Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам Пушкина»
план-конспект занятия по теме

Как увлекательно и весело познакомить детей с произведениями великого русского поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ura.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие по сказкам Пушкина»

Воспитатель 1 категории

Ломоносова И.А.

Электросталь 2013 г.

Задачи:

Образовательные:

1.  Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно.

2. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.

3. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

4.  Продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и умение разгадывать кроссворды.

2. Развивать творческие способности, память, воображение.

3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Приобщать к владению русским языком:  учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.
  2. Воспитывать лучшие человеческие качества, которые присущи поэту – гордость, патриотизм, честность, доброту.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.

Словарь:

Обогащение: ветхая, невод, землянка.

Активизация: рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.

Предварительная работа:

Чтение произведений А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина,  выставка книг А.С. Пушкина,  работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.

Использование образовательных технологий:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».

«Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С. Ушаковой

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой.

«Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.

Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. « Художественная литература в развитии творческих способностей детей».

Ход занятия:

Воспитатель:

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании,

Благополучного конца.

(В. Берестов)

Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…»

Но что это? Я, кажется, слышу её голос.

Появляется Бабушка – рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.

Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой , предлагают ей стул.

Бабушка – рассказушка:  Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите?

Ответы детей: Жили - были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.

Бабушка – рассказушка:  А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд:

1. Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая (ПОВАРИХА)

2. Ты волна моя, волна

Ты бурлива и вольна…

Пожалей ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

- Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

3. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

4. Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

5. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

И среди своей столицы

С разрешения царицы,

В тот же день стал править он

И назвался – князь (ГВИДОН)

6. Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве

Жил был славный царь (ДАДОН)

Дети читают ключевое слово:  ПУШКИН

Бабушка – рассказушка:  Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и  богатым, и взрослым, и детям.

Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.  

Бабушка – рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

1. Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)

Бабушка – рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.

Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?

Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

Физминутка:

У Лукоморья дуб зелёный;  Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том:  Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса:  там леший бродит,  Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит;  Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;  

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

Дети садятся на стульчики.

Голос кота: (магнитофонная запись)

- Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок.  Вы готовы?

Воспитатель: Ребята,  мы справимся с заданиями?

Дети: Справимся.

Конверт № 1

1. Продолжи фразу:

- Кабы я была царица – говорит одна девица

ТО НА ВЕСЬ КРЕЩЁНЫЙ МИР, ПРИГОТОВИЛА Б Я ПИР.

- Царь с царицею простился

В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,

 - И царица у окна

СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— Жил-был поп

ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ,

- Пошел поп по базару

ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ.

— Ей в приданое дано

БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

- Свойство зеркальце имело:

ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.

- Они жили в ветхой землянке

РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

— Ветер по морю гуляет

И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

— Белка песенки поет

ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,

- А орешки не простые,

ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Конверт № 2

1.Игра «Собери сказки»

В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.

Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне».

Рыбка, старик, дворец  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Лебедь, комар, белка   «Сказка о царе Салтане».

Конверт № 3

  1. Игра «Составь слова из слогов»

На доске написаны слоги:

КА

РУ

ВОД

РЕ

С

РЫБ

С

НЕ

МО

РИК

ТА

ТА

ХА

  1. Из какого произведения эти слова?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Объяснить смысл слов:

«землянка» - жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

«ветхая» - старая, покосившаяся.

«невод» - сеть для ловли рыбы.

Конверт № 4

1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»

Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

Совет – ответ, привет.

Майка – гайка, зайка, зазнайка

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – бегемот, кашалот

Кружка – подружка, клюшка

Крыльцо – кольцо

Берёзы – розы, мимозы, слёзы

Осины – апельсины

Град – виноград, шоколад, мармелад.

Конверт № 5

  1. Игра «Будь внимательным!»

Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

Царевна - Лебедь, лиса, комар

Мачеха, яблоко, колобок

Поп, кот Леопольд, Балда

Старуха, золотая рыбка, журавль

Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

Конверт № 6

1.Игра «Доскажи словечко»:

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный  (рожок)»

«Но царевна в обе руки

Хвать – поймала. Ради скуки

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за  (обед)»

 «Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне на свете всех милей (Королевич Елисей)»

  1. Из какого произведения эти строки?

(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Кот: Вы справились со всеми заданиями и  под корнями дуба  найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч!

Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок.

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова6 « Катись клубок впереди, детей из сказки выводи».

Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями,  и за это получаете награду.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.

Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Конспект коррекционно-развивающей НОД «Ознакомление с художественной литературой» сказка: «Репка»

Цель занятия: Формирование предпосылок сотрудничества с взрослым.       Образовательная Познакомить детей со сказкой «Репка», закрепить знакомые звукоподражания...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Колосок"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе  ЗПР  "Колосок", на основе  украинской народной сказки....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспекты открытых занятий студии технического и художественного творчества "Мастер на все руки"

Конспекты открытых занятий студии технического и художественного творчества представляют собой алгоритм работы педагога с воспитанниками, в том числе воспитанниками младшего и старшего школьного возра...