Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка»
проект ( класс) на тему

Шаронова Татьяна Сергеевна

Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования  «Дом детского творчества №1» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности учащихся. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодежи. Срок реализации гражданско-патриотической Программы «Патриоты Кузнецка» - 2016-2020 годы. Программа не предусматривает этапов, реализуется в течение учебного года, с сентября по май. Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества №1»

Программа

по  гражданско-патриотическому воспитанию

«Патриоты Кузнецка»

Возраст детей -  от 7 до 17 лет

Срок   реализации  – 2016-2020 годы

                                                                                     

                                                                                 Составитель программы:

                                                                  Шаронова Т.С.,

                                                                               зам. директора по УВР

                     

Новокузнецкий городской округ,  2016

СОДЕРЖАНИЕ:

Паспорт программы ……………………………………………………..3

Введение …………………………………………………………………4

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

 учащихся в современных условиях .…………………………………. 5

Основные принципы реализации Программы…………………………8

Основные направления реализации Программы………………………9

Ресурсное обеспечение программы……………………………………17

Оценка эффективности реализации Программы…………………….  18

Использованная литература……………………………………………21

Приложение……………………………………………………………..22

Дни воинской славы России……………………………………………26

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

 Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка»

Основной разработчик Программы

Шаронова Т.С., заместитель директора по УВР

Исполнители Программы

Педагогический коллектив

Учащиеся

Родители

Научно-методическая основа

Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, регионального и Российского уровня

Цели и задачи Программы

- создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся;

- формирование эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Ожидаемые результаты

-создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов воспитательно-образовательной деятельности.

Срок действия Программы

2016 -2020   годы

Исполнители основных мероприятий программы

Учащиеся, педагогический коллектив, общественность

                                                         «Историческое значение каждого                                                                                                                                               человека  измеряется его заслугами Родине,

 а человеческое достоинство –

силою его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

I. Введение

Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Концепцией развития дополнительного образования, Уставом и программой развития МБУ ДО «Дом детского творчества №1», локальными правовыми актами.

     Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования  «Дом детского творчества №1» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности учащихся. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодежи.

      Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

   Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 

     II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся в современных условиях

   Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания на всех уровнях, в том числе и на уровне дополнительного образования. В массовом сознании граждан понимание российского патриотизма выражается в чувствах, поступках, мотивах, сохранении и приобщении к боевым и трудовым традициям.  Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотическое воспитание – приоритет воспитания подрастающего поколения. На это указывают всем хорошо известные реалии современного мира – геополитическая ситуация, ярко проявившаяся в событиях вокруг Украины, последствия  глобализации и борьбы за природные ресурсы.

       В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» указывается: «Стратегической целью программы является формирование установки граждан на потребность в ценностях патриотизма, что выступает базовым условием воспроизводства мотивов и смыслов защиты и созидания Отечества». [1, с.3]

      В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести дополнительное образование. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному.

   Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. 

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

   Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

       Цель и задачи Программы

       Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

       Задачи:

  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся;
  • формирование эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного Кузнецка;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Возраст  учащихся,  участвующих в реализации Программы

      Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, педагогический коллектив и родителей (законных представителей) учащихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества №1».

Сроки реализации Программы

    Срок реализации гражданско-патриотической Программы «Патриоты Кузнецка» - 2016-2020 годы. Программа не предусматривает этапов, реализуется в течение учебного года, с сентября по май.

Исполнители Программы

     Основными исполнителями Программы «Патриоты Кузнецка» являются педагогические работники, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.

Административно-координационная группа Программы

      Директор, заместитель директора по УВР, заведующая организационно-массовым отделом, заведующая художественным отделом, заведующая социально–педагогическим отделом, педагог-организатор.

Формы реализации Программы

Форма реализации работы по Программе в основном коллективная, а также используются групповая и индивидуальные формы работы. Для проведения мероприятий формируются творческие группы из числа педагогов, учащихся, родителей, общественности.

Партнеры по реализации Программы

      Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка, отдел образования Кузнецкого района, ОУ и ДОУ Кузнецкого района, администрация Кузнецкого района, МБУК историко-краеведческий музей «Кузнецкая крепость», МБУК литературно-мемориальный музей им. Ф.М. Достоевского, филиал городского краеведческого музея «Уездное училище»,   библиотеки: школьные, городские и районные, совет ветеранов Кузнецкого района.

III. Основные принципы реализации Программы

         
     Содержание и организационные формы гражданско-патриотического воспитания основываются на принципах, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, нравственно здоровой личности. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание социальной значимости гражданственности и народности. Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные положения при осуществлении практической деятельности, выделяются общепедагогические:

  • Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
  • Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
  • Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
  • Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.
  • Принцип гуманизации образования диктует необходимость бережного отношения к каждому ребенку. 
  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации, максимального раскрытия ее творческих способностей.
  • Принцип творческого самовыражения способствует реализации потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.
  • Принцип осуществления «педагогики сотворчества», предусматривающий совместную дискуссионно-эвристическую деятельность педагога и воспитанника, обеспечивающую исследовательско - творческий характер взаимодействия между ними.


       Принципы гражданско-патриотического воспитания:

  • Принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации; 
  • Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом; 
  • Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России; 
  •  Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества; 
  • Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее. 

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

 IV. Основные направления реализации Программы

     Программа исходит из наличия сложившихся направлений по гражданско-патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования. Программа включает в себя следующие направления:

«Связь поколений», «Растим патриота», «Мой  Кузнецк», «Мы за мир!».

  1. Направление «Связь поколений».

Цель: Осознание учащимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи: 

Способствовать формированию осознанного отношения молодого поколения к прошлому, настоящему и будущему Отечества, к исторической роли России.

Способствовать развитию навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся через изучение военной отечественной истории.

Способствовать углублению знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России. 

Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

  1. Направление «Растим патриота»

Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи: 

Способствовать воспитанию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, любви к своей земле, своему народу, к истории своей страны.

Формировать  у детей и подростков гражданственность, патриотизм,  готовность к защите своего Отечества.

Повышать интерес учащихся к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Способствовать ориентации учащихся для службы Отечеству и их патриотическому воспитанию. 

Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

  1.  Направление «Мой Кузнецк»

Цель: Привлечение учащихся к работе по изучению, возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Задачи:

Формировать интерес к истории Кузбасса и традициям своего народа. 

Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Кузнецка.

Проведение конференций, конкурсов, выставок, композиций, посвященных славным историческим событиям и знаменательным датам России.

  1. Направление «Мы за мир!»

Цель: Осознание учащимися ценности мирной жизни, способности выражения мирного позитивного мышления в коллективе, учреждении, районе, городе, стране.

Задачи:

Формировать у детей и подростков толерантность, способность трансформации мировоззрения учащихся и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России.

Способствовать формированию активной созидательной позиции в любой сфере деятельности.

Привлекать учащихся к участию и проведению акций, флеш-мобов направленных на призывы к сохранению мира.

Мероприятия по реализации Программы

Таблица 1.

Название направления

Формы занятий

Сроки прове-дения

Подведение итогов

1.

" Связь поколений"

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

В течение учебного года

Отчеты по проведенным мероприятиям

2.

"Растим патриота"

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, церемония вручения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

В течение учебного года

Отчеты по проведенным мероприятиям, выставки, показательные выступления посвященные знаменательным датам, анкетирование

3.

"Мой   Кузнецк"

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы знатоков-краеведов, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

В течение учебного года

Отчеты по проведенным мероприятиям

4.

" Мы за мир!"

 Мероприятия, игры, акции, флеш-мобы, спектакли, создание и ведение  сайта общения со сверстниками.

В течение учебного года

Отчеты по проведенным мероприятиям, ведение сайта

     При планировании работы учитываются традиционные  районные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.

Мероприятия  реализации Программы по направлениям

Таблица 2.

Название мероприятия

Направле-ние программ-мы

Сроки проведения

Ответственные

I. Разработка мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание

1

Проведение конкурсов по военно-патриотической тематике

«Растим патриота»

В течение учебного года

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

2

Экскурсии

«Связь поколений»

В течение учебного года

Педагоги дополнительного образования

3

Создание и ведение  сайта общения со сверстниками

«Мы за мир!»

март

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор

2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения

1

Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне

«Связь поколений»

май

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР

2

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

«Растим патриота»

февраль

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР

3

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта

«Растим патриота»

Сентя-брь, май

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности

4

Создание выставочных экспозиций: "Педагоги – участники ВОВ", "Ничто не забыто, никто не забыт"

«Связь поколений»

март

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор

5

Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий

«Мы за мир!»

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор

6

Проведение акции «Георгиевская ленточка»:

-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

-концерты для ветеранов;

«Связь поколений»

Апрель-май

Заместитель директора по воспитательной работе, районный совет ветеранов, педагог -организатор

7

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла. Встреча с участниками локальных событий.

«Связь поколений»

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог - организатор

8

Проведение акций, флеш-мобов, направленных на сохранение мира

«Мы за мир!»

В течение года

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования

9

Показ спектаклей патриотической направленности учащимися театральных студий «БИС», «Фантазеры»

«Мы за мир!»

В течение года

Педагог - организатор, педагоги дополнительного образования

2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность

1

Организация экскурсий по историческим местам Кузнецкого района и города Новокузнецка

«Мой Кузнецк»

В течение года

Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, педагог - организатор

2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1

Проведение игр на местности «Учимся выживать», «Тайны старой крепости»

«Мой Кузнецк»

Октябрь

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности

2

Проведение спортивных эстафет: «А ну-ка, парни!», «Богатыри Кузнецка», «День допризывника»

«Растим патриота»

В течение года

Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности

3

Проведение соревнований по мини-футболу, силовому многоборью

«Растим патриота»

Февраль, май

Педагог - организатор, педагоги дополнительного образования физкультурно - спортивной 

направленности

4

Проведение велопробега, посвященного Победе в ВОВ

«Растим патриота»

май

Педагог – организатор по профилактике ПДД

2.4. Краеведение

1

Проведение тематических мероприятий  «Почетные граждане города»

«Мой Кузнецк»

март

Педагоги дополнительного образования детей

2

Встречи с известными людьми города

«Мой Кузнецк»

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе,

педагог -организатор

3

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:

- «Я рисую город своего детства»;

- «Я в Кузнецке был рожден. Город, я в тебя влюблен»;

- «Район, в котором я живу!»

«Мой Кузнецк»

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, методист по УВР, педагоги дополнительного образования детей

4

Организация походов по историческим местам Кузнецка

«Мой Кузнецк»

В течение года

Педагоги дополнительного образования туристическо-краеведческой направленности

5

Проведение городского конкурса знатоков-краеведов «Конюховские чтения»

«Мой Кузнецк»

январь

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор

6

Проведение городского конкурса литературного и декоративно-прикладного детского творчества посвященного братьям-писателям Геннадия и Владимира Неунывахиных «На утренней зорьке»

«Мой Кузнецк»

ноябрь

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, педагоги дополнительного образования детей

7

Проведение городского конкурса знатаков-краеведов «Конюховские чтения»

«Мой Кузнецк»

январь

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор

2.6. Методическое обеспечение

1

Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий  посвященных:

- Дню города;

- Дню защитника Отечества;

- Дню Победы.

«Растим патриота»

В течение года

Зам.директора по УВР,

методист,

педагог - организатор

2

Создание банка электронно-образовательных материалов

Программа «Патрио-ты Кузнецка»

В течение года

Методист, педагог-организатор

3

Разработка сценариев традиционных  праздников:

- «День знаний»;

- «День района»;

-Спортивная эстафета, посвященная Дню защитника Отечества;

- «День Памяти»

Программа «Патрио-ты Кузнецка»

В течение года

педагог - организатор, педагоги дополнительного образования

4

Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях

«Растим патриота»

В течение года

Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор

5

Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций

В течение года

Заместитель директора по БЖ

6

Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации, сайте ДДТ №1

В течение года

Заместитель директора по УВР, методист, педагог - организатор

V. Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Таблица 3.

Группа

Функции

Состав

Административно - координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор МБУ ДО «ДДТ №1»

Консультативная

Координация реализации Программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместитель директора по УВР, заведующая организационно-массовым отделом, методист

Педагоги учреждения дополнительного образования

Реализация Программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги  дополнительного образования, педагог- организатор

Специалисты, сотрудничающие с учреждением

( социум)

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения.

Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты

VI. Оценка эффективности реализации Программы

     

      Оценка эффективности реализации Программы «Патриоты Кузнецка» осуществляется на основе обобщенных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системность и содержательность, организацию, использование современных технологий, степень охвата учащихся.

     Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины. Диагностика на выходе для учащихся младшего школьного возраста: тесты, анкеты, мини-сочинения, рисунки – показывает рост уровня воспитанности, гражданской позиции учащихся. (Приложение № 4).  Диагностика учащихся среднего школьного возраста подтверждает качественные изменения в получении подростками опыта гражданской деятельности в рамках творческого объединения и в общественно-политической жизни города: повышается уровень воспитанности учащихся, растет общественная активность подростков, понижается процент правонарушений среди подростков (Приложение № 5).      Диагностика для старшеклассников подтверждает гражданско-патриотическую зрелость учащихся: это проявляется в правильном выборе жизненных ценностей и жизненного  пути  (Приложение № 6).         Активная позиция детей 1-11 классов проявляется в их участии в творческих  конкурсах разного направления: конкурсы сочинений, конкурсы чтецов, конкурсы знатоков - краеведов, районные и городские конкурсы военной песни, спортивные соревнования, турниры по шахматам и др. Ежегодно проводится мониторинг результативности участия учащихся в разного рода мероприятиях.

Ожидаемые результаты.

         В результате реализации комплексной Программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся «Патриоты Кузнецка» ожидается:

В Доме детского творчества как в воспитательно-образовательной системе:

-       создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

-    повышение эффективности патриотической работы;

-     повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

-      внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;

-      развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций Кузнецка.

 В образе учащегося:

-  в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

 -   в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства, чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству,  способность к саморазвитию.

-   в духовно-нравственной сфере: осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности, способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины, духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

   Количественными результатами реализации Программы должны стать:

- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой учащихся до уровня 100%;

- создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;

- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;

- повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся;

- разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся.

Финансово-экономическое обоснование Программы. Смета расходов.

Таблица 4.

Программа

Предмет расхода

Источник финансирования

Создание условий для реализации Программы.

Приобретение спортивного инвентаря, формы одежды для спектаклей, соревнований, символики, наглядности, вымпелов, грамот.

Спонсорские средства

Оформление традиционных праздников, конкурсов, торжественных событий.

Цветной принтер, ноутбук, экран, проектор, музыкальная аппаратура, цифровой фотоаппарат.

Внебюджетные средства, материальная база МБУ ДО «ДДТ №1»

Заключение.

     Программа «Патриоты Кузнецка» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, воспитанников, как основа личности гражданина России. Авторы и участники  программы стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. 

Использованная литература:

Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».

Дни воинской славы России и памятные даты в честь Победы в Великой Отечественной войне
Источник: http://www.calend.ru/special/70-let-velikoy-pobede/holidays/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основное содержание деятельности

по гражданско-патриотическому воспитанию.

Направление Программы «Растим патриота»

Военно-исторический конкурс «Гордость Отечества»

     Роль дополнительного образования в гражданско-патриотическом воспитании переоценить очень трудно. Именно  дополнительное образование, призвано максимально способствовать  развитию гражданственности и патриотизма каждого учащегося.

     Одним из самых эффективных и действенных средств патриотического воспитания является обращение к выдающимся событиям военной истории России, принесшим славу нашему Отечеству. МБУ ДО «Дом детского творчества №1» придает особое значение проведению районных этапов военно-исторических конкурсов «Гордость Отечества». Тема конкурса отражает знаменательное историческое событие. Городской военно-исторический конкурс в городе Новокузнецке ежегодно организует МБУ ДО ВСЦ «Патриот». Отличительными особенностями конкурса являются: связь с историческими событиями, имеющими, особо важное значение, для формирования национального самосознания и чувства гордости за свою Родину, и события культурной жизни государства. Второй отличительной особенностью конкурса является то, что в основу его положен деятельностный подход. Участникам конкурса предлагается:

- выполнить поисково-исследовательскую работу по одной из тем, предложенных организаторами;

- подготовить бюллетень, отражающий результаты работы;

- выступить с публичной защитой работы и быть готовым к обсуждению ее результатов.

      Публичная защита результатов работы является важнейшим этапом конкурса. Участники учатся культуре ведения дискуссии, приобретают умения аргументировать свою точку зрения и убедительно доносить ее до слушателей. Защищая свои работы, учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся не только результатов исследования, но и своего отношения к тем или иным событиям военной истории, что позволяет им озвучить свою гражданскую позицию. Военно-исторический конкурс «Гордость Отечества» способствует формированию патриотизма учащихся.

Направление программы «Мы за мир!»

     В дополнительном образовании всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории России, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

      Большими возможностями в патриотическом воспитании молодежи обладает самодеятельное театральное творчество, позволяющее апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям, подсознательным морально-нравственным установкам, художественному вкусу и предпочтениям. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания учащихся Дома детского творчества имеет тема о защитниках Отечества. Пережитые на эмоциональном уровне факты героической истории своей страны, представленные в театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории своей Родины, в полной мере служат целям воспитания гражданина и патриота. Систематическое общение с историческим материалом, выраженным в художественной форме, развивает стремление быть достойными продолжателями славных традиций своего народа, воспитывает чувство патриотизма, формирует у воспитанников верность Родине, готовность к ее вооруженной защите. И особенно важными являются: интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание значимости, важности, и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо, только тогда выбранные формы патриотического воспитания стали мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания. 

Ежегодно в МБУ ДО «ДДТ №1»  коллективами театральных студий «БИС», «Фантазеры» проводятся показы спектаклей направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся. 8 мая 2015 года  состоялась премьера спектакля «Апрель 45 года» автора А. Гуркова, приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Юные актеры хорошо взаимодействовали на сцене, воплощая режиссерские задачи, создавая образы своих сверстников, которым удалось сбежать из фашистского детского интернационального концентрационного лагеря. Идея памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны, дружбы и самопожертвования во имя жизни молодых людей из разных стран проходила через весь драматургический материал.

В декабре  2014 года состоялся премьерный показ спектакля «Марат, Лика и Леонидик» автора А.Арбузова. Юные актеры хорошо взаимодействовали на сцене, воплощая режиссерские задачи, создавая образы своих сверстников, живущих в городе, который систематически подвергается бомбежке, переживающих первую любовь в грозные годы Великой Отечественной войны.

04 мая 2013 года  состоялся показ спектакля «Одиннадцать строк военной прозы» для 250 старшеклассников. В спектакле были  задействованы семеро воспитанников творческого объединения «Фантазеры», руководитель Павловец О.Л. Спектакль был поставлен по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», его показ приурочен к годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Юным актерам удалось погрузить аудиторию в заданную ситуацию (история подвига пятерых девчат и старшины Ф. Васкова).

      Исследования психологов показывают, что школьники наиболее восприимчивы к героическим образам, драматическим коллизиям. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости. Погружение в коллизии театрального спектакля воспитывает патриотические чувства, служит основой для развития высокого художественного вкуса, формирования эстетического идеала, понимания возвышенного в жизни. 


Направление Программы «Мой Кузнецк»

      В МБУ ДО «Дом детского творчества №1» на протяжении многих  лет активно возрождается сложившаяся в прежние годы система форм и методов патриотического воспитания. Огромное внимание,  несомненно, уделяется практической работе, воспитанию исторически грамотного гражданина России. Показателем эффективности гражданско-патриотической работы являются формирование и развитие у учащихся социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных праздниках, мероприятиях и разнообразных творческих конкурсах.  Нами организованы и ежегодно проводятся такие мероприятия как: городской конкурс детских рисунков «Я рисую город моего детства», городской конкурс детского творчества «На утренней зорьке», посвященный литературной деятельности братьев - писателей Геннадия и Владимира Неунывахиных, году литературы и 400-летию г. Новокузнецка, городской конкурс знатоков-краеведов «Конюховские чтения» и другие.

Приложение № 2.

Дни воинской славы России и памятные даты в честь Победы в Великой Отечественной войне

Источник: http://www.calend.ru/special/70-let-velikoy-pobede/holidays/
© Calend.ru

 День полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944 год) 27 января. День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год) — отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы».

 Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day), являющийся первым всемирным днем памяти жертв Холокоста. День был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года.

День воинской славы России — День победы в Сталинградской битве в 1943 году 2 февраля. 2 февраля в России отмечается один из дней воинской славы — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году. Он установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы».

День защитника Отечества 23 февраля.

11 марта День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны — памятная дата, отмечающая подвиг советского народа в годы войны, появилась в календаре в 2012 году.

 Международный день движения сопротивления отмечается ежегодно 10 апреля и посвящен всем, кто противодействовал фашистам во время Второй мировой войны на территориях, оккупированных войсками Третьего рейха.  

11 апреля во всем мире отмечается памятная дата - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей (International Day of Fascist Concentration Camps Prisoners Liberation). Она установлена в память об интернациональном восстании узников.

День памяти жертв Холокоста 16 апреля. День Катастрофы и героизма европейского еврейства установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период второй мировой войны. Антисемитизм, как идеология и политическое движение, направленное на борьбу с евреями.

 25 апреля День освобождения от фашизма и немецкой оккупации (Festa della Liberazione) — национальный праздник Италии. 25 апреля 1945 года фашистский диктатор Бенито Муссолини бежал из Милана, и в истории страны началась новая эпоха.

День Победы 9 мая.

22 июня День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год) Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! С фашистской силой темною, с проклятою ордой! Песня «Священная война» Музыка: А.Александров, слова: В.Лебедев-Кумач 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России.

29 июня День партизан и подпольщиков в России. Отмечаемый ежегодно 29 июня День партизан и подпольщиков — довольно новая дата в календаре российских памятных дат. 10 апреля 2009 года президент РФ подписал закон «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы».

 4 июля День памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны. 4 июля - скорбный и памятный день в истории еврейского народа - День памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны.

23 августа День воинской славы России — День победы советских войск в Курской битве (1943) 23 августа в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России» отмечается День воинской славы России.

  1. сентября в России отмечается как День окончания Второй мировой войны (1945 год). Эта памятная дата установлена Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1(1) Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

 13 сентября День памяти жертв фашизма — это день памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше — мирных жителей.

22 сентября День партизанской славы Украины (укр. «День партизанської слави») отмечается в стране ежегодно 22 сентября. Этот праздник был установлен в 2001 году Указом Президента Украины, в честь 60-й годовщины с начала подпольно-партизанского движения.

День освобождения Украины от фашистских захватчиков 28 октября. 28 октября Украина отмечает значимую дату в своей истории — День освобождения от фашистских захватчиков (укр. «День визволення України від фашистських загарбників») - национальный праздник, посвященный изгнанию войск нацистской Германии с территории.

7 ноября День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в 1941 году. День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год), отмечаемый в нашей стране ежегодно.

9 ноября Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма 9 ноября во всем мире — Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма (International Day Against Fascism, Racism and Antisemitism). Он был установлен по инициативе Международной сети против расизма UNITED.

  1. декабря День Неизвестного Солдата в России. 3 декабря в России, начиная с 2014 года, отмечается новый праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.

5 декабря День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях).

День Героев Отечества в России 9 декабря День Героев Отечества в России — это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Она установлена Федеральным законом Российской Федерации № 22-ФЗ от 28 февраля 2007 года. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Патриот"

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное пон...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отнош...

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я – ПАТРИОТ»

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Гражданско-пат...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы – патриоты своей страны»

Программа  гражданско-патриотического  воспитания  "Мы – патриоты своей страны»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Патриот"

Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, вносит педагогический колледж. Как профессиональная образовательная ...

«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно вли...