Программа поэтического кружка "Волшебное перо"
рабочая программа
Программа поэтического кружка "Волшебное перо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_volshebnoe_pero.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Программа поэтического кружка «Волшебное перо»
для обучающихся 5-8 классов
Руководитель кружка: Левицкая Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |
Нижневартовск, 2016 год
Программа кружка «Волшебное перо»
«Когда поэзия есть, она может некоторыми
не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются»
Е. Винокуров
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Книги окружают нас с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Чаще всего, если человек любит читать, то читает он прозу. Одни любят фантастику и детективы, другие - исторические и любовные романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
Хорошие стихи - всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания.
Поэзия имеет огромное значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности. Приобретая практические навыки выразительного чтения, сочиняя стихи, дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют личностные качества.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Волшебное перо». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Цель программы: развитие творческих способностей, повышение языковой культуры через поэтическое слово.
Задачи программы:
– проводить целостный анализ поэтического произведения;
– уметь вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
– через знакомство с аспектами поэтического мастерства и примерами плагиата научиться самим создавать стихи, малую прозу;
– анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации,
– учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6-8 классов в возрасте 12-14 лет. Занятия проводятся из расчёта 70 часов в год.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-коммуникационная технологии.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Ожидаемый результат:
- рост познавательной и творческой активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных мероприятиях, участие в конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней, публикация стихов собственного сочинения.
Программа кружка
1. Зачем нужна поэзия? (1 час)
Цель, задачи, содержание программы обучения. Знакомство с литературным лирическим жанром (гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение), лиро-эпическим (баллада, поэма, роман в стихах)
2. Что такое настоящие стихи? (1 час)
Работа над словесными образами, созданными великими мастерами слова: Пушкиным, Лермонтовым, Фетом, Тютчевым и др.
3. Чудо поэтического слова (2 часа)
Что такое тема. Как правильно подобрать достоверный материал. Место художественному вымыслу в произведении.
4. Участие в поэтическом конкурсе «Осеннее ассорти». (2 часа)
Подбор стихотворений на осеннюю тематику, отработка выразительного чтения, выбранного стихотворения, участие в конкурсе.
5. «Поход за вдохновением». Экскурсия в центральную городскую библиотеку. Литературный поэтический урок. (2 часа)
Экскурсия в центральную городскую библиотеку.
6. Путешествие в слово. Встреча с известными Нижневартовскими поэтами. (2 часа)
Встреча с поэтом В. Овсянниковым–Заярским. Беседа, выразительное чтение стихов автора.
7. Участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню матери. (2 часа)
Подбор стихотворений на тематику праздника, отработка выразительного чтения, выбранного стихотворения, участие в конкурсе.
8. Лексические средства поэтического языка. (3 часа)
Архаизмы. Историзмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Просторечие. Эпитеты. Троп. Сравнение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
9. Стихотворный размер. (4 часа)
Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
10. Соблюдение межстиховой паузы. (2 часа)
Значение межстиховой паузы, умение выдерживать межстиховую паузу.
11. Авторское ударение в слове. (2 часа)
Понятие ударения в слове. Плавающее ударение, авторское ударение.
12. Практическое занятие по определению ритма рифмы, стихотворного размера. (3 часа)
Отработка умения определять размеры стиха, рифму.
13. Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)
Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Игра «Найди рифму». Экскурсия в городской парк.
14. Роль первичного чтения. Впечатление, настроение, интонация. (4 часа)
Выразительное чтение стихотворений учителем наизусть в процессе первичного восприятия текста детьми. Образы, возникшие при первом прочтении стихотворений.
15. Постижение поэтического слова и образа. (4 часа)
Знакомство с мастерством чтецов, актёров. Прослушивание и просмотр видео- и аудиозаписей, встречи с актёрами.
16. Проба пера. (6 часов)
Озвучивание детьми своих произведений. Работа над совершенствованием стиха. Оценка творчества детей.
17. Подготовка к городскому конкурсу юных сочинителей «Маленькая муза». (5 часов)
Работа над совершенствованием самостоятельно написанного стихотворения. Подготовка к выступлению на городском конкурсе чтецов.
18. Лирические произведения на фоне музыки. (3 часа)
Знакомство с произведениями, положенными на музыку. Прослушивание стихов в песенном исполнении.
19. Поэзия и живопись. (3 часа)
Знакомство с репродукциями картин русских художников. Связь литературы и живописи. Описание картин по выбору детей. Словесное составление картины на тему «Весна пришла». Письменное описание картины.
20. Как учить стихи. (2 часа)
Практикум по заучиванию стихотворений.
21. Учим голос «летать». (2 часа)
Техника речи. Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками. Игра «Испорченный телефон», «Ручеек»
22. Работа над выразительным чтением избранных стихов. (5 часов)
Отработка выразительного чтения стихотворения известных поэтов и стихотворений собственного сочинения. Работа над мимикой, жестами, техникой речи.
23. Участие в конкурсе чтецов, посвящённом 9 Мая. (2 часа)
Подбор стихотворений на тематику праздника, отработка выразительного чтения, выбранного стихотворения, участие в конкурсе.
24. Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (1 час)
Прослушивание произведений, написанных детьми в течение года.
Учебно–тематический план
№ | Дата | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | ||
Теория | Практика | |||||
1 | Зачем нужна поэзия? | 1 | 1 | |||
2 | Что такое настоящие стихи? | 1 | 1 | |||
3 | Чудо поэтического слова | 2 | 2 | |||
4 | Участие в поэтическом конкурсе «Осеннее ассорти» | 2 | 2 | |||
5 | «Поход за вдохновением». Экскурсия в центральную городскую библиотеку. Литературный поэтический урок | 2 | 2 | |||
6 | Путешествие в слово. Встреча с известными Нижневартовскими поэтами | 2 | 2 | |||
7 | Участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню матери | 2 | 2 | |||
8 | Лексические средства поэтического языка | 3 | 1 | 2 | ||
9 | Стихотворный размер | 4 | 2 | 2 | ||
10 | Соблюдение межстиховой паузы | 2 | 1 | 1 | ||
11 | Авторское ударение в слове | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Практическое занятие по определению ритма рифмы, стихотворного размера | 3 | 3 | |||
13 | Рифма. «Поход за вдохновением» | 6 | 2 | 4 | ||
14 | Роль первичного чтения. Впечатление, настроение, интонация | 4 | 1 | 3 | ||
15 | Постижение поэтического слова и образа | 4 | 1 | 3 | ||
16 | Проба пера | 6 | 2 | 4 | ||
17 | Подготовка к городскому конкурсу юных сочинителей «Маленькая муза» | 5 | 1 | 4 | ||
18 | Лирические произведения на фоне музыки | 3 | 1 | 2 | ||
19 | Поэзия и живопись | 3 | 1 | 2 | ||
20 | Как учить стихи | 2 | 1 | 1 | ||
21 | Учим голос «летать» | 2 | 1 | 1 | ||
22 | Работа над выразительным чтением избранных стихов | 6 | 6 | |||
23 | Участие в конкурсе чтецов, посвящённом 9 мая | 2 | 2 | |||
24 | Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов | 1 | 1 | |||
Итого | 70 | 18 | 52 |
Список литературы
1. Головин Б. Н. «Основы культуры речи». М:. 1988.
2. Ершова, А. Актёрская грамота – подросткам. М.: Просвещение, 1994.
3. Запорожец, Т Логика сценической речи: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1974.
4. Конянинова, И. Произношение и дикция. М.: ВТО,1977.
5. Куницын, А. Н. Начальные этапы голосо–речевого тренинга. Л.,1988.
6. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова – М., 1990.
7. Муравьёв, Б. Л. От дыхания – к голосу: работа над речевым дыханием актёра. - Л., 1982.
8. Петрова А. Н. Художественное слово – М., 1976.
9. Промптова И. Ю. Речевая культура русского театра – М.,1989.
10. Саричева, Е. Сценическая речь. М., 1995.
11. Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум – М., 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)
Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...
Программа элективного «Золотое перо»(для 9 классов профильной школы)
Элективный курс «Золотое перо» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятия журналистикой решает одну из главны...
Рабочая программа кружка "Проба пера: основы стилистики"
Программа кружка «Проба пера: основы стилистики» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа.Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения...
Программа кружка "Проба пера"
Данная авторская программа разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету, дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПРОБА ПЕРА: основы журналистики»
Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа.Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение тво...
Рабочая программа кружка_Волшебное перо
Рабочая программа кружка_Волшебное перо...