Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка»
проект ( класс) на тему
Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества №1» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности учащихся. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодежи. Срок реализации гражданско-патриотической Программы «Патриоты Кузнецка» - 2016-2020 годы. Программа не предусматривает этапов, реализуется в течение учебного года, с сентября по май. Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа гражданско-патриотического воспитания "Патриоты Кузнецка" | 69.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества №1»
Программа
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Патриоты Кузнецка»
Возраст детей - от 7 до 17 лет
Срок реализации – 2016-2020 годы
Составитель программы:
Шаронова Т.С.,
зам. директора по УВР
Новокузнецкий городской округ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ:
Паспорт программы ……………………………………………………..3
Введение …………………………………………………………………4
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
учащихся в современных условиях .…………………………………. 5
Основные принципы реализации Программы…………………………8
Основные направления реализации Программы………………………9
Ресурсное обеспечение программы……………………………………17
Оценка эффективности реализации Программы……………………. 18
Использованная литература……………………………………………21
Приложение……………………………………………………………..22
Дни воинской славы России……………………………………………26
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка» |
Основной разработчик Программы | Шаронова Т.С., заместитель директора по УВР |
Исполнители Программы | Педагогический коллектив Учащиеся Родители |
Научно-методическая основа | Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, регионального и Российского уровня |
Цели и задачи Программы | - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; - проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся; - формирование эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; - привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. |
Ожидаемые результаты | -создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов воспитательно-образовательной деятельности. |
Срок действия Программы | 2016 -2020 годы |
Исполнители основных мероприятий программы | Учащиеся, педагогический коллектив, общественность |
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство –
силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
I. Введение
Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Концепцией развития дополнительного образования, Уставом и программой развития МБУ ДО «Дом детского творчества №1», локальными правовыми актами.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества №1» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности учащихся. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодежи.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся в современных условиях
Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания на всех уровнях, в том числе и на уровне дополнительного образования. В массовом сознании граждан понимание российского патриотизма выражается в чувствах, поступках, мотивах, сохранении и приобщении к боевым и трудовым традициям. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотическое воспитание – приоритет воспитания подрастающего поколения. На это указывают всем хорошо известные реалии современного мира – геополитическая ситуация, ярко проявившаяся в событиях вокруг Украины, последствия глобализации и борьбы за природные ресурсы.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» указывается: «Стратегической целью программы является формирование установки граждан на потребность в ценностях патриотизма, что выступает базовым условием воспроизводства мотивов и смыслов защиты и созидания Отечества». [1, с.3]
В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести дополнительное образование. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- формирование эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного Кузнецка;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Возраст учащихся, участвующих в реализации Программы
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, педагогический коллектив и родителей (законных представителей) учащихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества №1».
Сроки реализации Программы
Срок реализации гражданско-патриотической Программы «Патриоты Кузнецка» - 2016-2020 годы. Программа не предусматривает этапов, реализуется в течение учебного года, с сентября по май.
Исполнители Программы
Основными исполнителями Программы «Патриоты Кузнецка» являются педагогические работники, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.
Административно-координационная группа Программы
Директор, заместитель директора по УВР, заведующая организационно-массовым отделом, заведующая художественным отделом, заведующая социально–педагогическим отделом, педагог-организатор.
Формы реализации Программы
Форма реализации работы по Программе в основном коллективная, а также используются групповая и индивидуальные формы работы. Для проведения мероприятий формируются творческие группы из числа педагогов, учащихся, родителей, общественности.
Партнеры по реализации Программы
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка, отдел образования Кузнецкого района, ОУ и ДОУ Кузнецкого района, администрация Кузнецкого района, МБУК историко-краеведческий музей «Кузнецкая крепость», МБУК литературно-мемориальный музей им. Ф.М. Достоевского, филиал городского краеведческого музея «Уездное училище», библиотеки: школьные, городские и районные, совет ветеранов Кузнецкого района.
III. Основные принципы реализации Программы
Содержание и организационные формы гражданско-патриотического воспитания основываются на принципах, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, нравственно здоровой личности. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание социальной значимости гражданственности и народности. Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные положения при осуществлении практической деятельности, выделяются общепедагогические:
- Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
- Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
- Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
- Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.
- Принцип гуманизации образования диктует необходимость бережного отношения к каждому ребенку.
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации, максимального раскрытия ее творческих способностей.
- Принцип творческого самовыражения способствует реализации потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.
- Принцип осуществления «педагогики сотворчества», предусматривающий совместную дискуссионно-эвристическую деятельность педагога и воспитанника, обеспечивающую исследовательско - творческий характер взаимодействия между ними.
Принципы гражданско-патриотического воспитания:
- Принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
- Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;
- Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
- Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
- Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
IV. Основные направления реализации Программы
Программа исходит из наличия сложившихся направлений по гражданско-патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования. Программа включает в себя следующие направления:
«Связь поколений», «Растим патриота», «Мой Кузнецк», «Мы за мир!».
- Направление «Связь поколений».
Цель: Осознание учащимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
Способствовать формированию осознанного отношения молодого поколения к прошлому, настоящему и будущему Отечества, к исторической роли России.
Способствовать развитию навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся через изучение военной отечественной истории.
Способствовать углублению знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России.
Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
- Направление «Растим патриота»
Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
Способствовать воспитанию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, любви к своей земле, своему народу, к истории своей страны.
Формировать у детей и подростков гражданственность, патриотизм, готовность к защите своего Отечества.
Повышать интерес учащихся к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Способствовать ориентации учащихся для службы Отечеству и их патриотическому воспитанию.
Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
- Направление «Мой Кузнецк»
Цель: Привлечение учащихся к работе по изучению, возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Задачи:
Формировать интерес к истории Кузбасса и традициям своего народа.
Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Кузнецка.
Проведение конференций, конкурсов, выставок, композиций, посвященных славным историческим событиям и знаменательным датам России.
- Направление «Мы за мир!»
Цель: Осознание учащимися ценности мирной жизни, способности выражения мирного позитивного мышления в коллективе, учреждении, районе, городе, стране.
Задачи:
Формировать у детей и подростков толерантность, способность трансформации мировоззрения учащихся и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России.
Способствовать формированию активной созидательной позиции в любой сфере деятельности.
Привлекать учащихся к участию и проведению акций, флеш-мобов направленных на призывы к сохранению мира.
Мероприятия по реализации Программы
Таблица 1.
№ | Название направления | Формы занятий | Сроки прове-дения | Подведение итогов | |||||
1. | " Связь поколений" | Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. | В течение учебного года | Отчеты по проведенным мероприятиям | |||||
2. | "Растим патриота" | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, церемония вручения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. | В течение учебного года | Отчеты по проведенным мероприятиям, выставки, показательные выступления посвященные знаменательным датам, анкетирование | |||||
3. | "Мой Кузнецк" | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы знатоков-краеведов, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. | В течение учебного года | Отчеты по проведенным мероприятиям | |||||
4. | " Мы за мир!" | Мероприятия, игры, акции, флеш-мобы, спектакли, создание и ведение сайта общения со сверстниками. | В течение учебного года | Отчеты по проведенным мероприятиям, ведение сайта | |||||
При планировании работы учитываются традиционные районные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах. Мероприятия реализации Программы по направлениям Таблица 2. | |||||||||
№ | Название мероприятия | Направле-ние программ-мы | Сроки проведения | Ответственные | |||||
I. Разработка мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание | |||||||||
1 | Проведение конкурсов по военно-патриотической тематике | «Растим патриота» | В течение учебного года | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | |||||
2 | Экскурсии | «Связь поколений» | В течение учебного года | Педагоги дополнительного образования | |||||
3 | Создание и ведение сайта общения со сверстниками | «Мы за мир!» | март | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор | |||||
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения | |||||||||
1 | Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне | «Связь поколений» | май | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР | |||||
2 | Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества | «Растим патриота» | февраль | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР | |||||
3 | Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта | «Растим патриота» | Сентя-брь, май | Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности | |||||
4 | Создание выставочных экспозиций: "Педагоги – участники ВОВ", "Ничто не забыто, никто не забыт" | «Связь поколений» | март | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор | |||||
5 | Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий | «Мы за мир!» | В течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор | |||||
6 | Проведение акции «Георгиевская ленточка»: -поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда; -концерты для ветеранов; | «Связь поколений» | Апрель-май | Заместитель директора по воспитательной работе, районный совет ветеранов, педагог -организатор | |||||
7 | Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла. Встреча с участниками локальных событий. | «Связь поколений» | В течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог - организатор | |||||
8 | Проведение акций, флеш-мобов, направленных на сохранение мира | «Мы за мир!» | В течение года | Педагог - организатор, педагог дополнительного образования | |||||
9 | Показ спектаклей патриотической направленности учащимися театральных студий «БИС», «Фантазеры» | «Мы за мир!» | В течение года | Педагог - организатор, педагоги дополнительного образования | |||||
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность | |||||||||
1 | Организация экскурсий по историческим местам Кузнецкого района и города Новокузнецка | «Мой Кузнецк» | В течение года | Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, педагог - организатор | |||||
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность | |||||||||
1 | Проведение игр на местности «Учимся выживать», «Тайны старой крепости» | «Мой Кузнецк» | Октябрь | Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности | |||||
2 | Проведение спортивных эстафет: «А ну-ка, парни!», «Богатыри Кузнецка», «День допризывника» | «Растим патриота» | В течение года | Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности | |||||
3 | Проведение соревнований по мини-футболу, силовому многоборью | «Растим патриота» | Февраль, май | Педагог - организатор, педагоги дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности | |||||
4 | Проведение велопробега, посвященного Победе в ВОВ | «Растим патриота» | май | Педагог – организатор по профилактике ПДД | |||||
2.4. Краеведение | |||||||||
1 | Проведение тематических мероприятий «Почетные граждане города» | «Мой Кузнецк» | март | Педагоги дополнительного образования детей | |||||
2 | Встречи с известными людьми города | «Мой Кузнецк» | В течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог -организатор | |||||
3 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: - «Я рисую город своего детства»; - «Я в Кузнецке был рожден. Город, я в тебя влюблен»; - «Район, в котором я живу!» | «Мой Кузнецк» | В течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, методист по УВР, педагоги дополнительного образования детей | |||||
4 | Организация походов по историческим местам Кузнецка | «Мой Кузнецк» | В течение года | Педагоги дополнительного образования туристическо-краеведческой направленности | |||||
5 | Проведение городского конкурса знатоков-краеведов «Конюховские чтения» | «Мой Кузнецк» | январь | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор | |||||
6 | Проведение городского конкурса литературного и декоративно-прикладного детского творчества посвященного братьям-писателям Геннадия и Владимира Неунывахиных «На утренней зорьке» | «Мой Кузнецк» | ноябрь | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, педагоги дополнительного образования детей | |||||
7 | Проведение городского конкурса знатаков-краеведов «Конюховские чтения» | «Мой Кузнецк» | январь | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор | |||||
2.6. Методическое обеспечение | |||||||||
1 | Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: - Дню города; - Дню защитника Отечества; - Дню Победы. | «Растим патриота» | В течение года | Зам.директора по УВР, методист, педагог - организатор | |||||
2 | Создание банка электронно-образовательных материалов | Программа «Патрио-ты Кузнецка» | В течение года | Методист, педагог-организатор | |||||
3 | Разработка сценариев традиционных праздников: - «День знаний»; - «День района»; -Спортивная эстафета, посвященная Дню защитника Отечества; - «День Памяти» | Программа «Патрио-ты Кузнецка» | В течение года | педагог - организатор, педагоги дополнительного образования | |||||
4 | Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях | «Растим патриота» | В течение года | Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор | |||||
5 | Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций | В течение года | Заместитель директора по БЖ | ||||||
6 | Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации, сайте ДДТ №1 | В течение года | Заместитель директора по УВР, методист, педагог - организатор |
V. Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Таблица 3.
Группа | Функции | Состав |
Административно - координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор МБУ ДО «ДДТ №1» |
Консультативная | Координация реализации Программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. | Заместитель директора по УВР, заведующая организационно-массовым отделом, методист |
Педагоги учреждения дополнительного образования | Реализация Программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Педагоги дополнительного образования, педагог- организатор |
Специалисты, сотрудничающие с учреждением ( социум) | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения. | Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты |
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы «Патриоты Кузнецка» осуществляется на основе обобщенных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системность и содержательность, организацию, использование современных технологий, степень охвата учащихся.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины. Диагностика на выходе для учащихся младшего школьного возраста: тесты, анкеты, мини-сочинения, рисунки – показывает рост уровня воспитанности, гражданской позиции учащихся. (Приложение № 4). Диагностика учащихся среднего школьного возраста подтверждает качественные изменения в получении подростками опыта гражданской деятельности в рамках творческого объединения и в общественно-политической жизни города: повышается уровень воспитанности учащихся, растет общественная активность подростков, понижается процент правонарушений среди подростков (Приложение № 5). Диагностика для старшеклассников подтверждает гражданско-патриотическую зрелость учащихся: это проявляется в правильном выборе жизненных ценностей и жизненного пути (Приложение № 6). Активная позиция детей 1-11 классов проявляется в их участии в творческих конкурсах разного направления: конкурсы сочинений, конкурсы чтецов, конкурсы знатоков - краеведов, районные и городские конкурсы военной песни, спортивные соревнования, турниры по шахматам и др. Ежегодно проводится мониторинг результативности участия учащихся в разного рода мероприятиях.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации комплексной Программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся «Патриоты Кузнецка» ожидается:
В Доме детского творчества как в воспитательно-образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций Кузнецка.
В образе учащегося:
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства, чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству, способность к саморазвитию.
- в духовно-нравственной сфере: осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности, способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины, духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой учащихся до уровня 100%;
- создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
- разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся.
Финансово-экономическое обоснование Программы. Смета расходов.
Таблица 4.
Программа | Предмет расхода | Источник финансирования |
Создание условий для реализации Программы. | Приобретение спортивного инвентаря, формы одежды для спектаклей, соревнований, символики, наглядности, вымпелов, грамот. | Спонсорские средства |
Оформление традиционных праздников, конкурсов, торжественных событий. | Цветной принтер, ноутбук, экран, проектор, музыкальная аппаратура, цифровой фотоаппарат. | Внебюджетные средства, материальная база МБУ ДО «ДДТ №1» |
Заключение.
Программа «Патриоты Кузнецка» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, воспитанников, как основа личности гражданина России. Авторы и участники программы стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
Использованная литература:
Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
Дни воинской славы России и памятные даты в честь Победы в Великой Отечественной войне
Источник: http://www.calend.ru/special/70-let-velikoy-pobede/holidays/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основное содержание деятельности
по гражданско-патриотическому воспитанию.
Направление Программы «Растим патриота»
Военно-исторический конкурс «Гордость Отечества»
Роль дополнительного образования в гражданско-патриотическом воспитании переоценить очень трудно. Именно дополнительное образование, призвано максимально способствовать развитию гражданственности и патриотизма каждого учащегося.
Одним из самых эффективных и действенных средств патриотического воспитания является обращение к выдающимся событиям военной истории России, принесшим славу нашему Отечеству. МБУ ДО «Дом детского творчества №1» придает особое значение проведению районных этапов военно-исторических конкурсов «Гордость Отечества». Тема конкурса отражает знаменательное историческое событие. Городской военно-исторический конкурс в городе Новокузнецке ежегодно организует МБУ ДО ВСЦ «Патриот». Отличительными особенностями конкурса являются: связь с историческими событиями, имеющими, особо важное значение, для формирования национального самосознания и чувства гордости за свою Родину, и события культурной жизни государства. Второй отличительной особенностью конкурса является то, что в основу его положен деятельностный подход. Участникам конкурса предлагается:
- выполнить поисково-исследовательскую работу по одной из тем, предложенных организаторами;
- подготовить бюллетень, отражающий результаты работы;
- выступить с публичной защитой работы и быть готовым к обсуждению ее результатов.
Публичная защита результатов работы является важнейшим этапом конкурса. Участники учатся культуре ведения дискуссии, приобретают умения аргументировать свою точку зрения и убедительно доносить ее до слушателей. Защищая свои работы, учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся не только результатов исследования, но и своего отношения к тем или иным событиям военной истории, что позволяет им озвучить свою гражданскую позицию. Военно-исторический конкурс «Гордость Отечества» способствует формированию патриотизма учащихся.
Направление программы «Мы за мир!»
В дополнительном образовании всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории России, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
Большими возможностями в патриотическом воспитании молодежи обладает самодеятельное театральное творчество, позволяющее апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям, подсознательным морально-нравственным установкам, художественному вкусу и предпочтениям. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания учащихся Дома детского творчества имеет тема о защитниках Отечества. Пережитые на эмоциональном уровне факты героической истории своей страны, представленные в театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории своей Родины, в полной мере служат целям воспитания гражданина и патриота. Систематическое общение с историческим материалом, выраженным в художественной форме, развивает стремление быть достойными продолжателями славных традиций своего народа, воспитывает чувство патриотизма, формирует у воспитанников верность Родине, готовность к ее вооруженной защите. И особенно важными являются: интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание значимости, важности, и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо, только тогда выбранные формы патриотического воспитания стали мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания.
Ежегодно в МБУ ДО «ДДТ №1» коллективами театральных студий «БИС», «Фантазеры» проводятся показы спектаклей направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся. 8 мая 2015 года состоялась премьера спектакля «Апрель 45 года» автора А. Гуркова, приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Юные актеры хорошо взаимодействовали на сцене, воплощая режиссерские задачи, создавая образы своих сверстников, которым удалось сбежать из фашистского детского интернационального концентрационного лагеря. Идея памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны, дружбы и самопожертвования во имя жизни молодых людей из разных стран проходила через весь драматургический материал.
В декабре 2014 года состоялся премьерный показ спектакля «Марат, Лика и Леонидик» автора А.Арбузова. Юные актеры хорошо взаимодействовали на сцене, воплощая режиссерские задачи, создавая образы своих сверстников, живущих в городе, который систематически подвергается бомбежке, переживающих первую любовь в грозные годы Великой Отечественной войны.
04 мая 2013 года состоялся показ спектакля «Одиннадцать строк военной прозы» для 250 старшеклассников. В спектакле были задействованы семеро воспитанников творческого объединения «Фантазеры», руководитель Павловец О.Л. Спектакль был поставлен по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», его показ приурочен к годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Юным актерам удалось погрузить аудиторию в заданную ситуацию (история подвига пятерых девчат и старшины Ф. Васкова).
Исследования психологов показывают, что школьники наиболее восприимчивы к героическим образам, драматическим коллизиям. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости. Погружение в коллизии театрального спектакля воспитывает патриотические чувства, служит основой для развития высокого художественного вкуса, формирования эстетического идеала, понимания возвышенного в жизни.
|
В МБУ ДО «Дом детского творчества №1» на протяжении многих лет активно возрождается сложившаяся в прежние годы система форм и методов патриотического воспитания. Огромное внимание, несомненно, уделяется практической работе, воспитанию исторически грамотного гражданина России. Показателем эффективности гражданско-патриотической работы являются формирование и развитие у учащихся социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных праздниках, мероприятиях и разнообразных творческих конкурсах. Нами организованы и ежегодно проводятся такие мероприятия как: городской конкурс детских рисунков «Я рисую город моего детства», городской конкурс детского творчества «На утренней зорьке», посвященный литературной деятельности братьев - писателей Геннадия и Владимира Неунывахиных, году литературы и 400-летию г. Новокузнецка, городской конкурс знатоков-краеведов «Конюховские чтения» и другие.
Приложение № 2.
Дни воинской славы России и памятные даты в честь Победы в Великой Отечественной войне
Источник: http://www.calend.ru/special/70-let-velikoy-pobede/holidays/
© Calend.ru
День полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944 год) 27 января. День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год) — отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы».
Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day), являющийся первым всемирным днем памяти жертв Холокоста. День был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года.
День воинской славы России — День победы в Сталинградской битве в 1943 году 2 февраля. 2 февраля в России отмечается один из дней воинской славы — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году. Он установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы».
День защитника Отечества 23 февраля.
11 марта День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны — памятная дата, отмечающая подвиг советского народа в годы войны, появилась в календаре в 2012 году.
Международный день движения сопротивления отмечается ежегодно 10 апреля и посвящен всем, кто противодействовал фашистам во время Второй мировой войны на территориях, оккупированных войсками Третьего рейха.
11 апреля во всем мире отмечается памятная дата - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей (International Day of Fascist Concentration Camps Prisoners Liberation). Она установлена в память об интернациональном восстании узников.
День памяти жертв Холокоста 16 апреля. День Катастрофы и героизма европейского еврейства установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период второй мировой войны. Антисемитизм, как идеология и политическое движение, направленное на борьбу с евреями.
25 апреля День освобождения от фашизма и немецкой оккупации (Festa della Liberazione) — национальный праздник Италии. 25 апреля 1945 года фашистский диктатор Бенито Муссолини бежал из Милана, и в истории страны началась новая эпоха.
День Победы 9 мая.
22 июня День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год) Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! С фашистской силой темною, с проклятою ордой! Песня «Священная война» Музыка: А.Александров, слова: В.Лебедев-Кумач 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России.
29 июня День партизан и подпольщиков в России. Отмечаемый ежегодно 29 июня День партизан и подпольщиков — довольно новая дата в календаре российских памятных дат. 10 апреля 2009 года президент РФ подписал закон «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы».
4 июля День памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны. 4 июля - скорбный и памятный день в истории еврейского народа - День памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны.
23 августа День воинской славы России — День победы советских войск в Курской битве (1943) 23 августа в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России» отмечается День воинской славы России.
- сентября в России отмечается как День окончания Второй мировой войны (1945 год). Эта памятная дата установлена Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1(1) Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».
13 сентября День памяти жертв фашизма — это день памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше — мирных жителей.
22 сентября День партизанской славы Украины (укр. «День партизанської слави») отмечается в стране ежегодно 22 сентября. Этот праздник был установлен в 2001 году Указом Президента Украины, в честь 60-й годовщины с начала подпольно-партизанского движения.
День освобождения Украины от фашистских захватчиков 28 октября. 28 октября Украина отмечает значимую дату в своей истории — День освобождения от фашистских захватчиков (укр. «День визволення України від фашистських загарбників») - национальный праздник, посвященный изгнанию войск нацистской Германии с территории.
7 ноября День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в 1941 году. День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год), отмечаемый в нашей стране ежегодно.
9 ноября Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма 9 ноября во всем мире — Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма (International Day Against Fascism, Racism and Antisemitism). Он был установлен по инициативе Международной сети против расизма UNITED.
- декабря День Неизвестного Солдата в России. 3 декабря в России, начиная с 2014 года, отмечается новый праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.
5 декабря День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях).
День Героев Отечества в России 9 декабря День Героев Отечества в России — это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Она установлена Федеральным законом Российской Федерации № 22-ФЗ от 28 февраля 2007 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Патриот"
В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное пон...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отнош...
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я – ПАТРИОТ»
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Гражданско-пат...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы – патриоты своей страны»
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы – патриоты своей страны»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Патриот"
Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, вносит педагогический колледж. Как профессиональная образовательная ...
«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно вли...