Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
рабочая программа (5, 6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" рассчитана на 3 часа в неделю в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpktp_vneur_naglyadnaya_geometriya_svetlakova.docx | 46.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации ГО Карпинск Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Приложение к программе внеурочной деятельности МАОУСОШ № 6
Рабочая программа
«Наглядная геометрия» для 5-6 классов
Составитель: Светлакова О.Б.,
учитель математики
Карпинск, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» для 5- 6 классов разработана на основе:
- Образовательной программы МАОУ СОШ № 6.
- Учебного плана МАОУ СОШ № 6.
- Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Математика: Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: учебник / И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.:Дрофа, 2014.-189,[3] с.: ил.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобра-зоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
- Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 6 класс. - М.: Мнемозина, 2012.
Общая характеристика курса
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, гармонично развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это не только раздел математики, школьный предмет, это прежде всего метод познания окружающего мира. Геометрия обладает целым рядом качеств, присущих предметам гуманитарного цикла. Она обладает огромными возможностями для эмоционального, эстетического и духовного развития человека.
Обучение предмету «Геометрия» в основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Математическое образование играет важную роль в практической жизни общества, которая связанна с формированием способности к умственному эксперименту. Практическая полезность предмета обусловлена тем, что происходит формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой в различных сферах жизни человека, для изучения смежных дисциплин и применения математических знаний в быту, для адаптации в современном информационном обществе.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
В курсе наглядной геометрии основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур и симметрии. У учащихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к изучению систематического курса геометрии в 7 классе. При изучении этого курса ученики используют наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.
Цель изучения курса
Всестороннее развитие качеств мышления учащихся 5-6 классов, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для решения практических проблем, с помощью методов геометрической наглядности.
Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления. Привитие интереса к геометрии идет по двум основным направлениям: знакомство с разнообразными геометрическими фигурами, задачами практического и занимательного характера в наглядной форме и проведение исследования на доступном уровне с учетом их психического развития.
Задачи курса
• способствовать интеллектуальному развитию учащихся и прежде всего таких его компонентов, как логическое мышление, пространственное воображение, умение предвидеть результат своей деятельности;
• обеспечить развитие творческих способностей, геометрической интуиции;
• усилить практический аспект в изучении геометрии;
• развивать умения учащихся применять геометрические знания в реальной жизни;
• создать условия для интеллектуально-практической и исследовательской деятельности.
Место курса в учебном плане
Изучать данный курс предполагается 3 часа в неделю в 5 классе (всего 105 ч) и 3 часа в неделю в 6 классе (всего 105 ч).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Изучение курса «Наглядная геометрия» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избы-точной информации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
предметные:
- представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о ее значимости в жизни человека;
- умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
- владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объемными геометрическими фигурами;
- владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых геометрических фигур.
Содержание курса
1. Введение
Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение.
2. Линии в геометрии
Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Ломаные линии. Кривые линии. Окружность. Замечательные кривые.
3. Фигуры на плоскости
Ломаные. Треугольник. Построение треугольников. Квадрат. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конструирование из «Т». Геометрические головоломки.
4. Многоугольники
Многоугольники. Параллелограммы
5. Фигуры в пространстве
Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Куб и его свойства. Развертка куба и параллелепипеда. Модель куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Задачи на проекционном чертеже
6. Измерение величин
Измерения величин: длина, площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.
7. Координаты
Координаты на плоскости. Игры в координатах.
8. Геометрические построения
Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты
9. Многогранники
Многогранники и их элементы
10. Занимательная геометрия
Топологические опыты. Задачи, головоломки, игры. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Геометрия клетчатой бумаги. Танграм. Пентамино. Лабиринты. Оригами.
Тематическое планирование для 5 класса
Раздел, тема | кол-во часов |
1. Введение Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение. | 19 |
2. Линии в геометрии Ломаные линии. Окружность. | 9 |
3. Фигуры на плоскости Ломаные. Треугольник. Построение треугольников. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конструирование из «Т». Геометрические головоломки. | 25 |
4. Многоугольники Многоугольники | 2 |
5. Фигуры в пространстве Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Куб и его свойства. Развертка куба и параллелепипеда. Модель куба. | 6 |
6. Измерение величин Измерения величин: длина, площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда. | 23 |
7. Многогранники Многогранники и их элементы | 12 |
8. Занимательная геометрия Топологические опыты. | 9 |
Всего | 105 |
Тематическое планирование для 6 класса
Раздел, тема | Кол-во часов |
1. Линии в геометрии Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Кривые линии. Замечательные кривые. | 12 |
2. Фигуры на плоскости Квадрат. Задачи со спичками. | 6 |
3. Многоугольники Параллелограммы | 9 |
4. Фигуры в пространстве Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Задачи на проекционном чертеже | 3 |
5. Координаты Координаты на плоскости. Игры в координатах. | 3 |
6. Геометрические построения Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты | 21 |
7. Занимательная геометрия Задачи, головоломки, игры. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Геометрия клетчатой бумаги. Танграм. Пентамино. Лабиринты. Оригами. | 51 |
Всего | 105 |
Планируемые результаты изучения курса
В результате прохождения курса «Наглядная геометрия» учащиеся должны:
• понимать, что геометрические фигуры являются идеализированными образами реальных объектов;
• распознавать на чертежах и моделях различные геометрические фигуры, изображать их;
• уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела;
• владеть практическими навыками использования геометрических инструментов;
• овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент;
• уметь решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя свойства фигур.
Учебно-методическое обеспечение
- Математика: Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: учебник / И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.:Дрофа, 2014.-189,[3] с.: ил.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобра-зоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
Рассмотрено и согласовано | Утверждаю |
на заседании ШМО | Директор МАОУ СОШ №6 |
Протокол № | _____________ /Н.С.Терентьева/ |
от «___»___________________ 2019 г. | Приказ № ____ |
Зам.директора по ВР | от «___» ______________2019 г. |
__________________/Н.Е.Владимирова/ |
Календарно-тематическое планирование на 2019 – 2020 учебный год
Классы 5 а,б,г
Учитель Светлакова О.Б.
Количество часов на год 105 часов.
Всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Планирование составлено в соответствии с рабочей программой «Наглядная геометрия» для 5-6 классов.
Литература:
- Математика: Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: учебник / И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.:Дрофа, 2014.-189,[3] с.: ил.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобра-зоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Корр. | |
План неделя/месяц | факт | ||||
1 | Введение. Первые шаги в геометрии | 1 | 1/09 | ||
2 | История развития геометрии как науки | 1 | 1/09 | ||
3 | Современные достижения в области изучения геометрической науки | 1 | 1/09 | ||
4 | Пространство | 1 | 2/09 | ||
5 | Размерность пространства | 1 | 2/09 | ||
6 | Многомерные пространства | 1 | 2/09 | ||
7 | Изображение геометрических фигур. Методы и средства изображения | 1 | 3/09 | ||
8 | Изображение геометрических фигур и их конфигураций | 1 | 3/09 | ||
9 | Решение задач на изображение геометрических фигур и их конфигураций | 1 | 3/09 | ||
10 | Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая | 1 | 4/09 | ||
11 | Простейшие геометрические фигуры: отрезок, луч, угол | 1 | 4/09 | ||
12 | Простейшие геометрические фигуры: плоскость | 1 | 4/09 | ||
13 | Конструирование из Т | 1 | 1/10 | ||
14 | Решение практических задач на конструирование из Т | 1 | 1/10 | ||
15 | Тетраэдр и его элементы. | 1 | 1/10 | ||
16 | Свойства тетраэдра. | 1 | 2/10 | ||
17 | Куб. | 1 | 2/10 | ||
18 | Свойства куба. | 1 | 2/10 | ||
19 | Развертка куба и параллелепипеда. | 1 | 3/10 | ||
20 | Модель куба. | 1 | 3/10 | ||
21 | Задачи на разрезание и складывание геометрических фигур | 1 | 3/10 | ||
22 | Задачи на разрезание и складывание геометрических фигур | 1 | 4/10 | ||
23 | Виды углов | 1 | 4/10 | ||
24 | Градусная мера угла | 1 | 4/10 | ||
25 | Измерение и построение угла с помощью транспортира. | 1 | 1/11 | ||
26 | Построение угла, равного данному с помощью циркуля и линейки | 1 | 1/11 | ||
27 | Биссектриса угла | 1 | 1/11 | ||
28 | Построение биссектрисы угла с помощью циркуля и линейки | 1 | 2/11 | ||
29 | Решение практических задач по теме «Первые шаги в геометрии» | 1 | 2/11 | ||
30 | Треугольник. Виды треугольников по сторонам и углам. | 1 | 2/11 | ||
31 | Виды треугольников по сторонам. | 1 | 3/11 | ||
32 | Виды треугольников по углам. | 1 | 3/11 | ||
33 | Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников | 1 | 3/11 | ||
34 | Второй признак равенства треугольников | 1 | 4/11 | ||
35 | Третий признак равенства треугольников | 1 | 4/11 | ||
36 | Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними | 1 | 4/11 | ||
37 | Построение треугольников по стороне и двум прилежащим углам | 1 | 1/12 | ||
38 | Построение треугольников по трем сторонам | 1 | 1/12 | ||
39 | Построение треугольников с помощью циркуля и линейки | 1 | 1/12 | ||
40 | Решение практических задач на построение треугольников с помощью циркуля и линейки | 1 | 2/12 | ||
41 | Медиана треугольника | 1 | 2/12 | ||
42 | Центр тяжести треугольника | 1 | 2/12 | ||
43 | Биссектриса треугольника | 1 | 3/12 | ||
44 | Высота треугольника | 1 | 3/12 | ||
45 | Ортоцентр треугольника | 1 | 3/12 | ||
46 | Ломаная. | 1 | 4/12 | ||
47 | Многоугольник. | 1 | 4/12 | ||
48 | Правильный многоугольник | 1 | 4/12 | ||
49 | Многогранники. | 1 | 2/01 | ||
50 | Правильные многогранники: тетраэдр | 1 | 2/01 | ||
51 | Правильные многогранники: гексаэдр | 1 | 2/01 | ||
52 | Правильные многогранники: октаэдр | 1 | 3/01 | ||
53 | Правильные многогранники: додекаэдр | 1 | 3/01 | ||
54 | Правильные многогранники: икосаэдр | 1 | 3/01 | ||
55 | Формула Эйлера | 1 | 4/01 | ||
56 | Развертки правильных многогранников. | 1 | 4/01 | ||
57 | Изготовление правильных многогранников | 1 | 4/01 | ||
58 | Полуправильные многогранники | 1 | 1/02 | ||
59 | Изгибаемые многогранники | 1 | 1/02 | ||
60 | Звездчатые многогранники | 1 | 1/02 | ||
61 | Геометрические головоломки | 1 | 2/02 | ||
62 | Измерение длины. | 1 | 2/02 | ||
63 | Единицы измерения длины. | 1 | 2/02 | ||
64 | Длина отрезка. Построение отрезка заданной длины с помощью циркуля и линейки | 1 | 3/02 | ||
65 | Длина ломаной. | 1 | 3/02 | ||
66 | Периметр треугольника и многоугольника | 1 | 3/02 | ||
67 | Решение практических задач на измерение периметра треугольника, многоугольника | 1 | 4/02 | ||
68 | Понятие площади фигуры. | 1 | 4/02 | ||
69 | Единицы измерения площади. | 1 | 4/02 | ||
70 | Площади квадрата и прямоугольника. | 1 | 1/03 | ||
71 | Приближенное измерение площади на клетчатой бумаге | 1 | 1/03 | ||
72 | Измерение площадей плоских фигур | 1 | 1/03 | ||
73 | Формула Пика | 1 | 2/03 | ||
74 | Понятие объема. | 1 | 2/03 | ||
75 | Единицы объема. | 1 | 2/03 | ||
76 | Объем куба | 1 | 3/03 | ||
77 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | 3/03 | ||
78 | Объем геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов | 1 | 3/03 | ||
79 | Решение практических задач на вычисление длин, площадей, объемов | 1 | 4/03 | ||
80 | Решение практических задач на вычисление длин, площадей, объемов | 1 | 4/03 | ||
81 | Решение практических задач на вычисление длин, площадей, объемов | 1 | 4/03 | ||
82 | Равновеликие фигуры | 1 | 1/04 | ||
83 | Равносоставленные фигуры | 1 | 1/04 | ||
84 | Решение практических задач по теме «Равновеликие и равносоставленные фигуры» | 1 | 1/04 | ||
85 | Окружность | 1 | 2/04 | ||
86 | Круг | 1 | 2/04 | ||
87 | Построение окружности и круга заданного радиуса | 1 | 2/04 | ||
88 | Фигуры, составленные из окружностей и кругов | 1 | 3/04 | ||
89 | Решение практических задач по теме «Фигуры, составленные из окружностей и кругов» | 1 | 3/04 | ||
90 | Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности | 1 | 3/04 | ||
91 | Взаимное расположение двух окружностей | 1 | 4/04 | ||
92 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | 4/04 | ||
93 | Топология. Предмет изучения топологии | 1 | 4/04 | ||
94 | Топологические свойства объектов | 1 | 1/05 | ||
95 | Гомеоморфизм | 1 | 1/05 | ||
96 | Эйлерова характеристика | 1 | 1/05 | ||
97 | Сфера и тор как топологические объекты | 1 | 2/05 | ||
98 | Лист Мебиуса как топологический объект | 1 | 2/05 | ||
99 | Бутылка Клейна как топологический объект | 1 | 2/05 | ||
100 | Решение практических задач по топологии | 1 | 3/05 | ||
101 | Гипотеза Пуанкаре | 1 | 3/05 | ||
102 | Решение геометрических задач, развивающих логическое мышление | 1 | 3/05 | ||
103 | Решение геометрических задач, развивающих логическое мышление | 1 | 4/05 | ||
104 | Несуществующие фигуры | 1 | 4/05 | ||
105 | Геометрия вокруг нас | 1 | 4/05 | ||
Всего | 105 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана для занятий с учащимися 5 - 6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГ...
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
Курс расчитан на обучающихся 5 -6 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...