Урок толерантности "Мы очень разные, но мы вместе"
методическая разработка (7 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности;

Задачи:

  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок гражданственности и толерантности

Сценарий: «Мы очень разные, но мы вместе»

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности;

Задачи:

  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация к классному часу

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.

Добрый день! Я рада вас видеть после летних каникул снова в школе. За лето вы ещё подросли, да к тому же загорели и отдохнули. Кто ходил в лес, обратил внимание на огромные муравейники. Как вы думаете, чем отличается семья муравьёв от семьи людей? Они все одинаковые, а люди разные.

         Да, все мы разные: толстые и худые (слайд 1), блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

         Слайд 2. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на первом уроке нового учебного года.  Слайд 3.Я приглашаю вас на урок гражданственности и толерантности «Мы очень разные, но мы вместе».

Слайд 4. Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.  Слайд 5. Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - это более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

         Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как

Слайд 6. Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;

 Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Слайд 7. Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;

 Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…

        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества

Мы разные, но должны жить в мире.

Слайд 8.  Не толерантно доказывать свое право на разность подобным образом.

В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?

         - Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии, на Украине….

 Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

Почему происходят войны?

     - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас.

С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?

         - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.

 Мы должны проявлять милосердие! Какие качества этому способствуют? Слайд 9.  Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

        

3. Игра (физминутка).

Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра. Но внешне это выглядит по-разному. Давайте сравним традиции приветствий разных стран, чтобы не оплошать во время путешествия за границу

Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Протянуть в ответ одну — знак неуважения.

В Саудовской Аравии хозяин дома после рукопожатия кладет свою левую руку на плечо гостя и целует его в обе щеки.

Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.

В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.

Тибетцы правой рукой снимают с головы шапку, а левую закладывают за ухо и высовывают язык. Таким причудливым способом демонстрируется отсутствие дурных намерений.

В Египте и Йемене прикладывают ладонь ко лбу, повернув ее в сторону того, с кем здороваются.

«Носовое» приветствие в ходу и у жителей Лапландии — они будто греют замерзшие носы.

А теперь поздоровайтесь так, как вы делаете каждое утро

                                                                                               

Слайд 10. В каждом из нас есть светлая сторона и тёмная. Слайд 11. Кто-то сажает цветы, а кто-то их рвёт. Слайд 12. Добро помни, а зло забывай. Слайд 13. «Чтобы поверить  в добро, надо начать его делать». Сказал Л. Толстой. Какие добрые дела мы можем совершить? Слайд 14- 17. Внимание к старшим – проявление доброты. Мы разные, но мы помогаем друг другу. Ты здоров и силен, а рядом есть больные, инвалиды… Им не нужна твоя жалость, им нужна твоя дружба, помощь. Не оценивайте людей, а цените их

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром. Слайд 18. Пусть твоё сердце наполняет. Слайд 19. Продолжи со-страдание, со-знание, со-чувствие, со-действие, со-единение.

Слайд 20. Мы очень разные, но мы вместе.

Тестирование.      А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

      Это неважно.         

      Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

      Ты просишь, чтобы он объяснил это.

      Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

      Ты стремишься лучше узнать его.

      Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

                                     

Пожилая женщина медленно идет…

      Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

      Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.     

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

      Ты разговариваешь с ним.

      Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого–то нападают…

      Ты пытаешься защитить его.

      Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

      Ты естественным образом разговариваешь с ним.

      Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.  

Слайд 12. Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Слайд 21. Что же такое толерантность? В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».

 Инсценировка «Сказочки о счастье». Оборудование (корона, платок, ружьё, борода, уздечка).

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

Вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Домой ей привезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:    

Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

Как вы думаете, почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

Слайд 22. Ваши правила толерантного общения.

  • Уважай собеседника
  • Старайся понять то, о чем говорят другие
  • Отстаивай свое мнение тактично
  • Ищи лучшие аргументы
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого
  • Стремись учитывать интересы других

Обобщение.

Слайд 23. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

         Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

Тренинг.  

Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:

Наша Родина - Россия.

Мы живем дружно.

Мы терпимы друг к другу.

Мы милосердные, добрые, справедливые.

Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

Итог урока

  Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.

         Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню «Солнечный круг».

 Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

                   

Литература

1.Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

2.Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.

3.Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.    удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

4.Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

5.Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.

6.Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.

7.Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

8.Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. -  Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

9.Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.

10.Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.

11.Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.

12.Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. -  Режим доступа:http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html, свободный. – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мы очень разные, но мы вместе»

 Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

План-конспект урока толерантности "Мы разные, но мы вместе!"

Просветительская работа проводилась в рамках общешкольного мероприятия "День единства и согласия!".Цель мероприятия: формирование мировоззрения  учащихся и воспитание культуры толерантности, осно...

Конспект занятия "Все мы очень разные"

Формирование межличностных отношений у воспитанников на основе развития способности сопереживать другому....

Интегрированный урок "Мы разные, но мы вместе"

Конспект интегрированного урока обществознания и географии.Цель урока: Выявить связь блюд национальной кухни с географическими условиями проживания народов....

урок толерантности "Мы разные,но мы вместе"

урок разработан в рамках мероприятий по профилактике терроризма,экстремизма и ксенофобии...

Классный час о толерантности «Мы очень разные, но мы вместе…»

Цель: Формирование представления о толерантном отношении. Задачи:1.Ввести и закрепить определение    термина «толерантность»;2.Углубить понимание его значения;3.Отработать у...