бережем и охраняем.

В книгу Красную они

Уже давно занесены.

(Учитель показывает  « Красную  книгу».)

Учитель:    Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)

- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.

- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? (ответы детей )

Презентация «Красная книга»

Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

  Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала

«Как вести себя в лесу?»

Ученик: Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.

Давайте еще раз вспомним и повторим  правила поведения в природе. Ответы  детей. Правила появляются на экране.

  1. Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.
  2. Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
  3. Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.
  4. Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.
  5. Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
  6. Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.

Воспитатель :

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края. Ученики читают стихи

1.Чтобы быть Земле полезным,
Надо знать Устав железно:
Вовремя туши костер,
Ведь огонь как лис хитер.

2.С корнем куст не выдирай,
Мусор сразу убирай,
Муравейники не трогай,
А иди своей дорогой

3.Гнезда птиц не разоряй,
 Водоем не засоряй

4.Много трав еще целебных,
 Для здоровья нам полезных.
 Лес – ведь наше достоянье,
 И зверушек состоянье!

 5.Если в лес пришёл гулять,

   Свежим воздухом дышать,

   Бегай, прыгай и играй,

   Только, чур, не забывай,

  Что в лесу нельзя шуметь,

  Даже очень громко петь.

  Испугаются зверюшки,

  Убегут с лесной опушки.

 6. Ветки дуба не ломай,

     Никогда не забывай

     Мусор с травки убирать,

     Зря цветы не надо рвать!

     Из рогатки не стрелять:

     Ты пришёл не убивать!

     Бабочки пускай летают,  

     Ну, кому они мешают?

7. Здесь не нужно всех ловить,

    Топать, хлопать, палкой бить.

    Ты в лесу – всего лишь гость.

    Здесь хозяин – дуб и лось.

    Их покой побереги,

    Ведь они нам не враги!

    Помоги лесным зверюшкам,

    Приготовь для них кормушки.

 8. И, тогда любой зверёк –

    Будь то ласка иль хорёк,

    Ёж лесной, речная рыба –

   Скажет: « Ты – мой друг!

                             Спасибо!»

Звучит финальная песня. « Это называется природа»

Слова М. Пляцковского

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!                    

Воспитатель :   Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.

 Воспитатель :Вам понравилась прогулка по лесу?

– Что интересного вы узнали о лесе?

– Какие деревья вам встретились в лесу?

– Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -устный журнал в 5 классе по теме "Страна изучаемого языка - Великобритания"

В уроке систематизируются знания учащихся о традициях и праздниках Великобритании, о её достопримечательностях. Применяются различные задания....

Литературно-исторический журнал в 10 классе «Но выстоял великий наш солдат, и выстоял бессмертный Сталинград»

Данное мероприятие посвящено 70-ти летию Сталинградской битвы. Можно проводить классах среднего и старшего звена. Целью является развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, а ...

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

Урок -устный журнал "Кислоты", 8 класс

Урок для 8 класса разработан в виде устного журнала....

КТП по английскому языку для электронного журнала 2 - 11 классы Биболетова

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для электронного журнала к учебнику Биболетовой, 2 класс - Афанасьева....

Программа внеурочной деятельности "Школьный журнал" 5-9 класс

Содержание курса охватывает достаточно широкий круг вопросов и видов деятельности: от изучения основ журналистики, работы с образцами текстов до самостоятельных опросов, интервью, верстки и выпуска но...


 

Комментарии

Очень интересное, насыщенное занятие.