Методическая разработка на тему: Программа профилактики межличностных конфликтов в подростковом возрасте
методическая разработка
Программа направлена на профилактику суицидальных наклонностей подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podrostki.odt | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа профилактики межличностных конфликтов
в подростковом возрасте
Составитель:
Сультыгова Оксана Борисовна
Учитель и вспитатель ГБОУ школы №613
Московского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В подростковом возрасте часто возникают: ссоры, конфликты с друзьями и родителями, споры и разногласия с одноклассниками, неприятности во взаимоотношениях с учителями. В силу того, что подросток не обладает жизненным опытом и навыками эффективного выхода из конфликта, такие ситуации становятся для него кране трудными. Без определенной поддержки в этот период со стороны взрослого компетентного человека подросток может испытывать стресс, впадать в депрессивные состояния, замкнуться в себе. Все перечисленное ранее может приводить к тому что ребенок отказывается посещать школу, задумывается о решении трудной для него ситуации по средствам ухода из жизни. Поэтому поддержка подростка должна осуществляться комплексно с участием педагогов, психолога, родителей.
Цель: профилактика и предупреждение межличностных конфликтов в коллективах обучающихся; формирование у обучающихся интереса к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса.
Задачи:
- понижение тревожности;
- понижение агрессии;
- коррекция личностных социальных установок;
- повышение самооценки (отношение к себе);
- понижение конфликтности (отношение к окружающим);
- развитие качеств и способностей подростков;
- развитие коммуникативности;
- формирование креативного мышления;
- развитие эмоционального интеллекта (уровень эмпатии).
Принципы реализации программы:
1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
2. Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
3.Принцип духовности ( установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).
Программа рассчитана на подростков 12 – 15 лет. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:
- проявляющих повышенную агрессивность;
- имеющих трудности в общении;
- с крайне ограниченными духовными интересами.
А также педагогический коллектив, осуществляющий образовательную деятельность подростков и родителей.
Срок реализации программы 1 учебный год.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ;
- Декларация прав ребенка;
3. Конвенция о правах ребенка;
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6. Семейный кодекс.
№ п/п | Тема мероприятия: | Форма проведения: | Срок, время проведения: | Ответственный: |
I. Работа с родителями: | ||||
1 | Вербальная агрессия в сети, как предотвратить сквернословие. | Лекция | Сентябрь | Социальный педагог |
2 | Роль досуговой деятельности в жизни ребенка. | Беседа | Октябрь | Социальный педагог |
3 | Стереотипы поведения ребенка — как отражение поведения взрослых. | Круглый стол | Ноябрь | Социальный педагог |
4 | Участие в акции новогодний подарок своими руками для детей находящихся в хосписе. | Совместный проект родителей и детей | Декабрь | Социальный педагог |
5 | Создание новогоднего коллажа совместно с детьми. | Практическое занятие | Декабрь | Социальный педагог |
6 | Ранимая душа подростка. Как сохранить близкие отношения с ребенком. | Круглый стол | Январь | Социальный педагог |
7 | Слышать и слушать — в чем разница? | Тренинг | Февраль | Социальный педагог |
8 | Влияние культурного наследия на формирование внутреннего мира и ценностей подростка. | Круглый стол | Март | Социальный педагог |
9 | Изготовление пасхального яичка (техника декупаж) совместно с детьми. | Мастер-класс | Апрель | Социальный педагог |
10 | Доверие в жизни человека — это важно? Совместно с детьми | Диспут | Май | Социальный педагог |
II. Работа с детьми | ||||
1 | Диагностика отношения к школе после летних каникул. | Групповое занятие | Сентябрь | Социальный педагог |
2 | Эссе на тему «Как я провел лето?» | Практическое занятие | Социальный педагог | |
3 | Разработка флэш-моба физкульт-переменки для учащихся начальной школы «Снова вместе» | Проект | Социальный педагог | |
4 | Беседа с детьми, требующими внимания по результатам диагностического исследования. | Индивидуальная беседа | Социальный педагог | |
5 | Анкетирование «Комфортно ли тебе в классе?» | Групповое занятие | Октябрь | Социальный педагог |
6 | Представление и обсуждение эссе «Как я провел лето?» | Групповое занятие | Социальный педагог | |
7 | Беседа по результатам анкетирования «Комфортно ли тебе в классе?» | Индивидуальная работа | Социальный педагог | |
8 | «Я и другие» | Коммуникативный тренинг | Ноябрь | Социальный педагог |
9 | Диагностика эмоционального состояния ребенка. | Групповое занятие | Социальный педагог | |
10 | «Моя мама — самая лучшая!» | Круглый стол | Социальный педагог | |
11 | Индивидуальные беседы с детьми с пониженным эмоциональным фоном. | Индивидуальная работа | Социальный педагог | |
12 | «Я хочу и я боюсь» | Рефлекторное занятие | Декабрь | Социальный педагог |
13 | Участие в акции новогодний подарок своими руками для детей находящихся в хосписе. | Совместный проект родителей и детей | Социальный педагог | |
14 | Создание новогоднего коллажа совместно с родителями. | Практическое занятие | Социальный педагог | |
15 | «Рождественские забавы на Руси. Колядование» | Игра | Январь | Социальный педагог |
16 | «Мой лучший подарок» | Интерактивное занятие | Социальный педагог | |
17 | Творческий конкурс «Дружба крепкая не сломается» | Выставка рисунков | Социальный педагог | |
18 | «Эмоции и чувства. Способы выражения эмоций» | Тренинг | Февраль | Социальный педагог |
19 | «Наши мальчики — самые, самые...» | Викторина | Социальный педагог | |
20 | Просмотр фильма Чучело | Кинолекторий | Социальный педагог | |
21 | «А ну ка девочки!» | Круглый стол Чаепитие | Март | Социальный педагог |
22 | «За что и за кого я несу ответственность?» | Интерактивное занятие | Социальный педагог | |
23 | «Моя школа — территория добра» | Выставка рисунков | Социальный педагог | |
24 | «Если бы я был директором школы!» | Проект | Апрель | Социальный педагог |
25 | Изготовление пасхального яичка (техника декупаж) совместно с родителями. | Мастер-класс | Социальный педагог | |
26 | Подведение итогов работы клуба | Стенгазета Электронная газета | Социальный педагог | |
27 | «Я помню, я горжусь!» | Квест | Май | Социальный педагог |
28 | Доверие в жизни человека — это важно? Совместно с детьми | Диспут | Социальный педагог | |
29 | «Я хочу сказать вам ...» Планы на лето | Итоговое рефлекторное занятие | Социальный педагог | |
III Работа с педагогическим коллективом | ||||
1 | Выявление детей, находящихся в ТЖС. Составление социальных паспортов классов. | Работа с документами; Беседы с родителями | Сентябрь | Социальный педагог |
2 | Совещание классных руководителей, приуроченное к всемирному Дню предотвращения самоубийств; оснащение кл.руководителей методическим материалом по данному вопросу. | Совещание педагогического коллектива | Социальный педагог | |
3 | «Безопасный интернет» | Круглый стол | Октябрь | Социальный педагог |
4 | Разработка памяток для классных руководителей по работе с детьми «группы риска» | Работа с методическим материалом | Ноябрь | Социальный педагог |
5 | «Пропаганда законопослушного поведения и патриотических чувств к Родине на уроках истории и обществознания» | Круглый стол учителей истории и обществознания | Декабрь | Социальный педагог |
6 | Посещение семей требующих особого внимания на дому, беседы с родителями. | Педагогическо-профилактический десант | Январь | Социальный педагог |
7 | Неделя безопасного интернета | Совещание классных руководителей и учителей информатики | Февраль | Социальный педагог |
8 | Практические способы избежать эмоционального выгорания | Тренинг | Март | Педагог-психолог |
9 | Выявление несовершеннолетних употребляющих ПАВ, а также лиц вовлекающих н/л в НОН. | Рейд по микрорайону; выходы в адрес к семьям требующим особого внимания | Апрель | Социальный педагог |
10 | Собеседование с родителями несовершеннолетних, требующих особого внимания «Летний досуг» | Беседы | Социальный педагог | |
11 | Организация ЕИД «Телефон доверия» | Совещание классных руководителей | Май | Социальный педагог |
12 | Организация посещения районных мероприятий, посвященных Дню защиты детей, семьями требующими особого внимания. | Социальная помощь | Июнь | Социальный педагог |
Заключение:
Так как в подростковом возрасте отношения между подростком и его сверстниками выходят на первый план, то от того как они складываются зависит эмоциональный фон ребенка, его желание приходить в детский коллектив, формируется мотивация к обучению, желание принимать активное участие в жизни класса, школы, дает почву для развития адекватной самооценки. Если отношения складываются не благоприятно, то и многие стороны жизни подростка развиваются со знаком минус. В связи с тем, что у подростков еще нет опыта выхода их сложных ситуаций, они могут реагировать на них неадекватным поведением или выбрать путь избегания, замкнуться в себе. А в связи с тем, что центральная нервная система продолжает формироваться, то нагрузки которые испытывает ребенок могут сказываться на его здоровье как соматическом, так и психическом. Поэтому так важна поддержка и целенаправленная работа взрослых — родителей, учителей, психолога, социального педагога. Если среди них найдется хоть один человек, которому ребенок сможет довериться и принять от него помощь — это уже будет означать, что сделано большое дело, так как часто подросток не с кем не может поделиться своей проблемой, считая что это бесполезно, либо стыдно, либо демонстрирует агрессию по отношению к взрослым. В связи со всем этим невозможно приуменьшить значимость слаженной работы взрослых в профилактике межличностных конфликтов в подростковом возрасте. Именно с целью достижения максимальной пользы для ребенка, испытывающего трудности в общении, либо не умеющего адекватно вести себя в каких-либо спорных ситуациях и была разработана данная программа с тремя направлениями работы. Работа согласно программе должна проводиться с ребенком и также с двумя сторонами, непосредственно находящимися в постоянной связи с этим ребенком — родителями и учителями. Работа с родителями очень важна, так как это те люди, которые не имея специальных знаний об особенностях развития ребенка в психологическом и физиологическом плане, все же каждый день занимаются его воспитанием. Педагоги же относятся к той категории работа с которыми еще более важна, так как они напротив, обладая базовыми знаниями о процессах протекающих в организме подростка, не всегда знают как, или не могут правильно применить эти знания во взаимоотношениях с ребенком. Мероприятия программы направлены на то чтобы создать условия при которых взрослые смогут посмотреть на подростка под другим углом, смогут выработать новую тактику поведения в отношениях с ребенком.
Список литературы
- Л.Ф. Анн -Психологический тренинг с подростками - СПб. Питер, 2003, - 272 с.
- В.А. Ананьев, Я.В. Малыхина, М.А. Васильев– Концептуальные основы системы профилактики девиантного поведения: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 171 с.
- А.В. Баташев– Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Владос, 1999.
- Р. Бринкман, Р. Кершнер– Гений общения. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
- Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко– Технология разрешения социальных конфликтов// Социс. – 1993, - с. 9, 103-112.
- Д. Карнеги– Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1993.
- С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова– Социальный педагог. – Мн.: Красико-Принт, 2004 – 128 с.
- Дж. Кинчер– Книга о твоих знакомых. – СПб.: Питер, 1997.
- Дж. Кинчер– Книга о тебе. – Спб.: Питер, 1997.
- Н Козлов, - Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Новая школа, 1994, - с. 320.
- Конфликты, многообразие, пути и способы преодоления // Социс. – 1993 - № 11, с. 153-155.
- М.А Лебедева. – Арт – терапия в образовании. – 2003.
- Е. К.Лютова, Г.Б. Монина - Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми – СПб.: Речь, 2003 -190 с. - Н Л.С.агавкина, к.п.н; О.К Крокинская., к.ф.н.; С.А Косабуцкая.-
Социальный педагог: введение в должность. – СПб.: КАРО, 2000. –
272 с.
- Р.В. Овчарова– Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
- Т.П. Смирнова - Психология коррекции агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 л.
- Л.М. Семенюк - Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции – М.: Флинт, 2003, 93 л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: Программа "Конкурс актерского мастерства". Методика проведения.
Методика предназначена для Педагогов -организаторов и руководителей театральных студийдля детей-воспитанников театральных студий.легко модифицируется под различное количество участникови различн...
Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".
Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...
Методическая разработка "Гибкость, методы развития гибкости у детей подросткового возраста (11-14 лет)"
В своей работе я выдвигаю гипотезу что, этот вид физической нагрузки является важнейшим звеном, связывающим активное и пассивное состояние тела. Он поддерживает элас...
Методическая разработка к темам программы "Трафаретные работы" для 5-9 классов
В методической разработке представлен материал по трафаретным работам. Виды трафаретных работ, его назначение, технология изготовления шаблонов для трафаретных работ и сама технологическая последовате...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
Методическая разработка по теме «Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы»
Основой инклюзивного образования ребенка с ОВЗ является приобретение образовательного и социального опыта воедино с ровесником. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с м...
Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...