Рабочая программа внеурочной деятельности "Я принимаю вызов!"
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение №9
к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я принимаю вызов!»
по направлению социальное
Класс: 8Б
Составитель: Алексеенко Е.В.
Высшая квалификационная категория
МБОУ «СШ № 10»
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа по профилактике употребления наркотических веществ «Я принимаю вызов!» для 8 класса направлена на решение важной государственной задачи-профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ. Она позволяет формировать у подростков ценности здорового образа жизни, готовность принимать ответственные решения в ситуациях, связанных с риском для здоровья.
Цели и задачи курса
Цели
Образовательные: формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», « социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.
Воспитательные: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.
Развивающие: развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и мотивации к социально одобряемой деятельности; формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения.
Задачи
- Создать психологические условия, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.
- Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
- Способствовать формированию повторяющихся образцов правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.
- Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
- Создать предпосылки для формирования готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ.
- Способствовать развитию критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.
- Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска,
- основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий,
- ориентация в системе моральных норм и ценностей.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- готовность к равноправному сотрудничеству,
- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия,
- устойчивость к давлению сверстников и группы,
- уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира,
- потребность в самовыражении и самореализации,
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства.
В рамках деятельностного компонента будут сформированы:
- готовность и способность к выполнению правовых норм и требований в сфере, касающейся распространения и употребления ПАВ,
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия,
-умение конструктивно разрешать конфликты,
- умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере пропаганды ЗОЖ, профилактики потребления ПАВ,
- готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно формулировать задачи как шаги достижения поставленной цели в сфере проектирования ЗОЖ,
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, самостоятельно планировать инвариантные и альтернативные пути достижения целей,
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов,
- умение оценивать собственные возможности,
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение,
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации,
-развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, выражать уверенный отказ в асоциальных случаях,
- умение выражать свои чувства и мысли,
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью,
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность и отличительная особенность программы.
Программа основана на методологии компетентностного подхода и предполагает в качестве профилактики не традиционную форму «информирования» о наркотиках и последствиях их действия, а практику, тренировку, направленную на развитие у подростков личностных качеств, предоставляющих возможности решения возникающих проблем конструктивными путями, ориентированными на достижение успешной социальной самореализации и эмоционального благополучия в жизни.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста 13-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 1 академический час. Состав участников 25 человек в группе.
Формы занятий
Основная форма работы- групповое взаимодействие. Важным условием проведения рефлексивных, интерактивных бесед является соблюдение формы круга, учет правил и закономерностей организации групповой работы. Педагог становится активным участником взаимодействия при соблюдении принципов партнерских отношений, личностно ориентированного и делового общения с подростками. Важным является обучение подростков принятию правил работы в группе, умение подчиняться правилами организовывать свою деятельность во времени. Предлагается использовать диагностирующие материалы.
Формы контроля уровня усвоения содержания
- Тематические выставки творческих работ участников,
- викторины,
- фестиваль достижений участников «Шаги к здоровью: «Я принимаю вызов»,
- анкетирование участников (анкеты обратной связи),
- обратная связь (рефлексия) участников.
Этапы проведения занятий
Все занятия проводятся в три этапа:
- Вводная часть. Ритуал начала занятия – проводится с целью создания у участников ощущения принадлежности к группе и настроя на совместную деятельность.
- Основная часть.
- Заключительная часть. Ритуал завершения занятия - проводится с целью создания у участников ощущения принадлежности к группе и чувства душевного подъема от совместной деятельности.
Условия проведения занятий
Создание атмосферы защищенности и безопасности участников группового взаимодействия обеспечивается принятием правил взаимодействия и поведения на занятиях:
- «Конфиденциальность»- личная информация, мысли, чувства, высказываемые участниками, не выносятся за пределы группы.
- «Здесь и теперь»- говорить о собственных мыслях, чувствах, которые возникают здесь и теперь, акцент делается на том, что переживается в настоящий момент.
- «Я-высказывания»- говорить от своего имени, о своих мыслях, чувствах, избегая оценок, начиная фразу с «Я, я чувствую, думаю, мне кажется, избегая обобщений типа «Мы все здесь чувствуем…»
- «Называть друг друга по имени» - это создает дружескую доверительную атмосферу.
- Правило «Одного микрофона» -когда говорит один участник, остальные внимательно слушают, не перебивают, не подсказывают, проявляют уважение к мнению другого.
- Правило «Не ставим оценок» - любой участник может высказывать свои мысли, чувства, при этом ведущие и остальные участники группы обсуждают только ситуации, а не дают оценку поступкам, поведению, тем более личности высказывающегося.
Обсуждение правил. Вначале можно предложить школьникам сформулировать свои правила, которые помогли бы нам работать, с уважением относясь друг к другу, затем предложить вышеперечисленные правила в качестве дополнения и обобщения. Правила желательно оформить в виде презентационного слайда, пока участники не запомнят их.
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы, количество часов | Дата проведения | Тема | Формы деятельности учащихся | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных, активных, практических занятий | |
По плану | По факту | |||||
Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками как факторы предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика. 2 часа | 07.09. | Практикум командообразования | Практикум | 0 | 1 | |
14.09. | Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками как факторы предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. | Практикум | 0 | 1 | ||
Навыки управления своими эмоциональными состояниями в условиях группового взаимодействия со сверстниками. Профилактика агрессивных проявлений. 2 часа | 21.09. | Эмоции и чувства. Как распознавать переживания других людей и собственные эмоциональные состояния | Интерактивная беседа | 1 | 0 | |
28.09. | Технологии отреагирования и саморегуляции эмоциональных состояний | Практикум | 0 | 1 | ||
Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. 3 часа | 05.10 | Две стороны конфликта | Интерактивная беседа | 1 | 0 | |
12.10 | Технологии разрешения конфликтов. Способы отстаивания собственной позиции в конфликте. | Игровой практикум | 0 | 1 | ||
19.10. | Посредничество в разрешении конфликта как способ восстановления отношений | Практикум | 0 | 1 | ||
Формирование критического мышления, волевого поведения, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ. 6 часов | 26.10 | Я-концепция, потребность в саморазвитии, самореализации и ценностные ориентации человека | Рефлексивная беседа | 1 | 0 | |
09.11. | Я и мои цели | Практикум | 0 | 1 | ||
16.11. | Нарисую будущее | Занятие с элементами артпедагогики | 0 | 1 | ||
23.11. | Мой здоровый образ жизни | Диспут | 0 | 1 | ||
30.11. | Свобода и ответственность. Выбор и принятие ответственных решений | Рефлексивная беседа | 1 | 0 | ||
07.12. | Мой выбор: здоровье и успешное будущее | Создание и презентация творческих работ, организация выставки | 0 | 1 | ||
Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ. 6 часов | 14.12. | Социальные риски, связанные с ПАВ, и безопасное поведение | Рефлексивная беседа | 1 | 0 | |
21.12. | Развитие стрессоустойчивости и совладающего с трудностями поведения | Практикум | 0 | 1 | ||
28.12. | Как совладать со стрессом | Игровой практикум | 0 | 1 | ||
18.01 | Употребление ПАВ-риск для здоровья и жизни: моя личная позиция | Диспут | 0 | 1 | ||
25.01. | Реклама как метод воздействия на принятие решения и поведение человека | Интерактивная беседа | 1 | 0 | ||
01.02. | Информационно-коммуникационная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков | Интерактивная беседа | 1 | 0 | ||
Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе 6 часов | 08.02. | Здоровье как важнейшая социальная ценность | Рефлексивная беседа | 1 | 0 | |
15.02. | Негативное отношение к употреблению ПАВ: моя личная позиция | Рефлексивная беседа | 0 | 1 | ||
22.02. | Мой здоровый образ жизни | Практикум | 0 | 1 | ||
01.03. | 15.03. | Мои эмоции и чувства, связанные с употреблением ПАВ подростками и молодыми людьми | Практикум с элементами артпедагогики | 0 | 1 | |
08.03. | 19.03. | Моя правовая ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков | Практикум с элементами ролевой игры | 0 | 1 | |
15.03. | 22.03. | Я принимаю вызов:ПАВ как риск для здоровья и успеха | Создание выставки коллективных творческих работ | 0 | 1 | |
Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского употребления ПАВ 6 часов | 22.03. | 05.04. | Здоровье человека - сфера личной ответственности | Дебаты | 0 | 1 |
05.04. | 12.04. | Наше будущее у нас в руках! | Практикум с элементами подготовки к добровольчеству в сфере пропаганды ЗОЖ | 0 | 1 | |
12.04. 19.04. | 19.04. 26.04. | Разработка и реализация проектов по пропаганде ЗОЖ, и негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ | Социальное проектирование . | 0 | 2 | |
26.04. 03.05. | 03.05. 10.05. | Выставка и презентация реализованных проектов по пропаганде ЗОЖ и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ | Выставка и презентация реализованных проектов | 0 | 2 | |
Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Заключительная диагностика. 4 часа | 10.05. 17.05. | 17.05. 18.05. | Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей. | Практикум Заключительная диагностика | 0 | 2 |
24.05. 31.05. | Здоровье, будущее, успех: Я принимаю вызов! | Фестиваль достижений | 0 | 2 | ||
Итого 35 час | 8 | 27 |
Список литературы:
- Программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психоактивных веществ «Я принимаю вызов!». 5-9 классы/ авт.-сост. Н.И.Цыганкова, О.В. Эрлих.-2-е изд..-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2016.-120 с.-(ФГОС. Вненурочная деятельность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...