Методическая разработка по теме «Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы»
методическая разработка по психологии

Тыхеева Анна-Аюна Олеговна

Основой инклюзивного образования ребенка с ОВЗ является приобретение образовательного и социального опыта воедино с ровесником. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы»

Тема: Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы.

.

План.  1. Актуальность темы.

2. Нормативная база для разработки программы.

3. Цель программы.

4. Задачи программы.

5. Участники программы.

6. Сроки реализации программы.

7. Показатели результативности и эффективности программы.

8. Календарный план по реализации проекта.

9. Литература.

Основные понятия и термины: ребенок  с ОВЗ, инклюзивное образование, толерантное отношение, социально-педагогическая развивающая среда.

Актуальное место в образовательной сфере занимает тема образования ребенка с особыми образовательными потребностями.

Основой инклюзивного образования ребенка с ОВЗ является приобретение образовательного и социального опыта воедино с ровесником. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей.

 Самое существенное условие результативности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, воспитание социального опыта всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Педагоги нашей школы ставят своей задачей создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ.

Нормативная база для разработки программы:

  • Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
  • Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.
  • Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
  • Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
  • Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».

Цель программы:

Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие личностного потенциала детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Задачи программы:

  • Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
  • вовлечь детей с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
  • оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • развить навыки общения с детьми – инвалидами;
  • способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

Участники программы: ребенок с ОВЗ, родители, педагоги.

Сроки реализации программы: сентябрь 2021 года – май 2022 г.

Показатели результативности и эффективности программы:

  • Создание  социально-педагогической  развивающей среды.
  • Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ  в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Повышение показателей качества обучения ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей школы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Календарный план мероприятий по реализации программы

Направления работы

Пути реализации (участники программы)

Сроки

1-й этап - подготовительный

1.

Сбор информации для формирования базы данных детей, участвующих в программе

Составление списка детей с ОВЗ и детей-инвалидов (в т.ч. дети, которые обучаются на дому) (Зам. директора по УВР, педагоги, медицинская сестра школы)

сентябрь

2

Создание рабочей группы по разработке и реализации программы

Списки педагогов, входящих в состав рабочей группы (координатор проекта),

Создание группы волонтеров, участвующих в программе

октябрь

3

Обеспечение нормативно-правовой базы реализации программы

Приказы, положения, должностные инструкции (администрация школы)

октябрь

4

Разработка индивидуального плана участия в мероприятиях для ребёнка с ОВЗ

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка

октябрь

2-й этап – основной этап активных действий

5

Организация мероприятий плана

Организация мероприятий плана

  • Участие в  фотовыставке (показе рисунков):

 «Я – маленький».

 «Моя семья».

  •  Участие в тематических мероприятиях:

«Фестиваль снежинок», сделанных своими руками для украшения класса к Новому году,

«Открытка для папы» (рисунок на тему: Праздник  «23 февраля»),

Конкурс «Открытка для мамы»,

Рассказ о родственниках, которые воевали в Великой Отечественной войне, чтение стихов о войне,

  • Участие в театрализации, утренниках,
  • Беседа «Мое имя»,
  • Участие в кружках,
  • Участие в школе на уроках музыки, трудового обучения, рисования, классных часах

в течении года

декабрь,

февраль

март

май

В течении года

В течении года

В течении года

В течении года

3-й этап – заключительный

6

  • Завершение реализации проекта
  • Анализ результатов, фотоотчет

май

Литература.

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
  3. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время

Показать формы работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.

Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

Методическая разработка к темам программы "Трафаретные работы" для 5-9 классов

В методической разработке представлен материал по трафаретным работам. Виды трафаретных работ, его назначение, технология изготовления шаблонов для трафаретных работ и сама технологическая последовате...

Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"

Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...

Методическая разработка на тему: «Мастер – класс, как эффективная форма обобщения и передачи знаний и развития творческих способностей у обучающихся».

Мастер – класс - это эффективная форма обобщения и передачи накопленных знаний способствующих в развитие творческих способностей у обучающихся. Передавая свой неповторимый, оригинальный метод ли...