тематический план работы по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 год обучения
учебно-методическое пособие на тему
занятия по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 года обучения для детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог:
Васильева Наталья Юрьевна.
г.Черемхово, «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г.Черемхово»
Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей с художественной литературой
I год обучения
№ | Месяц Блок | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
1 | Октябрь Овощи и фрукты | Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» | Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе. Вызвать эмоциональную отзывчивость у детей на литературное произведение. Формировать способность к общению путем упражнения детей в подборе к словам - действиям слов - предметов. Корригировать умение сосредотачивать внимание на голосе воспитателя. |
| Игрушки (курица, яйцо, мышка, дед, бабка) |
2 | Заучивание стихотворения А. Барто «Мишка» (игрушки) | Познакомить детей с новым стихотворением помочь понять его содержание и запомнить. Упражнять в умении сопровождать рассказываемый стишок жестами, отдельными словами. Корригировать вербальную память, устойчивое внимание. Воспитывать у детей умение слушать стихотворение с группой сверстников. |
| Плюшевые мишки по количеству детей. | |
3 | Обыгрывание потешки «Сорока – белобока». | Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, проговаривать слова (этому дала, сорока-белобока, кашу варила). Упражнять детей в умении сопровождать свои действия словами. Корригировать у детей воображение.
|
| Горшочек, большая ложка, иллюстрация сороки. | |
4 | Заучивание потешки «Петушок – золотой гребешок». | Вызвать у детей радость от слушания потешки, желание послушать ее еще раз и участвовать в рассказывании. Понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них. Побуждать детей подражать голосу птицы и запоминать звукоподражание. Корригировать слуховое восприятие. |
| Игрушки со звуковым сопровождением, ширмочка. | |
5 | Ноябрь. Игрушки. | Рассказывание русской народной сказки «Репка». | Познакомить детей с новым произведением вызвать желание рассказывать его вместе с воспитателем. Закрепить знания детей об овощах (репка – желтая). Корригировать слуховую память, звукопроизношение. |
| Корзинка, репка, помидор, огурец, настольный театр. |
6 | Заучивание потешки «Баю-баю-баиньки» | Познакомить детей с новой потешкой помочь понять ее содержание и запомнить. Вызвать у детей радость от слушания потешки, желание послушать ее еще раз и участвовать в рассказывании. Корригировать вербальную память, внимание, умение взаимодействовать со сверстниками. |
| Куклы | |
7 | Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка» | Познакомить детей с новым стихотворением помочь понять его содержание. Знакомить детей с иллюстрациями к художественным произведениям, узнавать изображенных в них героев и отвечать на элементарные вопросы по их содержанию. Корригировать слуховое восприятие, внимание, память. |
| Игрушка лошадка (качалка), иллюстрации к стихам (серия «Игрушки») | |
8 | Заучивание стихотворения А. Барто «Мячик» | Познакомить детей с новым стихотворением помочь понять его содержание и запомнить. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями к художественным произведениям, узнавать изображенных в них героев и отвечать на элементарные вопросы по их содержанию. Корригировать эмоциональную сферу детей, вербальную память, внимание. |
| Кукла, мячики, таз с водой, инструменты (сачок, крючок, палочка), иллюстрации к стихам. | |
9 | Декабрь. Животные. | Рассказывание сказки «Теремок» | Развивать у детей умение слушать сказку в инсценированном варианте и адекватно реагировать на ее содержание. Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных. Корригировать слуховое восприятие, умение заканчивать фразы за воспитателем. Воспитывать интерес к |
| Куклы-перчатки, теремок, ширма |
10 | Заучивание стихотворения А. Барто «Снег» | Учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом. Выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок, «вертеться как снежок»), использовать в речи предлоги, понимать инструкцию взрослого. Корригировать артикуляционный и голосовой аппарат, внимание, вербальную память. Воспитывать положительный эмоциональный отклик от общения с детьми на занятии. |
| Бумажные снежинки, поднос со снегом | |
11 | Чтение рассказа «Васька» К. Ушинский | Помочь детям рассмотреть игрушку кота. Отметить его повадки, что он ест, как подает голос, внешний вид. Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его содержание. Понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них. Побуждать детей подражать голосу кошки и запоминать звукоподражание. Корригировать слуховое восприятие. |
| Игрушки – кошка, собачка, коза, корова. | |
12 | Заучивание стихотворения «Холодно» О. Высотская | Познакомить детей с новым стихотворением помочь понять его содержание и запомнить. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями к художественным произведениям, узнавать изображенных в них героев и отвечать на элементарные вопросы по их содержанию. Корригировать эмоциональную сферу детей, вербальную память, внимание. |
| Игрушки, схемы | |
13 | Январь | Рассказывание сказки «Рукавичка» | Развивать у детей умение слушать сказку в инсценированном варианте и адекватно реагировать на ее содержание. Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных. Корригировать слуховое восприятие, умение заканчивать фразы за воспитателем. |
| |
14 | Заучивание «На санках» О. Высотская | Учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом. Выполнять соответствующие тексту движения, использовать в речи предлоги, понимать инструкцию взрослого. Корригировать артикуляционный и голосовой аппарат, внимание, вербальную память. Воспитывать положительный эмоциональный отклик от общения с детьми на занятии. |
| Кукла Катя на саночках возле горки | |
15 | Февраль. Улица | Рассказывание потешки «Ветерок – ветерок» | Помочь детям понять содержание потешки, запомнить ее. Учить внятному произношению слов (проговаривание стихотворного текста вместе с воспитателем). Воспитывать у детей эмоциональный отклик на ритм произведения. |
| Султанчики |
16 | Заучивание «Про машину» В. Берестов | Уточнить представление о некоторых видах транспорта. Продолжать учить детей внимательно слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение. Учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов. Воспитывать у детей эмоциональные реакции на позитивный личностный контакт со сверстниками |
| Игрушки – грузовик, мяч, зайчик, лошадка и т.д. | |
17 | Чтение потешки «Поехали – поехали…» | Вызвать у детей желание слушать потешку, проговаривать слова. Создавать условия для обучения детей выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомой потешки. Упражнять в подборе существительных к глаголу. Воспитывать у детей эмоциональный отклик на ритм произведения. |
| Пупсы на каждого ребенка | |
18 | Заучивание Стихотворения «Лошадка» А. Барто | Продолжать учить детей внимательно слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение. Учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов. |
| Лошадка – качалка, иллюстрации к стихотворениям серия «Игрушки» | |
19 | Март. Человек | Рассказывание «Чьи башмачки» Н. Павлова | Продолжать закреплять умение слушать художественное произведение, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей. Учить характеризовать персонаж в двух трех словах, ориентируясь на описание и иллюстрацию. Корригировать умение согласовывать слова в предложении, внимание, память, речевое общение. |
| Кукла Машенька, 2-3 пары туфель разного цвета. |
20 | Заучивание стихотворения Я.Аким «Мама» | Помочь детям запомнить стихотворение «Мама». Раскрыть сущность роли мамы в семье, вызвать желание заботиться о близких людях. Корригировать вербальную память, внимание. Воспитывать желание рассказывать знакомое стихотворение на празднике. |
Беседа «Мамы солнышко мое»
| Детские рисунки, цветы в вазе, иллюстрация «Праздничный день» | |
21 | Чтение потешки «Водичка – водичка» | Вызвать у детей радость от прослушивания потешки, желание послушать ее еще и участвовать в рассказывании. Создавать условия для обучения детей выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомой потешки. |
| Кукла, зеркало, предметы личной гигиены, таз с водой, лейка | |
22 | Заучивание потешки «Солнышко, вёдрышко…» | Помочь детям понять содержание потешки, запомнить ее. Учить внятному произношению слов (проговаривание стихотворного текста вместе с воспитателем). Воспитывать у детей эмоциональный отклик на ритм произведения. |
| Солнышко | |
23 | Апрель | Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса» | Познакомить детей с русской народной сказкой, с образом лисы (отличным от образа лисиц в других сказках. Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. Корригировать внимание, |
| Образ лисички (доброй и злой), Фигурки к сказке, фланелиграф |
24 | Заучивание стихотворения «С добрым утром» Е. Благинина | Учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом. Выполнять соответствующие тексту движения, использовать в речи предлоги, понимать инструкцию взрослого. Корригировать артикуляционный и голосовой аппарат, внимание, вербальную память. Воспитывать положительный эмоциональный отклик от общения с детьми на занятии. |
| Солнышко, картинки | |
25 | Чтение детям «Петушок с семьей» | Продолжать закреплять умение слушать художественное произведение, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей. Учить характеризовать персонаж в двух трех словах, ориентируясь на описание и иллюстрацию. Корригировать умение согласовывать слова в предложении, внимание, память, речевое общение. Воспитывать у детей эмоциональные реакции на позитивный личностный контакт со сверстниками. |
| Игрушка – петушок, курочка и цыплята. Иллюстрация. | |
26 | Заучивание «Солнечные зайчики» А. Бродского | Учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом. Выполнять соответствующие тексту движения, использовать в речи предлоги, понимать инструкцию взрослого. Корригировать артикуляционный и голосовой аппарат, внимание, вербальную память. Воспитывать положительный эмоциональный отклик от общения с детьми на занятии. |
| Мелкие игрушки, мешочек, зеркала, | |
27 | Май. Растения | Чтение «Цыпленок и утенок» В. Сутеева | Помочь детям понять содержание сказки. Продолжать создавать условия для обучения детей выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием сказки. Корригировать умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных на них героев и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации. Воспитывать у детей эмоциональные реакции на позитивный личностный контакт со сверстниками. |
| Цыпленок и утенок, иллюстрации, ширма. |
28 | Заучивание потешки «На зеленом, на лужку…» | Вызвать у детей радость от прослушивания потешки и желание слушать ее неоднократно. Формировать умение слушать внимательно, не отвлекаясь, запоминать небольшое произведение. Корригировать артикуляционный аппарат. Воспитывать у детей эмоциональные реакции на позитивный личностный контакт со сверстниками. |
| Игрушки, зеленая материя. |
Блочные темы
Сентябрь. Тема: Овощи – фрукты. Осень.
Октябрь. Тема: Продукты питания. Посуда. Осень.
Ноябрь. Тема: Одежда. Игрушки. Осень.
Декабрь. Тема: Мебель. Новый год. Зима.
Январь. Тема: Животные. Зимние забавы.
Февраль. Тема: Транспорт. Улица.
Март. Тема: Человек. Предметы ухода за телом. Профессии.
Апрель. Тема: Птицы. Весна.
Май. Тема: Растения. Весна.
Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей с художественной литературой
II год обучения
№ | Месяц Блок | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
Сентябрь. Тема: Овощи – фрукты. Осень. | Рассказывание сказки «Репка»
| Познакомить с новой русской народной сказкой, помочь понять и запомнить ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы полными грамматически верными предложениями. Закрепить последовательность появления героев. Корригировать слуховое восприятие, воображение, вербальную память. Воспитывать чувство взаимопомощи через содержание сказки. |
| Чудесный мешочек, фигурки героев, фланелиграф. | |
Заучивание «Что растет на нашей грядке?» В. Коркин | Создавать условия для проявления эмоциональной реакции детей на литературное произведение. разучить с детьми стихотворение, учить рассказывать его выразительно, добиваясь четкого произношения. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. | 1.С/м «Корзинка с овощами» 2. Д/и «Отгадай загадку». 3. Рассказывание стихотворения работа по содержанию. 4. Повторное чтение с установкой на запоминание. 5.Рассказывание стихотворение детьми 6.Итог. | Муляжи овощей. | ||
Октябрь. Тема: Продукты питания. Посуда. Осень. | Чтение «Маша обедает» С. Капустин | Познакомить детей с новым произведением помочь понять содержание. Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание. Совершенствование грамматического строя речи Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности. Совершенствование тактильного восприятия. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости. |
| Кукла, посуда основных цветов. | |
Заучивание «Маша и каша» Э. Э. Мошковская | Познакомить с новым стихотворением, помочь понять его и запомнить. Уточнить представление о продуктах питания. Развитие речевого дыхания, связной речи навыки диалогической речи, общение в парах друг с другом (задавать вопросы и отвечать на них). Воспитывать эмоциональное восприятие содержание. |
3. Рассказывание стихотворения + обыгрывание. Работа по содержанию. 4. Повторное чтение с установкой на запоминание. 5.Рассказывание стихотворение детьми 6.Итог. | Кукла, атрибуты к игре «Магазин» (продукты питания) | ||
Рассказывание сказки «Колобок» | Познакомить с новой русской народной сказкой, помочь понять и запомнить ее содержание. Во время рассказывания эпизодов сказки учить детей использовать все средства выразительности: мимику, жесты, выразительность голоса. Корригировать общую моторику, воображение. Воспитывать умение играть рядом в соответствии с общими правилами. |
Обыгрывание сюжетов.
| фигурки героев, фланелиграф, колобок. | ||
Заучивание «Октябрь» С.Я. Маршак 485 | Уточнять и расширять знания детей о сезонных изменениях в природе. Познакомить с новым стихотворением, помочь понять его и запомнить. Корригировать слуховую память, воображение. Учить рассказывать стихотворение выразительно. Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками. Активизировать в речи слова: облетели, льет. |
| Зайчик, картинки, схемы | ||
Ноябрь. Тема: Одежда. Игрушки. Осень. | Чтение «Детский сад» О. Высотская 585 | Продолжать формировать умения слушать художественный текст и следить за развитием его содержания. Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Корригировать слуховое восприятие, внимание. Воспитывать навыки бесконфликтного общения детей со сверстниками. | 1.С/м «Игрушки» («Чудесный мешочек») 2. П/с «Поделись игрушкой с другом». 3. Чтение произведения, работа по содержанию + обыгрывание с игрушками. 4.Повторное чтение. 5.Игра «Повтори за мной» 6.Итог. | Мешочек, знакомые игрушки. Иллюстрации на тему «Детский сад» | |
Заучивание «Мяч» С.Я. Маршак | Уточнить представления детей об игрушках, познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Корригировать умение видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. |
| Мячи | ||
Рассказывание сказки «Маша и медведь» | Познакомить с новой русской народной сказкой, помочь понять и запомнить ее содержание. Во время рассказывания эпизодов сказки учить детей использовать все средства выразительности: мимику, жесты, выразительность голоса. Корригировать общую моторику, воображение. |
Итог. | фигурки героев, фланелиграф. | ||
Заучивание «Где мой пальчик» Н. Саксонская | Учить детей понимать содержание стихотворения, внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать эмоциональное восприятие произведения и умение рассказывать о своих впечатлениях (о стихотворении и картине). Корригировать звукопроизношение. Воспитывать добрые чувства, устойчивое внимание, желание повторить и заучить стихотворение. |
| Кукла с набором зимней одежды | ||
Декабрь. Тема: Мебель. Новый год. Зима | Чтение «Таня выбирает елку» Л. Воронкова | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Упражнять в умении отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Формировать грамматический строй речи, согласовывать слова в предложении. Корригировать представления детей о новогоднем празднике, навыки диалогической речи, |
| Елка, маски, кукла | |
Заучивание «Снегурочка» Ю. Шигаев | Уточнять и расширять знания детей о новогоднем празднике. Познакомить с новым стихотворением, помочь понять его и запомнить. Корригировать слуховую память, воображение. Учить рассказывать стихотворение выразительно. Вызвать радостное настроение от предстоящего праздника. Активизировать в речи слова: ёлка, праздник, хлопушка, снегурочка. |
| Открытки, снегурочка. | ||
Рассказывание «Три медведя» | Познакомить детей с новым произведением помочь понять образное содержание и идею сказки. Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацию голосом и характер персонажей. Корригировать навыки диалогической речи, общение в парах друг с другом (задавать вопросы и отвечать на них). Воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки. |
| Кукла мама, папа, дочка (картонные), игрушка медвежонок. | ||
Заучивание «Елка» Е. Тараховская | Уточнять и расширять знания детей о новогоднем празднике. Познакомить с новым стихотворением, помочь понять его и запомнить. Корригировать слуховую память, воображение. Учить рассказывать стихотворение выразительно. Вызвать радостное настроение от предстоящего праздника. Активизировать в речи слова: ёлка, праздник, хлопушка. |
| Сюжетная картина «Новогодний праздник», игрушка «Ёлка». | ||
Январь.Тема: Животные. Зимние забавы. | Чтение «Усатый – полосатый» С. Маршак 639 | Продолжать формировать умения слушать художественный текст и следить за развитием его содержания. Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Учить детей давать элементарную характеристику герою произведения. Корригировать слуховое восприятие, внимание. Воспитывать навыки бесконфликтного общения детей со сверстниками. |
| Котенок (игрушка), атрибуты к разыгрыванию эпизодов стихотворения | |
Рассказывание «Теремок» | Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой, помочь понять её и запомнить. Расширять знания детей о диких животных. Корригировать восприятие, воображение. Воспитывать навыки бесконфликтного общения через сюжет сказки. |
| Иллюстрации с изображением героев сказки. | ||
Заучивание потешки «Мыши водят хоровод» | Познакомить детей с новой потешкой, помочь понять её и запомнить. Упражнять в умении отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Формировать грамматический строй речи, согласовывать слова в предложении. Корригировать память, слуховое внимание. Активизировать в речи слова: хоровод. |
| Мышка | ||
Февраль. Тема: Транспорт. Улица | Чтение «Моя машина» В. Орлов | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Упражнять в умении отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Формировать грамматический строй речи, согласовывать слова в предложении. Корригировать представления детей о транспорте, вербальную память. Активизировать словарь: транспорт, самосвал. |
| Машинка | |
Заучивание стихотворения «Кораблик» Д. Хармс. | Учить детей понимать содержание стихотворения, внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать эмоциональное восприятие произведения и умение рассказывать о своих впечатлениях (о стихотворении и картине). Корригировать звукопроизношение. Воспитывать добрые чувства, устойчивое внимание, желание повторить и заучить стихотворение. |
| Картинка к стихотворению «Кораблик» схемы, кораблик. | ||
Рассказывание «Кто сказал мяу?» | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Корригировать слуховое внимание, воображение. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать у детей зрительное внимание, слуховую память. Воспитывать желание слушать сказку. |
| Игрушки домашних животных. | ||
Заучивание стихотворения «Шофер» | Учить детей понимать содержание стихотворения, внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Закрепить умение заучивать стихотворение наизусть, рассказывать его эмоционально, выразительно. Корригировать представление детей о профессиях, работающих на транспорте, вербальную память, внимание. Активизировать словарь: шофёр. |
| Атрибуты к игре «Шофёр». | ||
Март. Тема: Человек. Предметы ухода за телом. Профессии. | Чтение сказки «Как Маша стала большой» Е.А. Пермяк 613 | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Упражнять в умении отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Формировать грамматический строй речи. Корригировать вербальную память внимание. Воспитывать желание внимательно слушать педагога и сверстника. |
| Конверт с картинками | |
Заучивание «Женский день» | Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его и запомнить. Расширять знания об окружающем, познакомить с праздником «8 марта». Активизировать словарь детей: женский день, соседки, старушки, подружки. Учить детей подбирать слова определения, слова действия к слову мама. Корригировать слуховое внимание, воображение. Воспитывать любовь к близким. |
| Сюжетная картинка «Мамин день». | ||
Рассказывание «Заюшкина избушка» | Познакомить с новой русской народной сказкой, помочь понять и запомнить ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы полными грамматически верными предложениями. Активизировать в речи слова, характеризующие главных героев лису (хитрая), зайца (доверчивый, добрый), петух (смелый). Корригировать слуховое восприятие, воображение, вербальную память. Воспитывать чувство взаимопомощи через содержание сказки. |
| Фигурки животных, картина «Весна пришла», схемы к сказке «Заюшкина избушка» | ||
Заучивание «Кран откройся» | Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его и запомнить. Закреплять название частей тела. Учить подбирать слова-действия. Активизировать словарь: откройся, умойся. Корригировать слуховое внимание, зрительную память. Воспитывать умение ребенка взаимодействовать со сверстниками. |
| Каринки с изображением частей тела, (лица), сюжет картины «Ванная комната». | ||
Апрель. Тема: Птицы. Весна. | Чтение «Грачи прилетели» Н. Сладков. | Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания нового произведения. Обогащать и уточнять словарь по теме «Весенние признаки(потекли сосульки, затрещал лёд, зазеленеет земля, задымятся камни). Активизировать в речи слова, обозначающие действия. Корригировать умения точно отвечать на вопросы. Воспитывать культуру речевого общения. |
| Иллюстрации к рассказу. | |
Заучивание «Песенка капели» Борисова 479 | Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания сюжета поэтического текста. Обогащать и уточнять словарь по теме (весенние признаки: капель, апрель, талая водица). Активизировать в речи слова, обозначающие признаки, корригировать непроизвольную память, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. |
| Мяч, картинка, воробей, иллюстрации к теме «Весна» | ||
Рассказывание сказки «Петушок золотой гребешок» | Познакомить с новой русской народной сказкой, помочь понять идею и запомнить ее образное содержание. Учить понимать и оценивать характер героев. Корригировать навыки диалогической речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. |
| Иллюстрации, маски зверей. | ||
Заучивание стихотворения «Ручеек» | Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его и запомнить. Расширять представление о признаках весны. Учить подбирать слова-определения к существительным солнце, ручеек, весне. Воспитывать умение слушать друг друга и педагога, навыки бесконфликтного общения. |
| Иллюстрации по теме «весна». | ||
Май. Тема: Растения. Весна. | Чтение «Песенка друзей» С. Михалков 592 | Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания нового произведения. Активизировать в речи слова, обозначающие действия. Корригировать умения точно отвечать на вопросы. Воспитывать культуру речевого общения. |
| Паровозик, игрушки | |
Заучивание «Дождик» М.Д. Яснов 598 | Познакомить детей с новым произведением помочь понять содержание. Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание. Расширять представление детей о природных явлениях, о весне. Совершенствование тактильного восприятия. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости. |
| Зонтик, цветное лото. | ||
Сентябрь. Тема: Овощи – фрукты. Осень.
Октябрь. Тема: Продукты питания. Посуда. Осень.
Ноябрь. Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы. Осень.
Декабрь. Тема: Мебель. Зима. Новый год.
Январь. Тема: Животные. Зимние забавы.
Февраль. Тема: Транспорт. Родина. Армия.
Март. Тема: Человек. Предметы ухода за телом. Профессии.
Апрель. Тема: Птицы. Весна.
Май. Тема: Растения. Весна.
Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей с художественной литературой
III год обучения
№ | Месяц Блок | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
Сентябрь. Тема: Овощи – фрукты. Осень. | Рассказывание сказки «Под грибом» Сутеев В. | Продолжать учить детей слушать художественное произведение с группой сверстников. Познакомить детей с литературным жанром - сказкой, дать представление о жанровом характере сказки. Закрепить ранее прочитанные сказки автора. Корригировать зрительное и слуховое восприятие, процессы мышления. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию грамматически верными предложениями. Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе. Бережное отношение к книге. |
| Фланелиграф, иллюстрации, плоскостные фигурки героев сказки. | |
Заучивание «Улетает лето» Е. Трутнева | Познакомить детей с новым стихотворением, учить запоминать его, побуждать рассказывать спокойным голосом предавая интонацией характер произведения. Расширять и обогащать представление детей об осени. Корригировать внимание, вербальную память, слуховое восприятие. Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении. |
| Иллюстрации по теме «осень»,. | ||
Октябрь. Тема: Продукты питания. Посуда. Осень. | Чтение «Федорино горе» К. Чуковский | Познакомить детей с новым произведением, его автором. Помочь понять содержание сказки. Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной моторики. Воспитывать желание повторно послушать любимое произведение. |
| Кукла – бабушка Федора, подборка книг автора, портрет К. Чуковского, карточки к игре «Оцени поступок» | |
Заучивание «Мыть посуду я люблю» Я. Аким | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Уточнить представление об особенностях стихотворения, его композиции, отличии от других литературных жанров. Корригировать умение понимать юмор ситуации, внимание, память, слуховое восприятие, звукопроизношение. Воспитывать бережное отношение к книге, и на примере героя желание помогать взрослым. |
| Картина «Мамины помощники», Схемы. | ||
Рассказывание сказки «Пых» | Продолжать учить детей слушать сказку. Уточнить понятия о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев. Корригировать память, мышление, диалогическую речь. Воспитывать стремление рассматривать иллюстрации к сказке, выражать свое отношение к художественному произведению. |
| Ежик, книги на каждого ребенка со знакомыми сказками, маски. | ||
Заучивание считалок «Мы делили апельсин» | Продолжать знакомить детей с малыми формами народного фольклора. Дать представление о жанровых особенностях считалок, их отличии от пословиц и поговорок. Корригировать вербальную память, внимание, силу голоса. Воспитывать проявление индивидуальных предпочтений к выбору литературных произведений для рассказывания наизусть. |
| Мультфильм, иллюстрации к считалкам | ||
Ноябрь. Тема: Одежда. Об Ноябрь. Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы. Осень. увь. Головные уборы. Осень. | Чтение «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снегирев. | Продолжать учить детей понимать содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. Корригировать представление детей о жизни диких животных поздней осенью, внимание, связную речь, мышление. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, с опорой на иллюстрацию. Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе. |
| Книга с произведением, иллюстрации | |
Заучивание «Научу обуваться и братца» Е. Благинина | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Уточнить представление об особенностях стихотворения, его композиции, отличии от других литературных жанров. Подвести к пониманию нравственного смысла стихотворения. Формировать эмоциональное восприятие произведения и умение рассказывать о своих впечатлениях (о стихотворении и картине). Корригировать звукопроизношение. |
| Буратино, подборка отрывков произведений разных жанров. | ||
Рассказывание сказки «Рукавичка» | Продолжать учить детей слушать сказку. Уточнить понятия о жанровых особенностях сказки, ее основных частях (зачин и концовка). Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь соотнести идею сказки с пословицей. Корригировать память, мышление, диалогическую речь. Воспитывать стремление рассматривать иллюстрации к сказке, выражать свое отношение к художественному произведению. |
| Фланелиграф, фигурки героев, рукавичка, маски. | ||
Заучивание небылицы русского народа «Сидели два медведя» | Продолжать знакомить детей с малыми формами народного фольклора. Дать представление о жанровых особенностях небылиц, их отличии от других жанров. Корригировать вербальную память, внимание, силу голоса, мышление, чувство юмора. Воспитывать проявление индивидуальных предпочтений к выбору литературных произведений для рассказывания наизусть. |
| Чудесный мешочек, картинки к игре. | ||
Декабрь. Тема: Мебель. Зима. Новый год. | Чтение «У Миши были санки» Л. Толстой | Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Учить понимать мотивы поступков героя, высказывать свое отношение к ним. Подвести к пониманию нравственного смысла произведения. Корригировать внимание, умение отвечать на вопросы по содержанию, узнавать произведение по иллюстрациям, рассказывать его. Воспитывать навыки бесконфликтного общения со сверстниками. |
| Набор игрушек, карточки с графическим изображением эмоций. Портрет Л.Н. Толстого и подборка его произведений | |
Заучивание «Верные слуги – снежные вьюги» С. Маршак | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Способствовать умение чувствовать красоту природы в стихотворении. Корригировать память, выразительность и мелодичность речи. Воспитывать желание рассказывать стихотворение в кругу сверстников. |
| Дед мороз, картинки с природными явлениями, отрывки литературных произведений, оценочные карточки. | ||
Рассказывание сказки «Зимовье зверей» | Учить детей понимать образное содержание сказки, характер сказочных героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Корригировать внимание, умение отвечать на вопросы по содержанию, узнавать произведение по иллюстрациям, рассказывать его. Развивать связную речь. Воспитывать на примере сказочных героев дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи и поддержки. |
Итог. | Сундучок, красочные книги со сказками разных народов (русские, украинские), маски | ||
Заучивание «Новогодний калейдоскоп стихов» | Вспомнить с детьми стихотворения посвященные Новому году. Познакомить с новым стихотворением, помочь понять его содержание и запомнить. Корригировать умение читать стихи спокойным голосом, выражая эмоциональный фон стихотворения интонацией. Воспитывать желание принимать активное участие в праздновании Нового года. |
| Снеговик, конверт с открыткой, небольшие призы для детей | ||
Январь. Тема: Животные. Зимние забавы. | Чтение «Волчишко. Волк», «Заяц» Е. Чарушин | Познакомить детей с новым произведением, способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведений. Учить чувствовать и понимать характер образов литературных героев. Корригировать память, мышление, диалогическую речь. Воспитывать стремление рассматривать иллюстрации к сказке, выражать свое отношение к художественному произведению. |
| Загадки, портрет Чарушина, серия картин к рассказам художника Лебедева. Схемы. | |
Рассказывание «Телефон» К. Чуковский | Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя. Учить узнавать ранее прочитанные произведения на иллюстрациях, в книгах. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Корригировать внимание, умение отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать его. Воспитывать навыки бесконфликтного общения со сверстниками, устойчивый интерес к художественной литературе. |
| Телефон, таблички с номерами, портрет Чуковского, его произведения, иллюстрации | ||
Слушание в аудиозаписи сказки «Снегурочка» | Продолжать учить детей слушать сказку в аудиозаписи. Уточнить понятия о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев. Корригировать память, мышление, диалогическую речь. Воспитывать стремление рассматривать иллюстрации к сказке, выражать свое отношение к художественному произведению |
| Снегурочка, схемы, подбор сказок разных народов. | ||
Февраль. Тема: Транспорт. Родина. Армия. | Чтение «Рассказы для детей» Л. Толстой | Продолжать знакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Учить понимать мотивы поступков героя, высказывать свое отношение к ним. Подвести к пониманию нравственного смысла произведения. Корригировать внимание, умение отвечать на вопросы по содержанию, узнавать произведение по иллюстрациям, рассказывать его. Воспитывать навыки бесконфликтного общения со сверстниками. |
| Карточки с проблемными ситуациями, оценочное табло. Портреты детских писателей, их произведения | |
Заучивание «На машине ехали» И. Токмакова | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Уточнить представление об особенностях стихотворения, его композиции, отличии от других литературных жанров. Подвести к пониманию нравственного смысла стихотворения. Формировать эмоциональное восприятие произведения и умение рассказывать о своих впечатлениях (о стихотворении и картине). Корригировать звукопроизношение. |
| Машины по количеству детей, карточки с изображением пространственных отношений, стрелки | ||
Рассказывание сказки «Про Иванушку –дурочка» | Учить детей понимать образное содержание сказки, характер сказочных героев, оценивать поступки и мотивировать свою оценку. Соотносить идею сказки со смыслом пословицы, развивать чувство юмора. Корригировать внимание, умение отвечать на вопросы по содержанию, узнавать произведение по иллюстрациям, рассказывать его. Развивать связную речь. |
3. Чтение произведения, работа по содержанию.
| |||
Заучивание «Наша армия родная» | Закрепить представления детей о российском празднике «День защитников отечества». Познакомить с новым произведением помочь понять его и запомнить. Формировать умение внимательно слушать собеседника, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Корригировать выразительность и пластичность речи, память, мышление. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам отечества. |
| Рисунки детей, иллюстрации «Наша армия» | ||
Март. Тема: Человек. Предметы ухода за телом. Профессии. | Чтение «Посидим в тишине» Е. Благинина | Закрепить представления детей о международном празднике женщин «8 марта». Познакомить с новым произведением помочь понять его и запомнить. Формировать умение внимательно слушать собеседника, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Корригировать выразительность и пластичность речи, память, мышление. Воспитывать заботливое, уважительное отношение к работницам детского дома, девочкам. |
| Фотографии женщин – работниц детского дома. | |
Заучивание «Мамин день» Г. Виеру | Закрепить представления детей о международном празднике женщин «8 марта». Познакомить с новым произведением помочь понять его и запомнить. Формировать умение внимательно слушать собеседника, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Корригировать выразительность и пластичность речи, память, мышление. Воспитывать заботливое, уважительное отношение к работницам детского дома, девочкам. |
| рисунки | ||
Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка» | Побуждать вспоминать содержание прочитанных ранее сказок. Продолжать учить воспринимать образное содержание сказки, характеры персонажей. Закрепить умение оценивать поступки героев, высказывать своё отношение к ним. Корригировать внимание, умение отвечать на вопросы по содержанию. Вызвать желание пересказывать отдельные эпизоды сказки. |
| Кукла в национальном костюме, иллюстрации. | ||
Заучивание заклички «Солнышко – ведрышко» | Продолжать закреплять знание детьми малых форм народного фольклора. Дать представление о жанровых особенностях закличек, их отличии от пословиц и поговорок. Корригировать вербальную память, внимание, силу голоса. Воспитывать проявление индивидуальных предпочтений к выбору литературных произведений для рассказывания наизусть. |
| Зайчик, набор плакатов к народному творчеству «Умелые руки народные» | ||
Апрель. Тема: Птицы. Весна. | Чтение рассказа «Курочка» Е. Чарушин | Продолжать знакомить детей с новым произведением, способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведений. Учить чувствовать и понимать характер образов литературных героев. Корригировать память, мышление, диалогическую речь. Воспитывать стремление рассматривать иллюстрации, выражать свое отношение к художественному произведению. |
| Иллюстрации к тексту | |
Заучивание «Апрель» Я. Аким | Познакомить детей с новым произведением, помочь понять его и запомнить. Уточнить представление об особенностях стихотворения, его композиции, отличии от других литературных жанров. Формировать эмоциональное восприятие произведения и умение рассказывать о своих впечатлениях (о стихотворении и картине). Корригировать звукопроизношение. |
| Картинки «Времена года» | ||
Рассказывание сказки (в сокращении) «Воробьишко» М. Горький | Познакомить детей с авторской сказкой. Учить понимать смысл и основное содержание сказки, выражать свое отношение к поступкам героев, сочувствовать им. Корригировать умение выделять сказку как литературный жанр, называть основные отличия от других жанров. Развивать связную речь, вербальную память. |
| Картинки зимующих птиц, схемы | ||
Заучивание «Ласточка» А. Плещеев | Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении А. Плещеева. Показать напевность языка стихотворения. Закрепить знания о различии стихотворного и прозаического жанров. Корригировать умение составлять короткие рассказы на основе стихотворения и опираясь на собственный опыт. Воспитывать чувство прекрасного. |
| Ласточка, картина | ||
Май. Тема: Растения. Весна. | Чтение «Муха- цокотуха» К. Чуковский | Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя. Учить узнавать ранее прочитанные произведения на иллюстрациях, в книгах. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Корригировать внимание, умение отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать его. Воспитывать навыки бесконфликтного общения со сверстниками, устойчивый интерес к художественной литературе. |
| самовар, портрет Чуковского, его произведения, иллюстрации | |
Заучивание «Черемуха» С. Есенин | Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении С. Есенина. Показать напевность языка стихотворения. Закрепить знания о различии стихотворного и прозаического жанров. Корригировать умение составлять короткие рассказы на основе стихотворения и опираясь на собственный опыт. Воспитывать чувство прекрасного. |
| Веточки черемухи в вазе | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам Пушкина»
Как увлекательно и весело познакомить детей с произведениями великого русского поэта....
Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством в старшей и подготовительной группах.
Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством....
Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"
Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой...
Конспект коррекционно-развивающей НОД «Ознакомление с художественной литературой» сказка: «Репка»
Цель занятия: Формирование предпосылок сотрудничества с взрослым. Образовательная Познакомить детей со сказкой «Репка», закрепить знакомые звукоподражания...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Колосок"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе ЗПР "Колосок", на основе украинской народной сказки....
Материал для работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с художественной литературой
Материал для работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с художественной литературой...