Конспект внеурочного занятия по учебному предмету «Тайны русского языка» в 7 классе на тему «Деепричастие. Деепричастный оборот»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Конспект внеурочного занятия по теме "Деепричастие.Деепричастный оборот", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie_7_klass.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Клачкова И.А.,
учитель русского языка и литературы
Конспект внеурочного занятия
по учебному предмету «Тайны русского языка» в 7 классе
на тему «Деепричастие. Деепричастный оборот»
Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи
Образовательные:
- совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
- отработать практическое умение образовывать деепричастия;
- совершенствовать навыки правописания деепричастий;
- закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Развивающие:
- закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
- развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, использования ИКТ.
Тип занятия: обобщающий урок с использованием ИКТ.
Форма занятия: игра-путешествие
Оборудование: записи на доске, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тесты
Ход урока:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
1) Приветствие учителя.
Нас две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
2) «Песенка про деепричастия» (аудиозапись)
3) Ребята, вы догадались, что сегодня мы отправимся в необычное путешествие. В путешествие по лингвистическому маршруту «Деепричастия. Деепричастный оборот». Но чтобы путешествовать было интереснее, предлагаю вам соревнование. Для этого разделитесь на две команды, выберите капитана и получите маршрутные листы. Какая же команда преодолеет все препятствия нелегкого маршрута и первой придет к финишу? Желаю удачи!
II. Целеполагание. (Постановка учебной задачи)
- Итак, стартуем. Для начала скажите, каковы цели нашего лингвистического путешествия? (Ответы команд: повторить все его грамматические свойства и систематизировать знания о данной форме глагола)
III. Актуализация знаний.
Итак, первая станция маршрута – теоретическая. Вспомните, что вам известно о деепричастии. Необходимо быстро по очереди отвечать на заданный вопрос. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
– Что такое деепричастие?
– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
– Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
– Что такое деепричастный оборот?
– Где может стоять в предложении деепричастный оборот?
– Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте?
– Как пишется частица не с деепричастиями? Приведите примеры.
– Какова синтаксическая роль деепричастия в речи?
IV. Практическая деятельность.
1. Вторая станция маршрута: работа с текстом. (Текст проецируется на интерактивной доске)
1) Выразительно прочитайте текст.
2) Найдите деепричастия, объясните свой выбор.
(Делаем вывод о функции деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие, выраженное глаголом).
4. Третья станция. Учащиеся получают карточки, на которых написана какая- либо буква.
- Из полученных букв нужно образовать 6 деепричастий.
5. Четвертая станция
Составьте с получившимися деепричастиями предложения с деепричастными оборотами.
6. Пятая станция «Что за оборот?»
(Предупреждение возможных ошибок в употреблении деепричастий (текст проецируется на интерактивной доске).
1). Найдите ошибки в употреблении деепричастий. Почему вы считаете, что здесь есть ошибки?
А). Прочитав статью о дружбе, она показалась мне интересной.
Б). Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.
В). Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
2). Восстанови предложения, правильно соединив их части
А). Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.
Б). Тяжёлый парус поднимая, я побежал домой.
В). Прибежав на место, рыбак идет на дальний лов.
Г). Медленно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.
3. Найдите в тексте деепричастные обороты, знаки препинания не расставлены)
1. Мы пошли берегом, изредка перекидываясь друг с другом замечаниями. 2. С моря набегал славный свежий ветерок, опахивал нас прохладой и летел в степь, вздымая маленькие вихри песчаной пыли. 3. Ноги вязли в мягком песке, перемешанном с раковинами, мелодично шуршавшими от мягких ударов набегавших волн. 4. Изредка попадались выброшенные волной студенистые медузы, рыбки, куски дерева странной формы, намокшие и черные... 5. Емельян сокрушенно развел руками и смотрел на меня, широко и добродушно улыбаясь. 6. Хохлы пошли в глубь степи тяжелым развалистым шагом, поминутно оглядываясь на нас. (Предложения взяты из рассказа «Емельян Пиляй»
М. Горького).
7. Шестая станция «Роль в предложении» (Определение синтаксической роли деепричастия в предложении).
Вдали над морем родился мрак и плыл над ним, покрывая голубоватой мутью мелкую зыбь. (Из рассказа «Емельян Пиляй» М. Горького).
Задания: сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор деепричастия.
(Работу выполняют капитаны команд).
- В это время команды выполняют «Веселое задание».
- А сейчас мы немного отдохнем. Ребята, когда вы услышите деепричастие, то хлопайте в ладоши.
Делая, считавший, прячась, зеленевший, громко, робея, думавший, холодея.
8. Седьмая станция « Распознай свою пару»
Игровое действие - поиски своей пары. На табличке записаны глаголы. Нужно найти деепричастие, которое от него образовано в соответствии с видом глагола. Каждый участник команды подходит к столу, берёт табличку с глаголом или деепричастием, держит её впереди себя и начинает поиск своей пары.
9. Восьмая станция “ Узнай устойчивые выражения»
Учитель показывает табличку с деепричастием, которое употребляется в устойчивых выражениях, поэтому не обособляется. Семиклассники называют вторую часть устойчивого оборота.
10. Девятая станция «Творческая»
- Продолжите пушкинские строки или сочините собственное продолжение: Под голубыми небесами…
- Превратите причастный оборот в деепричастный: Матросы, стремившиеся выполнить задание в срок, работали без устали.
- Замените, где возможно, глаголы деепричастиями: Корабль шёл, не торопился, не терял берега из виду.
V. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог занятия).
- Ребята, мы с вами проделали очень долгий и сложный путь. Путешествие подходит к концу. Обе команды преодолели все трудности, достойно подошли к финишу. Вы можете гордиться своей победой, вы молодцы!
VI. Домашнее задание (по желанию)
Написать сочинение-миниатюру (10 предложений) на тему «Краски осени», используя одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному открытому уроку по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы по теме "Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."
Презентация к интегрированному уроку для преподавателей истории, русского языка и литературы "Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Тайны русского языка», 6 класс
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся....
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык", 8 класс
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания....
Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»
Технологическая карта внеурочного занятияпо учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»...
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык", 6 класс, 2019 год.
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык" разработана для 6 класса (34 часа)....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по учебному предмету «Занимательный английский язык» 6 класс Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 6 класса «Занимательный английский язык» составлена на основе:1. Федерального закона «Об о...
Программа внеурочного курса «Тайны русского языка». 8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа
Программа внеурочного курса«Тайны русского языка».8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа...