Программа "Я гражданин!"
рабочая программа
Программа патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_prgramma_ya-grazhdanin_ya-patriot.doc | 455 КБ |
Предварительный просмотр:
Название программы
Название учреждения Год основания
ФИО руководителя Адрес, телефон, факс
Описание программы
Воспитательная программа школы долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления воспитания, развития учащихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса, инновационные преобразования воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты и критерии.
ФИО ответственного
за реализацию программы Должность Реквизиты для связи
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы … ………………………………………………3
Пояснительная записка ………………………………………………6
Раздел 1. Обоснование программы…… ………………………………8
- Анализ состояния воспитательной системы школы по основным направлениям деятельности…………………..8
- Концепция воспитательной системы школы……………..10
- Основные цели и задачи программы……………………...12
- Ожидаемые результаты…………………………………….13
Раздел 2. Основные направления реализации программы…………..14
Раздел 3. Содержание программы……………………………………..17
Раздел 4. Механизм реализации программы………………………….21
4.1 Этапы и сроки реализации…………………………………..21
4.2. Условия реализации…………………………………………22
4.2.1 Кадровое обеспечение…………………………………… 23
4.2.2 Организационное обеспечение……………………………24
4.2.3 Материально-техническое обеспечение………………….28
4.2.4 Смета затрат на реализацию программы…………………..29
Список литературы………………………………………………………31
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы | Воспитательная программа МОСШ № 29 «Я – гражданин! Я – патриот!» на 2018 – 2020 учебные годы. |
Руководитель программы | Директор МБОУ«СШ№29» Бачинина Т.В. |
Юридический адрес | 628615 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, ул. Дзержинского, 27А |
Телефон | 8 (3466)26-02-90 |
Разработчики Программы | Громовая С.И. – заместитель директора по ВР Шабалина Е.В. – педагог- организатор ОБЖ Алиева Н.В. – социальный педагог |
Дата принятия Программы | Педагогический совет МБОУ«СШ№29» Протокол № 1 от 01 сентября 2018 года. |
Обоснование необходимости принятия Программы. |
до 2020 г. |
Период и этапы реализации программы | Программа рассчитана на 2 учебных года: 2018-2019, 2019-2020 Программа реализуется в 2 этапа: 1 этап – 2018-2019 учебный год – «Я - гражданин!» 2 этап – 2019-2020 учебный год – «Я – патриот!» |
Рецензент | Старший преподаватель кафедры ЕГФ НГГУ |
Проблема | Необходимость создания условий для обеспечения ценностно-смысловой определённости духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, повышения общешкольного уровня усвоения основных воспитательных понятий. |
Цель программы | Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства для воспитания детей в идентичности национальному идеалу – личности, усвоившей духовно-нравственные нормы российского народа, свободной, толерантной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты |
|
Сайт школы | |
Система организации контроля за выполнением программы | Контроль выполнения программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе школы. Инструментарий контроля: ВШК, мониторинг усвоения основных воспитательных понятий, мониторинг деятельности классного руководителя |
Объем финансирования | Школа имеет свой лицевой счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами. Бюджетное финансирование покрывает примерно 75% финансовых нужд образовательного учреждения. 5% составляют внебюджетные средства. Внебюджетные средства образуются за счет
|
Исполнитель Программы | Педагогический коллектив МБОУ«СШ№29» |
Уровень реализации Программы |
|
Пояснительная записка
Программа воспитания «Я - гражданин! Я – патриот!» МБОУ«СШ№29» на 2018-2020 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления воспитания, развития учащихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса, инновационные преобразования учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты и критерии.
Программа военно-патриотического воспитания МБОУ«СШ№29» направлена на реализацию Концепции модернизации российского образования в период до 2020 года, Приоритетного национального проекта «Образование», Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2018-2020 годы».
Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет выделить интегральный признак – наличие нового социального заказа общества к образованию, определение процесса его достижения, выражаемого в новых целях и ценностях образования, новом или обновленном содержании образования, в инновационных технологиях или методиках преподавания.
Современная социальная ситуация диктует потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и неучебных ситуаций.
Для достижения новых целей образования школа выработала стратегическую идею – реализация личностно ориентированного образования через совершенствование партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса:
(ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-администрация).
Школа, являясь муниципальной общеобразовательной школой, ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Раздел I. Обоснование программы
1.1 Анализ состояния воспитательной системы школы
по основным направлениям деятельности
В 2018 – 2019 учебном году в школе обучалось 568 учащихся.
- На 1 ступени 280 учащихся в 11 классах.
- На 2 ступени 255 учащихся в 11 классах.
- На 3 ступени 43 учащихся в 2 классах.
Таким образом, ученический коллектив составляет 24 класса, из них 1 коррекционный класс в начальной школе, для детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата (6 вида). Коррекционные классы были переданы школе на начало года МОУНШДСКВ № 77 «Эрудит». Все обозначенные цифры указывают на стабильность ученического контингента школы.
Учащиеся школы - дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, в том числе:
- 30 детей из многодетных семей;
- 112 школьников из 103-х неполных семей;
- 10 детей оставшихся без попечения родителей, из них 3-е сироты;
- 14 детей- инвалидов;
- детей с девиантным поведением - 14;
- в 19-ти семьях есть инвалиды;
- в 14-ти семьях проживают участники вооруженных конфликтов;
- на учете в течение учебного года была одна неблагополучная семья.
Педагогический коллектив приложил значительные усилия для формирования устойчивой положительной мотивации школьников, познавательной самостоятельности учащихся, общечеловеческих ценностей, ответственности за учебу и поведение, доброжелательных отношений детей в коллективе, которые позволили повысить уровень усвоения учащимися программного материала, добиться положительных результатов.
Но в тоже время мониторинг эффективности воспитательного процесса показал, что такой важнейший критерий, позволяющий определить эффективность воспитательной работы школы, как уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса находится на недостаточном уровне. Духовно-нравственное воспитание являющееся важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагающее становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, природе, отношений к труду, своим обязанностям и самому себе достигает оптимального уровня усвоения только в старшем звене.
Тревогу вызывает состояние психологического и физического здоровья учащихся, продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими и психотропными средствами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.
Усугубление кризиса семьи снижает её воспитательный потенциал. Российская семья не обеспечивает полноценное воспитание детей, практически утратила контроль за свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на ребёнка другим факторам социализации. По прогнозам учёных, семья с её проблемами будет всё больше автономизироваться от влияния школы. Уже сегодня мы обязаны считаться с правом родителей не давать согласия на определённые виды работы с ребёнком. Остаётся лишь право школы привлекать родителей к сотрудничеству в решении школьных проблем ребёнка.
У трети подростков основным компонентом досуга является компьютер. Несбалансированное виртуальное общение развивает у ребёнка опосредованное восприятие мира, разрушает интуицию, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней и истории своего народа.
Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей и молодёжи, участие подростков в социально значимой деятельности, опыт реализации активной гражданской позиции остаются явно недостаточными.
Тем не менее, осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования способствует гуманизации образовательного процесса, усилению его воспитательного потенциала. Современные подходы к организации внеурочной деятельности школьников предполагают её образовательный характер.
Для этого необходимо создание образовательной среды, позволяющей формировать у детей определённые социальные компетенции.
Современная социальная ситуация диктует потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных и неучебных проблем и ситуаций, а это возможно, на наш взгляд, только при условии модернизации школьной воспитательной системы.
Для достижения новых целей образования школа выработала стратегическую идею – реализация личностно - ориентированного образования через совершенствование партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса.
1.2 Концепция воспитательной системы школы
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (концепция разработана в соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.07.г. и 05.11.08 г., в соответствии с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.) говорится, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. В этом документе впервые за весь постсоветский период говорится о национальном воспитательном идеале, который синтезирует в себе два важнейших воспитательных направления: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное.
Национальный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определённой эпохи. Так, в дореволюционной России воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, образования, государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания.
Конец прошлого века и уже почти два десятилетия нынешнего представляют собой особый период в российской истории и образовании. Этот период смены ценностных ориентиров порождал собственный идеал индивида – свободная в своём самоопределении и развитии личность. Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом – утилитаризм, потребительство, балансирование на грани вседозволенности – не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни.
Сегодня же, на новом этапе развития России, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.
Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной, и саморазвивающейся личности.
Мы хорошо понимаем, что должны воспитывать наших детей в понимании того, что Россия устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
Наша программа имеет одной из своих задач создание системы гражданско – патриотического и духовно – нравственного развития воспитанников, которое осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия ими ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой должна стать система ценностей традиционных российских религий;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
Здесь следует отметить, что данная программа является логическим продолжением предыдущей воспитательной программы школы. В её рамках был накоплен воспитательный потенциал, который потребовал дальнейшего поступательного движения в заданном векторе, т.е. воспитании наших детей в стремлении к максимальной идентичности их национальному идеалу.
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Программа позволяет через создание единого воспитательного пространства сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, создать условия для понимания своей социальной значимости.
Программа рассчитана на учащихся с 1 по 11 классы, учитывает психологические особенности каждого возраста, представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей нашей школы. Духовная наполненность содержания воспитания
Державность (осознание необходимости сохранения целостности геополитического пространства государства)
Народность (идентификация себя с великим народом и великим государством)
Соборность, как основа единения.
Социальная опосредованность поведения и деятельности. Толерантность, гуманизм.
Принцип демократии.
Принцип доступности.
Реализация данных принципов в образовательно-воспитательном пространстве нашей школы осуществляется по следующим направлениям:
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении; повышение культуры и образованности, формирование чести и достоинства, ответственности и коллективизма.
Гражданское – воспитание правовой культуры и законопослушания, чёткой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу, формирование тех черт, которые позволят человеку быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, активной социальной позиции.
Патриотическое – присвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству.
Политико-правовое – Формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, ознакомление с законами государства, правами и обязанностями граждан России. нравов, обычаев, верований и традиций народов, нашего государства, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость государства.
1.3 Основные цели и задачи Программы
Цель Программы
Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства для воспитания детей в идентичности национальному идеалу – личности, усвоившей духовно-нравственные нормы российского народа, свободной, толерантной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся.
Задачи Программы
- Развитие национальной культуры, сохранение исторической преемственности поколений, бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
- разностороннее развитие школьного детства, формирования творческих способностей, создания условий для самореализации личности;
- формирования основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной успешности и навыкам поведения в социуме;
- формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников.
- расширение базы дополнительного образования через создание кружков, спортивных объединений, клубов.
1.4 Ожидаемые результаты реализации Программы
- Усвоение учащимися основных воспитательных понятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию как базовых ценностей здорового общества.
- Функционирование единого социально-образовательного и воспитательного пространства для воспитания детей в идентичности национальному идеалу – личности, усвоившей духовно-нравственные нормы российского народа, свободной, толерантной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся.
- Гармонизация отношений в общешкольном коллективе.
- Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания на основе единства деятельности школы с различными объектами социального взаимодействия.
- Гармонизация внутрисемейных отношений, формирование системы единых воспитательных ценностей семьи и школы.
Раздел II. Основные направления реализации Программы
- Учебная деятельность через предметы;
- тематические классные часы;
- проведение военно-патриотических спортивных праздников;
- проведение конкурсов по истории, науке, культуре, быте народов, героическом наследии России;
- повышение квалификации преподавателей согласно задачам программы;
- организация социально-значимой деятельности детей школы;
- укрепления уже имеющихся и поиск новых социальных партнёрств;
- укрепление материально-технической базы школьного музея;
- разработка экскурсий по школьному музейному комплексу, цикла бесед о любви к родине, гордости за ее героическое прошлое, великих гражданах России, о необходимости стремления укреплять ее авторитет в мире;
- участие детей и педагогов в конкурсах различных уровней, чьи цели созвучны программным целевым установкам;
- совершенствование работы школьного детского самоуправления;
- организация педагогических советов, рабочих групп, творческих групп по разработке социально значимых проектов.
Основные виды деятельности:
- Урочная
- Внеурочная
- Внешкольная
- Семейная
- Социально-значимая (общественно-полезная)
Раздел III. Содержание программы
. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ВОЗРАСТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ПЕРВОКЛАССНИК |
Воспитание бережного отношения к природе. Выявление и закрепление познаний о своей Родине. Понятие Родины. |
МЛАДШЕКЛАССНИК (2-4 класс) |
Воспитание норм социокультурной жизни, этических , трудовых жизни, правовых, эстетических норм и правил. Мой дом – город - округ – страна – моя Родина! Я –мальчик, значит… Я – девочка, значит… Родина – место, где человек родился. |
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК (5-6 класс) |
Формирование образа жизни, достойного человека. Формирование образа человека. Укрепление духовных сил школьника. Необходимость человека для других людей Изучение истории, традиций. |
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (7-8 класс) |
Становление в группе, обществе, государстве. Представитель своего поколения, формирование чувства патриотизма. Знание истории своей Родины. Гордость за Родину, забота о Родине. Труд на благо Родине. Интерес к социальным событиям. Я – девушка. Я – юноша. Умение обсуждать и осмысливать значение происходящего в стране. Выстраивать перспективы своей жизни в тесной связи с судьбой Отечества. |
СТАРШЕКЛАССНИК (9-10 класс) |
Формирование ответственной гражданской позиции. Человек, как творец своей жизни. Ценности жизни. Формируется образ жизни на основе идеальных представлений о ней. Уважение всех возрастов. Уважение к традициям, сохранение их. |
ВЫПУСКНИК. |
Взаимодействие «Я» с большим миром. Выбор жизненного пути. Социальные роли по половой принадлежности (муж, жена; мать, отец). Абсолютное осознание социальных ролей человека: гражданина, труженика, патриота. |
Общешкольные коллективные творческие дела.
Месяц | 2018-2019 учебный год «Я – гражданин!» | 2019-2020 учебный год «Я – патриот!» |
Сентябрь | День знаний. Урок мира «Россия – мирная страна». | День знаний. Урок мира «Учусь Отечеству полезным быть». |
Октябрь | Ярмарка «Дары земли нашей» Операция «Клюква» День учителя. Концерт «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!» День самоуправления. | Ярмарка «Дары земли нашей» Операция «Клюква» День учителя «Великое счастье – учить!». День самоуправления |
Ноябрь | Декада гражданско – патриотического воспитания. Концерт, посвященный дню пожилого человека. Акция «Милосердие» | Фестиваль национальностей России «Россия – наш общий дом» - конкурс-выставка народных костюмов; - Фотоконкурс «Я люблю тебя, Россия!» - концерт «В песне и танце – душа моего народа» - конкурс сочинений «В единстве – великая сила». Концерт, посвященный дню пожилого человека. Акция «Забота» |
Декабрь | Неделя правового воспитания «Я – гражданин России» Мастерская Деда Мороза. Конкурс « Моя игрушка – на нашу ёлку» Новогодний спектакль для младших школьников «Двенадцать месяцев». Новогодний «Огонёк» для 5-7 и 8-11 классов. | Викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню Конституции России «Великая наша Держава». Новогодний спектакль для младших школьников «Новогодние приключения» |
Январь | Праздник русской песни «Мощно разносится песня раздольная Вдоль по отчизне родной!» Конкурс социальных проектов «Я – гражданин России!». Фольклорный праздник «Рождество»
| Декада « Российская монархия» - викторина «Россия в символах» - конкурс творческих работ, посвящённый истории династии Романовых; - литературно – музыкальная композиция для старшеклассников о трагической судьбе императорской семьи «Я стану искупительною жертвой». Фольклорный праздник «Рождество» |
Февраль | Месячник по гражданско- патриотическому воспитанию. Концерт «Отечества достойные сыны». Поисковая операция «Предметы народного быта» | Месячник по гражданско- патриотическому воспитанию. Концерт «Отечества достойные сыны». Конференция для старшеклассников «Защитник и патриот. Знак равенства?» |
Март | Выставка поисковых материалов «Святыни России». Пополнение музейного фонда. Фольклорная ярмарка «Масленица идёт!» | Школьная конференция « Моя роль в борьбе с мировым терроризмом. Что я могу сделать?» Концерт, посвящённый празднованию 8 марта «О, женщины России!..». |
Апрель | Акция, посвящённая 65 годовщине Великой Победы «Память поколений». Операция «Поиск» Конкурс рисунков «Память жива» Конкурс чтецов « И помнит мир спасённый!» | Викторина «Главные вехи Победы» Декада «Память» Пасхальный концерт для младших школьников «Христос Воскрес!» Благотворительная акция «Посылка воину». |
Май | Торжественный Концерт, Посвящённый Празднованию 65 Годовщины Великой Победы. | Торжественный Концерт, Посвящённый Празднованию Великой Победы. Торжественные линейки «Последний звонок». |
Межпредметные недели.
2018-2019 учебный год «Я – гражданин!» | 2019-2020 учебный год «Я – патриот!» |
Неделя русского языка, литературы и истории «Великий гражданин России» | Неделя русского языка «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» |
Неделя истории и литературы «Православные праздники» | Неделя истории и обществознания «Отчизны верные сыны» |
Неделя биологии «Край наш сибирский» | Неделя химии, биологии, географии «Охранять природу – это значит охранять Родину» |
Классные часы.
В школе при составлении классными руководителями планов воспитательной работы с классными коллективами используется следующая схема распределения классных часов (из расчета – 1 классный час в неделю):
Программный тематический классный час. | Классный час с тематикой социально-психологической службы |
Классный час по профилактике и безопасности | Классный час из компонента воспитательной работы с конкретным классным коллективом. |
2018-2019 учебный год «Я – гражданин!» | 2019-2020 учебный год «Я – патриот!» | |
Сентябрь | «Правила внутришкольного распорядка. Кодекс ученика МСОШ. Устав школы». | «Правила внутришкольного распорядка. Кодекс ученика МСОШ. Устав школы». |
Октябрь | Государственная символика. | «Мои семейные реликвии» |
Ноябрь | «Наши предки – кто они?» | «Что мы знаем о народах, населяющих Россию?» |
Декабрь | «Имею право! Я обязан?» | «Дисциплина – залог процветания общества» |
Январь | «Духовное наследие отчизны» | «Отец. Отчизна. Отечество» |
Февраль | «Главные вехи победы» | «Когда поступок становится подвигом». |
Март | «Мои замечательные земляки» | «О чем могут рассказать названия улиц моего города?» |
Апрель | «В здоровом теле – здоровый дух!» | «В здоровом теле – здоровый дух!» |
Май | «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим!» | «Помните, какою ценой завоёвано счастье… Пожалуйста, помните!» |
РАБОТА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА.
Сентябрь – май.
- Организация лекторских групп.
- Заседания Советов хранителей школьного музея.
- Создание поисковых групп в классах
- Организация встреч с выпускниками школы.
- Совместная работа с городским этнографическим музеем, Музеем русского быта им. Шуваева, школьными музеями.
- Организация экскурсий по школьному музейному комплексу.
- Пополнение экспозиций Этнографического зала, Зала русского народного творчества, Зала исторической славы, Зала боевой славы, Колонного зала.
Раздел IV. Механизм реализации Программы
- Этапы и сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2 учебных года: 2018-2019, 2019-2020.
Программа реализуется в 2 этапа:
1 этап – 2018-2019учебный год – «Я - гражданин!»
2 этап – 2019-2020учебный год – «Я – патриот!»
4.2. Условия реализации Программы
1. Организационные условия - это создание новых органов, структур объединения (совет, временная творческая группа, клуб и т.д.).
2. Методические условия - это создание необходимых средств (сценарии, методы социального проектирования, диагностический инструментарий и др.)
3. Материально - техническое оснащение - помещение, оборудование, финансы и др.
4. Мотивационные условия — это действия, которые призваны сформировать заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач (участие детей в выставках, фестивалях, конкурсах; система поощрения и др.)
5. Кадровые условия - проведение аттестации специалистов, проведение курсов повышения квалификации, лекториев, семинаров и др.
4.2.1.Кадровое обеспечение
- Администрация
- Руководители МО классных руководителей
- Руководители объединений дополнительного образования
- Руководители спортивных секций
- Социальные педагоги
- Психологи
- Председатель Управляющего совета школы
- Классные руководители 1-11 классов
- Совет старшеклассников и совет Дела
- Родительские комитеты школы и классов
4.2.2. Организационное обеспечение
Управление процессом реализации Программы
Функции управления | Содержание деятельности |
- информационно – аналитическая | Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели. |
- мотивационно – целевая | Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе. |
- планово – прогностическая | Совместно с Управляющим советом школы прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива |
- организационно – исполнительская | Организация выполнения программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей |
- контрольно – оценочная | Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений воспитательного процесса в соответствии с Программой. |
- регулятивно - коррекционная | Обеспечение поддержания системы воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе. |
- Критерии оценки эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- формирование и развитие у обучающихся таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование;
-готовность выпускников к защите Российского государства, сохранению и развитию его славных боевых и трудовых традиций;
-повышение уровня толерантности обучающихся;
- внедрение новых подходов к формированию и развитию гражданственности и патриотизма;
- повышение места Музея Боевой и трудовой славы в рейтинге городских музеев образовательных учреждений;
Количественные параметры - это количество:
- проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания , а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;
- подготовленных экскурсоводов и представителей актива музея;
- действующего на базе музея патриотического объединения «Память Югории; - детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
- детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
- проведенных на базе школы мероприятий по патриотической тематике.
Конечными результатами реализации Программы должны стать повышение уровня воспитанности обучающихся, достижение высоких результатов в различных видах деятельности гражданско-патриотической направленности, рост авторитета музея и школы в целом.
4.2.3. Материально-техническое обеспечение
Школа имеет необходимую материально-техническую базу и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений на основании инструкции «Оь организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной слкжбы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. А так же требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Мониторинг эффективности реализации программы
Средством оценки коммуникационных способностей призывника является формирование «Карточки допризывника».«Карточка допризывника» - нацелена на выявление:
- Объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
- Пробелов в подготовке;
- Развития мыслительной деятельности;
- Развитие уровня физической подготовки;
- Развитие уровня сформированности гражданственности;
- Развитие эмоциально – волевой сферы;
- Интерес к военной подготовке;
- Профессиональное самоопределение;
Оценка коммуникационных способностей призывников школы.
1. Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе)
Выводы: из диаграммы видно, что увеличивается число учащихся с высоким и среднем уровнем взаимоотношения с другими людьми.
Средством оценки коммуникационных способностей призывника является ффективности реализации программы ффективности реализации программы
формирование «Карточки допризывника».«Карточка допризывника» - нацелена на выявление:
- Объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
- Пробелов в подготовке;
- Развития мыслительной деятельности;
- Развитие уровня физической подготовки;
- Развитие уровня сформированности гражданственности;
- Развитие эмоциально – волевой сферы;
- Интерес к военной подготовке;
- Профессиональное самоопределение;
Оценка коммуникационных способностей призывников школы.
1. Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе)
Выводы: из диаграммы видно, что увеличивается число учащихся с высоким и среднем уровнем взаимоотношения с другими людьми.
2. Нравственные отношения
Выводы: из диаграммы видно, что увеличивается число учащихся с высоким и среднем уровнем.
3. Эстетические отношения.
Выводы: Преобладает высокий и средний уровень форсированности эстетических отношений.
3. Диагностическая программа изучения уровней форсированности гражданственности у допризывника.
Вывод: отмечает , что учащиеся знают основные права и обязанности, осознают себя гражданином своей страны.
4. Особенности психофизиологического развития
Вывод: блок позволяет отследить развитие познавательной сферы, уровень интеллектуального развития, эмоционально – волевую сферу, учебную деятельность. Можно отметить, что у допризывников преобладает средней уровень.
5. Профессиональное самоопределение
Вывод: блок профессионального самоопределения позволяет призывникам определить тип профессии.
6. Физическая и начальная военная подготовка
Вывод: ребята улучшают показатели по физической и военной подготовке.
Критерии оценки
1.Морально-психологический портрет допризывника:
- I Блок. Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе).
- II Блок. Нравственные отношения.
- III Блок. Эстетические отношения.
- IV Блок. Уровни сформированности гражданственности у
допризывника. - Блок. Особенности психофизиологического развития.
- Особенности развития познавательной сферы.
- Уровень интеллектуального развития (ШТУР).
- Особенности развития эмоциально - волевой сферы.
- Учебная деятельность.
- Результаты участия в конкурсах, олимпиадах, спортивных
мероприятиях.
6.Блок. Физическая и начальная военная подготовка.
7. Блок. Профессиональное самоопределение.
8.Характеристика допризывника.
9.Категория годности.
10.Определение допризывника после школы
Морально – психологический портрет допризывника
Диагностическая программа изучения уровней сформированности моральных качеств допризывника
№ | Основные показатели | Качество проявляется | |||||||
10 | 11 | ||||||||
Довольно редко | Довольно часто | Всегда | Не наблюдается | Довольно редко | Довольно часто | Всегда | Не наблюдается | ||
1 | Уверенность в собственных силах | + | |||||||
2 | Самообслуживание | ||||||||
3 | Умение работать в группе | ||||||||
4 | Умение работать самостоятельно | ||||||||
5 | Проявляет инициативу в оказании помощи | ||||||||
6 | Умеет вести себя в конфликтных ситуациях | ||||||||
7 | Имеет постоянных друзей | ||||||||
8 | Быстро устанавливает контакты с другими детьми | ||||||||
9 | Способен сопереживать другим, оказывать им помощь, откликаться на их просьбы | ||||||||
10 | Стремиться к лидерству | ||||||||
11 | Умеет подчиняться мнению коллективу | ||||||||
12 | Умеет подчиняться общепринятым правилам поведения, даже если для этого приходится сдерживать эмоции и подавлять свои желания | ||||||||
13 | Взаимоотношения со сверстниками:
| ||||||||
14 | Взаимоотношения со сверстниками:
|
I Блок. Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе)
Уровни и показатели сформированности социальных отношений
Высокий | Средний | Низкий |
- Допризывник имеет хорошие доброжелательные отношения с учителями и со сверстниками, способен сопереживать другим людям, проявляет инициативу в оказании помощи. - Уверен в собственных силах. Быстро устанавливает контакт с другими людьми. Умеет работать в группе и самостоятельно. - В споре опирае6тся на логику, умело отстаивает свое мнение, оперируя фактами . В конфликтных ситуациях умеет принимать адекватные решения. - Умеет подчиняться мнению коллектива и общепринятым нормам поведения, даже если для этого приходится сдерживать эмоции и подавлять желания. | - Допризывник имеет ровные отношения с учителями и со сверстниками. - Уверен в собственных силах. Умеет работать в группе и самостоятельно, но всегда удается быстро установить контакт с другими людьми. - Имеет постоянных друзей. Способен сопереживать другим людям, оказывать им помощь, откликаться на их просьбы, хотя сам инициативу в оказании помощи не проявляет. - Умеет спорить и отстаивать свое мнение. Умеет подчиняться мнению коллектива и общепринятым правилам поведения. | - Допризывник имеет сложные отношения со сверстниками (находится в изоляции в коллективе, противопоставляет себя коллективу и т.д.) - Проявляется конфликтный характер, грубость, хамство во взаимоотношениях с одноклассниками и (или) взрослыми. - Не всегда уверен в собственных силах, имеет некоторые затруднения при самостоятельной работе. - Не всегда подчиняется мнению коллектива и общепринятым нормам поведения, идя на поводу собственных желаний и эмоций. |
II Блок. Нравственные отношения
№ | Основные показатели | Качество проявляется | |||||||
10 | 11 | ||||||||
Довольно редко | Довольно часто | Всегда | Не наблюдается | Довольно редко | Довольно часто | Всегда | Не наблюдается | ||
1 | Милосердие | ||||||||
2 | Любовь к природе, к животным | ||||||||
3 | Честность | ||||||||
4 | Чувство собственного достоинства | ||||||||
5 | Открытость для общения | ||||||||
6 | Обязательность, умение держать слово | ||||||||
7 | Самокритичность | ||||||||
8 | Скромность | ||||||||
9 | Трудолюбие | ||||||||
10 | Доброта | ||||||||
11 | Начатое дело упорно стремиться довести до конца | ||||||||
12 | Старается хорошо выполнять свои обязанности, поручения, обещания, без лишних напоминаний со стороны учителя | ||||||||
13 | Уважает чужой труд и собственность | ||||||||
14 | Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии; - в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); - употребляет спиртные напитки; - курит; - зарабатывает себе на жизнь. | ||||||||
15 | Отношение к труду, профессиональная ориентация.
- знание своих возможностей и способностей; - профессиональная определенность; - развитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.
- отрицательное отношение к работе;
| ||||||||
16 | Поведение и поступки.
- прогулы; - нарушение школьной дисциплины;
- драки.
- побеги из дома; - невыполнение домашних обязанностей; - непослушание; - ложь.
- бродяжничество; - попрошайничество; - азартные игры; - употребление наркотиков; - курение; - кража; - вымогательство; - порча имущества. |
Уровни и показатели сформированности нравственных отношений
Высокий | Средний | Низкий |
- Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам, Говорит правду и тогда, когда ему невыгодно - Всегда охотно вступает в контакт с людьми. Помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела и других людей, а не собственной выгодой. - Трудолюбив. Уважает чужой труд. Активно участвует в общественной жизни класса. Начатое дело упорно срамиться довести до конца. Старается хорошо выполнять свои обязанности, поручения без лишних напоминаний со стороны учителя. - Имеет чувство собственного достоинства. Самокритичен. | - Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. - Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. - Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. - Как правило, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. - Как правило, берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Выполняет общественные поручения под контролем учителя. - В большинстве случаев реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. | - нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. - Часто говорит неправду ради собственной выгоды. - Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой. - Замкнут, необщителен. - Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения. - Чаще всего старается уклониться от любой работы. - Общественные поручения не выполняет даже под контролем учителя. - К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки. Либо отвергает любую критику. |
III Блок. Эстетические отношения
№ | Основные показатели | Качество проявляется | |||||||
Довольно редко | Довольно часто | Всегда | Не наблюдается | Довольно редко | Довольно часто | Всегда | Не наблюдается | ||
1 | Умеет организовать свое рабочее место | ||||||||
2 | Аккуратен в работе | ||||||||
3 | Аккуратен в одежде; внешний вид | ||||||||
4 | Принимает участие во внеклассных мероприятиях | ||||||||
5 | С воображением поет, танцует, рисует, драматизирует | ||||||||
6 | Умеет слушать и понимать музыку | ||||||||
7 | Понимает живопись |
Уровни сформированности эстетических отношений
Высокий | Средний | Низкий |
|
|
|
IV Блок. Диагностическая программа изучения уровней
сформированности гражданственности у допризывника.
№ п/п | Основные показатели | Качество проявляется | |||||||
Довольно редко | Довольно часто | Всегда | Не наблюдается | Довольно редко | Довольно часто | Всегда | Не наблюдается | ||
1 | Гражданское самосознание | ||||||||
2 | Гражданский долг | ||||||||
3 | Гражданская ответственность | ||||||||
4 | Правовая культура | ||||||||
5 | Соблюдение законов государства | ||||||||
6 | Личная свобода | ||||||||
7 | Гражданское достоинство | ||||||||
8 | Гражданская активность | ||||||||
9 | Политическая культура | ||||||||
10 | Патриотизм и интернационализм |
Компоненты Гражданственности | Уровни и показатели гражданственности | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Гражданское самосознание | Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах. | Знает основные права, обязанности и норы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может себя регулировать | Не всегда придерживается общепринятых норм поведения. Принимает участие в любой деятельности только под контролем учителя. |
2. Гражданский Долг | Охотно и осознанно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности. Проявляет убежденную готовность и способность защищать Родину. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. | Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать Родину. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе. | Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей. Иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым. |
3. Гражданская ответственность | Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учебе. | Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится. Инициативу в делах коллектива проявляет не всегда. | Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии принуждения. |
4. Правовая культура | Осознает себя гражданином своей страны, знает права и обязанности граждан РФ. | Осознает себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет их реализовать в жизнь. | Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых. |
5. Соблюдение законов государства | Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. | Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения. | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых. |
6. Личная свобода | Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы. | Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам. | Проявляет неуверенность в собственных силах. |
7. Гражданское достоинство | Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. | Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. | Развито чувство собственного достоинства. Но не проявляет требовательность к себе и другим. |
8. Гражданская активность | Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу. | Проявляет участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести дело до конца. | Проявляет активное участие только в тех случаях, если дело интересует. Требует контроля со стороны взрослых. |
9. Политическая культура | Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность. С интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. Участвует в доступных возрасту мероприятиях | Принимает участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, следует за другими ребятами. Чувствует в обсуждении общественно-политических событий в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации. | Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя. Иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. При оценке общественно-политических событий не умеет правильно оценивать ситуацию. |
10. Патриотизм и интернационализм | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре. Участвует в историко-патриотической работе. | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности. | Мало интересуется историей Родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности. |
V Блок. «Особенности психофизиологического развития»
5.1. Особенности развития познавательной сферы
Учебные годы | Внимание | Помять | Мышление | Общая мотивация | Тип нервной системы | |||||||
Объем внимания | Устойчивость внимания | Зрительная помять | Слуховая помять | Образная помять | Анализ | Синтез | Сравнение понятий | Исключение понятий | Обобщение | |||
Выводы и рекомендации:
4.2.4. Финансовое обеспечение реализации Программы
Финансирование бюджетное и привлеченные средства
4.3.Смета затрат на реализацию Программы
№ п/п | Мероприятия, наименование затрат | Финансовые затраты | Сроки реализации |
1. | Мероприятия в рамках реализации комплексных подпрограмм
сувениры, печатная продукция
Эмблема, значки, галстуки, футболки (отличительные знаки членов школьной республики, символика) | 28460 р. 6200р 3400 р. 2100 р. 8000р. 2000 р. | 2018-2019 г |
2. | Укрепление материально- технической базы - телевизор - выставочные стенды - диски - настольные игры - ватман - фото- рамки - бумага гофрированная | 11.500 р. 263000 р. 1000 р. 12.100 р 1250 р. 3100 р. 5.000 р | 2019-20120г. |
итого | тысяч рублей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
урок по теме "Гражданин.Права гражданина"
Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается право граждан выбирать и быть избранными....
Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"
Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся....
программа "Гражданин"
ПРОГРАММА Культурно образовательного центра « ГРАЖДАНИН» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)...
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...
Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами
Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...