Методическая разработка по теме «Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы»
методическая разработка по психологии
Основой инклюзивного образования ребенка с ОВЗ является приобретение образовательного и социального опыта воедино с ровесником. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме «Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы»
Тема: Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы.
.
План. 1. Актуальность темы.
2. Нормативная база для разработки программы.
3. Цель программы.
4. Задачи программы.
5. Участники программы.
6. Сроки реализации программы.
7. Показатели результативности и эффективности программы.
8. Календарный план по реализации проекта.
9. Литература.
Основные понятия и термины: ребенок с ОВЗ, инклюзивное образование, толерантное отношение, социально-педагогическая развивающая среда.
Актуальное место в образовательной сфере занимает тема образования ребенка с особыми образовательными потребностями.
Основой инклюзивного образования ребенка с ОВЗ является приобретение образовательного и социального опыта воедино с ровесником. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей.
Самое существенное условие результативности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, воспитание социального опыта всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
Педагоги нашей школы ставят своей задачей создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ.
Нормативная база для разработки программы:
- Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
- Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.
- Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
- Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
- Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
Цель программы:
Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие личностного потенциала детей с ОВЗ и детей - инвалидов.
Задачи программы:
- Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
- вовлечь детей с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
- оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развить навыки общения с детьми – инвалидами;
- способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Участники программы: ребенок с ОВЗ, родители, педагоги.
Сроки реализации программы: сентябрь 2021 года – май 2022 г.
Показатели результативности и эффективности программы:
- Создание социально-педагогической развивающей среды.
- Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
- Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
- Повышение показателей качества обучения ребёнка.
- Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Привитие толерантного отношения детей школы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Календарный план мероприятий по реализации программы
№ | Направления работы | Пути реализации (участники программы) | Сроки |
1-й этап - подготовительный | |||
1. | Сбор информации для формирования базы данных детей, участвующих в программе | Составление списка детей с ОВЗ и детей-инвалидов (в т.ч. дети, которые обучаются на дому) (Зам. директора по УВР, педагоги, медицинская сестра школы) | сентябрь |
2 | Создание рабочей группы по разработке и реализации программы | Списки педагогов, входящих в состав рабочей группы (координатор проекта), Создание группы волонтеров, участвующих в программе | октябрь |
3 | Обеспечение нормативно-правовой базы реализации программы | Приказы, положения, должностные инструкции (администрация школы) | октябрь |
4 | Разработка индивидуального плана участия в мероприятиях для ребёнка с ОВЗ | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | октябрь |
2-й этап – основной этап активных действий | |||
5 | Организация мероприятий плана | Организация мероприятий плана
«Я – маленький». «Моя семья».
«Фестиваль снежинок», сделанных своими руками для украшения класса к Новому году, «Открытка для папы» (рисунок на тему: Праздник «23 февраля»), Конкурс «Открытка для мамы», Рассказ о родственниках, которые воевали в Великой Отечественной войне, чтение стихов о войне,
| в течении года декабрь, февраль март май В течении года В течении года В течении года В течении года |
3-й этап – заключительный | |||
6 |
|
| май |
Литература.
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время
Показать формы работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.
Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...
Методическая разработка к темам программы "Трафаретные работы" для 5-9 классов
В методической разработке представлен материал по трафаретным работам. Виды трафаретных работ, его назначение, технология изготовления шаблонов для трафаретных работ и сама технологическая последовате...
Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"
Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...
Методическая разработка на тему: «Мастер – класс, как эффективная форма обобщения и передачи знаний и развития творческих способностей у обучающихся».
Мастер – класс - это эффективная форма обобщения и передачи накопленных знаний способствующих в развитие творческих способностей у обучающихся. Передавая свой неповторимый, оригинальный метод ли...