Формирование у учащихся метапредметных - регулятивных и коммуникативных учебных действий через проектную деятельность.
статья (7 класс)

Мухаметдинова Резеда Фаритовна

Включение в образовательный процесс проектной деятельности способствует становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся метапредметных - регулятивных и коммуникативных учебных действий через проектную деятельность.

        Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

      В современном мире происходят большие изменения, связанные с технологическими прорывами в разных областях нашей жизни. Как же изменится наша жизнь?  Чему сейчас учиться? Кем мы будем в будущем?

Перед учащимися старших классов были поставлены вопросы, на которые многие из них до этого времени, может быть, и не задумывались:

  1. “ Пытались ли вы когда-нибудь представить будущее?”;
  2. “Каким вы его представляете?”;
  3. “ Чем оно будет отличаться от настоящего?”

     Таким образом, перед учащимися была поставлена задача создать  групповой  проект будущего “Прекрасное далеко”.

     Цель проведения этого проекта – получение оценки сформированности у учащихся метапредметных - регулятивных и коммуникативных - действий.

     Для участия в этом проекте была выбрана параллель 7-х классов в составе 57 учеников. Проектом руководили классные руководители. Им в помощь были определены учителя - консультанты и ученики - эксперты из 10 класса. Сначала была проведена подготовительная работа с участниками проекта. Проектная деятельность среди учащихся была широко распространена и проводилась  раньше, но она выполнялась отдельными учащимися , лишь в некоторых случаях  - группой учеников. Это было связано с тем, что данный вид деятельности подразумевал его выполнение во внеурочное время, после уроков или дома. Этот групповой проект отличался своим масштабом, количеством участников и формой своей организации.

      В подготовительном этапе каждый из классов был разделен на группы по 5 учеников, при этом они были разделены по списку из журнала, а не по желанию самих учащихся. Далее, группам были даны задания из 4-х исследований и листы передвижения. Эту работу ребята выполняли  в течение 2-х недель после уроков в свободное от учебы время. Вот темы для исследований:

1.Подготовить список книг  фильмов о будущем.

Сначала каждый из участников должен был приготовить свой список, позже, путем обсуждения и выявления общих критериев, путем обсуждения в своей группе, создать основной, рекомендуемый свои сверстникам для  возможного ознакомления.

2. Узнать о профессиях будущего.

Это задание также выполнялось сначала индивидуально, потом группа должна была представить единый список профессий будущего. Об этих профессиях они прочитали на сайте “Атлас профессий”. Именно это задание вызвало большой интерес среди учащихся. Ведь им скоро предстоит выбрать профессию. Сделать этот нелегкий выбор , конечно, помогают родные и близкие, психологи и учителя, но всегда выбор нужно делать самостоятельно. Ребята узнали о профессиях будущего, какое образование нужно получить для освоения той или иной профессии.

3. Представить поселение, транспорт, энергосистему, продукты питания, одежду , школу будущего.

Это задание  было групповое. Они должны были познакомиться с мнениями ученых - футурологов, обсудить их, рисовать эскизы, делать макеты и компьютерные презентации.

4. Составить самостоятельно вопросы для опроса различных категорий населения, например, вопросы  для одноклассников, для родителей, для учителей, для бабушек и дедушек. Категории можно было составить по своему усмотрению. Это задание требовало слаженной коллективной работы в группе.  Потому что результат работы зависел от ответственности  и серьезности каждого из участников опроса. Некоторые учащиеся проявляли пассивность, даже нежелание выполнять эти исследования, но групповая работа предполагала выполнение работы каждым участником, отсутствие одного звена  приводило к остановке деятельности группы. Более активные дети подталкивали, иногда и заставляли браться за работу более пассивных и ленивых.

     На основе проведенной подготовительной работы и проведенных исследований был организован заключительный этап рааботы над проектом “ Прекрасное далеко”. Для этого ученикам было предоставлено  2 класса, оборудованных “круглыми столами”, компьютерами, принтером, проектором, всеми необходимыми материалами на столах. За работой групп наблюдали руководители, эксперты, ими оказывалась помощь, которая носила рекомендательный характер.

      В результате слаженной и хорошо организованной работы получились интересные и содержательные проекты “Прекрасное далеко”, которые содержали:

1.Групповой доклад с анализом своей работы и сделанными выводами по всем проведенным исследованиям.

2. Листы самооценки и оценку работы остальных групп, участвующих в проекте.

      Главное, во время выполнения различных заданий  проекта учащиеся были вовлечены  в активное общение и взаимодействие  друг с другом. Они научились ставить перед собой цели, планировать свои действия, научились распределять работу между собой, выполнять ее, быть ответственными перед другими, контролировать свои и чужие действия, не допускать и разрешать конфликты, согласовать действие самих себя и своей группы в целом.

      ВыводВключение в образовательный процесс проектной деятельности способствует становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели.

      Список использованной литературы

1.        Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ.//  Официальные документы в образовании. – 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор образования. – 2013. - №3.- С.2-78,№4. – С.11-33.

2.        Об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки России.// Вестник образования. – 2011. - №4. – С.10

3.        Методические рекомендации к выполнению проектной работы. Русское слово. М. 1997 г.

4.        Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

5.        Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование 2000. - №9. - с. 177-180.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...

"Формирование регулятивных учебных действий посредством проектной деятельности".

Доклад о том, как спосообствует проектная деятельность формированию  регулятивных учебных действий....

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов,  реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую   задачу.   Актуальной...

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

laquo;Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоен...