Программа внеурочной деятельности "Я - лидер!"
календарно-тематическое планирование (7 класс)
Данная программа разработана для учащихся 7 классов и позволяет им во время занятий проявить свои лидерские способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование | 26.96 КБ |
Пояснительная записка | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план 7 класс
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание в теме | Формируемы универсальные учебные действия | Виды деятельности | Информационное сопровождение | ||
Дата | Тема занятия | Количество часов | |||||
Раздел 1 .Кто такой лидер? ( 4 часа) | |||||||
1 | 03.09 | Самоуправление в детском коллективе | 1 | Знакомство с группой. | Умение позиционировать себя в незнакомой среде | Тренинги | |
2 | 10.09 | Самоуправление в детском коллективе | 1 | Понятие «Лидер», «организатор», «руководитель» определение понятийного аппарата лидера. | Использование различных видов диалога в ситуациях формального, не формального, межличностного общения | Тестирование | Тесты |
3 | 17.09 | Кто ведёт за собой? | 1 | Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста | Знание личностных качеств лидера ,умение определять свои качества | Практикум | |
4 | 24.09 | Кто ведёт за собой? | 1 | Определение индивидуального маршрута развития лидера | Знание всех видов ролей лидера. Определение своего стиля . | Беседа | |
Раздел 2 . Организаторская техника лидера (3часа ) | |||||||
5 | 01.10 | Лидер - созидатель, лидер – разрушитель | 1 | Правила работы с командой. Элементы организационной работы Игра «Кораблекрушение» | Умение организовывать команду | Тренинг Игра | Интернет-ресурсы |
6 | 08.10 | Лидер - созидатель, лидер – разрушитель | 1 | Правила руководства. Правила реальных возможностей, руководства с отклонениями , использование автономии | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Информационное занятие | |
7 | 15.10 | Лидер – организатор, лидер – генератор | 1 | Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти | Умение выступать перед аудиторией, играть различные роли | Практикум | |
Раздел 3. Умения и навыки лидера (4 часа) | |||||||
8 | 22.10 | Лидер – организатор, лидер – генератор | 1 | Подготовка лидера как оратора, | Умение анализировать и высказывать свое мнение | Игра | Презентация «Дебаты» |
9 | 05.11 | Лидер – инициатор, лидер – эрудит | 1 | Правила поведения в общественных местах, деловая игра «В мире этикета» | Умение соблюдать правила этикета и правила поведения в определенных ситуациях | Беседа Деловая игра | Презентация «Этикет» |
10 | 12.11 | Лидер – инициатор, лидер – эрудит | 1 | Выступление перед группой. Чтение стихотворений. | Анализировать свое поведение | Информационное занятие –практикум | |
11 | 19.11 | Абсолютный лидер | 1 | Проведение игры. Определение ролей. | Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Практикум | Интернет-ресурсы |
Раздел 4. Виды деятельности лидера ( 11 часов) | |||||||
12 | 26.11 | Коллективно –творческая деятельность. | 1 | Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы подготовки и проведения КТД. | Умение планировать работу, находить необходимую информацию | Информационное занятие | Презентация «КТД» |
13 | 03.12 | Виды и этапы коллективно – творческой деятельности | 1 | Что значит коллективное творческое дело | Самооценка способностей. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Информационное занятие | |
14-15 | 10.12 \ 17.12 | Специфические проявления лидерства | 2 | Шаги проекта.Выстраивание шагов проектной деятельности. Выделение проблемы и поиск путей ее решения | Отбор и анализ необходимой информации | Информационное занятие –практикум | Ресурсы интернета |
16 | 24.12 | Специфические проявления лидерства | 1 | Приемы ведения диалога . Стимулирование идей, суждений. Промежуточно ведение диалога. Бесконфликтное общение | Умение вести конструктивный диалог. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Диалог – практикум | |
17-18 | 14.01\21.01 | Могу ли я быть лидером-организатором? | 2 | Разработка игры для первоклассников. | Находить информацию, необходимую для организации игры | Практическая работа | |
19-21 | 28.01\04.02\ 11.02 | Могу ли я быть лидером-организатором? | 3 | Разработка сценария миниатюры новогоднего выступления | Отбор и анализ информации.Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Практикум | |
Раздел 5. Организация школьного и классного самоуправления (13 часов) | |||||||
22 | 18.02 | Каким же должен быть лидер? | 1 | Старосты и актив класса . Их роли. Роль лидера в классном коллективе | Оценивание своей практической деятельности и практической деятельности одноклассников. Умение проводить сравнительный анализ, систематизировать полученные выводы. Самооценка способностей. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Информационное занятие | Инструкции классного самоуправления |
23-24 | 25.02\ 03.03 | Каким же должен быть лидер? | 2 | Разработка и проведение мероприятия для классного коллектива. | Отбор необходимой информации. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Практикум | |
25-26 | 10.03 \ 17.03 | Спортивная игра «Самый ловкий!» | 2 | Разработка и проведение игры для младших школьников | Осуществлять расширенный поиск информации | Информационное занятие - практикум | |
27-29 | 24.03 \ 07.04\ 14.04 | Стиль работы лидера | 3 | Составление конкурсной программы Определение ролей ведущих Использование различных форм конкурсных программ .Проведение программы | Поиск и обработка необходимой информации для составления конкурсной программы. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Беседа –практикум | Сценарный материал |
30 | 21.04 | Стиль работы лидера | 1 | Практикум «Перевертыши» , «Театр» | Умение сотрудничать с другими участниками деятельности | Практикум | |
31 -32 | 28.04 \ 05.05 | Разница между эмоциональным и деловым лидером | 1 | Разработка план проведения акции Обозначить этапы проведения акции | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | Информационное занятие – практикум | Ресурсы интернета |
33. | 12.05 | Каковы своеобразные, специфические качества лидерского таланта? | 1 | Защита проекта | |||
34 | 19.05 | Деловая игра «Лидер» | 1 | Составлении игровой программы. Диагностика лидерских качеств. Самоанализ | Подведение итогов .Самооценка . Анализ деятельности .Рефлексия | Практикум | |
Итого : 34 часа |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Малыгинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
А.Н. Самохвалов _________
«______»____________ 2019 г.
Программа курса «Я - лидер»
в рамках внеурочной деятельности
в 7 классе
Составитель:
Климина А.В.
учитель иностранного языка
п. Малыгино
2019
Пояснительная записка.
Я – лидер! Как звезда на небе,
Мне ярче хочется светить,
И, познавая мир науки,
Полезным людям хочу быть.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация – процессы становления личности.
Нормативно правовая основа программы.
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы основного общего образования.
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)
7. Устав ОУ.
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Необходимость научить подростков самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и других является частью социального заказа в области воспитания. Другими словами, следует говорить о развитии у детей способности к лидерству.
В отечественной воспитательной теории и практике в решении данной проблемы накоплен достаточно большой опыт. Такой опыт апробирован и широко используется в детских оздоровительных лагерях и центрах, где каждый ребенок, попадая в новые, отличительные от привычных для него условия, может заявить о себе как о лидере, способном вести за собой и помогать достигать определенных результатов и высот.
Основные идеи программы:
- достижение лидерского первенства в товарищеском состязании нравственными методами и способами, стимулирование желания быть первым, полезным в нужной социально-значимой деятельности;
- идея актуальной и потенциальной успешности личности школьника в процессе самореализации;
- идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха;
- идея стимулирования стремления личности ученика к успеху.
В условиях дополнительного образования актуальность образовательной программы «Лидер» продиктована реализацией компетентностного подхода в обучении с учетом его приоритетных направлений:
- свободный выбор воспитанниками видов и сфер деятельности;
- ориентацию на личностные интересы, потребности, способности воспитанника;
- возможность самоопределения и самореализации воспитанника;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Данная образовательная программа позволяет воспитанникам приобрести опыт социально-значимой деятельности, активной коммуникации.
Программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации – 1 год. Годовая нагрузка – 34 часа.
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
- выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
- способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;
- повышать творческую и деловую активность воспитанников;
- воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
- создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.
Формы работы
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
- Деловые и ролевые игры.
- Упражнения на взаимодействия в группе.
- Тренинги.
- Творческие задания.
- Конкурсы (участие в школьных, районных, областных).
- Проигрывание ситуаций.
- Дискуссии
- Встречи со специалистами и интересными людьми.
- Экспресс тесты и опросы.
- КТД.
- Беседы.
Поскольку программа направлена на обучение детей среднего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
- Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
- Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
- Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
- Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
- Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
- Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.
В процессе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования Универсальных Учебных Действий.
Универсальные учебные действия в программе группируются в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Программа «Лидер» позволяет добиться следующих результатов.
Личностных:
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
- Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
- Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Матапредметных:
- Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
- Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметных:
- Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;
- Развитие качеств, присущим лидерам;
- Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
- Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач.
Качество реализации программы «Лидер» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).
Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий) для школьников начальных классов; разработка и реализация досуговых программ.
Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; участие в реализации досуговых программ; участие в социально значимых акциях (мероприятиях) для младших школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях Малыгинской СОШ; знание основ оформления стенного уголка; знание основ психологии и педагогики; частичное участие в реализации проектной деятельности.
В программе формируются следующие компетентности: презентационная, познавательная, социальная.
В результате работы по программе внеурочной деятельности «Лидер» воспитанник научится:
- Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
- Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
- Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
- Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.
Воспитанник получит возможность научиться:
- Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
- Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.
Литература
1.Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя/ Н.Ф Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2.Журнал «Классный руководитель» № 1, 1997 г.
3.Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань. 1987.
4. Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
5. Серия "Детские общественные движения и ученическое самоуправление", "Хочу быть лидером!". Выпуск 1,2. Нижний Новгород, 2006 г.
6.Тихомирова. Е. «Воспитание лидера», ж. «Воспитание школьника» № 4, 2003г.
7.Тихомирова. Е. «Воспитание лидера», ж. «Воспитание школьника» № 6, 2003г.
8.Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. "Психологическая школа молодежных лидеров". Московский психолого-социальный институт. М., 2006
9. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива.- М.,- ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".
Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер" для учащихся 6-7 классов.Программа «Лидер» рассчитана на обучение школьного актива и учащихся, проявляющих лидерские качества. Занятия проводятся 1 ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа лидера", 7 класс
Данная рабочая программа нацелена на формирование у школьников социальной активности, развитие лидерских качеств, умений по самоорганизации и организации различных форм деятельности ...
"Основы сценического мастерства" Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядов
Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядовОсновы сценического мастерстваКовальчук Ирина Александровна,педагог-орга...
Программа внеурочной деятельности "Школа лидера" (социальное направление)
Программа «Школа Лидеров» позволяет добиться следующих результатов. Личностных: · Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;&m...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лидер 21 века"
рабочая программа расчитана на 2 года на 10-11 класс, по 1 внеурочному занятию в неделю...
Программа внеурочной деятельности "Школа юного лидера"
Программа рассчитана на 129 часов, охватывает семь учебных лет (5,6,7,8,9,10,11 класс), 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.Логика подачи материала в программе курса основана на принципе «от теори...