Программа гражданско-патриотического воспитания "Патриот"
материал на тему
В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patriot.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат среднего (полного) общего образования»
с.Самбург Пуровского района
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ПАТРИОТ»
(на 2012-2017 годы)
Самбург, 2012 год
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Введение
В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.
Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, целью которого является — воспитать человека, способного, но социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».
Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
- умение устанавливать контакты с другими людьми;
- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
- умение любить свою Родину.
Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.
2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Основополагающие принципы и направления их реализации.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
- научность, гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком. Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны. Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.
Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности. Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации в стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).
Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…” Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.
В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.
Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков.
В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Школьный музей в этой работе занимает не последнее место. Он играет особую роль в вопросах воспитания молодежи уважения к государству. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в школьном музее непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.
Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.
Основной целью программы является предоставление всех возможностей музея для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школьном музее.
Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет (с 2012 г. по 2017 г.).
Реализация программы:
Этапы | Дата | Основные направления |
1 этап | 2012-2013 гг. | изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания. |
2 этап | 2013-2016 гг. | разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий. |
3 этап | 2016-2017 гг. | оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания. |
Основополагающие принципы программы:
- Принцип научности, гуманизма, демократизма.
- Принцип участия.
- Принцип гарантии.
- Принцип комплексного сквозного подхода.
- Принцип блочного подхода.
Основные направления работы музея:
СОЦИАЛЬНОЕ | |
Цели:
| Содержание:
|
ПОЛИТИЧЕСКОЕ | |
Цели:
| Содержание:
|
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ | |
Цели:
| Содержание:
|
НРАВСТВЕННОЕ | |
Цели:
| Содержание:
|
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
на 2012-2013 учебный год
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь |
|
Октябрь | Мероприятия месячника безопасности детей:
|
Ноябрь | День народного единства:
|
Декабрь | День Конституции России:
|
Январь | День снятия блокады г. Ленинграда:
|
Февраль | День защитника Отечества:
|
Март | День пожарных:
|
Апрель | День космонавтики:
|
Май | День Победы:
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Качественный рост воспитанности детей;
- достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
- активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
- способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию
- Акция «Ветеран живет рядом».
- Вахта Памяти.
- Встречи с ветеранами.
- Встречи с участниками современных воин.
- Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
- Уроки мужества
- Возложение цветов к Памятным местам.
Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию
«КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ" | |
Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия. | Темы: "Мое село, мой дом". Моему селу - 80лет. Мы хозяева родного края, школы. |
"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ" | |
Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны. | Темы: "Землянам чистую планету". "В здоровом теле здоровый дух". Мир моих увлечений. |
"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН" | |
Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества | Темы: "Ты и закон". «Я гражданин и патриот своей страны». Мои права и обязанности. |
"РОССИЯ! РУСЬ! … ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ! | |
Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки. | Темы: Духовное наследие. Современная Русь. Традиции и обычаи Руси. |
''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..." | |
Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение. | Темы: "Юность, опаленная войной". "С чего начинается Родина?" "Достойное поколение". Славные сыны Отечества. По полю Русской Славы. Мы - защитники мира. |
"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА" | |
Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению. | Темы: Твои истоки. Я и Вселенная. Мой дом, мои родные, близкие. |
"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТ" | |
Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ. | Темы: «День Победы». «Ветеран живет рядом». Вахта Памяти. |
.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...
Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...
Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...
Программа гражданско-патриотического воспитания
Программа гражданско-патриотического воспитания в школе....