Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»
план-конспект на тему
Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают как выглядит ферзь, как передвигается по доске, как выполняет взятие фигур соперника. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельностиребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_shahmatnaya_figura_ferz.docx | 708.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Куканова Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Пыть – Ях, ХМАО - Югра
Открытое занятие шахматного кружка «Шахматная фигура Ферзь»
Аннотация. Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают как выглядит ферзь, как передвигается по доске, как выполняет взятие фигур соперника. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.
Ключевые слова: ферзь, начальная позиция, ход, взятие, слон, ладья, шахматное поле.
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя.
Задачи: - научиться делать ходы и взятие ферзём;
- развивать воображение, мышление, память;
- воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения занятия: занятие – исследование.
Дидактические материалы и оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы, плакаты с изображением передвижения ферзя, стихи о ферзе, образцы изображения ферзя, листы, карандаши, изображение начального положения шахмат на шахматной доске, компьютеры с установленной шахматной игрой («Динозавры учат шахматам»).
Ход занятия:
I. Организационный момент (цель: организация внимания воспитанников, стартовая мотивация):
1. Приветствие.
2. Знакомство с целью и планом занятия.
II. Актуализация опорных знаний (цель: подготовка воспитанников к активному усвоению нового материала):
- Повторение ходов ладьи и слона (хоровое повторение стихов о этих фигурах):
Он наискосок идёт,
Только прикажи.
В плен противник попадёт,
Вставший на пути. (Слон).
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой скорей её веди. [1, с. 33]
2. Показ детьми на демонстрационной доске передвижений ладьи и слона.
3. Показ детьми на демонстрационной доске места в начальном положении ладьи и слона, называние их «адресов» (Л а1, Л h1, Л а8, Л h8, С с1, С f1, С с8, С f8).
Рис. 1. Как ходит ладья. Рис. 2. Как ходит слон.
Рис. 3. Начальное положение фигур.
III. Изучение нового материала (цель: реализация образовательной задачи):
- Графический диктант. – Сейчас мы нарисуем под диктовку шахматную фигуру. Как она называется, скажете, когда закончим выполнять это задание. (Под диктовку педагога воспитанники рисуют «портрет» ферзя на листочках в клетку).
Ферзь. 1 клетка по диагонали вверх влево, 1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали вниз вправо, 1 клетка по диагонали вверх вправо, 1 клетка по диагонали вниз вправо, 2 клетки по диагонали вверх вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 4 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 4 клетки вверх.
- Знакомство с историей ферзя (демонстрация разных вариантов изображений ферзя):
Ферзь – сильнейшая фигура,
Королю всегда под стать,
Может в разных направленьях
Защищать и нападать!
Он основа для победы,
Но, порою, возгордясь,
Попадает он в ловушку,
Сам себя тогда стыдясь. [1, с.34]
Ферзь чуть меньше короля. У него на голове небольшая шапочка-корона. На демонстрационной доске у ферзя красивая корона с 5 зубцами. В Индии военачальника называли визирём или ферязью. А в европейских странах эта шахматная фигура стала королевой или дамой. Но у нас в России сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. В стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – ферязь всяческая. А прибавку «всяческая» ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. [2, с. 12 ]
- Изучение ходов и взятие ферзём.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить как ладья и как слон-
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали -
Ты больше вниманья ферзю удели. [1, с.34]
(Показ на доске как ходит ферзь и как делает взятие).
Рис.4. Как ходит ферзь.
- Физкультминутка. Буратино шёл, шёл,
Земляничку нашёл,
Наклонился, сорвал
И дальше побежал.
IV. Закрепление изученного материала (цель: закрепить знания по изученному материалу):
1. Работа на компьютере. (В обучающей игре «Динозавры учат шахматам» открыть в разделе «Уроки», тему «Ферзь» и выполнить предлагаемые задания по отработке ходов ферзя, взятия ферзём. По окончании задания отчитаться педагогу.)
2. Физкультминутка. Вырос высокий цветок на поляне,
Утром раскрыл он свои лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землёй корешки.
- Тренировочные игры на демонстрационной доске коллективно. Игра «Стрелок в тире». Сколько «выстрелов» может сделать ферзь, нападая как ладья? (4). Назовите «адрес». Столько же, нападая как слон. (Каждую новую находку,- выстрел ферзя – отметить пешкой.)[2, с. 17]
Рис. 5. Игра «Стрелок в тире»
- Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер выше, выше, выше.
Деревцо всё ниже, ниже.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.
V. Практическая работа (цель: закрепить полученные знания на практике, посредством выполнения практических заданий на шахматной доске):
1. Расставить фигуры в начальном положении (работа в парах).
2. Назвать «адреса» ферзей.
3. Игра «Цепочка» (в парах)- белый ферзь должен побить все чёрные фигуры и добраться до белого короля. [2, с. 20]
Рис. 6. Игра «Цепочка»
VI. Итог занятия (цель: сделать выводы о проделанной работе на занятии):
1. Вопрос на засыпку: - Как ходит ферзь?
2. Уборка рабочих мест.
Список литературы:
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь / М.; издательство Физкультура и спорт, 1983 г., - 128 с.
- Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник /С.- П.; издательский дом «Литера», 1 часть, 2005 г., - 130 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Шахматная школа"
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Систе...
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция» в школе №3 имени И.А.Флерова....
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме "Королевский гамбит".
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Королевский гамбит»....
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....
Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «Флёровец» по теме «Рокировка». Ноябрь 2024 года.
На открытом занятии шахматного клуба "Флёровец" изучаются основы рокировки, отрабатываются практические навыки по рокировке. Занятия проводятся во внеурочное время с детьми 6-9 лет. На ...