Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я – ПАТРИОТ»
проект

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Я- Патриот"41.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Сафоново Смоленской области

Обсуждено и принято

 на заседании педагогического совета

МБОУ «СОШ№6»

Протокол №____

«___» ______ 2016г.

Утверждаю: 
директор   МБОУ «СОШ №6»

_____        
 _________________________
№ _______ от_________

ПРОГРАММА

гражданско-патриотического воспитания школьников

«Я – ПАТРИОТ»

2017г

Г Сафоново

Паспорт программы

Полное название учреждения

муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 6» г Сафоново Смоленской области

Наименование программы

Программа «Я - Патриот  »

Основной разработчик программы

Заместитель директора по ВР: Ефимова Е.В

Цель программы

Цель–   сормировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Задачи программы

  1. Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.
    2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
    3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
    4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
  1. привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан

Срок реализации

2017 - 2020 г.г.

Исполнители основных мероприятий программы

Обучающиеся 1-11 классов, родители (законные представители) обучающихся, педагогический коллектив школы, специалисты ведомственных организаций.

Пояснительная записка

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения.

Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения.

 

Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, целью которого является — воспитать человека, способного, но социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания 
Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

  • умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
  • способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
  • умение устанавливать контакты с другими людьми;
  • готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
  • неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
  • умение любить свою Родину.

Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: 
1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.
2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Основополагающие принципы и направления их реализации 
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

  • научность, гуманизм, демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны. 
Оно включает:политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей. 
Оно включает:развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и
проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Реализация программы проходит в три этапа:
1 этап.  2017 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.
2 этап. 2018-2019 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
3 этап. 2019-2020 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип научности, гуманизма, демократизма.
  • Принцип участия.
  • Принцип гарантии.
  • Принцип комплексного сквозного подхода.
  • Принцип блочного подхода.

Основные направления
Социальное
Цели:

  • воспитание сознательного отношения к учебе;
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
  • формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;
  • формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.

Содержание:

  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
  • изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
  • проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;
  • организация совместных коллективных творческих дел;
  • организация и проведение благотворительных акций;
  • создание “Ордена Милосердия”;
  • организация работы с родителями.

Политическое
Цели:

  • воспитание правовой культуры;
  • знакомство с правовыми нормами и процедурами;
  • выработка правовой культуры;
  • развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Содержание:

  • изучение символики Росси, края, города, школы;
  • оформление уголка символики;
  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
  •  изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
  • сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
  • совершенствование системы классного и школьного соуправления;
  • организация цикла передач по школьному радио;
  • организация встреч с выпускниками школы, организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;
  • акция «Ветеран живет рядом»;

Нравственное
Цели:

  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
  • формирование общечеловеческих ценностей.

Содержание:

  • соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
  • изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России, малых народов Ямала;
  • участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
  • знакомство с различными видами искусств;
  • изучение истории России, символики, геральдики;
  • проведение общешкольных традиционных мероприятий (Слет Отличников и Хорошистов, творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.);
  • проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
  • оформление стендов: “Отличники”, “Наши выпускники – заслуженные люди города”;
  • организация различных выставок;
  • организация культурных мероприятий для творческой самореализации:
  • создание вожатского движения в школе;
  • организация и создание фольклорного театра, ансамбля национального танца, хора учителей.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Классы

Ответственный

за выполнение

1. Организационная работа

1

Оформление кабинета ОБЖ.. Совместная работа с зам. директора по УВР, учителями физ. воспитания  по отбору кандидатов в команду для соревнований.

2. Совершенствование учебно-материальной базы по проведению военно-патриотического воспитания обучающихся в школе

В течение года

5-11

Зам. директора по ВР ,

преподаватель ОБЖ

2

Оформление стендов по безопасности

жизнедеятельности, основам медицинских знаний, здорового образа жизни и основам военной службы.

Сентябрь-октябрь,

в течение года

10-11

Зам. директора поВР,

преподаватель ОБЖ

3

Приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, макетов, муляжей, учебных видеофильмов, мультимедийных носителей информации по разделам курса ОБЖ.

В течение года

5-11

Директор,

преподаватель ОБЖ

4

Совершенствование пришкольной спортивной площадки и  универсальной полосы препятствий, мест для занятий по прикладной физической подготовке

В течении года

10-11

Зам. директора по ВР,

преподаватель ОБЖ

5.

Оформление заявки на приобретение учебно-материальных пособий для организации занятий по ОБЖ

Сентябрь

Зам. директора по ВР

6.

Организация допризывной подготовки юношей

В течение года

преподаватель ОБЖ

7.

Организация сотрудничества с работниками военкомата по вопросам допризывной подготовки

В течение года

9-11

преподаватель ОБЖ

8.

Постоянно проводить военную профориентацию с целью подготовки обучающихся к поступлению в ВУЗы.

В течение года

Зам. директора по ВР

II. Учебная работа

1

Проведение учебных занятий по курсу ОБЖ..

Подготовка к школьной и городской олимпиаде по ОБЖ

Сентябрь-май

5-11

преподаватель ОБЖ

2

Подготовка дидактического и раздаточного материала для учащихся: ксерокопии схем, таблиц, рисунков, заданий для самостоятельной работы и др.

Сентябрь-май

5-11

Преподаватель ОБЖ

3

Организация консультативной работы и итоговой  аттестации обучающихся.

Май

9,11

преподаватель ОБЖ

5

Организация учебно-полевых сборов (юноши 10 класса)

Апрель - июнь

10

Директор школы,

преподаватель ОБЖ

6.

Организация правовой подготовки юношей допризывного возраста

В течение года

9-11

преподаватель ОБЖ

III. Методическая работа

1

Разработка, внесение изменений и уточнений в документы планирования учебного процесса по курсу ОБЖ.

Август-сентябрь

5-11

Преподаватель ОБЖ

2.

Разработка концепции и программы военно-патриотического воспитания школьников

Сентябрь-октябрь

преподаватель ОБЖ

3

Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий  по отдельным темам курса ОБЖ.

Сентябрь-май

5-11

Преподаватель ОБЖ

Зам. директора по военно-патриотическому воспитанию

4

Подготовка методических материалов (разработки, указания, рекомендации, пособия) по разделам курса ОБЖ.

В течение года

5-11

преподаватель ОБЖ по ВПВ

5

Разработка тестовых заданий для проверки и закрепления знаний учащихся.

В течение года

5-11

Преподаватель ОБЖ

6

Подготовка вопросов по темам и разделам курса ОБЖ для текущего и рубежного контроля знаний в рамках внутришкольного контроля

В течение года

5-11

преподаватель ОБЖ

IV. Внеклассные и внешкольные мероприятия

1

Проведение оборонно-спортивных мероприятий между классами:

  • правила дорожного движения;
  • военно-спортивный праздник «День защитника Отечества»
  • соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, разборке и сборке АК-74
  • «Школа безопасности»: правила поведения в различных ситуациях

- Соревнования военно-патриотической направленности

сентябрь

февраль  

февраль

январь, весь год

5-8

10-11

5-9

1-11

5-9

Зам. директора по ВР,

преподаватель ОБЖ

 учителя физической культуры

Преподаватель ОБЖ

2

 Работа кружков. Подготовка и участие сборных команд школы в районных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта и военно-спортивным многоборьям

В течение

года

10-11

Зам. директора по ВР,

преподаватель ОБЖ

3

Экскурсии в городской музей  гСафоново

Сентябрь,

май

1-11

Классные руководители

4

Проведение пеших туристических походов

с выполнением практической работы:  

  • Безопасность туристического путешествия
  • Оказание первой помощи
  • Организация соревнований по проверке специальных туристских умений и навыков

Сентябрь,

май

5-8

Классные руководители

5

Встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, работниками военкоматов, органов ГО и ЧС, МВД, ГИБДД, медицины

В течение года

5-11

Зам. директора поВР

преподаватель ОБЖ

6.

Подготовка и проведение "Дня защиты детей":

- Изготовление ВМП

- Одевание ВМП, ГП - 5, ОЗК

-  Порядок действий в составе формирований спасательной группы, группы охраны общественного порядка, звена по обслуживанию убежищ, пост РХН.

Апрель

1-11

Зам. директора поВР

преподаватель ОБЖ

7.

Вечера памяти. Митинги. Акции

В течении года

1-11

классные руководители,

8.

Провести военно-спортивные игры «Победа»

Май

5-8

Зам. директора по ВР,

9.

Провести беседы на тему: « Вклад наших земляков в Великую Победу»

Май

1-11

Классные руководители

10.

Поздравление участников и ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы.

9 мая

1-11

Зам директора по ВР, кл.рук

11.

1.Учебно-полевые сборы с юношами 10 классов:

2. Реконструкция учебно-материальной базы

Май

10

Зам. директора поВР

преподаватель ОБЖ

Ожидаемые результаты:

  • качественный рост воспитанности детей;
  • достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
  • активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
  • способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

  • Акция «Ветеран живет рядом».
  • Акция «Письмо солдату».
  • Вахта Памяти.
  • Игра «Победа».
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных воин.
  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
  • Возложение цветов к Памятным местам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Патриот"

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное пон...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном учрежд...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отнош...

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ, государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан ...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы – патриоты своей страны»

Программа  гражданско-патриотического  воспитания  "Мы – патриоты своей страны»...

«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно вли...