Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы – патриоты своей страны»
проект (11 класс)

Программа  гражданско-патриотического  воспитания  "Мы – патриоты своей страны»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение № 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СШ № 32

им. С.А. Лавочкина» г. Смоленска

_______________С.С.Мандрикова

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32им. С.А. Лавочкина» гор. Смоленска

Программа

Гражданско-патриотического  воспитания

"Мы – патриоты своей страны»

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 7-16лет

Разработчики:

Мандрикова С.С. директор школы

Якубович Т.В.

преподаватель - организатор ОБЖ

г. Смоленск – 2017г.

Аннотация

  Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы патриоты своей страны»  представляет собой динамической систему форм, методов и приемов, направленную на создание педагогических условий для формирования социально открытого пространства, ориентированного  на гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Реализация программы основана   на развитии социально-партнерских  отношений с максимальным использованием педагогического  потенциала социального окружения:  семьи учащихся, учреждений дополнительного образования, школ Республики Беларусь, Военной  Академией войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им А.М. Василевского и Православной Церковью. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности и рассчитана на три года и  предназначена для  учащихся общеобразовательного учреждения  с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 3 блока практической деятельности, с учётом различных возрастных категорий учащихся. Общие направления деятельности в блоках определяют  специфические  особенности  гражданско-патриотического воспитания учащихся разного школьного возраста с учетом  уровня подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно. Все блоки  связанных  между собой общей  структурой    организации  мероприятий, отражающей системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа отражает тесную связь, как урочных форм деятельности, так и внеурочную форму  воспитания патриотизма у учащихся.

I блок деятельности для  учащихся  1–4-x классов. Процесс воспитания гражданско-патриотического воспитания строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Реализация программы  основана    на формирование социокультурных компетенций: знаний  о своей Родине, трудовых и культурных традиций, о людях живущих рядом, их нравственном, эмоционально-волевом отношение к деятельности по защите близких. В  Программу включены социальные проекты, предусматривающие  тесное сотрудничество с Попечительским советом школы, Родительским комитетом и представителями Православной Церкви.  

Основная задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развивать творческий потенциал младшего школьника, воспитывать чувства уважения, любви  к семье  и  людям, живущим в нашей стране, способствовать формированию личности, способной внести свой вклад в жизнь школы, города, страны.

Ожидаемый результат: закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.

Формы работы:

Урочная форма: курс начальной школы «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории российского государства, уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны.

Внеурочная форма: Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы Православной этики»); «Школа вежливых наук»; «Я гражданин России»; «Занимательная страна вежливости»;  «Учусь общаться», «Праздники традиции и ремесла народов России»; «Земля – наш дом»;  «Наш край»; «Азбука права»; «Удивительный мир книги»;  «Тропинки к своему Я»; «Занимательная страноведения»; «Дорожная азбука». Основной внеурочной формой деятельности по воспитанию патриотизма являются различные социальные проекты («Семейный альбом»), конкурсы («Дизайнерская елка», «Рождественское чудо»), семейные праздники («Папа мама и я дружная семья») и т.д.

II блок деятельности для  учащихся 5–8-х классов. Учитывая возрастающую потребность подростков  анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования  основными задачами являются: совершенствовать готовность и умение защищать свои права и права других людей, уметь строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Основными компонентами урочной формы (уроки обществознания, истории, ОБЖ), содержащие  гражданско-патриотическое  воспитание являются: политические, правовые знания, знания об основных социально - экономических процессах, происходящих в обществе, знания в области  основ военной службы. На уроках литературы, Основы Православной культуры  получат знания о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации,  чести и долге, совести, нравственном выборе.

Внеурочная форма деятельности представляет собой  различные направления   социального сотрудничества  гражданско-патриотической воспитания. Это -  социальные  проекты («Время и люди», «Афганистан: правда и боль»),  творческие проекты («Реликвии моей семьи», «Семейные ценности») и т.д.  

Ожидаемый результат: углубятся, расширятся знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, сформируется  познание философских, культурных, Политико – правовых и социально – экономических основ жизни общества,  гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация.

III блок деятельности для  учащихся 9–11-х классов. Учитывая сенситивный период для формирования интеллектуального и научного мировоззрения, основная   деятельность в рамках программы направленна на профессиональное  самоопределение с учетом патриотического чувства – созидать для укрепления и развития Родины. Урочная форма деятельности   по  гражданско-патриотическому воспитанию реализуется во всех учебных курсах и, в первую  очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественно – научного циклов и уроках ОБЖ.  На уроках обществознания отечественной и всеобщей истории, подростки приобретут  опыт освоения основных социальных ролей, смогут  усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране. При изучении иностранного языка и литературе школьники получат общие знания в области истории и культуры России и мира. Знакомство  с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, позволит сформировать    взаимопонимание и толерантность к другим народам.  

Предметы естественнонаучного цикла, акцентируя  внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; позволят сформировать  у подростков чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Изучаемые в курсе литературы произведения  позволят  сформировать  важнейшие  нравственные  понятия  и ценности. На уроках ОБЖ основная направленность курса позволит получить знания и первичные навыки в области военной службы. Основные задачи по формированию личностных компетенций идентичные с основной задачей программы «Гражданско-патриотического воспитания»

  В рамках внеурочной деятельности проводятся элективные курсы «Актуальные вопросы курса обществознания». В программу включены социальные проекты, направленные на формирование социально-мировоззренческих компетенций для осознанного выбора профессии, в том числе и военной: социальный альманах «Время и люди», «Герой нашего времени»; День музыки, День мульти-пульти; конкурс «Великой победе посвящается» и т.д.

 Основная задача проектов формировать  ответственность за  будущее страны, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины. Социальные проекты и мероприятия реализуются при тесном сотрудничестве с Военной  Академией войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им А.М. Василевского.

Прогнозируемые результаты реализации программы связаны  с освоением учащимися  общественно-исторический опыта путём вхождения в социальную среду, создание на базе учебного учреждения православного патриотического клуба «Будущий защитник Родины».

  Основная связь урочной и внеурочной формой деятельности программы «Мы патриоты своей страны» отражается в  проведении открытых уроков по итогам пройденных тем  с основной направленностью гражданско-патриотического воспитания: «Рождественское чудо», «Широкая масленица», «Святые имена Православного мира», «Уроки пожарной безопасности», «Гражданская оборона», а так же проведении Дня науки, предметных недель, Фестиваля науки и творчества.  При этом участниками  являются не только учащиеся и педагоги, но и  социальные партнеры  школы.

   

Пояснительная записка

Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы патриоты своей страны»  разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2014-2017г», Закона РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ.

  Актуальность:

 В современное время  перед нашим обществом и в целом мире возникли   новые негативные   вызовы: экономический кризис; расслоение общества, коснувшееся каждой семьи; отрицательное влияние интернет сообществ   на  мироощущение  и ценностные  ориентации детей и подростков. Появление  нового типа войн – террористические войны.  В целях безопасности и сохранения целостности любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты воспитания подрастающего поколения. Безопасное развитие правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Школа не может больше односторонне вырабатывать стратегии в педагогическом воспитании отдельно от тех  социальных структур, которые существуют в нашей стране. Необходимость равноправного  сотрудничества  с общественными организациями, Православной Церковью, как исторически сложившимся источником духовного становления человека, продиктовано создание  Программы  гражданско-патриотического воспитания «Мы патриоты своей страны». Основным направлением, которой является создание социокультурного пространства  для патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции подростков,  формирования  общественно-исторического опыта путём вхождения в социальную среду, формирование социокультурных компетенций позволяющих выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности, формирование активной гражданской позиции подростков подготовка их к защите Отечества. Необходимость реализации программы    определяют выводы, сформированные в результате мониторинга общественного мнения родителей учащихся: основным  результатом создания социокультурного пространства для гражданско-патриотического воспитания является  становление и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, что   определяет желание служить в вооруженных силах РФ

Цель и задачи Программы

Цель: создание педагогических условий для формирования  социокультурного пространства, как динамической системы  гражданско-патриотического воспитания учащихся, укрепление социокультурных связей с Православной Церковью, как исторически  сложившимся источником духовного становления человека.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания школьников;

- развития  духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка,

- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

- развитие сотрудничества с родительской общественностью, с государственными и негосударственными учреждениями

Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно - координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместитель директора по УВР, методист по программному обеспечению, преподаватель-организатор по ОБЖ

Административно- педагогическая

Реализация программы в системе воспитательной работы

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги, заместитель директора по воспитательной работе,  педагог - организатор по ОБЖ

Специалисты, сотрудничающие с учреждением

( социум)

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения.

Методисты, педагоги и администрация других школ, специалисты психологической медицинской  службы, представители Церкви, военной академии, тренера и администрация спортивных школ, представители музеев, музыкальные коллективы, Смоленская областная филармония

Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения и государственными и негосударственными учреждениями. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы в урочное внеурочное и урочное время.

 Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

       Патриотическое воспитание понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

       Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной, социальной и воспитательной среды. 

Этапы реализации программы   «Мы патриоты своей страны»  

  I этап: проектный 

       Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

       Задачи: 

Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 

Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 

II этап: практический

       Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию

       Задачи:

Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

Расширять и укреплять связи и отношения с общеобразовательными учреждениями  и культуры, спортивными школами города, с Православной Церковью.

Вовлекать в систему  гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Проводить мониторинг  реализации программы.

Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию: «Допризывники», «Зарница»

III этап: аналитический 

       Цель: анализ итогов реализации программы.

       Задачи: 

Обобщить результаты работы учреждения. 

Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 

Спланировать работу на следующий период. 

Практический выход реализации программы

Создание православного  патриотического клуба «Будущий защитник Родины»

Механизм реализации Программы

       Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина», сотрудничество  с музеем, библиотеками, общественными организациями, с социальными партнерами и представителями Православной Церкви.

       Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. 

       При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения  институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы

Система объективных критериев оценки результативности

№ п/п

Основные направления оценки

Сформированность знаний, нравственно-духовные и количественные параметры

Формы оценки

1

Сформированность гражданских навыков

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию.

Контрольные тесты, анкетирование

Сформированность знаний по направлению  «Основы военной службы»  

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

-основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню

подготовленности призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

-  предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

 - символика Российской Федерации;

Контрольные тесты, анкетирование

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- национальное самосознание;

Контрольные тесты, анкетирование

(Т.Н. Гущина)

Количественные параметры

- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; 

- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к  учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); 

- отсутствие детей с девиантным поведением; 

- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 

– культурных и социальных практик 

Контрольные тесты анкетирование, аналитическое наблюдение

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

       В результате реализации Программы ожидается:

       1. В  учреждении, как в образовательной системе:

- создание социокультурного пространства  по гражданско-патриотическому воспитанию;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

       2. В образе  выпускника:

в личностной сфере:

-  трудолюбие и инициативность

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности

в социальной сфере:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

 - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

       

       Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

       При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя следующие  направления:

  1. Направление «Связь поколений»

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

 Задачи:

 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

   3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

      Внеурочная  форма  деятельности: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, социальные проекты и т.д.

     2. Направление «Растим патриота и гражданина России»

 Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

 Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

 Внеурочная  форма  деятельности: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, День  Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, акции, социальные проекты и т.д.

 3. Направление «Мой край родной»

   Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

  Задачи:

  1.Изучать историю родного края

  2.Формировать экологическое поведение.

  Внеурочная  форма  деятельности: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 4. Направление «Я и семья»

 Цель: осознание обучающимися семьи, как важнейшей жизненной ценности.

 Задачи:

 1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

 2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

  Внеурочная  форма  деятельности: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, социальные проекты и т.д.

5.        Направление «Основы военной службы»  

Цель: воспитание ценностного отношения к  человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России,  ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества

Задачи: формирование знаний по следующим направлениям

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;-  основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

-  предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

 Внеурочная  форма  деятельности: открытые уроки по ОБЖ, тематические беседы с учащимися и родителями, организационная работа по постановки юношей на воинский учет, встречи с ветеранами, сотрудничество с социальными партнерами в рамках социальных проектов, занятия учащихся 10 классов на базе Академией войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им А.М. Василевского по НВП.

       Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через: 

1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики. 

 3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий. 

 4.Участие в тематических конкурсах, выставках. 

 5.Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями через социальные проекты «Семейный альбом», «Широкая масленица» и др. Проведение благотворительных акций «Доброе сердце», «Я люблю свою школу» и др. Организацию социальных инициатив «Подарок четвероногому другу», «Спорт на благо людям» и др.

Организация внеурочной деятельности программы  гражданско-патриотического воспитания

 «Мы патриоты своей страны»

2015-2017г.г.

№ н/н

Содержание и формы деятельности

Направленность  деятельности

Организаторы и участники деятельности

Продукты деятельности

 I этап: проектный 

1

Открытый методический совет в форме круглого  стола: «Организация   условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Изучение нормативной, материально-технической базы.

Директор учреждения, преподаватель-организатор ОБЖ, методический совет, родительский комитет, попечительский совет школы, представители военной академии

Аналитическая справка «Анализ условий создания системы гражданско-патриотического воспитания»

2

Входящая диагностика личностных компетенций – «Личностный рост школьника» (Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В.)

Работа с диагностическим материалом: Адаптированная Личностная диагностика

Психологическая служба учреждения

Материалы из отчетной презентации «Результаты деятельности

программы «Гражданско-патриотическое воспитание»

(прил. №2)

3

Педагогический совет «Формирования  социокультурного пространства, как динамической системы  гражданско-патриотического воспитания учащихся»

работа с педагогическими кадрами

Директор учреждения

Утвержденная программа, утвержденный план деятельности программы

II этап: практический

I блок деятельности

Для учащихся  1–4-x классов.

1

Тематические родительские собрания, классные часы, индивидуальные консультации с родителями

Направление «Я и семья»

Родители, учащиеся и кл. руководители

Протоколы родительских собраний,  книга предложений и отзывов

2

Спортивный праздник  «Папа, мама и я – спортивная семья»

Родители, учащиеся и кл. руководители

Технологическая карта мероприятия, фотоотчет,  книга предложений и отзывов (прилож. №4)

3

В рамках проекта «Семейный альбом» - конкурс: «Моя любимая бабушка»

Классные руководители, учащиеся, родители

Технологическая карта мероприятия, фотоотчет,  книга предложений и отзывов (прил. № 14)

4

Социальный проект:

- Спортивный праздник «Мал  да удал! Папе помогал!»

Классные руководители, учащиеся, родители, учителя физической культуры

Технологическая карта мероприятия, фотоотчет,  книга предложений и отзывов (прил. № 5)

5

Занятия по внеурочной деятельности - «Школа вежливых наук»

- «Занимательная страна вежливости»

Классные руководители, учащиеся, родители

Программа (http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html )

6

Тематические  классные часы

Направление «Мой край родной»

Классные руководители, учащиеся

Технологическая карта классных часов

7

Социальный проект  «Семейный альбом»:

Фотовыставка «Мой родной город – Смоленск»

Родители, учащиеся и классные руководители, представители разных профессий

Фотоотчет, книга предложений и отзывов родителей учащихся (прил. № 14)

8

Занятия по внеурочной деятельности: - «Наш край родной»

- «Земля наш дом»

- «Азбука Смоленского края»

- «Мой край Смоленский»

- «Моя малая Родина»

Классные руководители, учащиеся, родители

Программа занятий (http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html)

9

Социальный проект  «Семейный альбом» - конкурс: «Масленица

широкая, рецепты моей семьи»

Направление «Связь поколений»

Направление «Связь

поколений»

Родители, учащиеся и классные руководители

Фотоотчет, книга предложений и отзывов

одителей учащихся (прил. № 14)

10

Тематические выставки школьной библиотеки, посвящённые Дню Защитников Отечества

Библиотекарь, учащиеся

Книга отзывов учащихся

11

Открытое мероприятие   в рамках Дня православной книги:

- «Защитники земли Русской»

- «День православной книги»

Учащиеся, родители, представители церкви

Сценарий мероприятия. книга предложений и отзывов родителей учащихся

12

 "Цветы Победе!" выращивание цветов для школьного двора

Классные руководители, учащиеся

Фотоотчет о мероприятии, клумбы с цветами

13

Цикл творческих встреч «Святые имена Православного мира»

Направление «Связь поколений»

Учителя, учащиеся, представители Церкви

Технологическая карта мероприятия

14

Внеурочная деятельность:

- «Праздники традиции и  ремесла народов России»

Классные руководители, учащиеся, родители

Программа занятий (http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html)

15

Социальный проект «Семейный альбом» - конкурс «Мой папа защитник»

Направление  «Растим патриота и гражданина России»

Родители, учащиеся и классные руководители

Фотоотчет, книга предложений и отзывов родителей учащихся (прил. № 14)

16

Конкурс «Великая Победа глазами детей»

Родители, учащиеся и классные руководители

Выставка рисунков

17

Конкурс «Дизайнерская елка»

Учителя, учащиеся

Выставка творческих работ (лучшие работы для участия в городской Акции  «Новогодняя игрушка»)

18

Внеурочная деятельность:

- «Удивительный мир книги»

- «Тропинки к своему Я»

- «Занимательная страноведения» Направление  «Растим патриота и гражданина России»

- «Дорожная азбука»

- «Я гражданин России»

- «Азбука права»

Учителя, учащиеся, родители

Программа занятий (http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html)

II блок деятельности

для учащихся 5–8-х классов.

1

Тематические  классные часы, родительские собрания

Направление  «Растим патриота и гражданина

Классные руководители, представители разных профессий, родители

Книга предложений и отзывов родителей учащихся

2

Проект «Смоленщина – взгляд патриота» - творческие работы учащихся

Экспериментальные лаборатории МО истории, учащиеся

Технологическая карта проекта, презентация проектов в интернете

3

Викторина  по правовой тематике

Классные руководители, учащиеся

Технологическая карта мероприятия, определение победителей

4

Социальный проект «Время и люди»:

- Презентация литературно-музыкального проекта «Предаю тебя твоей совести»

Экспериментальные лаборатории МО истории, литературы и музыки учащиеся

Технологическая карта мероприятия

5

Социальный проект «Время и люди»:

- историко-музыкальная гостиная «Афганистан: правда и боль»

Экспериментальные лаборатории МО истории, литературы и музыки учащиеся, ветераны

Технологическая карта мероприятия

6

Праздник получения паспорта, «День  Конституции»

Классные руководители, учащиеся

Технологическая карта мероприятия

7

Коллективное творческое дело «Мир профессией»

Классные руководители, учащиеся

Творческие работы учащихся

8

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла

Направление «Связь поколений»

Направление «Связь поколений»

Классные руководители, учащиеся, ветераны

Технологическая карта мероприятия, фотоотчет

9

Реалити-шоу: «Прощай ХХ Век»

Экспериментальные лаборатория МО истории, учащиеся 5-8классов

Технологическая карта проекта, презентация проектов в интернете (приложение № 12)

10

Предметная неделя

Учителя предметники, учащиеся

Определение победителей

11

Туристический слет (школьный тур)

Направление «Мой край родной»

Экспериментальные лаборатория МО физической культуры, учащиеся, представители спортивной школы по туризму

Технологическая карта мероприятия, в электронном виде

12

Организация экскурсий  

(музеи г. Смоленска)

Классные руководители,  представители музеев

Отчетная презентация

13

Тематические родительские собрания, классные часы, родительский лекторий  индивидуальные консультации с родителями

Направление «Я и семья»

Родители, и классные руководители, учащиеся, представители Церкви

Технологическая карта мероприятия, презентация, протоколы собраний

14

Социальный проект «Семейный альбом»:

- конкурс творческих работ «Реликвии моей семьи»

- конкурс презентаций «Семейные ценности»

Родители, и классные руководители

Фотовыставка, фотоотчет

15

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:

- «Моя родословная»

Учителя, учащиеся, родители

Определение победителей

16

Промежуточная диагностика личностных компетенций - «Личностный рост школьника» (Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В.)

Диагностика родителей - «Удовлетворенность качеством образовательных услуг и результативностью форм и методов воспитательной работы»  

Мониторинг деятельности

Родители, учащиеся

Аналитическая справка

(приложение № 3)

III блок деятельности

для  учащихся 9–11-х классов.

1

Социальный проект «Время и люди»:

- Открытая научно-практическая конференция «Афганистан: взгляд из современности»

Направление  «Растим патриота и гражданина России»

Направление  «Растим патриота и гражданина России»

Экспериментальные лаборатории МО истории, учащиеся и ветераны

Технологическая карта мероприятия, презентация проектов в интернете

2

Интеллектуальна игра:  «Что? Где? Когда?»

Классные руководители, учащиеся

Определение победителей

3

Конкурс «Супермен – 2014»

Преподаватель – организатор ОБЖ, учащиеся

Определение победителей

4

Родительское собрание «Мир профессий» - встреча с представителями учебных профессиональных заведений

Учителя, учащиеся, администрация школы, представители профессиональных заведений

Протоколы заседаний, фотоотчет

5

Конкурс «Мисс школы - 2014»

Преподаватель – организатор ОБЖ, учащиеся

Определение победителей

6

Открытый тематический лектории с представителями «Основы семейных ценностей – путь становления личности ребенка, как патриота своей страны»

Направление «Я и семья»

Представители Церкви, родители, учащиеся, учителя

Фотоотчет мероприятия, книга отзывов

7

Тематические родительские собрания, классные часы, индивидуальные консультации с родителями

Родители, учащиеся и классные  руководители

Протоколы родительских собраний,  книга предложений и отзывов

8

Экскурсии, тематические классные часы, посещение музеев, акция – «Чистый город»

Направление «Мой край родной»

Классные руководители, учащиеся, представители музеев

Фотоотчет о мероприятии

9

Социальная акция – «Чистый город»

Классные руководители, учащиеся, родители

Фотоотчет о мероприятии

10

Благотворительный концерт «Подарок другу»

Классные руководители, учащиеся, представители благотворительных организаций

Фотоотчет мероприятия

11

Социальный проект «Время и люди»:

- Литературно-музыкальная гостиная «Песни огненных лет»

Экспериментальные лаборатории МО истории, учащиеся и ветераны

Технологическая карта проекта, презентация проектов в интернете

12

Создание выставочных экспозиций: "Они сражались за Родину", "Ничто не забыто, никто не забыт"

Преподаватель-организатор по ОБЖ, учащиеся

Выставка, фотоотчет

13

Благотворительная акция «Праздник школьного двора»

Классные руководители, учащиеся, Попечительский совет

14

Метапредметный проект: «Цветок папоротника: мифы и реальность»

Направление «Связь поколений»

Экспериментальные лаборатории МО истории, учащиеся и ветераны

Технологическая карта проекта, презентация проектов в интернете

15

Международный фестиваль науки и творчества «День Дружбы»

Учителя, учащиеся, социальные партнеры

Фотоотчет (прил. № 13)

16

Благотворительная акция «Мой земляк …Помню! Горжусь»

Классные руководители, учащиеся, ветераны

Поздравительные открытки и подарки ветеранам

17

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

Направление «Основы военной службы»

Направление «Основы военной службы»  

 

Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии

Фотоотчет  мероприятий

18

Внеурочные занятия 10классов по НВП на базе  Военной  Академией войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им А.М. Василевского

Преподаватели военной академии

Программа занятий, договор о сотрудничестве

19

В рамках проекта «Семейный альбом» - конкурс: «Семейная хроника военных лет»

Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии, родители

Фотоотчет  мероприятий, фотовыставка, информационные стенды

20

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии

Фотоотчет  мероприятий, план мероприятий

21

Проведение игр на местности "Учимся выживать"

Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии

Определение победителей

22

Военные сборы для 10 классов

Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся

Программа занятий (школьный сайт http://school32.smoladmin.ru/p6aa1.html)

III этап: аналитический

1

Открытые соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта

Направление «Основы военной службы» -  обобщение  результатов работы учреждения

Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии, представители Церкви

Определение победителей

2

Международный круглый стол «Организация социокультурного пространства в рамках международного сотрудничества»

  В средней школе   №30

город Витебск

Направление  «Растим патриота и гражданина России» - распространение опыта

Творческая группа учителей, актив учащихся, администрация школ

Протоколы заседаний, фотоотчет мероприятия

(прил. № 13)

3

Открытый педагогический совет:  «Семья и школа – новые аспекты взаимодействия»

Направление «Я и семья» -  обобщение  результатов работы учреждения

Администрация школы, представители Церкви, родительский комитет

Протокол заседания

4

Проведение Акции "Забота":

-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

-концерт для ветеранов

Направление «Связь поколений» -  обобщение  результатов работы учреждения

Администрация школы, представители Церкви, родительский комитет, представители военной академии

Фотоотчет мероприятия

5

Проведение диагностических исследований по формированию личностных компетенций учащихся

Мониторинг деятельности

Творческая группа педагогов

Аналитическая справка (2017г.)

6

Конкурс мультимедийных презентаций «Школьные годы чудесные»

обобщение  результатов работы учреждения

Учащиеся, учителя

Творческие работы учащихся

7

Международные спартианские игры

обобщение  результатов работы учреждения

Учащиеся, учителя, социальные партнеры

Программа  спартианских   игр (приложение № 6)

8

Благотворительная акция «Спорт во благо людям»

обобщение  результатов работы учреждения

Учащиеся, учителя, социальные партнеры

Отчет о проведении (приложение № 7)

9

Конкурс «Символ Пасхи»

обобщение  результатов работы учреждения

Учащиеся, учителя, представители Церкви

10

Выпуск школьной газеты -  «Школа, семья, социум – грани сотрудничества»

Распространение опыта

Администрация школы, представители Церкви, родительский комитет, представители военной академии, учащиеся

Школьная газета

11

Круглый стол «Анализ положительного сотрудничества – родитель, ребенок, школа» - заседание творческой группы инновационной площадки, родительского и попечительского  комитета

Распространение опыта

Администрация школы, представители Церкви, родительский комитет, представители военной академии, учащиеся

Методические материалы для создания сборника

12

Городской семинар « Построение социально-педагогического партнерства»

Распространение опыта

Администрация школы, учителя, учащиеся, социальные партнеры учреждения

Программка мероприятия (приложение № 8)

13

Областной семинар « Социально-педагогическое партнерство в рамках реализации ФГОС»

Распространение опыта

Администрация школы, учителя, учащиеся, социальные партнеры учреждения

Программка мероприятия (приложение № 9)

14

Мастер класс  «Развитие социокультурной компетенции обучающихся на уроках физической культуры и ОБЖ»

Распространение опыта

Администрация школы, учителя, учащиеся, социальные партнеры учреждения

Программка мероприятия (приложение № 10)

Практический выход реализации программы (сентябрь 2017)

1

Создание православного патриотического клуба «Будущий защитник Родины»

Гражданско-патриотическое воспитание

Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся школы, представители военной академии, представители Церкви

Создание программы деятельности клуба, нормативные документы (Паспорт программы клуба – прил. №15 )

2

Торжественное подписание договора о сотрудничестве с представителями Храма в честь святого мученика Меркурия Смоленского  г. Смоленск

Организация деятельности  православного патриотического клуба «Будущий защитник Родины»

представителями Храма в честь святого мученика Меркурия Смоленского  г. Смоленск, администрация школы, преподаватель-организатор ОБЖ

Договор о сотрудничестве

Заключение

   Необходимость реализации программы основана на выводах, полученных  в результате мониторинга общественного мнения родителей учащихся. По мнению участников мониторинга, одним из главных  результатов  реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Мы патриоты своей страны»  является положительная динамика формирования,  становления  и развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, которая определяет ответственность за будущее своей страны, а так же  желание служить в вооруженных силах РФ.

Программа предполагает   большую свободу творчества  и вариативность, как результат партнерских отношений между всеми участниками социокультурного пространства и может быть интегрирована  для использования в дошкольных и профессиональных учреждениях города. Основанием для предоставления программы для широкой аудитории служит положительный отзыв Макаренковой Т.Ю., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры воспитания и социализации детей и молодёжи ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» (прил. №1)

ОБРАЗОВАТЕЛЬЕЫЕ РЕСУРСЫ

И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Используемая литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 – 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников/ Под ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования , из-во «Просвещение».-М.:Просвещение,2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 Конституция Российской Федерации.

2 Федеральные законы Российской Федерации: «Об обороне», «О си гусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994.

3.Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.

4.Вестник военной информации. Агентство «Воснинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости». – 1998. - №1-12.

5.На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. – М : Русь РКБ, 1998

6.Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. – М.: Изд-во Всероссийской газеты «Нива России» – Москва 1997.

7.Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» Поурочное планирование программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А. Смирнов )

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Название сайта

Электронный адрес

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Стенды

Безопасность и защита населения в ЧС

Великие полководцы

Вооружённые

Маршалы великой победы

Ордена медали России

Текст Военной присяги

Воинские звания и знаки различия  

Индивидуальные средства защиты

Оказание первой медицинской помощи

Действия при пожаре. Комплект.

Уголок пожарной безопасности

Терроризм – угроза обществу. Комплект.

Действия населения в ЧС природного и техногенного характера

Уголок дорожной безопасности

1

1

презентация

презентация

уголок (рекреация)

Приборы, приспособления, макеты, имущество по ГО и ПБ:

Винтовка пневматическая (7)

Противогаз ГП – 5 (учебные)

Респираторы Р – 2 (учебные)

Аптечка

Индивидуальный противохимический пакет ИПП – 11

Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1

Ватно-марлевые повязки

Костюм химической защиты Л-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - патриот своей страны"

Цель проекта: Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости...

Родительское собрание "Как воспитать гражданина и патриота своей страны"

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания, на котором будет рассматриваться вопрос: "Как сформировать морально-психологические качества, навыки и умения, необходимые молод...

В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли

Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...

Развитие этнического и духовного потенциала гражданина – патриота своей страны.

В современных условиях люди живут и действуют в границах нескольких культур. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры хакасов, способствует воспитанию культуры ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насы...

Разработка классного часа на тему: Единый урок знаний "Я - патриот своей страны"

Разработка данного  классного часа "Я -патриот своей страны" посвящена 25-летию Независимости Республики Казахстан, а также патриотическому акту "Мәнгілік Ел".Цель мероприятия:1)...

Я-патриот своей страны

Классный час "Я-патриот своей страны"...