ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В КРУЖКЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
план-конспект
Работаучащихся в кружке журналистики расширяет их кругозор, развивает навыки коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_zhurnalistike.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В КРУЖКЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
ТЕМА «ИНТЕРВЬЮ»
Ход занятия:
1. Орг. момент: Приветствие
2. Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы).
Объявление темы и цели занятия
3. Сообщение нового материала. Мозговой штурм.
4. Практическая работа
5. Итог занятия, домашнее задание
1. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены
все, даже самые маленькие страны, то всё равно не найдете страны
Журналистики. Но, тем не менее, она существует. Стоит нам включить радио
или телевизор, взять в руки журнал или газету, зайти в Интернет, как мы без
особых усилий попадем в удивительное государство. Но, чтобы узнать все
его законы и секреты, нужно пройти долгий путь по дорогам страны.
2. Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы)
Представьте, что вы в редакции известной телевизионной передачи
«Пусть говорят». Вы будете принимать участие в создании нового выпуска, и
главный редактор даёт вам уникальное задание - необходимо взять интервью
у одного из героев ток-шоу. Думаю, с этим заданием легко справиться
…Итак, берём блокнот, ручку и отправляемся по нужному адресу брать
интервью.
- Задание понятно? А куда мы отправимся? Мы уже решили, о чем
будем его спрашивать? А он готов дать интервью? Как быть?
Сообщение темы занятия, цели для учащихся
∙ А, чтобы все сомнения развеялись, мы проведём интересное
занятие и сегодня мы с вами станем ещё на шаг ближе к этой удивительной
профессии. На этом занятии мы познакомимся с таким жанром
публицистики, как интервью, рассмотрим его классификацию, узнаем
правила ведения интервью и подкрепим те знания, которые получим от
теории на практике.
3. Сообщение нового материала
Ребята, так что же такое интервью? Что обозначает это слово? Что
входит в его понятие? (высказывания учеников)
В журналистике известны три группы методов сбора информации – изучение документов, наблюдение, третьим методом называют – опрос. В журналистике это прежде всего интервью – опрос «лицом к лицу», устная беседа, хотя иногда применяется и другая разновидность опроса – анкетирование. И все-таки один из самых распространенных методов получения сведений – есть интервью, получение информации в личном общении, но при этом журналист может интересовать и личность собеседника, его мнения, вкусы, пристрастия.
(раздать листы)
ИНТЕРВЬЮ (англ. interview), жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Подразделяется на интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью-мнение, комментирующее известные факты и события.
Классификация интервью.
Российские авторы выделяют следующие виды интервью:
1. Протокольное интервью; цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.
2. Информационное интервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.
3. Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника.
4. Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.
5. Интервью – анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.
Сегодня мы будем учиться брать интервью. Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности.
Мозговой штурм
- Подумаем над тем, каким должно быть успешное интервью.
Прежде чем отправиться на интервью, нужно…
(уч-ся высказывают свои предположения)
В процессе «мозгового штурма» могут быть такие пометки:
- продумать тему интервью
- выбор собеседника
- подготовка вопросов
- договор о встрече
- создать комфортную обстановку – расположить к себе собеседника
- вопросы корректные, открытые
- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?)
- показать черновой вариант статьи собеседнику до выпуска в печать.
Я предлагаю Вам остановиться на некоторых моментах более подробно, для этого я приготовила для вас памятку «Как готовиться к интервью?»
1.Определяем цель. Любой текст должен иметь цель и интервью — не
исключение. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит
качество и, соответственно, популярность интервью.
Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:
∙ Почему вы хотите взять интервью у этого человека?
∙ Чем он может быть интересным читателям?
∙ Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть
в интервью?
∙ Какие результаты планируете получить после публикации
интервью?
2. Сбор информации. Заранее просмотреть информацию о вашем герое,
чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе.
3. Договориться о встрече. Место и время должен назначать ваш
собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в
комфортном для себя месте и в удобное время.
4. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном,
логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится,
появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное -
держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у
любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны
соответствовать. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:
-прекрасное общее знание предмета обсуждения
-формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность
уклонения от ответа
- первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу
- предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них
следующих вопросов
Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы,
передать герою. Затем забрать ответы на них.
5. Завизировать текст у героя, собеседника.
6. Диктофон обязателен, если это личная встреча.
7. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его
точки зрения.
8. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было
ошибок, переспрашивайте, уточняйте. (Помните ли те фразы, которые мы
записывали, говоря о достоверности и доверии читателей: «Верно ли я
понял...», «Вы сказали, что...»? Какие еще фразы можно использовать?
«Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»)
9. Готовясь к интервью, помните еще, что сказал Лорд Морли. «В речи
имеют значение только три вещи - кто говорит, как говорит, что говорит. И
из этих трех вещей наименьшее значение имеет третье». Это к тому, что в
интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления
собеседника, раскрыть его перед читателями как специалиста и человека.
10. Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и
использования фотографий или других материалов! [2,6,7]
Этапы интервью
1.Встреча. Приветствие. Установление первого контакта.
Интервью должно начаться в условленное время, и вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта. Цель - создать благоприятную атмосферу для разговора. Для «утепления» атмосферы интервьюер может начать разговор с отвлеченных тем, что покажется уместным для установления первого контакта. Вначале интервьюер называет себя и представляемую им организацию, помня, что не надо подчеркивать свою личную заинтересованность в содержании интервью.
2.Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью. На этом этапе продолжается общая разведка. Как и в анкетных опросах, первые сведения - чисто о фактах (обычные обязанности, описание условий жизни, быта). В этот период следует подчеркивать, что получаемая информация важна, интересна.
3.Переход к основным вопросам интервью. На этом этапе корреспондент задаёт основные вопросы, которые подготовил заранее.
4.Завершающий этап интервью. Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника. В ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В заключение он может вернуться к некоторым вопросам, ссылаясь на то, то теперь это кажется ему более важным, чем представлялось в ходе разговора. Интервьюер благодарит за беседу, еще раз подчеркивает, что она была очень важна для исследования и что сведения, которые он записал, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.
5. Обработка материалов для интервью.
4. Практическая работа
Теперь у нас есть основательный фундамент из теории, предлагаю Вам попробовать свои силы на практике.
Практическая работа № 1: «Анализ текста интервью»
Задание: Прочитать внимательно интервью и проанализировать его по
следующим критериям, определить:
∙ с кем ведется беседа
∙ вид интервью
∙ соответствие названия содержанию интервью
∙ соответствие правилам ведения интервью
Текст А.П. Чехова
А. П Чехов «Моя беседа с Эдисоном».
Я был у Томаса Эдисона. Это очень милый, приличный малый. Все комнаты его завалены телефонами, микрофонами, фотонами и прочими «фонами».
- Я русский! – отрекомендовался я Эдисону. – Много наслышан о ваших талантах. Хотя ваши изобретения и не вошли ещё в программу наших средне-учебных заведений, но, тем не менее, ваше имя часто упоминается в газетных «смесях».
- Я очень рад, но предупреждаю вас, что дать вам денег взаймы, ей-богу, не могу!
- Я и не прошу! – сконфузился я от такого неожиданного афронта.
- Вы извините, но я читал и слышал, что брать у всех взаймы – национальная особенность русских.
- Помилуйте, что вы!
Посидели, поболтали.
- Ну, что изобрели хорошенького? – спросил я. – Чай, чёртову пропасть наизобретали всякой всячины! Например, что это за висюлька?
- Это гастрономофон…Вы ставите перед этим отверстием раскаленный уголь…закручиваете этот винтик, продавливаете эту штучку, отмыкаете ток и за сто, двести миль отсюда получаете отражение угля в увеличенном виде. На отражении вы можете варить и жарить всё, что вам угодно…
- А это что за монтифолия?
- Это пластинка для расследования мыслей. Стоит только приложить её ко лбу испытуемого, пустить ток – тайны разоблачены…
- Ааа.. Впрочем, у нас это проще делается. Залезешь в письменный стол, распечатаешь письмо, раз, два, три и – все, как на ладони! У нас бишопизм в сильном ходу!
И таким образом я осмотрел все новые изобретения. Мои похвалы так понравились Эдисону, что, прощаясь со мной, он не вытерпел и сказал:
- Ну, так и быть уж, бог с вами! Нате вам взаймы!
Практическая работа №2: «Интервью»
Задание: Взять интервью у одноклассника на определенную тему: «Ваше хобби», «Любимый учитель», «Любимая книга», «Любимое животное», «Любимая музыкальная группа», «Любимый журналист», «Любимое время года».
План выполнения работы:
-Выбрать пару для работы;
- Выбрать тему для интервью;
- Составить вопросы;
- Провести интервью.
- Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого вы будете брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится интервью. Данные правила перед вами, воспользуйтесь ими.
Выводы:
- Как вы считаете, кто из корреспондентов справился лучше с заданием? Почему?
- Как вы считаете, у кого было самое содержательное интервью?
- А у кого было самое интересное интервью?
- Молодцы, справились с заданием.
Подведение итогов занятия
- Еще раз повторим основные правила интервью.
Рефлексия
Ребята, наша встреча подходит к концу, вспомните ситуацию начала занятия. А теперь вы сможете взять интервью? Чему научились, какие знания приобрели?
Домашнее задание: 1) попробуйте взять интервью у друга, или у кого либо из близких; 2) напечатать их к следующему уроку.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого занятия театрального кружка /средняя группа/
Работа над кукольным спектаклем « Заяц с Чудесными ушами» Разработка открытого занятия театрального кружка /средняя группа/...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА в 6-7 классах, ПОСВЯЩЕННОГО 50-летию КОСМОНАВТИКИ "Полет в межзвездное пространство"
Оформление:1. Портрет Ю.А. Гагарина со словами: «50 лет космонавтике»2. «Межзвездное пространство» - картина3. Выставка книг о космосе4. Летательные аппараты:а) ракета Ци...
Конспект открытого занятия фольклорного кружка
Конспект занятия -введение в образовательную программу. Цель занятия: зинтересовать ребят преспективой участия в кружке....
Открытое занятие вокального кружка "Созвездие" на тему "Работа над двухголосием.Канон."
Открытое занятие вокального кружка "Созвездие" на тему "Работа над двухголосием.Канон."Данное занятие позволяет воспитанникам вокального объединения "Мелодия" научиться петь каноном. На данном занятии...
Открытое занятие танцевального кружка "Буратино" на тему "Элементы русской пляски" ("Однажды в деревне")
Открытое занятие танцевального кружка "Буратино" на тему "Элементы русской пляски" ("Однажды в деревне")....
Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»
Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индив...
Сценарий открытого занятия фольклорного кружка "Зимние посиделки. Скоморохи на Руси"
Автор знакомит ребят с традициями проведения посиделок, народными играми, с народным творчеством, рукоделием. С историей появления скоморохов на Руси....