Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы – патриоты своей страны»
проект (11 класс)
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы – патриоты своей страны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ № 32
им. С.А. Лавочкина» г. Смоленска
_______________С.С.Мандрикова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32им. С.А. Лавочкина» гор. Смоленска
Программа
Гражданско-патриотического воспитания
"Мы – патриоты своей страны»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 7-16лет
Разработчики:
Мандрикова С.С. директор школы
Якубович Т.В.
преподаватель - организатор ОБЖ
г. Смоленск – 2017г.
Аннотация
Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы патриоты своей страны» представляет собой динамической систему форм, методов и приемов, направленную на создание педагогических условий для формирования социально открытого пространства, ориентированного на гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
Реализация программы основана на развитии социально-партнерских отношений с максимальным использованием педагогического потенциала социального окружения: семьи учащихся, учреждений дополнительного образования, школ Республики Беларусь, Военной Академией войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им А.М. Василевского и Православной Церковью. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности и рассчитана на три года и предназначена для учащихся общеобразовательного учреждения с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 3 блока практической деятельности, с учётом различных возрастных категорий учащихся. Общие направления деятельности в блоках определяют специфические особенности гражданско-патриотического воспитания учащихся разного школьного возраста с учетом уровня подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно. Все блоки связанных между собой общей структурой организации мероприятий, отражающей системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа отражает тесную связь, как урочных форм деятельности, так и внеурочную форму воспитания патриотизма у учащихся.
I блок деятельности для учащихся 1–4-x классов. Процесс воспитания гражданско-патриотического воспитания строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Реализация программы основана на формирование социокультурных компетенций: знаний о своей Родине, трудовых и культурных традиций, о людях живущих рядом, их нравственном, эмоционально-волевом отношение к деятельности по защите близких. В Программу включены социальные проекты, предусматривающие тесное сотрудничество с Попечительским советом школы, Родительским комитетом и представителями Православной Церкви.
Основная задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развивать творческий потенциал младшего школьника, воспитывать чувства уважения, любви к семье и людям, живущим в нашей стране, способствовать формированию личности, способной внести свой вклад в жизнь школы, города, страны.
Ожидаемый результат: закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.
Формы работы:
Урочная форма: курс начальной школы «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории российского государства, уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны.
Внеурочная форма: Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы Православной этики»); «Школа вежливых наук»; «Я гражданин России»; «Занимательная страна вежливости»; «Учусь общаться», «Праздники традиции и ремесла народов России»; «Земля – наш дом»; «Наш край»; «Азбука права»; «Удивительный мир книги»; «Тропинки к своему Я»; «Занимательная страноведения»; «Дорожная азбука». Основной внеурочной формой деятельности по воспитанию патриотизма являются различные социальные проекты («Семейный альбом»), конкурсы («Дизайнерская елка», «Рождественское чудо»), семейные праздники («Папа мама и я дружная семья») и т.д.
II блок деятельности для учащихся 5–8-х классов. Учитывая возрастающую потребность подростков анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования основными задачами являются: совершенствовать готовность и умение защищать свои права и права других людей, уметь строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Основными компонентами урочной формы (уроки обществознания, истории, ОБЖ), содержащие гражданско-патриотическое воспитание являются: политические, правовые знания, знания об основных социально - экономических процессах, происходящих в обществе, знания в области основ военной службы. На уроках литературы, Основы Православной культуры получат знания о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе.
Внеурочная форма деятельности представляет собой различные направления социального сотрудничества гражданско-патриотической воспитания. Это - социальные проекты («Время и люди», «Афганистан: правда и боль»), творческие проекты («Реликвии моей семьи», «Семейные ценности») и т.д.
Ожидаемый результат: углубятся, расширятся знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, сформируется познание философских, культурных, Политико – правовых и социально – экономических основ жизни общества, гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация.
III блок деятельности для учащихся 9–11-х классов. Учитывая сенситивный период для формирования интеллектуального и научного мировоззрения, основная деятельность в рамках программы направленна на профессиональное самоопределение с учетом патриотического чувства – созидать для укрепления и развития Родины. Урочная форма деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию реализуется во всех учебных курсах и, в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественно – научного циклов и уроках ОБЖ. На уроках обществознания отечественной и всеобщей истории, подростки приобретут опыт освоения основных социальных ролей, смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране. При изучении иностранного языка и литературе школьники получат общие знания в области истории и культуры России и мира. Знакомство с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, позволит сформировать взаимопонимание и толерантность к другим народам.
Предметы естественнонаучного цикла, акцентируя внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; позволят сформировать у подростков чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Изучаемые в курсе литературы произведения позволят сформировать важнейшие нравственные понятия и ценности. На уроках ОБЖ основная направленность курса позволит получить знания и первичные навыки в области военной службы. Основные задачи по формированию личностных компетенций идентичные с основной задачей программы «Гражданско-патриотического воспитания»
В рамках внеурочной деятельности проводятся элективные курсы «Актуальные вопросы курса обществознания». В программу включены социальные проекты, направленные на формирование социально-мировоззренческих компетенций для осознанного выбора профессии, в том числе и военной: социальный альманах «Время и люди», «Герой нашего времени»; День музыки, День мульти-пульти; конкурс «Великой победе посвящается» и т.д.
Основная задача проектов формировать ответственность за будущее страны, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины. Социальные проекты и мероприятия реализуются при тесном сотрудничестве с Военной Академией войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им А.М. Василевского.
Прогнозируемые результаты реализации программы связаны с освоением учащимися общественно-исторический опыта путём вхождения в социальную среду, создание на базе учебного учреждения православного патриотического клуба «Будущий защитник Родины».
Основная связь урочной и внеурочной формой деятельности программы «Мы патриоты своей страны» отражается в проведении открытых уроков по итогам пройденных тем с основной направленностью гражданско-патриотического воспитания: «Рождественское чудо», «Широкая масленица», «Святые имена Православного мира», «Уроки пожарной безопасности», «Гражданская оборона», а так же проведении Дня науки, предметных недель, Фестиваля науки и творчества. При этом участниками являются не только учащиеся и педагоги, но и социальные партнеры школы.
Пояснительная записка
Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы патриоты своей страны» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2014-2017г», Закона РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ.
Актуальность:
В современное время перед нашим обществом и в целом мире возникли новые негативные вызовы: экономический кризис; расслоение общества, коснувшееся каждой семьи; отрицательное влияние интернет сообществ на мироощущение и ценностные ориентации детей и подростков. Появление нового типа войн – террористические войны. В целях безопасности и сохранения целостности любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты воспитания подрастающего поколения. Безопасное развитие правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Школа не может больше односторонне вырабатывать стратегии в педагогическом воспитании отдельно от тех социальных структур, которые существуют в нашей стране. Необходимость равноправного сотрудничества с общественными организациями, Православной Церковью, как исторически сложившимся источником духовного становления человека, продиктовано создание Программы гражданско-патриотического воспитания «Мы патриоты своей страны». Основным направлением, которой является создание социокультурного пространства для патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции подростков, формирования общественно-исторического опыта путём вхождения в социальную среду, формирование социокультурных компетенций позволяющих выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности, формирование активной гражданской позиции подростков подготовка их к защите Отечества. Необходимость реализации программы определяют выводы, сформированные в результате мониторинга общественного мнения родителей учащихся: основным результатом создания социокультурного пространства для гражданско-патриотического воспитания является становление и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, что определяет желание служить в вооруженных силах РФ
Цель и задачи Программы
Цель: создание педагогических условий для формирования социокультурного пространства, как динамической системы гражданско-патриотического воспитания учащихся, укрепление социокультурных связей с Православной Церковью, как исторически сложившимся источником духовного становления человека.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания школьников;
- развития духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка,
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
- развитие сотрудничества с родительской общественностью, с государственными и негосударственными учреждениями
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Группа | Функции | Состав |
Административно - координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор учреждения |
Консультативная | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. | Заместитель директора по УВР, методист по программному обеспечению, преподаватель-организатор по ОБЖ |
Административно- педагогическая | Реализация программы в системе воспитательной работы Использование современных воспитательных технологий. | Педагоги, заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор по ОБЖ |
Специалисты, сотрудничающие с учреждением ( социум) | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения. | Методисты, педагоги и администрация других школ, специалисты психологической медицинской службы, представители Церкви, военной академии, тренера и администрация спортивных школ, представители музеев, музыкальные коллективы, Смоленская областная филармония |
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения и государственными и негосударственными учреждениями. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы в урочное внеурочное и урочное время.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной, социальной и воспитательной среды.
Этапы реализации программы «Мы патриоты своей страны»
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
Расширять и укреплять связи и отношения с общеобразовательными учреждениями и культуры, спортивными школами города, с Православной Церковью.
Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации программы.
Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию: «Допризывники», «Зарница»
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы учреждения.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Практический выход реализации программы
Создание православного патриотического клуба «Будущий защитник Родины»
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина», сотрудничество с музеем, библиотеками, общественными организациями, с социальными партнерами и представителями Православной Церкви.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Система объективных критериев оценки результативности | |||
№ п/п | Основные направления оценки | Сформированность знаний, нравственно-духовные и количественные параметры | Формы оценки |
1 | Сформированность гражданских навыков | - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах; - готовность к образованию. | Контрольные тесты, анкетирование |
Сформированность знаний по направлению «Основы военной службы» | - порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; - состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; - основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; -основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; - требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника; - предназначение, структуру и задачи РСЧС; - предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; - символика Российской Федерации; | Контрольные тесты, анкетирование | |
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: | - патриотизм и любовь к Родине; - национальное самосознание; | Контрольные тесты, анкетирование (Т.Н. Гущина) | |
Количественные параметры | - включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; - качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); - отсутствие детей с девиантным поведением; - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; – культурных и социальных практик | Контрольные тесты анкетирование, аналитическое наблюдение |
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
- создание социокультурного пространства по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
в личностной сфере:
- трудолюбие и инициативность
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности
в социальной сфере:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
- Направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Внеурочная форма деятельности: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, социальные проекты и т.д.
2. Направление «Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Внеурочная форма деятельности: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, День Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, акции, социальные проекты и т.д.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края
2.Формировать экологическое поведение.
Внеурочная форма деятельности: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи, как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Внеурочная форма деятельности: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, социальные проекты и т.д.
5. Направление «Основы военной службы»
Цель: воспитание ценностного отношения к человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России, ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества
Задачи: формирование знаний по следующим направлениям
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
Внеурочная форма деятельности: открытые уроки по ОБЖ, тематические беседы с учащимися и родителями, организационная работа по постановки юношей на воинский учет, встречи с ветеранами, сотрудничество с социальными партнерами в рамках социальных проектов, занятия учащихся 10 классов на базе Академией войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им А.М. Василевского по НВП.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями через социальные проекты «Семейный альбом», «Широкая масленица» и др. Проведение благотворительных акций «Доброе сердце», «Я люблю свою школу» и др. Организацию социальных инициатив «Подарок четвероногому другу», «Спорт на благо людям» и др.
Организация внеурочной деятельности программы гражданско-патриотического воспитания
«Мы патриоты своей страны»
2015-2017г.г.
№ н/н | Содержание и формы деятельности | Направленность деятельности | Организаторы и участники деятельности | Продукты деятельности |
I этап: проектный | ||||
1 | Открытый методический совет в форме круглого стола: «Организация условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. | Изучение нормативной, материально-технической базы. | Директор учреждения, преподаватель-организатор ОБЖ, методический совет, родительский комитет, попечительский совет школы, представители военной академии | Аналитическая справка «Анализ условий создания системы гражданско-патриотического воспитания» |
2 | Входящая диагностика личностных компетенций – «Личностный рост школьника» (Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В.) | Работа с диагностическим материалом: Адаптированная Личностная диагностика | Психологическая служба учреждения | Материалы из отчетной презентации «Результаты деятельности программы «Гражданско-патриотическое воспитание» (прил. №2) |
3 | Педагогический совет «Формирования социокультурного пространства, как динамической системы гражданско-патриотического воспитания учащихся» | работа с педагогическими кадрами | Директор учреждения | Утвержденная программа, утвержденный план деятельности программы |
II этап: практический | ||||
I блок деятельности | Для учащихся 1–4-x классов. | |||
1 | Тематические родительские собрания, классные часы, индивидуальные консультации с родителями | Направление «Я и семья» | Родители, учащиеся и кл. руководители | Протоколы родительских собраний, книга предложений и отзывов |
2 | Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» | Родители, учащиеся и кл. руководители | Технологическая карта мероприятия, фотоотчет, книга предложений и отзывов (прилож. №4) | |
3 | В рамках проекта «Семейный альбом» - конкурс: «Моя любимая бабушка» | Классные руководители, учащиеся, родители | Технологическая карта мероприятия, фотоотчет, книга предложений и отзывов (прил. № 14) | |
4 | Социальный проект: - Спортивный праздник «Мал да удал! Папе помогал!» | Классные руководители, учащиеся, родители, учителя физической культуры | Технологическая карта мероприятия, фотоотчет, книга предложений и отзывов (прил. № 5) | |
5 | Занятия по внеурочной деятельности - «Школа вежливых наук» - «Занимательная страна вежливости» | Классные руководители, учащиеся, родители | Программа (http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html ) | |
6 | Тематические классные часы | Направление «Мой край родной» | Классные руководители, учащиеся | Технологическая карта классных часов |
7 | Социальный проект «Семейный альбом»: Фотовыставка «Мой родной город – Смоленск» | Родители, учащиеся и классные руководители, представители разных профессий | Фотоотчет, книга предложений и отзывов родителей учащихся (прил. № 14) | |
8 | Занятия по внеурочной деятельности: - «Наш край родной» - «Земля наш дом» - «Азбука Смоленского края» - «Мой край Смоленский» - «Моя малая Родина» | Классные руководители, учащиеся, родители | Программа занятий (http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html) | |
9 | Социальный проект «Семейный альбом» - конкурс: «Масленица широкая, рецепты моей семьи» | Направление «Связь поколений» Направление «Связь поколений» | Родители, учащиеся и классные руководители | Фотоотчет, книга предложений и отзывов одителей учащихся (прил. № 14) |
10 | Тематические выставки школьной библиотеки, посвящённые Дню Защитников Отечества | Библиотекарь, учащиеся | Книга отзывов учащихся | |
11 | Открытое мероприятие в рамках Дня православной книги: - «Защитники земли Русской» - «День православной книги» | Учащиеся, родители, представители церкви | Сценарий мероприятия. книга предложений и отзывов родителей учащихся | |
12 | "Цветы Победе!" выращивание цветов для школьного двора | Классные руководители, учащиеся | Фотоотчет о мероприятии, клумбы с цветами | |
13 | Цикл творческих встреч «Святые имена Православного мира» | Направление «Связь поколений» | Учителя, учащиеся, представители Церкви | Технологическая карта мероприятия |
14 | Внеурочная деятельность: - «Праздники традиции и ремесла народов России» | Классные руководители, учащиеся, родители | Программа занятий (http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html) | |
15 | Социальный проект «Семейный альбом» - конкурс «Мой папа защитник» | Направление «Растим патриота и гражданина России» | Родители, учащиеся и классные руководители | Фотоотчет, книга предложений и отзывов родителей учащихся (прил. № 14) |
16 | Конкурс «Великая Победа глазами детей» | Родители, учащиеся и классные руководители | Выставка рисунков | |
17 | Конкурс «Дизайнерская елка» | Учителя, учащиеся | Выставка творческих работ (лучшие работы для участия в городской Акции «Новогодняя игрушка») | |
18 | Внеурочная деятельность: - «Удивительный мир книги» - «Тропинки к своему Я» - «Занимательная страноведения» Направление «Растим патриота и гражданина России» - «Дорожная азбука» - «Я гражданин России» - «Азбука права» | Учителя, учащиеся, родители | Программа занятий (http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html) | |
II блок деятельности | для учащихся 5–8-х классов. | |||
1 | Тематические классные часы, родительские собрания | Направление «Растим патриота и гражданина | Классные руководители, представители разных профессий, родители | Книга предложений и отзывов родителей учащихся |
2 | Проект «Смоленщина – взгляд патриота» - творческие работы учащихся | Экспериментальные лаборатории МО истории, учащиеся | Технологическая карта проекта, презентация проектов в интернете | |
3 | Викторина по правовой тематике | Классные руководители, учащиеся | Технологическая карта мероприятия, определение победителей | |
4 | Социальный проект «Время и люди»: - Презентация литературно-музыкального проекта «Предаю тебя твоей совести» | Экспериментальные лаборатории МО истории, литературы и музыки учащиеся | Технологическая карта мероприятия | |
5 | Социальный проект «Время и люди»: - историко-музыкальная гостиная «Афганистан: правда и боль» | Экспериментальные лаборатории МО истории, литературы и музыки учащиеся, ветераны | Технологическая карта мероприятия | |
6 | Праздник получения паспорта, «День Конституции» | Классные руководители, учащиеся | Технологическая карта мероприятия | |
7 | Коллективное творческое дело «Мир профессией» | Классные руководители, учащиеся | Творческие работы учащихся | |
8 | Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла | Направление «Связь поколений» Направление «Связь поколений» | Классные руководители, учащиеся, ветераны | Технологическая карта мероприятия, фотоотчет |
9 | Реалити-шоу: «Прощай ХХ Век» | Экспериментальные лаборатория МО истории, учащиеся 5-8классов | Технологическая карта проекта, презентация проектов в интернете (приложение № 12) | |
10 | Предметная неделя | Учителя предметники, учащиеся | Определение победителей | |
11 | Туристический слет (школьный тур) | Направление «Мой край родной» | Экспериментальные лаборатория МО физической культуры, учащиеся, представители спортивной школы по туризму | Технологическая карта мероприятия, в электронном виде |
12 | Организация экскурсий (музеи г. Смоленска) | Классные руководители, представители музеев | Отчетная презентация | |
13 | Тематические родительские собрания, классные часы, родительский лекторий индивидуальные консультации с родителями | Направление «Я и семья» | Родители, и классные руководители, учащиеся, представители Церкви | Технологическая карта мероприятия, презентация, протоколы собраний |
14 | Социальный проект «Семейный альбом»: - конкурс творческих работ «Реликвии моей семьи» - конкурс презентаций «Семейные ценности» | Родители, и классные руководители | Фотовыставка, фотоотчет | |
15 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: - «Моя родословная» | Учителя, учащиеся, родители | Определение победителей | |
16 | Промежуточная диагностика личностных компетенций - «Личностный рост школьника» (Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В.) Диагностика родителей - «Удовлетворенность качеством образовательных услуг и результативностью форм и методов воспитательной работы» | Мониторинг деятельности | Родители, учащиеся | Аналитическая справка (приложение № 3) |
III блок деятельности | для учащихся 9–11-х классов. | |||
1 | Социальный проект «Время и люди»: - Открытая научно-практическая конференция «Афганистан: взгляд из современности» | Направление «Растим патриота и гражданина России» Направление «Растим патриота и гражданина России» | Экспериментальные лаборатории МО истории, учащиеся и ветераны | Технологическая карта мероприятия, презентация проектов в интернете |
2 | Интеллектуальна игра: «Что? Где? Когда?» | Классные руководители, учащиеся | Определение победителей | |
3 | Конкурс «Супермен – 2014» | Преподаватель – организатор ОБЖ, учащиеся | Определение победителей | |
4 | Родительское собрание «Мир профессий» - встреча с представителями учебных профессиональных заведений | Учителя, учащиеся, администрация школы, представители профессиональных заведений | Протоколы заседаний, фотоотчет | |
5 | Конкурс «Мисс школы - 2014» | Преподаватель – организатор ОБЖ, учащиеся | Определение победителей | |
6 | Открытый тематический лектории с представителями «Основы семейных ценностей – путь становления личности ребенка, как патриота своей страны» | Направление «Я и семья» | Представители Церкви, родители, учащиеся, учителя | Фотоотчет мероприятия, книга отзывов |
7 | Тематические родительские собрания, классные часы, индивидуальные консультации с родителями | Родители, учащиеся и классные руководители | Протоколы родительских собраний, книга предложений и отзывов | |
8 | Экскурсии, тематические классные часы, посещение музеев, акция – «Чистый город» | Направление «Мой край родной» | Классные руководители, учащиеся, представители музеев | Фотоотчет о мероприятии |
9 | Социальная акция – «Чистый город» | Классные руководители, учащиеся, родители | Фотоотчет о мероприятии | |
10 | Благотворительный концерт «Подарок другу» | Классные руководители, учащиеся, представители благотворительных организаций | Фотоотчет мероприятия | |
11 | Социальный проект «Время и люди»: - Литературно-музыкальная гостиная «Песни огненных лет» | Экспериментальные лаборатории МО истории, учащиеся и ветераны | Технологическая карта проекта, презентация проектов в интернете | |
12 | Создание выставочных экспозиций: "Они сражались за Родину", "Ничто не забыто, никто не забыт" | Преподаватель-организатор по ОБЖ, учащиеся | Выставка, фотоотчет | |
13 | Благотворительная акция «Праздник школьного двора» | Классные руководители, учащиеся, Попечительский совет | ||
14 | Метапредметный проект: «Цветок папоротника: мифы и реальность» | Направление «Связь поколений» | Экспериментальные лаборатории МО истории, учащиеся и ветераны | Технологическая карта проекта, презентация проектов в интернете |
15 | Международный фестиваль науки и творчества «День Дружбы» | Учителя, учащиеся, социальные партнеры | Фотоотчет (прил. № 13) | |
16 | Благотворительная акция «Мой земляк …Помню! Горжусь» | Классные руководители, учащиеся, ветераны | Поздравительные открытки и подарки ветеранам | |
17 | Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества | Направление «Основы военной службы» Направление «Основы военной службы»
| Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии | Фотоотчет мероприятий |
18 | Внеурочные занятия 10классов по НВП на базе Военной Академией войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им А.М. Василевского | Преподаватели военной академии | Программа занятий, договор о сотрудничестве | |
19 | В рамках проекта «Семейный альбом» - конкурс: «Семейная хроника военных лет» | Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии, родители | Фотоотчет мероприятий, фотовыставка, информационные стенды | |
20 | Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества | Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии | Фотоотчет мероприятий, план мероприятий | |
21 | Проведение игр на местности "Учимся выживать" | Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии | Определение победителей | |
22 | Военные сборы для 10 классов | Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся | Программа занятий (школьный сайт http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html) | |
III этап: аналитический | ||||
1 | Открытые соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта | Направление «Основы военной службы» - обобщение результатов работы учреждения | Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии, представители Церкви | Определение победителей |
2 | Международный круглый стол «Организация социокультурного пространства в рамках международного сотрудничества» В средней школе №30 город Витебск | Направление «Растим патриота и гражданина России» - распространение опыта | Творческая группа учителей, актив учащихся, администрация школ | Протоколы заседаний, фотоотчет мероприятия (прил. № 13) |
3 | Открытый педагогический совет: «Семья и школа – новые аспекты взаимодействия» | Направление «Я и семья» - обобщение результатов работы учреждения | Администрация школы, представители Церкви, родительский комитет | Протокол заседания |
4 | Проведение Акции "Забота": -поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда; -концерт для ветеранов | Направление «Связь поколений» - обобщение результатов работы учреждения | Администрация школы, представители Церкви, родительский комитет, представители военной академии | Фотоотчет мероприятия |
5 | Проведение диагностических исследований по формированию личностных компетенций учащихся | Мониторинг деятельности | Творческая группа педагогов | Аналитическая справка (2017г.) |
6 | Конкурс мультимедийных презентаций «Школьные годы чудесные» | обобщение результатов работы учреждения | Учащиеся, учителя | Творческие работы учащихся |
7 | Международные спартианские игры | обобщение результатов работы учреждения | Учащиеся, учителя, социальные партнеры | Программа спартианских игр (приложение № 6) |
8 | Благотворительная акция «Спорт во благо людям» | обобщение результатов работы учреждения | Учащиеся, учителя, социальные партнеры | Отчет о проведении (приложение № 7) |
9 | Конкурс «Символ Пасхи» | обобщение результатов работы учреждения | Учащиеся, учителя, представители Церкви | |
10 | Выпуск школьной газеты - «Школа, семья, социум – грани сотрудничества» | Распространение опыта | Администрация школы, представители Церкви, родительский комитет, представители военной академии, учащиеся | Школьная газета |
11 | Круглый стол «Анализ положительного сотрудничества – родитель, ребенок, школа» - заседание творческой группы инновационной площадки, родительского и попечительского комитета | Распространение опыта | Администрация школы, представители Церкви, родительский комитет, представители военной академии, учащиеся | Методические материалы для создания сборника |
12 | Городской семинар « Построение социально-педагогического партнерства» | Распространение опыта | Администрация школы, учителя, учащиеся, социальные партнеры учреждения | Программка мероприятия (приложение № 8) |
13 | Областной семинар « Социально-педагогическое партнерство в рамках реализации ФГОС» | Распространение опыта | Администрация школы, учителя, учащиеся, социальные партнеры учреждения | Программка мероприятия (приложение № 9) |
14 | Мастер класс «Развитие социокультурной компетенции обучающихся на уроках физической культуры и ОБЖ» | Распространение опыта | Администрация школы, учителя, учащиеся, социальные партнеры учреждения | Программка мероприятия (приложение № 10) |
Практический выход реализации программы (сентябрь 2017) | ||||
1 | Создание православного патриотического клуба «Будущий защитник Родины» | Гражданско-патриотическое воспитание | Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии, представители Церкви | Создание программы деятельности клуба, нормативные документы (Паспорт программы клуба – прил. №15 ) |
2 | Торжественное подписание договора о сотрудничестве с представителями Храма в честь святого мученика Меркурия Смоленского г. Смоленск | Организация деятельности православного патриотического клуба «Будущий защитник Родины» | представителями Храма в честь святого мученика Меркурия Смоленского г. Смоленск, администрация школы, преподаватель-организатор ОБЖ | Договор о сотрудничестве |
Заключение
Необходимость реализации программы основана на выводах, полученных в результате мониторинга общественного мнения родителей учащихся. По мнению участников мониторинга, одним из главных результатов реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Мы патриоты своей страны» является положительная динамика формирования, становления и развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, которая определяет ответственность за будущее своей страны, а так же желание служить в вооруженных силах РФ.
Программа предполагает большую свободу творчества и вариативность, как результат партнерских отношений между всеми участниками социокультурного пространства и может быть интегрирована для использования в дошкольных и профессиональных учреждениях города. Основанием для предоставления программы для широкой аудитории служит положительный отзыв Макаренковой Т.Ю., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры воспитания и социализации детей и молодёжи ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» (прил. №1)
ОБРАЗОВАТЕЛЬЕЫЕ РЕСУРСЫ
И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Используемая литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 – 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников/ Под ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования , из-во «Просвещение».-М.:Просвещение,2012.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Конституция Российской Федерации.
2 Федеральные законы Российской Федерации: «Об обороне», «О си гусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994.
3.Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
4.Вестник военной информации. Агентство «Воснинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости». – 1998. - №1-12.
5.На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. – М : Русь РКБ, 1998
6.Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. – М.: Изд-во Всероссийской газеты «Нива России» – Москва 1997.
7.Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» Поурочное планирование программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А. Смирнов )
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Название сайта | Электронный адрес |
МЧС России | |
Министерство здравоохранения РФ | |
Министерство образования и науки РФ | |
Министерство природных ресурсов РФ | |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |
Русский образовательный портал | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Издательский дома «Профкнига» | |
Издательский дом «1 сентября» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | |
Энциклопедия безопасности | |
Личная безопасность | |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Стенды | ||
Безопасность и защита населения в ЧС Великие полководцы Вооружённые Маршалы великой победы Ордена медали России Текст Военной присяги Воинские звания и знаки различия Индивидуальные средства защиты Оказание первой медицинской помощи Действия при пожаре. Комплект. Уголок пожарной безопасности Терроризм – угроза обществу. Комплект. Действия населения в ЧС природного и техногенного характера Уголок дорожной безопасности | 1 1 презентация презентация уголок (рекреация) | |
Приборы, приспособления, макеты, имущество по ГО и ПБ: | ||
Винтовка пневматическая (7) Противогаз ГП – 5 (учебные) Респираторы Р – 2 (учебные) Аптечка Индивидуальный противохимический пакет ИПП – 11 Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 Ватно-марлевые повязки Костюм химической защиты Л-1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - патриот своей страны"
Цель проекта: Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости...
Родительское собрание "Как воспитать гражданина и патриота своей страны"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания, на котором будет рассматриваться вопрос: "Как сформировать морально-психологические качества, навыки и умения, необходимые молод...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Развитие этнического и духовного потенциала гражданина – патриота своей страны.
В современных условиях люди живут и действуют в границах нескольких культур. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры хакасов, способствует воспитанию культуры ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насы...
Разработка классного часа на тему: Единый урок знаний "Я - патриот своей страны"
Разработка данного классного часа "Я -патриот своей страны" посвящена 25-летию Независимости Республики Казахстан, а также патриотическому акту "Мәнгілік Ел".Цель мероприятия:1)...
Я-патриот своей страны
Классный час "Я-патриот своей страны"...