Материал для работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с художественной литературой
занимательные факты

Рыбакова  Марина Михайловна

Материал для работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с художественной литературой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Великие люди о книге и чтении:

     «С помощью книги всякий грамотный человек имеет право и возможность входа в царство ума.» (Смайлс)

***

«Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» (Шарль Луи де Монтескьё)

***

«Всякого рода грубость тает, словно на огне под влиянием ежедневного чтения хороших книг.» (Виктор Гюго)

***

«Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким» (Карло Гальдони)

***

«Приучая ребенка к книге, вы не просто учите его читать, но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее»    (Олег Рой)

***

 «Что бы вы не делали, чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.» (Самуил Маршак)

***

«Увидеть можем мы лишь на страницах книг

И осень, и весну в один и тот же миг» (Расул Гамзатов)

***

Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела» (Д. Адиссон)

 

C:\Users\rybakovamm-7\Desktop\depositphotos_26035455-stock-photo-inkwell-pen-and-an-old.jpg



Предварительный просмотр:

Прочти и отгадай!

Говорит она беззвучно,

С нею не бывает скучно.

Если дружить будешь с ней,                          

Станешь вчетверо умней!   (Книга)

 C:\Users\rybakovamm-7\Desktop\depositphotos_26419797-stock-photo-children-reading-books.jpg

                                                                                                              У стены большой и важный

                                                       Стоит дом многоэтажный.

                                                                    Мы на нижнем этаже

                                                                    Всех жильцов прочли уже.  

(Книжный шкаф)

Снаружи смотришь –дом как дом,                         

Но нет жильцов обычных в нем.

Там книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках, вдоль стены,

Вместились сказки старины.

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом,

Попробуй, отгадай!    (Библиотека)

                                       

                                                                   Тридцать три богатыря

                                                                   К нам пришли из Букваря.

                                                                   Каждый ростом невелик,

                                                                   А учится всем велит!

                                                                   Они расскажут детям

                                                                   Обо всем на свете!   (Буквы)



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Знакомство младших

 школьников с ОВЗ с художественной литературой»

Подготовила и провела

Воспитатель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

Рыбакова М. М.

Москва, Троицк, 2019 г.

Консультация для родителей:

«Знакомство младших школьников с художественной литературой»

     Рубеж 20 - 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

     Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Детская книга – это книги и периодические издания, созданные специально для детей, включающие произведения трех видов искусства- слова, живописи и дизайна,- предоставленные человеку в начале его жизни как источник образов мира для восприятия и чтения с целью формирования и развития личности.

     Детская книга призвана удовлетворять детские потребности в эмоциях, в красивом, наглядных впечатлениях. Это и составляет эстетико-гедонистическую функцию, т.е. функцию удовольствия, наслаждения, радости от восприятия книги.

     Мировоззренческая функция раскрывается в предметном наполнении книг, в способах изображения явлений, в том, о чем и как мы читаем детям. Книга хранит накопленные человечеством умственные, нравственные, эстетические и идеологические ценности, которые передаются новым поколениям, чтоб не прерывалась связь времен. Книга является средством воспитания и обучения. Она помогает организовать досуг детей, игры, развлечения, викторины, дает материал для художественно- творческой деятельности детей.

     Книга является средством общения взрослых и детей, она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии.

     Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка, когда начинает формирование его личности: развивается мышление, речь, обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего, развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.

     Маленькому человеку самостоятельно не осилить тех материальных и духовных ценностей, которые заложены в детской книге.

     Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.

-Целесообразность использования данного произведения для детей.

-Его принадлежность к подлинному искусству.

-Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

  1. Выразительное чтение вслух внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.
  2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух небольших по объему произведений, например стихотворений А.Барто, Б.Заходера. Методика работы следующая: взрослый читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.
  3. Иллюстрирование детьми художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к вниманию.
  4. Литературные викторины. Их организацию нужно досконально продумать, лучше разбить детей на команды и провести как соревнование. Особое значение придается предварительному этапу, который включает чтение книг, беседы по содержанию, творческую работу, организацию книжной выставки.
  5. Кукольные драматизации помогают ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

     

     Дети в зависимости от общего развития по- разному воспринимают литературу: одни называют факты и героев, другие пытаются понять, о чем произведение, ставят вопросы, третьи проявляют наблюдательность, выделяют существенное, сравнивают, пытаются обобщить, четвертые выражают личностное отношение к произведению, при этом видят не только особенности содержания, но и форму его выражения, сопереживают, живо представляя художественный образ, формулируют оценки и выводы.

        Следует рассмотреть обложку, считать информацию с вводных листов, рассмотреть постранично, предвосхититься содержанием, подвести итоги узнавания книги. Затем следует знакомство с текстом и беседа по содержанию, творческая работа детей.

     Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Она важна тем, что дает возможность детям поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. Ведь в период общения с книгой ребенок становится соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно своему восприятию и пониманию. И ему хочется, чтобы его мнение узнали другие.

      Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить ребенка отвечать правильно на него. Он должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

      Желание познать окружающий мир с помощью вопросов «Зачем,» «Почему», частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является «Почему?». Вопросы должны быть доступны для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать двойные вопросы: где и почему? Кто и где? , чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Вопросы должны быть продуманы заранее.

     Беседа готовит детей к восприятию текста, уточняет его, делает более глубоким, способствует пониманию текста детьми, развивает у них интерес к чтению, к обдумыванию прочитанного, учит детей аргументированно и эмоционально говорить о прочитанном.

     Беседа по восприятию художественного текста выявляет, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу не следует начинать сразу после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную жизнь, и только после этого задавать вопросы. Известно. что интересное по содержанию, увлекательное, хорошо прочитанное взрослым произведение оказывает сильное впечатление на детей. Надо дать им возможность пережить это впечатление, не разрушить чувства, возникшие в ходе чтения. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвело на них события, описанные в произведении или поступки героев. Задавать большое количество вопросов не стоит. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе.

      Беседа по содержанию произведения выявляет глубину понимания произведения детьми. В ходе беседы взрослый старается воздействовать на чувства детей, обращается к прочитанному ранее, чтобы дети могли вспомнить и заново пережить те яркие эпизоды, которые врезались в память когда-то и будут способствовать развитию беседы в настоящее время.

     Типовые вопросы по произведению систематизируют восприятие содержания и формы.

О теме и проблемах (предметы, явления, лица).

  • О чем это произведение? Почему оно так называется? Какие у вас возникли вопросы?

О сюжете (цепочка событий: завязка, развитие событий, кульминация, развязка).

  • Где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше? Какое событие главное? Чем закончилось?

Об образах (персонажи, пейзажи, события).

  • Что (кого) представили при слушании? Каких героев запомнили? Какими их себе представили? Что они делали ( говорили, думали, чувствовали)? Почему?

О композиции.

  • В каком месте больше всего волновались? Какая часть вам показалась самой главной? интересной? Что перечитать?

О жанре (тип произведения).

  • Что слушали: сказку? Рассказ? Стихи? Как об этом догадались?

О языке ( особенные слова, прямые и переносные значения слов).

  • Понятно ли вам значение слова…? Что заставило вас улыбнуться? Какие слова вызвали грусть? Какие слова красивые? Какие важные?

Об идее (отношение автора и читателя к изображаемому).

  • Что запомнилось в произведении? Кто понравился? (Что понравилось?)Почему? Кто не понравился?(Что не понравилось?)За кого вам радостно? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим себе? С каким настроением закончили читать?

     Приведенными вопросами нельзя ограничиваться, они чаще других звучат в беседах, поэтому и называются типовыми. Следует привлекать детей к самостоятельной постановке вопросов по тексту, так они учатся сопоставлять, анализировать, размышлять.

     Среди приемов, которые можно использовать для привития у детей интереса к чтению, следует назвать словесное рисование. Оно сводится к устному изображению недостающего в произведении и способствует развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

     Одним их эффективных методов может быть «письмо от автора» или литературного героя. С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, настроить на слушание. ( Письмо от Л.Н.Толстого об открытии им первой школы для крестьянских детей и поступлении туда Филиппка.)

     Знакомство детей с биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству. Биография писателя нужна и взрослому, и ребенку. Ребенок настраивается на восприятие текста, а взрослый имеет возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.

     Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощенным, выразительным. Полезно познакомить детей с портретом писателя. Портрет писателя размещается в книжном уголке, где дети несколько дней разглядывают его, запоминая черты лица автора. Взрослый, улучив момент, повторяет сам или просит ребенка повторить его имя и фамилию. Делать это надо неназойливо.

     Рассматривая портрет или фотографию писателя в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. можно поразмыслить с детьми об отношении к сему – либо. ( Фото Толстого на прогулке и косящем траву и его восприятие природы). Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения. ( «Детство» Л.Н.Толстого.) или воспоминания тех, кто его хорошо знал. Рассказывая о писателе, надо рисовать его словесный портрет ( как выглядел, во что любил одеваться, какая остановка окружала его), говорить о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении.

Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.



Предварительный просмотр:

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют.

Срок их жизни может быть коротким и долгим.

Книжкина  жизнь зависит от вас, от вашего обращения с ней. И мы с вами должны книги и учебники БЕРЕЧЬ!

Давайте запомним правила общения с книгой:

  • оберни книгу в обложку;
  • листай книгу чистыми рукам;
  • не читай во время еды;
  • не загибай углы страниц, пользуйся закладкой;
  • не вырывай листы и не вырезай картинки из книги;
  • не рисуй и не пиши в книге;
  • не клади в книгу карандаши и ручки;
  • не мочи палец, когда переворачиваешь страницы;
  • не перегибай книгу – от этого выпадают листы;
  • держи книгу не ближе 30 – 40 сантиметров от глаз, читай при хорошем освещении;
  • подклей порванную книжную страничку;
  • взятую в библиотеке книгу обязательно верни – она пригодится еще многим людям.

Чтобы книги были у детей,

трудилось множество людей. Береги книгу!

C:\Users\rybakovamm-7\Desktop\Библиотека\БИБЛИОТЕКА с 2016 года\Стенд\картинка.jpg



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Павел Петрович Бажов C:\Users\rybakovamm-7\Desktop\Bazhov-Pavel.jpg

(1879 – 1950) – известный советский писатель, фольклорист. Автор уральских сказов «Малахитовая шкатулка», за которые был награжден Сталинской премией 2-й степени.

   Родился Павел поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Начало творческого пути. Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста. Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азовка»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.

Главное произведение писателя. Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939) во многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

   В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

   Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР.



Предварительный просмотр:

    Бианки Виталий ВалентиновичC:\Users\rybakovamm-7\Desktop\Бианки фото.jpg

     Виталий Бианки открыл людям волшебный мир природы. На страницах его книг жизнь животных наполнена невероятными приключениями. Писателя называют волшебником, сумевшим увидеть чудеса в простых вещах. Легкий и красочный язык, подкрепленный знаниями биолога и натуралиста, без труда будит воображение каждого ребенка.

      Мальчик родился и вырос в удивительной среде. Отец Валентин Львович, заведующий орнитологическим отделом зоологического музея Петербургской академии наук, устроил дома настоящий зоопарк.

      Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет, на отделение естественных наук, но Первая мировая война внесла коррективы – молодого человека мобилизовали.

     Наблюдения за жизнью животных Виталий записывал - эти заметки стали основой произведений о природе. Список библиографии автора содержит более 300 сказок, повестей, статей и рассказов, а свет увидели 120 книг. Писатель однажды признался в обращении к читателям: «Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка».

Литературный талант Виталия Бианки расцвел после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей Самуила Маршака и с головой ушел в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных. Самыми известными произведениями писателя стали: «Мышонок Пик», «Как Муравьишка домой спешил», «Лесная газета»,  «Кто чем поет?»,  «Лис и мышонок», «Первая охота», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь», «Оранжевое горлышко», «Лесные домишки», «Репортаж со стадиона «Жукамо», «Хвосты», «Мурзик», «Лесные сказки», «Лесные разведчики», «У кого дом лучше всех?», «Джульбарс».

Прочтите эти и другие книги

 замечательного писателя Виталия Бианки.



Предварительный просмотр:

        Аркадий Петрович ГайдарC:\Users\rybakovamm-7\Desktop\Гайдар.jpg

Аркадий Гайдар родился в семье учителей.

В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда ещё мальчишка, пытался убежать на войну. Попытка не удалась: его задержали и вернули домой.

В 1918 году (в 14 лет) в конце декабря 1918 года был зачислен в Красную армию. В 1919 году обучался на курсах подготовки командного состава в Москве и Киеве.  Был командиром 58-го отдельного полка.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды».  26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб. Пять партизан во главе с Гайдаром несли продукты для бойцов партизанского отряда; утром они остановились на привал. Гайдар взял ведро, чтобы набрать воды в колодце недалеко от железнодорожной насыпи. На самом гребне насыпи заметил притаившихся в засаде немцев. Успел крикнуть: «Ребята, немцы!», — после чего был убит пулемётной очередью. Это спасло остальных — они успели уйти от засады.

Писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе.

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара:

Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. 



Предварительный просмотр:

Ольга Викторовна Малышкина, детская писательница, член Международного творческого объединения детских авторов и Российского союза писателей, лауреат Первой премии Международного литературного конкурса «Новая сказка-2015».
  Если вы любите узнавать из книг что-то новое, если любите захватывающие приключения, если верите в настоящую дружбу, то Ольга Малышкина пишет именно для вас!

   По профессии Ольга Викторовна филолог, преподаватель немецкого языка. Серьезно начала писать с декабря 2013. Первый рассказ «История про кота-путешественника», который был опубликован в журналах «В мире животных» и «Мир животных». За первым рассказом последовали другие, о каждом из питомцев, и нынешних, и прежних. Все они тоже были в журналах о животных. Далее были написаны произведения о коте Брысе. Сама писательница так рассказывает о том, что побудило ее написать их: «Видимо, в подсознании воедино слились и переживания по поводу катастрофически плохого знания родной истории нашими детьми, и любовь к Санкт-Петербургу, и воспоминания об эрмитажных котах, которые нежились на солнышке, сидя рядком вдоль стены Зимнего дворца.». Знакомя читателей с интереснейшими приключениями Кота Брыся, Ольга Викторовна увлекательно рассказывает о достопримечательностях Санкт-Петербурга, Москвы, погружает детей в череду исторических событий. IMG_20190301_115313 (2)

   Учащиеся и педагоги ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» встретились с Ольгой Вик-торовной Малышкиной, узнали много нового о ее творчестве и захотели прочитать произведения писательницы.C:\Users\rybakovamm-7\Desktop\IMG_20190311_145731.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам Пушкина»

Как увлекательно и весело познакомить детей с произведениями великого русского поэта....

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"

Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной  литературой...

тематический план работы по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 год обучения

занятия по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 года обучения для детей с ОВЗ...

Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением зрения на примере художественной литературы.

Данный материал содержит определение наглядного моделирования, раскрываются возможности его использования в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения, приведены примеры наглядного моделировани...

Круглый стол для родителей - "Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ по восприятию художественной литературы"

Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ  по восприятию художественной литературы...