Программа внеурочной деятельности "Я - лидер!"
календарно-тематическое планирование (7 класс)

Климина Анна Викторовна

Данная программа разработана для учащихся 7 классов и позволяет им во время занятий проявить свои лидерские способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план 7 класс

Наименование изучаемой темы

Основное содержание в теме

Формируемы универсальные учебные действия

Виды деятельности

Информационное сопровождение

Дата

Тема занятия

Количество часов

Раздел 1  .Кто такой лидер? ( 4  часа)

1

03.09

Самоуправление в детском коллективе

1

Знакомство с группой.    

 Умение позиционировать  себя в незнакомой среде  

Тренинги  

2

10.09

Самоуправление в детском коллективе

1

Понятие «Лидер», «организатор», «руководитель»

определение понятийного аппарата лидера.

Использование различных видов диалога в ситуациях формального, не формального, межличностного общения

Тестирование

Тесты

3

17.09

Кто ведёт за собой?

1

Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста

Знание личностных качеств лидера ,умение определять свои качества  

Практикум

4

24.09

Кто ведёт за собой?

1

Определение индивидуального маршрута развития лидера

Знание всех видов ролей лидера.

Определение своего стиля .

Беседа

Раздел 2 . Организаторская техника лидера (3часа )

5

01.10

Лидер - созидатель, лидер – разрушитель        

1

Правила работы с командой. Элементы организационной работы

Игра «Кораблекрушение»

Умение  организовывать команду

Тренинг

Игра

Интернет-ресурсы

6

08.10

Лидер - созидатель, лидер – разрушитель        

1

Правила руководства. Правила реальных возможностей, руководства с отклонениями , использование автономии

Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Информационное занятие

7

15.10

Лидер – организатор, лидер – генератор

1

Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти

Умение выступать перед аудиторией, играть различные роли

Практикум

Раздел 3. Умения и навыки лидера (4  часа)

8

22.10

Лидер – организатор, лидер – генератор

1

Подготовка лидера как оратора,
реплики – высказывания великих людей

Умение анализировать и высказывать свое мнение

Игра

Презентация «Дебаты»

9

05.11

Лидер – инициатор, лидер – эрудит        

1

Правила поведения в  общественных местах, деловая игра «В мире этикета»

Умение соблюдать правила  этикета и правила поведения в определенных ситуациях

Беседа

Деловая игра

Презентация «Этикет»

10

12.11

Лидер – инициатор, лидер – эрудит        

1

Выступление  перед группой. Чтение стихотворений.

Анализировать свое поведение

Информационное занятие –практикум

11

19.11

Абсолютный лидер

1

Проведение игры. Определение  ролей.

Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Практикум

Интернет-ресурсы

Раздел 4. Виды деятельности лидера ( 11 часов)

12

26.11

Коллективно –творческая деятельность.

1

Основные идеи  методики коллективно – творческой деятельности. Этапы подготовки и проведения КТД.

Умение планировать работу, находить необходимую  информацию

Информационное занятие

Презентация «КТД»

13

03.12

Виды и этапы коллективно – творческой  деятельности

1

Что значит коллективное творческое дело

Самооценка способностей. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Информационное занятие

14-15

10.12 \ 17.12

Специфические проявления лидерства

2

Шаги проекта.Выстраивание шагов проектной деятельности. Выделение проблемы и поиск путей ее решения

Отбор и анализ необходимой информации

Информационное занятие –практикум

Ресурсы интернета

16

24.12

Специфические проявления лидерства

1

Приемы ведения диалога . Стимулирование идей, суждений. Промежуточно ведение диалога. Бесконфликтное общение

Умение вести конструктивный диалог.

Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Диалог – практикум

17-18

14.01\21.01

Могу ли я быть лидером-организатором?        

2

Разработка игры для первоклассников.

Находить информацию, необходимую для организации игры  

Практическая работа

19-21

28.01\04.02\

11.02

Могу ли я быть лидером-организатором?        

3

Разработка сценария   миниатюры новогоднего выступления

Отбор и анализ информации.Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Практикум

Раздел 5.  Организация школьного и классного самоуправления (13 часов)

22

18.02

Каким же должен быть лидер?

1

  Старосты и актив класса . Их роли. Роль лидера в классном коллективе

Оценивание своей практической деятельности и практической деятельности одноклассников. Умение проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка способностей. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Информационное занятие

Инструкции классного самоуправления

23-24

25.02\

03.03

Каким же должен быть лидер?

2

Разработка и проведение мероприятия для  классного коллектива.

Отбор необходимой информации. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Практикум

25-26

10.03 \ 17.03

Спортивная игра «Самый ловкий!»

2

Разработка и проведение игры для младших школьников  

Осуществлять расширенный поиск информации

Информационное занятие  - практикум

27-29

24.03 \ 07.04\ 14.04

Стиль работы лидера

3

Составление конкурсной программы Определение  ролей ведущих Использование различных форм конкурсных программ .Проведение  программы

Поиск и обработка необходимой информации для  составления конкурсной программы. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Беседа –практикум

Сценарный материал

30

21.04

Стиль работы лидера

1

Практикум «Перевертыши» , «Театр»

Умение сотрудничать с другими участниками  деятельности

Практикум

31 -32

28.04 \ 05.05

 Разница между эмоциональным и деловым лидером

1

Разработка  план проведения акции

Обозначить этапы проведения акции

Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

Информационное занятие – практикум

Ресурсы интернета

33.

12.05

Каковы своеобразные, специфические качества лидерского таланта?

1

Защита проекта

34

19.05

Деловая игра «Лидер»

1

Составлении игровой программы.

Диагностика  лидерских качеств.

Самоанализ      

Подведение  итогов .Самооценка . Анализ деятельности .Рефлексия

Практикум

Итого : 34 часа



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Малыгинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор школы

А.Н. Самохвалов _________

«______»____________ 2019 г.

Программа курса «Я - лидер»  

в рамках внеурочной деятельности

в 7 классе

Составитель:

Климина А.В.

учитель иностранного языка

п. Малыгино

2019

Пояснительная записка.

Я – лидер! Как звезда на небе,

Мне ярче хочется светить,

И, познавая мир науки,

Полезным людям хочу быть.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация – процессы становления личности.

Нормативно правовая основа программы.

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы основного общего образования.

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)

7. Устав ОУ.

Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы  в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.

Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они  должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Необходимость научить подростков самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и других является частью социального заказа в области воспитания. Другими словами, следует говорить о развитии у детей способности к лидерству.

 В отечественной воспитательной теории и практике в решении данной проблемы накоплен достаточно большой опыт. Такой опыт апробирован и широко используется в детских оздоровительных лагерях и центрах, где каждый ребенок, попадая в новые, отличительные от привычных для него условия, может заявить о себе как о лидере, способном вести за собой и помогать достигать определенных результатов и высот.

Основные идеи программы:

  • достижение лидерского первенства в товарищеском состязании нравственными методами и способами, стимулирование желания быть первым, полезным в нужной социально-значимой деятельности;
  • идея актуальной и потенциальной успешности личности школьника в процессе самореализации;
  • идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха;
  • идея стимулирования стремления личности ученика к успеху.

В условиях дополнительного образования актуальность образовательной программы «Лидер» продиктована реализацией компетентностного подхода в обучении с учетом его приоритетных направлений:

  • свободный выбор воспитанниками видов и сфер деятельности;
  • ориентацию на личностные интересы, потребности, способности воспитанника;
  • возможность самоопределения и самореализации воспитанника;
  • единство обучения, воспитания и развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 Данная образовательная программа позволяет воспитанникам приобрести опыт социально-значимой деятельности, активной коммуникации.

Программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации – 1 год. Годовая нагрузка – 34 часа.

 

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

  • выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
  • способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;
  • повышать творческую и деловую активность воспитанников;
  • воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
  • создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.

Формы работы

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

  • Деловые и ролевые игры.
  • Упражнения на взаимодействия в группе.
  • Тренинги.
  • Творческие задания.
  • Конкурсы (участие в школьных, районных, областных).
  • Проигрывание ситуаций.
  • Дискуссии
  • Встречи со специалистами и интересными людьми.
  • Экспресс тесты и опросы.
  • КТД.
  • Беседы.

Поскольку программа направлена на обучение детей среднего  школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения. 
Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
-  
Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
-  Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

В процессе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования Универсальных Учебных Действий.

Универсальные учебные действия в программе группируются в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Планируемые  результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Программа «Лидер» позволяет добиться следующих результатов.

Личностных:

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
  • Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
  • Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
  • Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Матапредметных:

  • Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметных:

  • Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;
  • Развитие качеств, присущим лидерам;
  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
  • Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.

Качество реализации программы «Лидер» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).

Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий) для школьников начальных классов; разработка и реализация досуговых программ.

Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; участие в реализации досуговых программ; участие в социально значимых акциях (мероприятиях) для младших школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях Малыгинской СОШ; знание основ оформления стенного уголка; знание основ психологии и педагогики; частичное участие в реализации проектной деятельности.

        В программе формируются следующие компетентности: презентационная, познавательная, социальная.

В результате работы по  программе внеурочной деятельности «Лидер» воспитанник научится:

  • Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
  • Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
  • Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
  • Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
  • Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.

Литература

1.Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя/ Н.Ф Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Журнал «Классный руководитель» № 1, 1997 г.

3.Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань. 1987.

4. Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

5. Серия "Детские общественные движения и ученическое самоуправление", "Хочу быть лидером!". Выпуск 1,2. Нижний Новгород, 2006 г.
6.Тихомирова. Е. «Воспитание лидера», ж. «Воспитание школьника» № 4, 2003г.

7.Тихомирова. Е. «Воспитание лидера», ж. «Воспитание школьника» № 6, 2003г.

8.Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. "Психологическая школа молодежных лидеров". Московский психолого-социальный институт. М., 2006

9. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива.- М.,- ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".

Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер" для учащихся 6-7 классов.Программа «Лидер» рассчитана на обучение школьного актива и учащихся, проявляющих лидерские качества. Занятия проводятся 1 ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа лидера", 7 класс

Данная рабочая программа нацелена на формирование у школьников  социальной активности, развитие лидерских качеств, умений по самоорганизации и организации  различных форм деятельности  ...

"Основы сценического мастерства" Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядов

Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядовОсновы сценического мастерстваКовальчук Ирина Александровна,педагог-орга...

Программа внеурочной деятельности "Школа лидера" (социальное направление)

Программа «Школа Лидеров» позволяет добиться следующих результатов. Личностных: · Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;&m...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лидер 21 века"

рабочая программа расчитана на 2 года на 10-11 класс, по 1 внеурочному занятию в неделю...

Программа внеурочной деятельности "Школа юного лидера"

Программа рассчитана на 129 часов, охватывает семь учебных лет (5,6,7,8,9,10,11 класс), 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.Логика подачи материала в программе курса основана на принципе «от теори...