РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учебно-методический материал по технологии

Бабанова Ольга Владимировна

В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов,  реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую   задачу.   Актуальной  проблемой  «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя

технологии МАОУ СОШ № 88

Бабановой Ольги Владимировны

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 «Чем дальше от традиционных методов,

 тем ближе к Нобелевской премии»

Ф. Жолио-Кюри.

В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов,  реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую   задачу.   Актуальной  проблемой  «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин".

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей»./1/

Процесс обучения в современной школе должен отличаться  релевантностью, полнотой, доступностью; быть адекватным, объективным, своевременным  и непрерывным.

 В данной связи формирование универсальных учебных действий  способствует развитию у  школьников не только «умения учиться», но и создают пути к их самореализации. /1/. Вот уже сто лет методу, а он всё жив, продуктивен и любим и детьми, и учителями, он занимает устойчивые  позиции в рядах «современных технологий».

Что позволяет ветерану оставаться на плаву в столь быстро изменяющемся мире, мире высоких технологий и информационных пространств? Попытаемся разобраться.

ШАГ 1. Ревизия теоретических знаний

ПРОЕКТ «по  классикам»:

  1. «От души выполняемый замысел» в четырёхфазной развёртке (замысел, планирование, исполнение и оценка), только самостоятельные действия учеников (идеально -  без участия учителя!), абсолютная свобода в выборе «замысла», в решении и воплощении его, универсальный характер метода, принятие не только активной позиции участников… (И это всё от первоисточника - В.Килпатрика)
  2. Проект (по Дж. Дьюи) есть деятельность совместная учителя и ученика, ибо «нельзя в учении идти на поводу только импульсивных замыслов учеников». В противном случае  сложность и незнание может значительно сузить область «брошенного вперёд» замысла. Обучение должно базироваться на «научном знании и педагогическом опыте».  Обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, необходимость стимулировать в детях их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.  
  3. А вот современная трактовка метода проектов (Полат Е.С.):  под методом проектов понимается «совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания». Метод проектов - это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом». «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления».

Итак, понимаем, что проект – это комплексное понятие и мы можем разложить его в виде ПРОЕКТНОЙ ЛЕСТНИЦЫ:

  1. Проект – это деятельность, а, значит, «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие» (А.Н. Леонтьев)
  2. Проект – это целесообразная деятельность, а значит, замысел сообразуется с интересами учеников
  3. Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы, а значит, необходима такая «целесообразная» проблема
  4. Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, а, значит, значимый для ученика или социума, продукт.
  5. Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая  в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант)
  6. Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая  в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант) при сопровождении педагога.
  7. Кроме того, в процессе практической и теоретической деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, «конструирование» его. Это знание становится ЕГО знанием, а не абстрактной научной мыслью.

Все эти семь ступеней в определении метода проектов (и особенно соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения или рассмотрения) и делают данный метод столь привлекательным для сегодняшней системы образования.

Таким образом, мы видим, что современное звучание метод проектов получает потому, что он прекрасно укладывается в новую парадигму образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности (всё то, о чём сегодня говорится на всех уровнях системы образования: системно – деятельностный подход, формирование УУД, личные, метапредметные, предметные результаты и т.д). 

ШАГ 2. Перезагрузка

В чем же идёт переосмысление метода? На мой взгляд, переосмысление всегда происходит через обновление привычных вещей. Известный метод –ветеран остаётся в строю передовых технологий благодаря такому обновлению, которое мы можем наблюдать:

  • В СОДЕРЖАНИИ: проект становится многоуровневой проектной задачей, тем самым  отражая приоритетные тенденции к интеграции предметных дисциплин.
  • В ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ: проект выходит на уровень сетевого взаимодействия участников, в Интернет- пространство.
  • В ФОРМЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА: в качестве продукта проектной деятельности выступают новые более современные виды презентаций (Prezi, Second Life, Fly Rocket и др), самостоятельно построенные сайты, блоги и т.д., продуктом может стать кейс для проведения Дебатов.
  • В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТОМ: проект становится самоуправляемым – ребята создают проектную задачу, а затем выступают в роли экспертов при работе над этим проектом другими учащимися, самостоятельно оценивая деятельность одноклассников по критериям, которые сами разработали, то есть изменяются схемы взаимодействия между участниками образовательного пространства.

Но то, что остаётся и станется неизменным всегда, проект – это продуктивная деятельность! Заинтересованность ученика (мотивация) – целенаправленность – конструирование и пристраивание своей деятельности -  качественный и полезный продукт!

Можно сказать, что проект – это событие, а точнее СО – БЫТИЁ, это нечто значимое, что планируешь и чего добиваешься в со-трудничестве, в со- действии, в со- переживаниях, в со – обществе …

ШАГ 3, ШАГ 4. В процессе …

Теперь встаёт вопрос КАК? Как организовать проектную деятельность, чтобы модель «СОБЫТИЕ» работала, чтобы и теоретический фундамент оставался крепок, и современные надстройки не стали китчем и данью модным веяниям. Процесс создания такого события, я думаю, у каждого учителя свой. И этот шаг мне представляется очень конкретным, а вернее очень конкретными действиями. Я представила поле для создания своего «события – проекта» в нескольких «этажах»:

  1. Уроки (предметные дисциплины)
  2. НПК
  3. Элективные курсы
  4. Интеллектуальные события - проекты
  5. Творческие события – проекты
  6. Фестиваль Развивающего обучения
  7. Интеллектуальный марафон знаний
  8. Школа Дебатов/ коммуникативные бои

В современном ритме жизни учащихся  «завоевал» мир 3 экранов, где интенсивно транслируется «поверхностная» информация развлекательного характера. Школьник использует данное информационное поле для удовлетворения своих потребностей. Снижается учебная мотивация, отсутствует устойчивый  круг интересов, падает успеваемость. При проведении исследования причин препятствующих школьникам проявлять свои способности, было выявлено, что  праздность   является ведущим препятствием. Так высказались 60 %  родителей, 42 %  школьников.

Формирование универсальных учебных действий (УУД),  как  следует из Концепции ФГОС, способствует  развитию познавательных интересов, любознательности через пересмотр содержания обучения, использования  инновационных педагогических технологий и раскрытия личностного  смысла процесса социализации в школьных условиях.

Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества обучения  школьников и готовность их к  самореализации за счет развития учебной  инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических творческих задач.

  В основе проектной деятельности лежит развитие творческой  активности, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. 

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных стремлений школьников  в учебной  деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

Программа формирования  УУД  содержит несколько блоков: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. /1/

При анализе каждого блока можно увидеть, как через проектную деятельность происходит гибкое усвоение учащимися знаний,  повышается учебная мотивация, формируется личностное развитие.

Поиск необходимой информации для проекта, работа в расширенном современном информационном поле (учебная и дополнительная литература, ресурсы Интернета) развивает познавательные универсальные действия учащихся. Анализ текстов способствует развитию аналитических действий: подведение итогов, построение суждений и доказательств выдвинутой в проекте гипотезы. Универсальные учебные действия должны способствовать развитие у учащихся умения познавательного направления через проявление любознательности, инициативы.

При подготовке к работе над проектом  учащиеся,  при взаимодействии с преподавателем, определяют тему, цель и вырабатывают план действия.  Они при анализе  темы  проекта  погружаются в информационное поле. Идет активное изучение научно-познавательной литературы, осмысление изученного, отбор необходимого, т.е.  «фильтрация»  материалов. Собственное структурирование  знаний, осмысление проблемы и самостоятельное создание алгоритмов деятельности  позволяют  приобрести навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности./3/

Проектное исследование связано с развитием научного мышления, а именно: определение объекта исследования, умение выдвигать гипотезу своего исследования, определять задачи для реализации планомерной деятельности. Работа индивидуально или в групповом режиме осуществляется в зависимости от уровня самооценки школьника и его уверенности в собственные возможности. Все эти действия выделены в ФГОС как познавательные./1/

Согласно целям общего образования, личностные универсальные учебные действия – повышение учебной мотивации, учебной активности, формирование адекватной самооценки, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, целеполагание, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности  -  формируются в проектной деятельности через активное участие школьников./1/

Личностные результаты проявляются через показатель глубины  участия в деятельности: имеет ли  ученик свою точку зрения, отстаивает ли ее при необходимости, насколько  активно сотрудничает  с социальным окружением, совместно с другими учащимися решает  учебные и неучебные задачи, дает ли оценку своим поступкам и поведению других людей.  И здесь на помощь может придти групповой вариант работы над проектом, когда в  творческом контакте каждый школьник имеет возможность почувствовать  себя способным и уверенным  творцом.

Проявление самостоятельности в реализации поставленных задач, помогает личности школьника формировать самоуважение и эмоционально - положительное отношение к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию./1/

Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие взаимоотношения и творить в новых видах  деятельности.

Школьник получает не только определенные навыки работы в проекте, но и приобретает  урок самоанализа и рефлексии.  

У В.А. Сластенина можно найти такое определение: "Рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживания, припоминания и решение проблем. Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждение или оценки»/2/

Проект – это личностно важный продукт собственной деятельности, и поэтому будет максимально значимым для школьников.

Философ П.К. Энгельмейер в своей книге «Теория творчества» указал на ряд  этапов творческой деятельности: развивать желание познание нового, поддерживать замысел, разработать четкий план действия, где может показаться зачаток таланта «с прилежанием»./2/  

Эмоционально-волевая сторона личности учащегося, уровень  саморегуляции  - показатели сформирванности  регулятивных учебных действий.

Данный вид деятельности обеспечивает четкое планирование своей деятельности, а именно установление последовательности действий, осуществление самоконтроля на промежуточных  этапах работы и выполнение  необходимой  корректировки способов действий.

В пособии Б.Ф. Сорокина «Философия и психология творчества» отмечено, что чертами творческой личности являются   «упорный и организованный труд: 1 % вдохновения и 99 % труда». Проект можно сравнить с творческим началом созидательной работой. Личная заинтересованность учащего ведет его на открытия, потому,  что «нельзя  научить творить, но надо знать условия, ему способствующие». /2,4/

          Проектная деятельность  обеспечивает развитию коммуникативных   компетенции учащихся. Известный деятель психологии  Г.А. Цукерман  рассматривает компетентность  как способность, позволяющую человеку самостоятельно выбирать, изобретать средства и способы достижения собственных целей. Школьники в проектной деятельности, участвуя в групповой работе, коллективно обсуждают проблему, учатся принимать мнение другого и отстаивают свою точку зрения. /3/

Сотрудничество  в данной сфере способствует   развитию социального  интеллекта,  необходимого для эффективного межличностного взаимодействия и успешной   социальной  адаптации   личности  в обществе.

В работе   приходится сталкиваться с различными сторонами проблем учащихся.  Неуверенность, низкая самооценка и тревожность, скрываемые под маской демонстративности, мешают учащимся полноценно реализовать свои способности в учебной деятельности. Важно «рассмотреть» детскую проблему и подобрать такую сферу деятельности, где  проявилось и творческое начало, и раскрылись бы  личностные качества.

Мешает развитию творческого проявления в учебной сфере – страх самовыражения, высокая самокритичность, пассивность и, как сказано ранее, праздность  жизни.

Задача  современной школы на этапах внедрения ФГОС – быть демократичными с учащимися, увлекать новыми интересными  учебными  направлениями, больше давать самостоятельности, т.к. вера в себя «окрыляет».

Проектная деятельность способствует развитию «умения учиться» через направление учащихся  к саморазвитию и осознанного усвоения новых возможностей  и умений.

В работах Б.А. Лезина - литературоведа, приверженца учения теоретика искусства А.А. Потебни, отмечено, что творческий процесс – это, прежде всего терпеливый  труд, работа с информацией и вдохновение в  своей работе./2,4/

Учащихся необходимо ставить в такие ситуации, где бы они не только получали теоретические знания, но и могли бы  объяснить, «как и каким способом, они получили результат». Через формирование  универсальных учебных действий в  проектной  деятельности идет  формирование у  школьников  способности  рассуждать, проявлять самостоятельность, т.е.  развитие  дивергентного  мышления, что помогает развитию творчества.

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Список  использованной  литературы:

  1.  Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Формирование универсальных действий: от действия к мысли»- М. : просвещение, 2010.
  2. Сорокин Б. Ф. «Формирование и психология творчества». Научно- методическое пособие для аспирантов и молодых преподавателей - Орел, 2000.
  3. http://bg-prestige.narod.ru
  4. http://ru.wikipedia.org



Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя

технологии МАОУ СОШ № 88

Бабановой Ольги Владимировны

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

       В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

        Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:

- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;

- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

       Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

       К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.

       Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

        Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

        Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        К основным функциям УУД относятся:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

       Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

       Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

       Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

       Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

       Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

- снижается школьная тревожность;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».

        Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Чтобы развить самостоятельность ученика, нужно сделать обучение активным с его  стороны.

Здесь нужно выделить два важных момента. Во-первых, как заставить его на каждом уроке использовать свой мозг, решая небольшие проблемы?

Во – вторых, как достигнуть конечной цели развития самостоятельности – вывести ребенка в режим самообучения. Для этого необходимо не только развить интерес, но и подготовить (или найти готовые) хорошие учебные материалы.

Что нужно для активного обучения?

Прежде всего, заинтересованность.

 Вопрос «Как заинтересовать ученика» крайне важен, но уже хорошо разработан, поэтому остается только привести известные приемы.

1. В первую очередь, ученик должен получить ответ на вопрос «А зачем все это нужно?». Желательно, чтобы это было нужно не «вообще», а ему лично для решения его жизненных задач. Совсем хорошо, если он сможет это применить в ближайшее время (через час, день, месяц). Например, любому преподавателю технологии, преподающему в современной школе, приходится систематически сталкиваться с вопросами учащихся:
 - А зачем нам учить шить, точить, пилить…? Ведь это нам нигде не пригодится. Почему из-за этого мы должны портить себе оценки? А пользы от этого никакой, я всё куплю в магазине.  В подавляющем большинстве детям начинают вторить их родители .
 

Основной нашей задачей является задача не научить учащегося профессионально шить, а научить его логически мыслить /ПРОЕКТ-ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСПУТ/

Лучше всего, если новая информация помогает решить какую-то проблему, которую раньше нельзя было решить или она решалась очень сложно.

2. Всегда вызывает интерес возможность найти ошибку в том, что сказал учитель или одноклассник. С точки зрения психологии это связано, видимо, с тем, что появляется возможность выделиться и самоутвердиться.

Успешно используются также игровые и творческие формы работы.

3. Затем, нужно «выдать» минимальный объем информации (базу), необходимый для самостоятельного движения.

4. В-третьих, мозг,  включается только тогда, когда есть проблема.

Если все эти условия есть, можно рассчитывать на желаемый результат.

Теперь рассмотрим еще один момент – как сделать, чтобы ученику нужно было на каждом уроке использовать свой мозг.

Во время объяснения материала главная цель – понимание. Не обязательно запомнить, важно понять (тонкие и толстые вопросы, является ли хранение информации информационным процессом) и иметь источник, в котором можно найти нужную информацию. Это может быть учебник, записи в тетради или слайды к уроку. /NET школа/

Важную роль в обучении играют ошибки. Их не нужно бояться, они естественны. Поэтому  лучше не ругать ученика за ошибки, а учить его находить и исправлять их.

Иногда получается, что быстрее находятся ошибки у соседа, поэтому можно работать в парах. Иногда объяснение одноклассника работает лучше, чем объяснение учителя, это тоже можно использовать.

Я стараюсь, чтобы ученики сомневались в том, что я говорю. В этом случае они и будут учиться активно.

Я часто делаю «заготовки» программ, в которых есть ошибки, и мы вместе их ищем.

При выполнении практическая работы, которая может проводиться сразу или даже на следующем уроке, ученик должен столкнуться с небольшой проблемой. Это значит, что в изученном материале должна быть вся необходимая информация, но не должно быть явного решения. Поэтому для того, чтобы решить задачу, он вынужден обратиться к теории и еще раз просмотреть материал, причем уже самостоятельно! Здесь главный момент – умение использовать все имеющиеся средства для решения задачи.

Если такая система становится привычной, можно иногда использовать самостоятельное изучение несложного материала с консультациями учителя. Например, у меня так иногда изучают некоторые разделы обработки материалов используя модули.

Технология – предмет, где традиционная составляющая является обработка материалов и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий легко перейти на личностно-ориентированные технологии. При этом создаются условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учётом и развитием их индивидуальных особенностей. Урок технологии дают шанс каждому проявить себя.

Метод проектов является естественным при изучении технологий.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Веб-квест – это исследовательски-ориентированная деятельность, в которой вся информация, представлена с использованием Web - технологий. Веб-квест представляет собой ролевую игру. Учащиеся анализируют информацию, преобразовывают ее, а затем демонстрируют знания материала в форме, побуждающей участников игры к его обсуждению. Веб - квест может быть рассчитан как на один урок так и на длительный период времени.

Нельзя не отметить, что стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции урочной и внеурочной занятости, в соответствии с запросами детей и их родителей. Основу внеурочной занятости составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение коммуникативных и образовательных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения

Внеурочная работа усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает в профессиональном самоопределении обучающихся, способствует расширению предметных областей и форм организации образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Процесс обучения в современной школе должен отличаться  релевантностью, полнотой, доступностью; быть адекватным, объективным, своевременным  и непрерывным. В данной связи формиров...

Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Развитие универсальных учебных действий через работу с межпредметными понятиями на уроке литературы

Изучение любой дисциплины предполагает усвоение определённой системы научных понятий. Если мы обратимся к предметным результатам из любой области: филологии, математики, естественно-научной – каждая в...

Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность

Овладение учебно-исследовательской и проектной деятельностью как один из важнейших результатов общего образования...

Реализация личностных универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по физике на примере кружка

Основной целью программы является: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности....

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

laquo;Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоен...