Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»
план-конспект на тему
Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают как выглядит ферзь, как передвигается по доске, как выполняет взятие фигур соперника. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельностиребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_shahmatnaya_figura_ferz.docx | 708.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Куканова Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Пыть – Ях, ХМАО - Югра
Открытое занятие шахматного кружка «Шахматная фигура Ферзь»
Аннотация. Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают как выглядит ферзь, как передвигается по доске, как выполняет взятие фигур соперника. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.
Ключевые слова: ферзь, начальная позиция, ход, взятие, слон, ладья, шахматное поле.
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя.
Задачи: - научиться делать ходы и взятие ферзём;
- развивать воображение, мышление, память;
- воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения занятия: занятие – исследование.
Дидактические материалы и оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы, плакаты с изображением передвижения ферзя, стихи о ферзе, образцы изображения ферзя, листы, карандаши, изображение начального положения шахмат на шахматной доске, компьютеры с установленной шахматной игрой («Динозавры учат шахматам»).
Ход занятия:
I. Организационный момент (цель: организация внимания воспитанников, стартовая мотивация):
1. Приветствие.
2. Знакомство с целью и планом занятия.
II. Актуализация опорных знаний (цель: подготовка воспитанников к активному усвоению нового материала):
- Повторение ходов ладьи и слона (хоровое повторение стихов о этих фигурах):
Он наискосок идёт,
Только прикажи.
В плен противник попадёт,
Вставший на пути. (Слон).
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой скорей её веди. [1, с. 33]
2. Показ детьми на демонстрационной доске передвижений ладьи и слона.
3. Показ детьми на демонстрационной доске места в начальном положении ладьи и слона, называние их «адресов» (Л а1, Л h1, Л а8, Л h8, С с1, С f1, С с8, С f8).
Рис. 1. Как ходит ладья. Рис. 2. Как ходит слон.
Рис. 3. Начальное положение фигур.
III. Изучение нового материала (цель: реализация образовательной задачи):
- Графический диктант. – Сейчас мы нарисуем под диктовку шахматную фигуру. Как она называется, скажете, когда закончим выполнять это задание. (Под диктовку педагога воспитанники рисуют «портрет» ферзя на листочках в клетку).
Ферзь. 1 клетка по диагонали вверх влево, 1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали вниз вправо, 1 клетка по диагонали вверх вправо, 1 клетка по диагонали вниз вправо, 2 клетки по диагонали вверх вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 4 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 4 клетки вверх.
- Знакомство с историей ферзя (демонстрация разных вариантов изображений ферзя):
Ферзь – сильнейшая фигура,
Королю всегда под стать,
Может в разных направленьях
Защищать и нападать!
Он основа для победы,
Но, порою, возгордясь,
Попадает он в ловушку,
Сам себя тогда стыдясь. [1, с.34]
Ферзь чуть меньше короля. У него на голове небольшая шапочка-корона. На демонстрационной доске у ферзя красивая корона с 5 зубцами. В Индии военачальника называли визирём или ферязью. А в европейских странах эта шахматная фигура стала королевой или дамой. Но у нас в России сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. В стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – ферязь всяческая. А прибавку «всяческая» ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. [2, с. 12 ]
- Изучение ходов и взятие ферзём.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить как ладья и как слон-
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали -
Ты больше вниманья ферзю удели. [1, с.34]
(Показ на доске как ходит ферзь и как делает взятие).
Рис.4. Как ходит ферзь.
- Физкультминутка. Буратино шёл, шёл,
Земляничку нашёл,
Наклонился, сорвал
И дальше побежал.
IV. Закрепление изученного материала (цель: закрепить знания по изученному материалу):
1. Работа на компьютере. (В обучающей игре «Динозавры учат шахматам» открыть в разделе «Уроки», тему «Ферзь» и выполнить предлагаемые задания по отработке ходов ферзя, взятия ферзём. По окончании задания отчитаться педагогу.)
2. Физкультминутка. Вырос высокий цветок на поляне,
Утром раскрыл он свои лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землёй корешки.
- Тренировочные игры на демонстрационной доске коллективно. Игра «Стрелок в тире». Сколько «выстрелов» может сделать ферзь, нападая как ладья? (4). Назовите «адрес». Столько же, нападая как слон. (Каждую новую находку,- выстрел ферзя – отметить пешкой.)[2, с. 17]
Рис. 5. Игра «Стрелок в тире»
- Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер выше, выше, выше.
Деревцо всё ниже, ниже.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.
V. Практическая работа (цель: закрепить полученные знания на практике, посредством выполнения практических заданий на шахматной доске):
1. Расставить фигуры в начальном положении (работа в парах).
2. Назвать «адреса» ферзей.
3. Игра «Цепочка» (в парах)- белый ферзь должен побить все чёрные фигуры и добраться до белого короля. [2, с. 20]
Рис. 6. Игра «Цепочка»
VI. Итог занятия (цель: сделать выводы о проделанной работе на занятии):
1. Вопрос на засыпку: - Как ходит ферзь?
2. Уборка рабочих мест.
Список литературы:
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь / М.; издательство Физкультура и спорт, 1983 г., - 128 с.
- Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник /С.- П.; издательский дом «Литера», 1 часть, 2005 г., - 130 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Шахматная школа"
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Систе...
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция» в школе №3 имени И.А.Флерова....
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме "Королевский гамбит".
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Королевский гамбит»....
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....
Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 2 класса на 2018-2019 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...