программа внеурочной деятельности
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Чугаева Татьяна Николаевна

кружок по предмету "Технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_master.docx50.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок

(МБОУ «СОШ» с. Койгородок)

C:\Users\755E~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО  учителей технологии, ИЗО, музыки
протокол №1 от 17 июня 2018 года

СОГЛАСОВАНО

   Заместитель директора (ВР)

________И.Г.Кононенко

УТВЕРЖДАЮ

директор  МБОУ   «СОШ» с.Койгородок        Э.А. КораеваC:\Users\пользователь\Desktop\media\image1.jpeg

приказ № 169 -од от 20.06.2018 года

Программа внеурочной деятельности

«Мастер»

Направление: художественно-эстетическое

Вид деятельности: трудовая

Возраст детей 11-13 лет

   Срок реализации программы – 1 год

Разработчик Чугаева Т.Н., учитель технологии

с.Койгородок, 2018 г.

Пояснительная запискаhttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/17/s_5a8806289c7b6/834616_1.png

       Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

       Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

        Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

Программа внеурочной деятельности «Мастер» будет способствовать:

  • развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
  • самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
  • ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
  • обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

На занятиях, создавая красоту своими руками, учащиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

      Общая характеристика организации учебного процесса. Организация образовательной деятельности предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся 7 класса. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.

      Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия. В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом. Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Основными формами работы в творческих мастерских являются:

  • групповые,
  • коллективные,
  •  индивидуальные.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Средства: презентации, средства Интернет, схемы, таблицы, рисунки, модели образцов.

Технологии:

  • уровневая дифференциация;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы и приёмы:

  • эвристические беседы, поисковая исследовательская деятельность учащихся с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий и определении свойств используемых материалов;
  • поиск правильного или более рационального выполнения технологического приёма, операции или конструкции, упражнения, практические работы, практикумы.

 Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создание портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогам изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Цель программы – формирование у учащихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

Задачи:

  • Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  • Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  • Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
  • Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
  • Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  • Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
  • Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

 Программа внеурочной деятельности «Мастер» предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 34 часов – по количеству часов недель, из расчёта 1 час в неделю. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии.  Программа рассчитана на 1 год обучения.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

  1. Личностные универсальные учебные действия:
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

2. Метапредметные результаты:

  • Регулятивные универсальные учебные действия: способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.
  • Познавательные универсальные учебные действия: формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации , умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

3.Предметные результаты:

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда;
  •  освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно прикладного искусства и его выдающимися деятелями;
  • расширение кругозора;
  • испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества;
  • овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого учащегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела. Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.

Содержание программы 7 класс

Вводное занятие- 1ч Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса. Презентация курса «Мастер».

Юные дизайнеры 16ч

Виды декоративно-прикладного творчества-1ч

Понятие дизайн, дизайнер. Виды дизайна. Декорирование предметов интерьера. Виды декоративно-прикладного творчества, применяемые для оформления интерьера. Понятие цвет, гармония, форма, колорит, контраст.

Практическая работа: Разработка эскиза декорирования фоторамки. Цветовое решение

Способы декорирования предметов интерьера различными материалами, изготовление изделий-4ч Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Правила безопасного труда. Декорирование предметов (коробки, банки, бутылки, цветочные горшки) подручными материалами (пшено, гречка, ракушки, нитки, морская соль и т.д.). Цветовое решение. Создание эскиза. Определение порядка работы. Практические работы: Баночка для карандашей. Рамка для детской фотографии.

Технология росписи по стеклу и керамике, изготовление изделий-11ч

Витраж, ложный витраж. Сведения из истории. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Правила безопасного труда. Выполнение проб. Разработка эскизов. Роспись предметов.

Практическая работа. Роспись стекла (фоторамка), изготовление новогодних сувениров.

Лоскутные мастерицы 10ч

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства-1ч История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Материаловедение. Виды тканей. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Правила кроя ткани. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа».

Лоскутные сувениры -3ч Технология изготовления лоскутных игрушек-сувениров. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Основы цветоведения. Технология изготовления плоской аппликации из ткани. Разработка идей. Ручные швы в изготовлении аппликации. Технология изготовления игольницы. Изготовление шаблонов, выкроек. Подбор ткани и раскрой по шаблону. Пошив, сборка и оформление игольницы. Практические работы: Разработка эскиза сувенира из лоскутов. Изготовление шаблонов-выкроек. Раскрой, пошив и декоративное оформление лоскутного сувенира.

Лоскутные куклы-закрутки-2ч

История куклы. Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Технология изготовления бесшовных кукол, игрушек. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Кукла на счастье, утешница, куклы-веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

Практическая работа. Изготовление кукол-закруток.

Изготовление сувенирных изделий из фетра- 4ч

Сведения по материаловедению. Особенности технологии работы с фетром. Основы цветоведения. Материалы и инструменты. Правила безопасного труда. Разработка идей, изготовление выкроек-шаблонов.

Практическая работа. Изготовление сувениров из фетра.

Рукодельницы 6 ч.

Плетение и вязание-Виды рукоделия. Вязание, плетение из ниток. Использование техник вязания и плетения для декорирования и отделки предметов быта и одежды. Материаловедение. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Виды ниток для плетения. Технология плетения браслетов. Правила безопасности труда. Практическая работа. Плетение браслетов-сувениров.

Подведение итогов – 1 ч.

Подготовка итоговой выставки работ школьников. Оценка работ. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема

Основное содержание по темам. Основные понятия.

Планируемые результаты. УУД

П- познавательные

Р- регулятивные

К - коммуникативные

Кол-во часов

Вводное занятие. ТБ.

Знакомство с содержанием курса.  Правила Т.Б. Материалы, инструменты, приспособления используемые при работе

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умение слушать и выступать

1

Виды декоративно-прикладного творчества

Декоративно -прикладное искусство и его виды. Лоскутное творчество. История возникновения росписи, резьбы, вышивки, вязания. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства. Декоратор, дизайнер, сведения о профессиях.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, строить речевое высказывание.                                      

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умение слушать и выступать

1

Способы декорирования предметов интерьера.

Как украсить интерьер с помощью подручных материалов. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Правила безопасного труда. Декорирование предметов (коробки, банки, бутылки, цветочные горшки) подручными материалами (пшено, гречка, ракушки, нитки, морская соль и т.д.). Цветовое решение. Создание эскиза. Определение порядка работы. Декорирование предметов быта (банка, коробка, бутылка, фоторамка) доступными материалами. Разработка плана и расчета работы.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-

творческих задач

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умение слушать и выступать

1

Изготовление изделий. ТБ.

П: выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, анализ,

Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы. диалог, сотрудничество

3

4-6

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства

История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Материаловедение. Виды тканей. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места. Правила кроя ткани. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Выполнение проб. Разработка эскизов. Выбор цветового решения. Поиск в интернете образцов декоративной росписи.

Практическая работа: изготовление панно «Времена года».

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, , поиск информации с использованием ресурсов выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование,

 рефлексия, волевая регуляция

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество

2

7-8

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

6

9-14

П: исследовательская деятельность, определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Р: целеполагание, планирование, рефлексия

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

1

15

Технология изготовления лоскутных игрушек-сувениров. Разработка эскиза. Изготовление выкроек и шаблонов.

Технология изготовления лоскутных игрушек-сувениров. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Основы цветоведения. Технология изготовления плоской аппликации из ткани. Ручные швы в изготовлении аппликации. Выполнение проб. Разработка идей. Технология изготовления плоской аппликации из ткани. Изготовление шаблонов, выкроек. Подбор ткани и раскрой по шаблону. Пошив, сборка и оформление изделия.

П: выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану)

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование,

К: диалог, организация учебного сотрудничества, толерантность

1

16

Изготовление лоскутных сувениров. Игольница.        

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

4

17-20

Лоскутные куклы-закрутки

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Технология изготовления бесшовных кукол, игрушек. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Кукла на счастье, утешница, куклы-веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий.

Р: целеполагание, планирование, рефлексия\, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи

К: диалог, организация учебного сотрудничества осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

2

21-22

Технология изготовления изделий из флиса

Сведения по материаловедению. Особенности технологии работы с фетром. Основы цветоведения. Материалы и инструменты. Правила безопасного труда. Разработка идей, изготовление выкроек-шаблонов.

Практическая работа: Изготовление сувениров из фетра.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

1

23

Изготовление сувениров из флиса.

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания

осуществлять итоговый и пошаговый контроль

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

4

24-27

Виды рукоделия. Плетение.

Виды рукоделия. Плетение из ниток. Использование техник   плетения для декорирования и отделки предметов быта и одежды. Материаловедение. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Виды ниток для плетения. Технология плетения браслетов.  Правила безопасности труда.

Практическая работа: Плетение браслетов-сувениров

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы.

1

28

Технология плетения браслетов из ниток.

П: выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану),

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование,

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

1

29

Изготовление изделий ТБ.

П: Умение использовать знаково-символические средства для решения задач, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

3

30-32

Подведение итогов.

П: Строить речевое высказывание.                                      

Р: рефлексия, волевая регуляция.

К: Формулировать собственное мнение

1

Выставка работ учащихся.

1

Итого

34

                                                 

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
  4. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.
  5. Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.
  6. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...