Элективный учебный предмет "Искусство видеть мир" (русский язык) 9 класс.
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_videt_mir.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Искусство видеть мир» (русский язык).
Программа курса по выбору в рамках
предпрофильной подготовки для 9 класса.
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса. Умение письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать её являются неотъемлемыми компонентами языковой компетенции.
Подготовка учеников в системе гуманитарных предметов создаёт предпосылки для дальнейшего образования выпускников основной школы.
В связи с этим, основными целями данного курса является совершенствование навыков написания сочинений на основе знаний, полученных в 5-8 классах; осуществление «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества; развитие образного мышления и творческих способностей учащихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- определять тему и строить сочинение определённого жанра;
- самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для передачи содержания, систематизировать его и логически излагать;
- использовать в сочинении разные типы речи;
- мобилизовать собственные наблюдения и эмоциональный опыт;
- использовать в работе произведения писателей;
- редактировать свою работу;
- анализировать творческие работы других авторов;
- высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе знаний литературных норм русского языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность. Курс предполагает использование нестандартных форм проведения занятий.
Содержание данного курса предлагает
следующие возможности самоопределения:
- выбор вопросов для самостоятельного обучения;
- выбор тем и форм творческих работ.
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:
- на уроке во время обсуждений;
-при проверке выполнения творческих работ;
- при защите итоговой работы;
- при оформлении стенда.
Материальное оснащение программы:
- фото, иллюстрации;
- тексты для групповой и индивидуальной работы;
- видеосюжеты, музыкальные фрагменты;
- словари, энциклопедии.
Содержание программы
- Введение.
Творчество в жизни человека. Виды творчества. Необходимость развития и проявления творческих способностей учащихся. Литературное творчество – искусство слова. Виды и жанры литературного творчества.
2,3. Этюд
Этюд как жанр. Особенности этюда: краткость, выразительность, оригинальность, выражение собственной позиции.
Многообразие тематики. Этюды писателей.
4,5. Эссе
Эссе как жанр литературного произведения и как школьное сочинение. Признаки эссеистического стиля: субъективизм, образность, афористичность.
Индивидуальная импровизация в трактовке произведения, свободная манера изложения. История жанра. Разновидности эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные).
6,7. Очерк
Очерк как эпический жанр литературы. Особенности жанра: образность, типичность, конкретность, проблемность, сюжетность, публицистическая тональность.
Документальные и художественные очерки. Различные виды и формы художественных очерков (лирико-филосовские, биографические, путевые заметки).
История развития очерка. Разновидности современного очерка (публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк-портрет, очерк-исповедь, очерк-программа).
8,9. Путешествие
История развития этого литературного жанра и его разновидности. Особенности сочинения в жанре «путешествия». «Путевой» жанр в русской литературе (А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум», А.П. Чехов «Остров Сахалин», В.Маяковский «Моё открытие Америки»).
10,11. Дневники
Дневник как жанр художественной прозы. Его особенности: повествование от первого лица, непринуждённость выбора темы, большие композиционные возможности, свобода выражения мыслей и впечатлений, полное и глубокое раскрытие характера героя, его души. Дневники-записки и дневники -исповеди. Дневники литературных героев и писателей.
Записные книжки писателей.
12,13. Эпистолярный жанр
Переписка как повествовательный приём художественной литературы. Особенности: непринуждённость, доверительность, документальность, убедительность. Использование формы письма в художественных произведениях, в публицистике, в критике, в жизни.
14-17. индивидуальные и групповые консультации по содержанию, жанру и композиции письменных работ учащихся.
Литература для учащихся:
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах.- М.: Просвещение, 2001.
- Никитина Е.Н. Русская речь. 9 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Теория и практика сочинений разных жанров. Составители Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. – М.: Просвещение, 1996.
- Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1980.
Литература для учителя:
- Гринина-Земскова А.М. Сочинениям надо учить. – В., 1970.
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986.
- Русская словесность, № 6, 2000.
- Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением. – М.: Высшая школа, 1990.
- Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
Учебно-методический материал по русскому языку. Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя числительное»
Тексты, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и записать числительные словами. Можно использовать в качестве диктанта....
Элективный учебный предмет "Мастерство красноречия" (русский язык) 9 класс.
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным. Рассчитан на 10 часов. Наверное, нет таких профессий, где не пригодилось бы искусное владение сл...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов
Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....