Конспект открытого занятия фольклорного кружка
план-конспект на тему

Тимеркаева Гузель Рафаиловна

Конспект занятия -введение в образовательную программу. Цель занятия: зинтересовать ребят преспективой участия в кружке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

СП МАОУ «Русаковская СОШ»

"Новоаптулинская основная общеобразовательная школа»

Конспект открытого занятия

Введение в образовательную программу

«Татарский фольклор»

Выполнила: учитель татарского

                                                языка и литературы, русского языка

и литературы Тимеркаева Г.Р.

Новоаптула,2015

Кружок: Татарский фольклор

Возраст детей: 7-8 лет

Тема занятия: Введение в образовательную программу «Татарский фольклор»

Цель занятия: заинтересовать детей перспективой участия в программе  «Татарский фольклор».

Задачи:

1. Прививать интерес, уважительное отношение к культуре своего народа, к его творчеству.

2. Формировать у детей навыки исполнительского умения.

3. Создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия детей в кружковых занятиях, самовыражения ребенка средствами различных видов фольклорного искусства.

Прогнозируемый результат: первичный опыт коллективного творчества в фольклорном кружке.

Методы: игра, импровизация, объяснительно – иллюстративный.

Формы обучения: групповая, коллективная.

Количество детей: 10.

Оборудование:

Мультимедиа, карточки со словами, мячик, косынка, 10 стульев.

Ход занятия

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гузель Рафаиловна, я руководитель фольклорного кружка. Сегодня я хочу рассказать,  чем мы занимаемся на кружке, и о том, чему можно научиться на наших занятиях. Но, прежде всего, мы должны с вами познакомиться. По старой народной традиции, приходящий в дом незнакомый человек, называл свое имя, и чем он занимается. Давайте сделаем то же самое, например: меня зовут Гузель Рафаиловна, я люблю читать. Назовите своё имя, и скажите, чем вы любите заниматься. 

У меня сегодня очень хорошее настроение, я и хочу поделиться им с вами. Предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.

Дети встают в круг и берутся за руки.

-Повязываем косынку по – кругу  и  передаем друг другу своё хорошее настроение.

Проводится игра «Косыночка» под веселую народную музыку.

Молодцы! Я рада, что сегодняшнее занятие мы начинаем с хорошего настроения!

– Ребята, а вы любите путешествовать?

– Я тоже. И сегодня я хочу предложить вам отправиться в удивительное путешествие в мир фольклора.

-Ребята, а кто знает, что такое фольклор?

- Фольклор – это народная мудрость, знание, народные традиции, обычаи, обряды. В старину русский народ слагал песни и сказки, легенды и былины, пословицы и поговорки. Фольклор - это ещё и танцы, игры и считалки, загадки, дразнилки, и многое другое. Всё это накапливалось веками, передавалась из поколения в поколение. Много из этого уже давно забыто, а лучшие образцы народного творчества дошли до наших дней.

- Итак, отправляемся мы с вами в путешествие, представьте себе большой воздушный шар! Закрыли глаза и думаем о путешествии на большом воздушном шаре (играет народная музыка).

– Прилетели мы на первую станцию, которая называется «Загадкино»

Ребята, чтобы попасть на станцию, мы должны  из слов, написанных на карточках, сложить загадку и разгадать ее.

Над коромысло повисло красное рекой

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

– Ребята, а вы знаете загадки?
Давайте проведем конкурс “Кто больше знает загадок?”
(Дети загадывают друг другу загадки.)

-Следующая станция называется «Пословицыно»

 Пословица – жанр фольклора, краткое изречение, которое заключает в себе какое-то поучение, совет, наставление. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Объясним значение некоторых пословиц.

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Прямое значение: надо раздобыть удочку, накопать червей и т.д. Переносное: если человек ничего не делает, а хочет что-то иметь.

  1. Мастер на все руки.

У этого человека всё в руках спорится.

  1. Семь раз отмерь, а один отрежь.

Прямое значение: при шитье. Переносное: прежде чем начать дело, надо прикинуть, что из этого получится.

  1. Поспешишь – людей насмешишь.

Когда спешишь, то дело (работа) получается не очень аккуратная.

  1. Один за всех, все за одного.

Товарищи тебя не подведут, а ты товарищей не подводи.

  1. Сам погибай, а товарища выручай.

При любых обстоятельствах выручай товарища.

– Продолжи:

  1. Кто много читает …(тот много знает).
  2. Поздно встанешь … (мало сделаешь).
  3. Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

– Молодцы, ребята! Летим  дальше!

Следующая станция «Поиграй-ка»

Народная игра «Пять пар»

Дети под народную плясовую музыку начинают движение по парам, музыка останавливается, пара, которая остается посередине выполняет задание.

Присаживайтесь, ребята, летим дальше.

Станция «Скороговоркино»

Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растет трава
На траве лежат дрова” –
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь.

-Скороговорка – это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. С давних пор люди играют в скороговорки.

- Как надо читать скороговорки?

(Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.)

- Как правильно разучивать скороговорку?

Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык «спотыкается»; потом быстрее;

и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.

Работа над скороговоркой.

Проворонила ворона воронёнка.

Конкурс «В театре»

Вам нужно проговорить скороговорку так, как будто вы

очень обрадовались;

опечалились;

разозлились;

испугались.

Конкурс “Всех скороговорок не перескороговоришь”.

Класс делится на две команды.
Учитель сообщает на ухо скороговорки первому  игроку (по типу игры “Телефон”).
 (Ведущий «по секрету» говорит скороговорку одному из игроков, тот передаёт другому. И так по цепочке. Последний должен встать и громко произнести скороговорку.)

Скороговорки:

  1. На пеньке опять пять опят.
  2. Шесть мышат в шалаше шуршат.

-Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины.

 Учитель читает вопросы
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет и т.д
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? 
(«Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? 
(Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? 
(Баба Яга)

Следующая станция  «Сказочная»

Игра “Доскажи словечко”

Жили-были семь ребят – 
Белых маленьких (козлят)
Мама их любила
Молочком (поила).
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый (волк).
Шкуру белую надел
Нежным голосом (запел).
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки, (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам (принесла).
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
(“Волк и семеро козлят”).

– Ребята, а сейчас нам пора возвращаться.

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали и назовем жанры фольклора.
Молодцы! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия кружка "Математическое ассорти"

Занятие  предусматривает подготовку учащихся к ГИА. Также в занятие включены логические задачи, задачи-шутки и задачи, взятые из сборника по подготовке к ГИА для 9 класса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

Конспект открытого занятия кружка "Кулинария" на тему "Веселый капустник".

Данный материал может быть использован учителями технологиии, преподавателями дополнительного образования....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

Сценарий открытого занятия фольклорного кружка "Зимние посиделки. Скоморохи на Руси"

Автор знакомит ребят с традициями проведения посиделок, народными играми, с народным творчеством, рукоделием. С историей появления скоморохов на Руси....

Конспект открытого занятия в кружке "Веселая мастерская" (6-7 лет) Тема: Мой аквариум. Плетение из бисера.

Работая с бусинками, дошкольники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. Бисероплетение прекрасно развивает мелкую моторику, координацию ру...

План-конспект открытого занятия сп. кружка "Непоседы" для 1 кл.

Раздел. Подвижные игры, спортивно-игровые действия.Тема. Игровые упражнения с передачей предметов (разных мячей). Подвижные игры: «Мяч соседу», «Передал - садись», «Гуси-...