Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".
классный час (9 класс) по теме

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tolerantnosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок толерантности «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила».

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности.

Цели по содержанию:

образовательная: способствовать пониманию важности, значимости роли толерантности в жизни общества.

развивающая: поддерживать желание учащихся работать над собственным развитием, самовыражением, самоутверждением.

воспитательная: способствовать воспитанию чувства гражданской и личной ответственности за свое предназначение.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила» (Приложение 1).

План урока.

Вся работа строится на основе материала презентации «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила».

Слайд 1. Учитель сообщает тему урока, разъясняет учащимся форму работы на уроке.

Слайд 2, 3. Что такое толерантность?

На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался Министром иностранных дел. Это был человек, талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Копилка идей: учитель предлагает учащимся одним словом определить толерантность и записывает эти слова на доске.

Слайд 4. Определение слова «толерантность» в некоторых языках мира.

  1. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.
  2.     В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
  3.     В китайском – позволять , принимать, быть по отношению к другим великодушным.
  4.     В арабском – прощение,  снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
  5.     В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием)

Слайд 5. Декларация принципов толерантности, принятая ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность - «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира <…>, добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Слайд 6. Понятие толерантности.

Толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. 

Слайд 7. Из Постановления № 629 Правительства РФ от 25 августа 2001 г.  «О федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе” (2001 – 2005 годы)».

«Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряжённостью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны».

 

 Слайд 8. Цель программы.

«Формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряжённости как основы гражданского согласия в демократическом государстве».

Слайд 9. Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения.                                                                        

И.А. Ильин

Согласны ли Вы с великим русским философом?

Слайд 10. Призыв относиться друг к другу толерантно.

Причина конфликтов в обществе – взаимоотношения между людьми, обидные слова, поступки, действия, оскорбляющие достоинства других людей намёки или прямые оскорбления.

У каждого из нас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к другу толерантно! 

Слайд 11.  Схема составляющих понятие толерантности.

- признание равенства;

- уважение;

- отказ от насилия;

- мера гармонии в общении;

- искусство цивилизованного компромисса;

- искусство жить с непохожими людьми;

- готовность принять других такими, какие они есть;

- мера сохранения человеческого в человеке.

Сравнение с высказываниями учащихся, записанными на доске.

Слайд 12.        Договор учеников класса        одной        из школ        Новой        Зеландии «О        принципах толерантности друг к другу»

  1. Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.
  2. Я имею право быть самим собой в классе.
  3. Я имею право на безопасность в классе.
  4. Я имею право слушать и быть услышанным.
  5. Я имею право познавать себя в классе.

Что бы вы добавили в этот договор?

Слайд 13. Я пришел в этот мир

  Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

  Не для того, чтобы соответствовать твоим  ожиданиям.

  И ты пришел в этот мир

  Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

  Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

  Не для того, чтобы оправдать мои надежды.

  Потому что я – это я, а ты – это ты.

  Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

  А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

Задание:

1 группа. Приводят примеры проявления толерантности и интолерантности в обществе.

2 группа. Составляют таблицу «Различия между толерантным и интолерантным человеком».

3 группа. Называют и доказывают толерантность или интолерантность классного коллектива.

Слайд 14. Толерантность - это умение жить в мире непохожих  идей и людей.

Антон Павлович Чехов однажды сказал очень важную для человечества фразу. И  если ее актуализировать для нашего сегодняшнего урока, то можно сказать так: «Все мы в первую очередь люди, и только потом русские, татары, удмурты и марийцы!».

Прокомментируйте эту мысль.

 

Слайд 15. Толерантность - это язык добрых дел и слов.

Некоторое время назад па олимпиаде в Сиэтле десять атлетов стояли па старте 100-метровой дорожки. Они все были физическими или умственными инвалидами.

Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.

Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать.

Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись.

Они остановились и вернулись обратно. Все.

Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?»

Потом они все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии.

Все зрители встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго...

Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят.

Почему?

(Потому что глубоко внутри себя мы все знаем, что самая важная вещь в жизни — значить намного больше, чем побеждать для себя. Самая важная вещь в жизни это помогать другим побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку.

«Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча».)

 Слайд 16. Толерантность - это единство в разнообразии.

Как вы это понимаете?

(Почему мы выбрали символом толерантности именно карусель?

Посмотрите на нее внимательнее.

Все сидения у карусели разного цвета, неодинаковые. Люди тоже все разные. Они отличаются цветом кожи, характером, идеями.

Но когда эти люди начинают взаимодействовать, они становятся похожи друг на друга. Общее дело сближает их, превращает в единое целое. При вращении карусели все сидения сливаются в один сплошной круг, а все цвета по законам физики сливаются в один цвет. Карусель тоже становится единым целым.

Попробуйте спрыгнуть с раскрученной карусели. Не очень-то легко, не правда ли? Можно упасть! Так же нелегко выйти из круга привычных и любимых людей. Можно упасть.)

 

Слайд 17. Фотография класса и девиз урока.

Да, все мы разные, удивительные, неповторимые, но в первую очередь все мы дети этой грешной Земли, все мы люди. И каждый человек должен заботиться не только о себе, но ценить жизнь и счастье другого…

Век за веком наша Земля сотрясается от взрывов, выстрелов, громких слов политиков и человеческих рыданий. Год за годом мы бессмысленно пытаемся превратить нашу жизнь во что-то скучное, серое и однообразное…

Зачем? Кто нас остановит? Кто объяснит, что наша планета до сих пор жива лишь потому, что все мы разные, что все мы живем и думаем по-разному.

Выйдите на улицу, спросите людей, о чем они мечтают больше всего на свете! Вы услышите сотни, сотни разных ответов, но среди них будет мечта, которая объединит всех людей. И это скажет не умудренный опытом взрослый, а маленький ребенок.

Мудрый взрослый спрашивает: «О чем ты мечтаешь?».

А этот маленький, наивный, добрый человечек искренне отвечает: «Чтобы был мир во всем мире!»

Устами ребенка глаголит истина!

«Но это не возможно,» - воскликнут возмущенные скептики, - «Нельзя, чтобы всем на свете и сразу было хорошо».

Не вешайте нос, ведь в нашем мире и невозможное возможно! Конечно, мы не добьемся мира во всем мире, если будем выполнять все желания людей, но ведь есть другой путь. В душе каждого из нас есть прекрасный, удивительный цветок, и называется он толерантность. Вы скажете: «Какое длинное и сложное название!» Совсем нет, для людей, которые могут почувствовать его, оно простое и понятное. И если каждый человек найдет в своей душе этот чудесный цветок, будет хранить его, беречь и растить, если каждый попытается изменить себя хоть чуточку, стать лучше, то в наш мир вернутся равновесие и гармония, которые так давно были разрушены  и  потеряны людьми!

Будьте толерантней! Не умеете? Не знаете, как? Тогда просто будьте добрее, мудрее, человечнее и внимательнее, относитесь друг к другу с уважением и пониманием, помогайте в беде! Подтвердим наше высокое звание человек, пронесем его в наше будущее целым и невредимым, ведь оно в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

Классный час:  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Классный час "Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила" раскрывает тему взаимоотношений людей в нашем большом мире. Нас таких разных живет очень много и мы принимаем каждого так...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойств...