Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".
рабочая программа (6 класс) по теме
Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lider.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Марьяновский Центр детского творчества»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол метод. Совета Директор_____________
№ _____ от________ Приказ №______ от______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Лидер»
(СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Срок реализации – 1 год
Возраст детей 11-12 лет
Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
Мерзликина Татьяна Анатольевна,
высшая квалификационная категория
МАРЬЯНОВКА 2013
Пояснительная записка.
Я – лидер! Как звезда на небе,
Мне ярче хочется светить,
И, познавая мир науки,
Полезным людям хочу быть.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация – процессы становления личности.
Нормативно правовая основа программы.
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы основного общего образования.
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)
7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
11. Устав ОУ.
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Необходимость научить подростков самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и других является частью социального заказа в области воспитания. Другими словами, следует говорить о развитии у детей способности к лидерству.
В отечественной воспитательной теории и практике в решении данной проблемы накоплен достаточно большой опыт. Такой опыт апробирован и широко используется в детских оздоровительных лагерях и центрах, где каждый ребенок, попадая в новые, отличительные от привычных для него условия, может заявить о себе как о лидере, способном вести за собой и помогать достигать определенных результатов и высот.
Предлагаемая программа развития лидерских способностей «Лидер» предназначена для реализации в условиях детского коллектива. Она основана на программе, разработанной в Марьяновском Центре детского творчества, и является частью системной работы детской районной организации «Юное поколение».
Основные идеи программы:
- достижение лидерского первенства в товарищеском состязании нравственными методами и способами, стимулирование желания быть первым, полезным в нужной социально-значимой деятельности;
- идея актуальной и потенциальной успешности личности школьника в процессе самореализации;
- идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха;
- идея стимулирования стремления личности ученика к успеху.
В условиях дополнительного образования актуальность образовательной программы «Лидер» продиктована реализацией компетентностного подхода в обучении с учетом его приоритетных направлений:
- свободный выбор воспитанниками видов и сфер деятельности;
- ориентацию на личностные интересы, потребности, способности воспитанника;
- возможность самоопределения и самореализации воспитанника;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Данная образовательная программа позволяет воспитанникам приобрести опыт социально-значимой деятельности, активной коммуникации.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Срок реализации – 1 год. Годовая нагрузка – 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Согласно санитарно-гигиеническим нормам продолжительность занятий 45+45 минут с перерывом 15 минут, один раз в неделю.
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
- выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
- способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;
- повышать творческую и деловую активность воспитанников;
- воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
- создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.
Формы работы
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
- Деловые и ролевые игры.
- Упражнения на взаимодействия в группе.
- Тренинги.
- Творческие задания.
- Конкурсы (участие в школьных, районных, областных и всероссийских).
- Проигрывание ситуаций.
- Дискуссии
- Встречи со специалистами и интересными людьми.
- Экспресс тесты и опросы.
- КТД.
- Беседы.
Поскольку программа направлена на обучение детей среднего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
- Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
- Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
- Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
- Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
- Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
- Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.
В процессе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования Универсальных Учебных Действий.
Универсальные учебные действия в программе группируются в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Программа «Лидер» позволяет добиться следующих результатов.
Личностных:
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
- Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
- Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Матапредметных:
- Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
- Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметных:
- Сформированность мотивированной направленности на продуктивную творческую деятельность;
- Развитие качеств, присущим лидерам;
- Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
- Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных социально-творческих задач, КТД.
Качество реализации программы «Лидер» состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).
Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий) для школьников начальных классов; разработка и реализация досуговых программ.
Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; участие в реализации досуговых программ; участие в социально значимых акциях (мероприятиях) для младших школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях Боголюбовской СОШ и ЦДТ; знание основ оформления стенного уголка; знание основ психологии и педагогики; частичное участие в реализации проектной деятельности.
В программе формируются следующие компетентности: презентационная, познавательная, социальная.
В результате работы по программе внеурочной деятельности «Лидер» воспитанник научится:
- Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
- Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
- Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
- Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.
Воспитанник получит возможность научиться:
- Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
- Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.
Содержание программы
«Лидерское начало»: 30часов.
Блок включает в себя знакомство с детскими движениями, с районной программой «Юное поколение», тестирование на выявление лидерских качеств, тренинги, беседы по этике и этикету.
Организация досуговой деятельности: 42 часа.
Разучивание массовых игр, тимбилдинг, деловые игры, «Школа ведущих», составление конкурсных программ и организация КТД для младших школьников.
В процессе работы программа предусматривает изменения в связи с календарными праздниками и планом работы школы и детской районной организации.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма организации внеурочной деятельности/ форма занятия | Количество часов | |||
Аудит. | внеурочные | ||||||
теория | практика | ||||||
1-2. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Беседа о детском объединении «Лидер». Игры на знакомство «Знакомьтесь – это мы». | Занятие -беседа | 1 | 1 | |||
3-4. | Детское движение в Марьяновском районе, Детская организация «Юное поколение». Тест «Какой я лидер». Игра-тренинг «Как вести за собой». | Занятие-тестирование | 1 | 1 | |||
5-6. | Диагностика-тест «Лидер ли я?». Игра «Чемодан лидера». | Диагностическое занятие | 2 | ||||
7-8. | Выпуск стенгазеты «Это мы!» | Практическое занятие | 2 | ||||
9-10. | Беседа «Сколько ребят – столько судеб». Игра «Кораблекрушение» (выявление лидера). | Занятие-беседа | 1 | 1 | |||
11- 12. | Игровая программа «Играем отдыхая». | Занятие - игровая программа | 2 | ||||
13-14. | Участие в районном мероприятии «Школа лидера». | Занятие-экскурсия | 2 | ||||
15-16. | «Школа ведущих». Основные навыки выступления. | Занятие-практикум | 1 | 1 | |||
17-18. | Участие в празднике «Осенины». | Занятие-практикум | 2 | ||||
19- 20. | «Школа ведущих». Работа над дикцией, разучивание скороговорок. | Занятие-практикум | 2 | ||||
21- 22. | «Школа ведущих». Тренинг «Как вести себя на сцене». | Занятие-тренинг | 2 | ||||
23-24. | «Школа этикета». Деловая игра «Мы встречаем гостей». | Деловая игра | 1 | 1 | |||
25-26. | «Школа этикета». Тренинг «Что нужно знать организатору праздника» | Занятие-тренинг | 2 | ||||
27-28. | Деловая игра «В мире этикета». | Деловая игра | 2 | ||||
29-30. | Инструктаж по ТБ. Промежуточная диагностика. Массовые игры на новогоднем празднике. | Комбинированное занятие | 0,5 | 1,5 | |||
31- 32. | Проведение новогоднего праздника в начальных классах. | Занятие-практикум | 2 | ||||
33-34. | Как подобрать вопросы для интеллектуальной игры? Интеллектуальная игра «Я самый умный». | Занятие-практикум | 1 | 1 | |||
35-36. | «Упражнение Джеффа». Разучивание «песен у костра». | Занятие-практикум | 2 | ||||
37-38. | Как составить конкурсную программу? | Занятие-практикум | 1 | 1 | |||
39-40. | Составление конкурсной программы для учащихся 1 класса. | Занятие-практикум | 2 | ||||
41- 42. | Проведение конкурсной программы в 1 классе. | Занятие-концерт | 2 | ||||
43-44. | Составление конкурсной программы для учащихся 2-3 классов. | Занятие-практикум | 2 | ||||
45-46. | Проведение конкурсной программы в 2-3 классах. | Занятие-концерт | 2 | ||||
47-48. | Участие в праздничном поздравлении в ДК к празднику 8 Марта. | Занятие-концерт | 2 | ||||
49-50. | Что такое «Тимбилдинг»? Разучивание игр «Ковёр», «Обстрел». | Информационное занятие | 1 | 1 | |||
51- 52. | Игровой практикум. «Узнай кто», «Часы», «Шляпа». | Игровой практикум | 2 | ||||
53-54. | Игровой практикум. «Ручка громкости», «Перевёртыши», «Театр». | Игровой практикум | 2 | ||||
55-56. | Беседа «Подари другому радость». Игровой практикум. «Фоторобот», «Иностранцы». | Занятие-беседа. Игровой практикум. | 1 | 2 | |||
57-58. | Методика конструирования КТД. | Занятие-лекция. | 2 | ||||
59-60. | Участие в районном мероприятии «Школа лидера». | Занятие-экскурсия. | 2 | ||||
61- 62. | Разработка КТД для младших школьников. | Занятие-практикум | 2 | ||||
63-64. | Составление сценария проведения КТД «В гостях у сказки». | Занятие-практикум | 2 | ||||
65-66. | Проведение КТД «В гостях у сказки» в младших классах. | Занятие-практикум | 2 | ||||
67-68. | Участие в публичном отчёте в ЦДТ | Занятие-экскурсия | 2 | ||||
69-70. | Итоговая диагностика успешности. Досуговая программа «Хотите верьте, хотите нет». | Диагностика | 1 | 1 | |||
71-72. | Игровая программа «Мы – лидеры!» | Игровая программа | 2 | ||||
12,5 | 39,5 | 20 |
Система оценки планируемых результатов
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт лидерства воспитанников. Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы, ЦДТ.
1. Педагогическое наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Участие в массовых мероприятиях.
4. Беседы с родителями.
5. Анкетирование и тестирование.
6. Открытые занятия.
7. Тренинги.
8. Диагностика.
Работа с родителями
1. Посещение семей воспитанников на дому.
2. Общие и групповые родительские собрания.
3. Консультации.
4. Занятия с участием родителями.
5. Дни открытых дверей.
6. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
7. Работа с родительским комитетом.
8. Беседы с детьми и родителями.
9. Тренинги.
Методическое и материально-техническое обеспечение
К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:
- учебный кабинет;
-пакет диагностик;
- сборники игр и сценариев;
- дидактический материал;
-наглядный и раздаточный материал для игр;
- MP 3 проигрыватель;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- аудио и видеозаписи.
Реализация программы
Большие возможности для реализации программы создают интересы воспитанников, родителей, школьных учителей, представители социума поселения. Эти интересы следует целенаправленно изучать. Также особое значение при осуществлении программы имеет социальный и профессиональный статус педагога-воспитателя. Реализация программы поможет в выявлении лидеров среди учащихся школы, что в свою очередь будет способствовать в плодотворной работе школьного самоуправления. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения, создания собственного бренда.
Литература
- Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 2005
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2006
- По ступенькам лидерства, ГДДюТ, 2007
- Закон об образовании, 2009
- Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. – М, 1984
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 2006
- Конвенция о правах ребенка.
- Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., Ростов н/Д., 2003
- Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2006
- Немов Р.С. Психология. – М., 1995
- Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999
- Саврасов В.П. Особенности развития самосознания: Автореферат канд.дис. – Л., 2005
- Шильштейн Е.С. Особенности презентации // Вопросы психологии. – М., 2008
- По ступенькам лидерства, Омск 2008.
- Программа СПО ФДО «Я сам», «Возрождение», «Игра – дело серьезное», «Лидер».
- Энциклопедия игр и развлечений под ред.О.Турбина.
- Сборник сценариев для детей «Приходите к нам на праздник». Ярославль, «Академия развития», 2001.
- В. Рекут «Самые лучшие игры для умников и умниц». М. «РИПОЛ – КЛАССК», 2007.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...