Методическая разработка на тему: Программа профилактики межличностных конфликтов в подростковом возрасте
методическая разработка

Сультыгова Оксана Борисовна

Программа направлена на профилактику суицидальных наклонностей подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podrostki.odt22.8 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа профилактики межличностных конфликтов

в подростковом возрасте

Составитель:

Сультыгова Оксана Борисовна

Учитель и вспитатель ГБОУ школы №613

Московского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В подростковом возрасте часто возникают: ссоры, конфликты с друзьями и родителями, споры и разногласия с одноклассниками, неприятности во взаимоотношениях с учителями. В силу того, что подросток не обладает жизненным опытом и навыками эффективного выхода из конфликта, такие ситуации становятся для него кране трудными. Без определенной поддержки в этот период со стороны взрослого компетентного человека подросток может испытывать стресс, впадать в депрессивные состояния, замкнуться в себе. Все перечисленное ранее  может приводить к тому что ребенок отказывается посещать школу, задумывается о решении трудной для него ситуации по средствам ухода из жизни. Поэтому поддержка подростка должна осуществляться комплексно с участием педагогов, психолога, родителей.

Цель: профилактика и предупреждение межличностных конфликтов в коллективах обучающихся; формирование у обучающихся интереса к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса. 

Задачи:

- понижение тревожности;

- понижение агрессии;

- коррекция личностных социальных установок;

- повышение самооценки (отношение к себе);

- понижение конфликтности (отношение к окружающим);

- развитие качеств и способностей подростков;

- развитие коммуникативности;

- формирование креативного мышления;

- развитие эмоционального интеллекта (уровень эмпатии).

Принципы реализации программы:

1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

2. Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);

3.Принцип духовности ( установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).

Программа рассчитана на подростков 12 – 15 лет. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:

- проявляющих повышенную агрессивность;

- имеющих трудности в общении;

- с крайне ограниченными духовными интересами.

А также педагогический коллектив, осуществляющий образовательную деятельность подростков и родителей.

Срок реализации программы 1 учебный год.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Конституция РФ;
  2. Декларация прав ребенка;

3.         Конвенция о правах ребенка;

4.         Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

5.        Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

6.        Семейный кодекс.

№ п/п

Тема мероприятия:

Форма проведения:

Срок, время проведения:

Ответственный:

I. Работа с родителями:

1

Вербальная агрессия в сети, как предотвратить сквернословие.

Лекция

Сентябрь

Социальный педагог

2

Роль досуговой деятельности в жизни ребенка.

Беседа

Октябрь

Социальный педагог

3

Стереотипы поведения ребенка — как отражение поведения взрослых.

Круглый стол

Ноябрь

Социальный педагог

4

Участие в акции новогодний подарок своими руками для детей находящихся в хосписе.

Совместный проект родителей и детей

Декабрь

Социальный педагог

5

Создание новогоднего коллажа совместно с детьми.

Практическое занятие

Декабрь

Социальный педагог

6

Ранимая душа подростка. Как сохранить близкие отношения с ребенком.

Круглый стол

Январь

Социальный педагог

7

Слышать и слушать — в чем разница?

Тренинг

Февраль

Социальный педагог

8

Влияние культурного наследия на формирование внутреннего мира и ценностей подростка.

Круглый стол

 Март

Социальный педагог

9

Изготовление пасхального яичка (техника декупаж) совместно с детьми.

Мастер-класс

Апрель

Социальный педагог

10

Доверие в жизни человека — это важно? Совместно с детьми

Диспут

Май

Социальный педагог

II. Работа с детьми

1

Диагностика отношения к школе после летних каникул.

Групповое занятие

Сентябрь

Социальный педагог

2

Эссе на тему «Как я провел лето?»

Практическое занятие

Социальный педагог

3

Разработка флэш-моба физкульт-переменки для учащихся начальной школы «Снова вместе»

Проект

Социальный педагог

4

Беседа с детьми, требующими внимания по результатам диагностического исследования.

Индивидуальная беседа

Социальный педагог

5

Анкетирование «Комфортно ли тебе в классе?»

Групповое занятие

Октябрь

Социальный педагог

6

Представление и обсуждение эссе «Как я провел лето?»

Групповое занятие

Социальный педагог

7

Беседа по результатам анкетирования «Комфортно ли тебе в классе?»

Индивидуальная работа

Социальный педагог

8

«Я и другие»

Коммуникативный тренинг

Ноябрь

Социальный педагог

9

Диагностика эмоционального состояния ребенка.

Групповое занятие

Социальный педагог

10

«Моя мама — самая лучшая!»

Круглый стол

Социальный педагог

11

Индивидуальные беседы с детьми с пониженным эмоциональным фоном.

Индивидуальная работа

Социальный педагог

12

«Я хочу и я боюсь»

Рефлекторное занятие

Декабрь

Социальный педагог

13

Участие в акции новогодний подарок своими руками для детей находящихся в хосписе.

Совместный проект родителей и детей

Социальный педагог

14

Создание новогоднего коллажа совместно с родителями.

Практическое занятие

Социальный педагог

15

«Рождественские забавы на Руси. Колядование»

Игра

Январь

Социальный педагог

16

«Мой лучший подарок»

Интерактивное занятие

Социальный педагог

17

Творческий конкурс «Дружба крепкая не сломается»

Выставка рисунков

Социальный педагог

18

«Эмоции и чувства. Способы выражения  эмоций»

Тренинг

Февраль

Социальный педагог

19

«Наши мальчики — самые, самые...»

Викторина

Социальный педагог

20

Просмотр фильма Чучело

Кинолекторий

Социальный педагог

21

«А ну ка девочки!»

Круглый стол

Чаепитие

Март

Социальный педагог

22

«За что и за кого я несу ответственность?»

Интерактивное занятие

Социальный педагог

23

«Моя школа — территория добра»

Выставка рисунков

Социальный педагог

24

«Если бы я был директором школы!»

Проект

Апрель

Социальный педагог

25

Изготовление пасхального яичка (техника декупаж) совместно с родителями.

Мастер-класс

Социальный педагог

26

Подведение итогов работы клуба

Стенгазета

Электронная газета

Социальный педагог

27

«Я помню, я горжусь!»

Квест

Май

Социальный педагог

28

Доверие в жизни человека — это важно? Совместно с детьми

Диспут

Социальный педагог

29

«Я хочу сказать вам ...» Планы на лето

Итоговое рефлекторное занятие

Социальный педагог

III Работа с педагогическим коллективом

1

Выявление детей, находящихся в ТЖС. Составление социальных паспортов классов.

Работа с документами;

Беседы с родителями

Сентябрь

Социальный педагог

2

Совещание классных руководителей, приуроченное к всемирному Дню предотвращения самоубийств; оснащение кл.руководителей методическим материалом по данному вопросу.

Совещание педагогического коллектива

Социальный педагог

3

«Безопасный интернет»

Круглый стол

Октябрь

Социальный педагог

4

Разработка памяток для классных руководителей по работе с детьми «группы риска»

Работа с методическим материалом

Ноябрь

Социальный педагог

5

«Пропаганда законопослушного поведения и патриотических  чувств к Родине на уроках истории и обществознания»

Круглый стол учителей истории и обществознания

Декабрь

Социальный педагог

6

Посещение семей требующих особого внимания на дому, беседы с родителями.

Педагогическо-профилактический десант

Январь

Социальный педагог

7

Неделя безопасного интернета

Совещание классных руководителей и учителей информатики

Февраль

Социальный педагог

8

Практические способы избежать эмоционального выгорания

Тренинг

Март

Педагог-психолог

9

Выявление несовершеннолетних употребляющих ПАВ, а также лиц вовлекающих н/л в НОН.

Рейд по микрорайону; выходы в адрес к семьям требующим особого внимания

Апрель

Социальный педагог

10

Собеседование с родителями несовершеннолетних, требующих особого внимания «Летний досуг»

Беседы

Социальный педагог

11

Организация ЕИД «Телефон доверия»

Совещание классных руководителей

Май

Социальный педагог

12

Организация посещения районных мероприятий, посвященных Дню защиты детей, семьями требующими особого внимания.

Социальная помощь

Июнь

Социальный педагог

Заключение:

Так как в подростковом возрасте отношения между подростком и его сверстниками выходят на первый план, то от того как они складываются зависит эмоциональный фон ребенка, его желание приходить в детский коллектив, формируется мотивация к обучению, желание принимать активное участие в жизни класса, школы, дает почву для развития адекватной самооценки. Если отношения складываются не благоприятно, то и многие стороны жизни подростка развиваются со знаком минус. В связи с тем, что у подростков еще нет опыта выхода их сложных ситуаций, они могут реагировать на них неадекватным поведением или выбрать путь избегания, замкнуться в себе. А в связи с тем, что центральная нервная система продолжает формироваться, то нагрузки которые испытывает ребенок могут сказываться на его здоровье  как соматическом, так и психическом. Поэтому так важна поддержка и целенаправленная работа взрослых — родителей, учителей, психолога, социального педагога. Если среди них найдется хоть один человек, которому ребенок сможет довериться и принять от него помощь — это уже будет означать, что сделано большое дело, так как часто подросток не с кем не может поделиться своей проблемой, считая что это бесполезно, либо стыдно, либо демонстрирует агрессию по отношению к взрослым. В связи со всем этим невозможно приуменьшить значимость слаженной работы взрослых  в профилактике межличностных конфликтов в подростковом возрасте. Именно с целью достижения максимальной пользы для ребенка, испытывающего трудности в общении, либо не умеющего адекватно вести себя в каких-либо спорных ситуациях и была разработана данная программа с тремя направлениями работы. Работа согласно программе должна проводиться с ребенком и также с двумя сторонами, непосредственно находящимися в постоянной связи с этим ребенком — родителями и учителями. Работа с родителями очень важна, так как это те люди, которые не имея специальных знаний об особенностях развития ребенка в психологическом и физиологическом плане, все же каждый день занимаются его воспитанием. Педагоги же относятся к той категории работа с которыми еще более важна, так как они напротив, обладая базовыми знаниями о процессах протекающих в организме подростка, не всегда знают как, или не могут правильно применить эти знания во взаимоотношениях с ребенком. Мероприятия программы направлены на то чтобы создать условия при которых взрослые смогут посмотреть на подростка под другим углом, смогут выработать новую тактику поведения в отношениях с ребенком.

Список литературы

  1. Л.Ф. Анн -Психологический тренинг с подростками  - СПб. Питер, 2003, - 272 с.
  2. В.А. Ананьев, Я.В. Малыхина, М.А. Васильев– Концептуальные основы системы профилактики девиантного поведения: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 171 с.
  3. А.В. Баташев– Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Владос, 1999.
  4. Р. Бринкман, Р. Кершнер– Гений общения. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  5. Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко– Технология разрешения социальных конфликтов// Социс. – 1993, - с. 9, 103-112.
  6. Д. Карнеги– Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1993.
  7. С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова– Социальный педагог. – Мн.: Красико-Принт, 2004 – 128 с.
  8. Дж. Кинчер– Книга о твоих знакомых. – СПб.: Питер, 1997.
  9. Дж. Кинчер– Книга о тебе. – Спб.: Питер, 1997.
  10. Н Козлов, - Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Новая школа, 1994, - с. 320.
  11. Конфликты, многообразие, пути и способы преодоления // Социс. – 1993 - № 11, с. 153-155.
  12. М.А Лебедева. – Арт – терапия в образовании. – 2003.
  13. Е. К.Лютова,  Г.Б. Монина - Тренинг эффективного взаимодействия с
    детьми – СПб.: Речь, 2003 -190 с.
  14. Н Л.С.агавкина, к.п.н; О.К Крокинская., к.ф.н.; С.А Косабуцкая.-  

        Социальный педагог: введение в должность. – СПб.: КАРО, 2000. –

        272 с.

  1. Р.В. Овчарова– Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
  2. Т.П. Смирнова - Психология коррекции агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 л.
  3. Л.М.    Семенюк   -    Психологические    особенности    агрессивного
    поведения подростков и условия его коррекции – М.: Флинт, 2003, 93 л.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Программа "Конкурс актерского мастерства". Методика проведения.

Методика предназначена для Педагогов -организаторов и руководителей  театральных студийдля детей-воспитанников театральных студий.легко модифицируется под различное количество участникови различн...

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Методическая разработка "Гибкость, методы развития гибкости у детей подросткового возраста (11-14 лет)"

        В своей работе я выдвигаю гипотезу что, этот вид физической нагрузки является важнейшим звеном, связывающим активное и пассивное состояние тела. Он поддерживает элас...

Методическая разработка к темам программы "Трафаретные работы" для 5-9 классов

В методической разработке представлен материал по трафаретным работам. Виды трафаретных работ, его назначение, технология изготовления шаблонов для трафаретных работ и сама технологическая последовате...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Методическая разработка по теме «Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы»

Основой инклюзивного образования ребенка с ОВЗ является приобретение образовательного и социального опыта воедино с ровесником. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с м...

Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Методическая разработка  по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание»  как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...