Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
проект

Ледяева Елена Юрьевна

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Универсальные учебные действия наглядно формируются через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchitelya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №17 имени В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»

«Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Автор: Ледяева Елена Юрьевна,

                                                учитель технологии.

Димитровград

2019


  1. Аннотация

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. 
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  • действие по установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

  1. Обоснование необходимости (актуальности) проекта.

Способы формирования личностных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным универсальным учебным действиям относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • творческие задания;
  • исследовательская деятельность.
  1. Цель  проекта.

Цель работы – показать, как можно развивать личностные универсальные учебные действия через систему организации исследовательской деятельности.

Данная тема выбрана не случайно. Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира и развивает весь спектр универсальных учебных действий. Но хотелось бы с акцентировать внимание именно на личностных универсальных учебных действиях, где в центре внимания стоят все таки личностные  качества человека.

  1. Содержание проекта.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Исследовательские умения у учащихся рассматриваются на современном этапе не только, как способ получения новых знаний в различных областях, но и как приобретение универсальных способов познания окружающего мира – исследовательских умений.
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • владеющий умением учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Исследование как метод должен использоваться практически на каждом уроке. На уроках в пятых классах использую специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ученика, помогающие осваивать навыки проведения исследований, учащиеся учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приёмами рефлексии и самоконтроля, проводят анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулируют  выводы.

Обучение исследованию проводится по плану:

  • выявление проблемы;
  • постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  • выбор методики исследования;
  • отбор материала;
  • соотнесение собранного материала с темой и целью исследования. 

Учащиеся, вовлечённые в исследовательскую деятельность (как индивидуальную, так и групповую), учатся:

  1. Ставить исследовательские вопросы.
  2. Формулировать проблемы.
  3. Выдвигать гипотезы.
  4. Составлять план работы.
  5. Вести наблюдения.
  6. Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации проверки гипотез.
  7. Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы модели и т.д.).
  8. Организовывать (систематизировать) информацию.
  9. Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение, реферативная работа и т.п.).

Формируются УУД в проектной деятельности

Вид УУД

Результат формирования УУД

Личностные УУД

Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
  • различать основные нравственно-этические понятия;
  • мотивировать свои действия  правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

  • проявлять внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к кадетскому классу, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика, кадета»;
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Регулятивные УУД

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

  • принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи;
  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные УУД

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

  • различать такие методы познания окружающего мира, как наблюдение, опыт, эксперимент, вычисление;
  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:

  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
  • устанавливать аналогии; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

  • осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет;
  • высказывать предположения,
  • обсуждать проблемные вопросы,
  • составлять план простого эксперимента;
  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
  • выявлять  известное и неизвестное;
  • использовать знаково-символические средства (модели и схемы) для решения задач;
  • исследовать собственные способы решения;
  • преобразовывать объект: изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные УУД

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

  • находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;.
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • задавать вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, – характеризовать качества, признаки объекта;
  • составлять небольшие устные монологические высказывания,

Следующая таблица показывает систему организации исследовательской деятельности:

Учебная деятельность

Формы исследовательской деятельности

Внеурочная деятельность

Формы исследовательской деятельности

Урок технологии

Урок исследование

Занятия по дополнительному образованию «Народная текстильная игрушка»

Беседа Игры
викторины

Урок творческий отчёт

Занятия по дополнительному образованию «Дизайн ткани»

Тренинг

Учебный эксперимент

Занятия по дополнительному образованию «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья»

Опыты
Эксперименты

Защита
исследовательских проектов

Выставки

Доклады

Отчёты

Результативность проектно - исследовательской деятельности учащихся можно увидеть в данной таблице:

№ п/п

Год

Направление деятельности

Результативность

1.

2017-2018

Дистанционные всероссийские конкурсы проектов.

1.«Наш талант. Сириус»: Малюкова Анастасия (1 место), Соломеина Елизавета (2 место).

2. «Технология 21 века»: Соломеина Елизавета (1 место).

2.

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Предметная олимпиада. Этап защиты проекта.

Сагура Ксения (1 место), Суржик Анастасия (1 место).

Сагура Ксения (1 место), Малюкова Анастасия (2 место), Суржик Анастасия (2 место).

Соломеина Елизавета (1 место), Малюкова Анастасия (2 место).

Соломеина Елизавета (1 место).

3.

2014-2015

2015-2016

2016-2017

 

Фестиваль декоративно-прикладного творчества «От замысла к творчеству». Защита проектов.

Малюкова Анастасия (1 место), Сагура Ксения (1 место), Суржик Анастасия (1 место).

Титенкова Валерия (2 место), Бухкало Полина (2 место), Малюкова Анастасия (1 место), Сагура Ксения (1 место), Суржик Анастасия (1 место).

Малюкова Анастасия (3 место), Соломеина Елизавета (1 место), Суржик Анастасия (1 место).

4.

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Суржик Анастасия (3 место).

Малюкова Анастасия (2 место), Сагура Ксения (2 место).

Малюкова Анастасия (2 место).

Организация учебно-исследовательской деятельности, должна опираться на ряд принципов:
— принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);
— принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);
— принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);
— принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);
— принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).

Таким образом, формирование личностных УУД через исследовательскую деятельность  готовит  и способствует  обучающихся к саморазвитию, сформированности  мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Список литературы

  1. Л.С.Выготский. Мышление и его развитие в школьном  возрасте. Собр.соч. В 6 т. – Т.2 – М., 2016.
  2. А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2015.
  3. Т.Ивочкина. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – 2017. – №3.
  4. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 2015.
  6. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/
  7. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2017.  321с. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/organizatsiya-uchebno-issledovatelskoi-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-kak


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Формирование универсальных учебных действий через вовлечение учащихся в проектную деятельность".

Стья о формировании УУД на уроках музыки через вовлечение учащихся в проектную деятельность....

Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Формирование универсальных учебных действий через разнообразные виды деятельности: факультативный курс («школа правовых знаний»).

Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования, обеспечивающих компетенци...

Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность

Овладение учебно-исследовательской и проектной деятельностью как один из важнейших результатов общего образования...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование универсальных учебных действий через реализацию принципов компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности предмета «Технология»

Если раньше действовала формула «знать – значит уметь», то в стандартах второго поколения она изменяет смысл на противоположный: «уметь – значит знать». Необходимо ...

Формирование универсальных учебных действий через организацию проектной деятельности на уроках английского языка.

С психологической точки зрения  в основе проектного обучения  лежит принцип «эго-фактора», который  предполагает такой подход к обучающимся, который может быть соотнесен с р...