Конспект внеурочного занятия по учебному предмету «Тайны русского языка» в 7 классе на тему «Деепричастие. Деепричастный оборот»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Ирина Анатольевна Клачкова

Конспект внеурочного занятия по теме "Деепричастие.Деепричастный оборот", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_7_klass.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Клачкова И.А.,

                                                                      учитель русского языка и                                                    литературы                                                                                                

Конспект внеурочного занятия

по учебному предмету «Тайны русского языка» в 7 классе

на тему «Деепричастие.  Деепричастный оборот»

Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи

Образовательные:

- совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;

- отработать практическое умение образовывать деепричастия;

- совершенствовать навыки правописания деепричастий;

- закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.

Развивающие:

- закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;

- развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, использования ИКТ.

Тип занятия: обобщающий урок с использованием ИКТ.

Форма занятия: игра-путешествие

Оборудование: записи на доске, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тесты

Ход урока:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

1) Приветствие учителя.

Нас две ниточки связали –

                                              Теплоты и доброты.

      - Добрый день! – тебе сказали.

    - Добрый день! – ответил ты.

2) «Песенка про деепричастия» (аудиозапись)

3) Ребята, вы догадались, что сегодня мы отправимся в необычное путешествие. В путешествие  по лингвистическому маршруту  «Деепричастия. Деепричастный оборот». Но чтобы путешествовать было интереснее, предлагаю вам соревнование. Для этого разделитесь на две команды, выберите  капитана  и получите  маршрутные листы. Какая же команда преодолеет все препятствия нелегкого маршрута и первой придет к финишу? Желаю удачи!


II. Целеполагание. (Постановка учебной задачи)

 - Итак, стартуем. Для начала скажите,  каковы цели нашего лингвистического путешествия? (Ответы команд: повторить  все его грамматические свойства и систематизировать    знания о данной форме глагола)

III. Актуализация знаний.

Итак,  первая станция маршрута  – теоретическая. Вспомните, что вам известно о деепричастии. Необходимо быстро по очереди отвечать на заданный вопрос. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

   –  Что такое деепричастие?
 –  Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
 –  Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
 –  Что такое деепричастный оборот?

  – Где может стоять в предложении деепричастный оборот?
 – Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте?
 – Как пишется  частица не с  деепричастиями? Приведите примеры.
 – Какова  синтаксическая роль деепричастия в речи?
 
IV. Практическая деятельность.

1. Вторая станция маршрута: работа с текстом. (Текст проецируется на интерактивной доске)
1) Выразительно прочитайте текст.
2) Найдите деепричастия, объясните свой выбор.

 (Делаем вывод о функции деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие, выраженное глаголом).

4. Третья станция.  Учащиеся получают карточки, на которых написана какая- либо буква.

        

- Из полученных букв нужно образовать 6 деепричастий.

5. Четвертая станция  

Составьте с получившимися деепричастиями  предложения с деепричастными оборотами.

6. Пятая  станция  «Что за оборот?»

(Предупреждение  возможных ошибок  в употреблении деепричастий (текст проецируется на интерактивной доске).

1). Найдите ошибки в употреблении  деепричастий. Почему вы считаете,  что здесь есть ошибки?

А). Прочитав статью о дружбе, она показалась мне интересной.
Б). Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.
В). Возвращаясь  домой, меня застиг дождь.

2). Восстанови предложения, правильно соединив их части

А). Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.

Б). Тяжёлый парус поднимая, я побежал домой.

В). Прибежав на место, рыбак идет на дальний лов.

Г). Медленно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.

3.  Найдите в тексте деепричастные обороты, знаки препинания не расставлены)

1. Мы пошли берегом, изредка перекидываясь друг с другом замечаниями.  2. С моря набегал славный свежий ветерок, опахивал нас прохладой и летел в степь, вздымая маленькие вихри песчаной пыли. 3. Ноги вязли в мягком песке, перемешанном с раковинами, мелодично шуршавшими от мягких ударов набегавших волн. 4. Изредка попадались выброшенные волной студенистые медузы, рыбки, куски дерева странной формы, намокшие и черные... 5. Емельян сокрушенно развел руками и смотрел на меня, широко и добродушно улыбаясь. 6. Хохлы пошли в глубь степи тяжелым развалистым шагом, поминутно оглядываясь на нас. (Предложения взяты из рассказа «Емельян Пиляй»

М. Горького).

7. Шестая станция  «Роль в предложении» (Определение синтаксической роли деепричастия в  предложении).

Вдали над морем родился мрак и плыл над ним, покрывая голубоватой мутью мелкую зыбь. (Из рассказа «Емельян Пиляй» М. Горького). 

Задания: сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор деепричастия.

(Работу выполняют капитаны команд).

- В это время  команды выполняют «Веселое задание».

- А сейчас мы немного отдохнем. Ребята, когда вы услышите деепричастие, то хлопайте в ладоши.

Делая, считавший, прячась, зеленевший, громко, робея, думавший, холодея.

8.  Седьмая станция  « Распознай свою пару»

Игровое действие - поиски своей пары. На табличке записаны глаголы. Нужно найти деепричастие, которое от него образовано в соответствии с видом глагола. Каждый участник команды   подходит к столу, берёт табличку с глаголом или деепричастием, держит её впереди себя и начинает поиск своей пары.

9.  Восьмая станция  “ Узнай устойчивые выражения»

Учитель показывает табличку с деепричастием, которое употребляется в устойчивых выражениях, поэтому не обособляется. Семиклассники  называют вторую часть устойчивого оборота.

10.  Девятая станция «Творческая»

  1. Продолжите пушкинские строки  или сочините собственное продолжение: Под голубыми небесами…
  2. Превратите причастный оборот в деепричастный: Матросы, стремившиеся выполнить задание в срок, работали без устали.
  3. Замените, где возможно, глаголы деепричастиями: Корабль шёл, не торопился, не терял берега из виду.

V.  Рефлексия  учебной деятельности на занятии (итог занятия).

- Ребята, мы с вами проделали очень долгий и сложный путь.   Путешествие подходит к концу.  Обе команды преодолели все трудности, достойно подошли к финишу. Вы можете гордиться своей победой,  вы молодцы!

VI. Домашнее задание (по желанию)

Написать сочинение-миниатюру (10 предложений) на тему «Краски осени», используя одиночные деепричастия и деепричастные обороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Тайны русского языка», 6 класс

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся....

Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык", 8 класс

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные  исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания....

Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»

Технологическая карта внеурочного занятияпо учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»...

Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык", 6 класс, 2019 год.

Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык" разработана для 6 класса (34 часа)....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по учебному предмету «Занимательный английский язык» 6 класс Срок реализации 2022-2023 учебный год.

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 6  класса «Занимательный английский язык» составлена на основе:1. Федерального закона «Об о...

Программа внеурочного курса «Тайны русского языка». 8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа

Программа внеурочного курса«Тайны русского языка».8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа...